Акафист священномученику Василию Максимову

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 23 сентября (10 сентября ст. ст.)

Не утвержден для общецерковного использования.

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и страстотерпче священномучениче Василие, в годину гонений лютых душу свою за Христа и Церковь Его положивый и к сонму новомучеников российстих сопричтенный, помяни нас во святых твоих молитвах ко Пресвятой Троице, да зовем ти:

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвенниче о спасении нашем!

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Создатель во дни смут и нестроений церковных избра тя, святе Василие, в проповедника Православия среди народа от веры отступавшего. Ты же, яко добрый воин Христов, Креста оружием вооруженный, со усердием провозвещал еси учение Спасителя Нашего, за Него же многия страдания смиренне претерпевши, венцем мученическим украсился еси на небесех, идеже молишися о всех, взывающих ти сице:

Радуйся, всем сердцем и всем помышлением твоим Бога возлюбивый;

Радуйся, за веру и Отечество живот свой положивый;

Радуйся, царствия Христова сонаследниче;

Радуйся, славы Божия сопричастниче;

Радуйся, Спасителя возлюбивших покровителю;

Радуйся, кающихся с Богом примирителю;

Радуйся, чтущих память твою пред Богом поминающий;

Радуйся, о прославляющих тя Господа умоляющий;

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвениче о душах наших!

Кондак 2

Видя Господь благочестивое и праведное житие родителей твоих, угодниче Божий, дарова им тя, да прославши во трудах, подвигах и страданиях имя Господне. Мы же, дивящеся таковому промышлению Божиму о тебе, вопием Господеви: Аллилуйя!

Икос 2

Разум богопросвещенный даровася тебе, преславне Василие, от дней детства твоего: яко не игриищам и забавам, а трудом, крестианским, молитве и посещении храма Божьего, усердно прилежал еси. Сего ради таковые похвалы приносим ти:

Радуйся, добраго корене отрасле благородная;

Радуйся, ветве вертограда Христова многоплодная;

Радуйся, от юности служити Христу возжелавый;

Радуйся, кротостью и безлюбием Господеви подражавый;

Радуйся, от малых лет радость молитвы вкусивый;

Радуйся, нелицемерную ревность по Бозе показавый;

Радуйся, псалмопением Творца неустанно прославлявый;

Радуйся, благоволение пред лицем Его стяжавый;

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвенниче о душах наших!

Кондак 3

Сила Христова осени тя, преславне Василие, и дарова ти крепость мужественне претерпети искушения врага невидимаго, его же стрелы разженные угасил еси твоими слезными к Богу молитвами; сего ради, яко победитель, воспеваеши с безплотными силами песнь победную Христу Богу: Аллилуйя!

Икос 3

Имуще Всеблагий Создатель Наш велие о тебе, святый Василие, милосердное попечение, благоволи святителю своему, во храме сельстем тя узревшему, благословити тя и ко учению духовному определити; ты же, благословение архиерея сего, аки Божию волю восприял еси и со усердием ко учению прилежал еси, Мы же, сия воспоминающе, величаем тя сице:

Радуйся, Христом Богом возлюбленный;

Радуйся, силою свыше облеченный;

Радуйся, благодатию Божией просвещеный;

Радуйся, научение книжное возлюбивый;

Радуйся, к пастырским трудам сердце твое устремивый;

Радуйся, дар Слова наитием Духа Святаго получивый;

Радуйся, благим супружеством своим и нам образ брака честнаго явивый;

Радуйся, в супружнице твоей добраго помощника на пути Христовом обретый;

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвенниче о душах наших!

Кондак 4

Буря искушений и устремлений бесовстих и волны соблазнов мирских не возмогоша поколебати храмины твоея душевныя, святый Василие, основана бо бе на твердом камене веры во Христа и хранима трезвлением, трудами и молитвы твоима богоприятными; ты бо на Единаго Спасителя уповая, умиленным сердцем воспевал еси Ему: Аллилуйя!

Икос 4

Слышавше, святый Василие, глаголы Спасителя нашего, яко «жатва убо многа, делателей же мало» (Лк 10:2), сему поревновал еси, и, егда сан священный прияти сподобился еси; со усердием провозвещал еси учение Христово; сего ради твоя пастырские добродетели хваляще тя, Боголюбче, ублажаем и на предстательство твое уповая, вопием ти сице:

Радуйся, священство, яко великий дар Господень, восприявый;

Радуйся, обильно в хиротонии благословение небесное стяжавый;

Радуйся, Жертву безкровную со страхом и трепетом совершавый;

Радуйся, словом мудрым всех приходящих к тебе питавый;

Радуйся, помраченные умы наша просвещающий;

Радуйся, окаменелыя сердца наша оживляющий;

Радуйся, Бога любити и волю Его творити нас научающий;

Радуйся, в радости Творца благодарити нас побуждающий;

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвениче о спасении нашем!

Кондак 5

Боготечней звезде уподбился еси, священномучениче Василие, мнозих бо к Солнцу Правды Христу путеводил еси словом твоим премудрым и примером преславнаго жития твоего, еже посвящено бысть Богу и ближним твоим. Тем же блаженство вечное со всеми святыми унаследовал еси и с ними же, предстоя престолу святыя Троицы, пение хвалебное воспеваеши: Аллилуйя!

Икос 5

Видяще, яко властителие богоборныя возвигоша супротив христиан православных гонение лютое, не престал еси молитися, священномучениче Василие, да укрепит тя Всемудрый Господь за веру правую даже до смерти стояти; паству же твою наставлял еси благодатию Божественной в таинствах укреплятися и от матери – Церкви никакоже ни отхождати. Сего ради величающее тя, добрый воине Христов, таковыя похвалы приносим ти:

Радуйся, Христова стада пастырю верный;

Радуйся, носителю духа кротости добропобедный;

Радуйся, правды и истины паче всего в житии твоем искавый;

Радуйся, проповеди Слова Божьего николиже оставлявый;

Радуйся, всех нас к покаянию ныне призывающий;

Радуйся, на милость Божию уповати нас подвизающий;

Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищающий;

Радуйся, светом любве нелицемерныя нас озаряющий;

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвенниче о спасении нашем!

Кондак 6

Проповедует днесь Церковь Христова подвизи и труды твоя, святый угодниче Божий Василие, и величает честная страдания твоя яже за Христа претерпел еси и умиленно Богу, дивному во Святых Своих воспевая о тебе: Аллилуйя!

Икос 6

Воссиял еси, яко светило незаходимое, горением веры и чистотою души твоея в земли Московстей, идеже Пастыреначальник Господь поставит тя пасти овец Его, имже ты воистину был еси правилом жития благочестиваго и, яко наставник богомудрый, в вере Православной паству твою, утвердил еси, образ пастыря добраго, аки память благую и драгоценную, оставил еси нам, приносящим ти благохваления сия:

Радуйся, духовных чад богомудрое окормление;

Радуйся, паствы твоея отрадное утешение;

Радуйся, в годину бед и испытаний отеческою любовию всех утешавый;

Радуйся, к благодатной и благомощной защите Спасителя прибегати паству твою научавый;

Радуйся, чад наших от соблазнов мира соблюдаяй;

Радуйся, оных в целомудрии и чистоте укрепляяй;

Радуйся, скорби наша в радость претворяющий;

Радуйся, светом надежды Христовой нас озаряющий;

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвенниче о спасении нашем!

Кондак 7

Хотящее веру Православную в веси Кабановстей утвердити, святый отче наш Василие, крест Христов с кротостью восприял еси, укрепияя чад твоих духовных в добродетелех христианских; смирении, кротости, любви к Богу и ближнему. Мы же, ныне молим тя, угодниче Христов, предстательством твоим испроси и нам сия боголюбезные добродетели; да не поработимся страстем греховным, но чистым воспоем Спасителю Нашему: Аллилуйя!

Икос 7

Новые труды и подвиги ко устроению жизни Христианской в земли Московстей подъял еси, новомучениче Василие, чад твоих духовных на усердное служение Христу Богу и исполнение, заповедей Его подвизая и был еси има наставник благодатный и праведный. Тогда властилие богоборческия воздвигоша гонение, супротив тя, дабы отвратити тя от трудов сих; ты же благодатию свыше укрепленный, верен Господу даже до смерти пребыл еси. Мы же, ныне память твою славим и взываем ти сице:

Радуйся, пастырю добрый, душу свою положити за словесных овец готовый;

Радуйся, о потерянных овцех зело скорбевый;

Радуйся, никогоже от приходящих ти отвергавый;

Радуйся любовию твоею вся покрывавый;

Радуйся о укреплении веры во чадех своих ко Господу взывавый;

Радуйся, образ истиннаго служения Христу явивый;

Радуйся, светом Божим от растления нас охраняющий;

Радуйся, в вере и верности Богу нас утверждающий;

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвенниче о душах наших!

Кондак 8

Странно бысть людем маловерным видети пречудное житие твое, новомучениче Василие, яко не о славе си, ни о мимотекущих и преходящих благах земных помышлял еси; егда нечестивых советы, о еже оставити ти служение твое пастырское отвергл еси. Мы же, благочестие и мудрость воспевающее, Всеблагого Господа Нашего, умудрившего тако тя, славим вопиюще Ему о тебе: Аллилуйя!

Икос 8

Всего себе Господу предал еси, святый новомучениче Василие, егда взяша тя нечестиви и в темницу ввергоша. Ты вслед апостолу помышлял еси «аще бо живем, Господеви живем, аще бо умираем, Господеви умираем» (Рим. 14:8); благодатию Христовой укрепляемь путь страданий добропобедно прошел еси. Мы же, воспоминающее о подвигах твоих, восписуем ти хваления сия:

Радуйся, яко неблагомысленных наветы претерпел еси;

Радуйся, яко от яростных поношения приял еси;

Радуйся, неправедный приговор с кротостью приявый;

Радуйся, крилами богомыслия сети вражия сокрушивый;

Радуйся, злобные умышления того доброславно посрамивый;

Радуйся, заповедь Христову о любви ко врагом исполнивый;

Радуйся, прощати и благословляти ближних нас научающий;

Радуйся, в кротости и смирении нас укрепляющий;

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвенниче о душах наших!

Кондак 9

Вся помыслы и все упование на Спасителя Нашего возложил еси, страстотерпче Василие, егда во узах темничных суще, от гонителей веры Православия оскорбления, надругания, заушение и биения незлобливе приял еси, моляще Всеблагаго Христа о даровании ти в муках терпения и во страдания – укрепления. Мы же, Господа Нашего, озарившего тя светом своим во дни испытаний твоих, славим и вопием Ему: Аллилуйя!

Икос 9

Вития многовещанные не довлеют по достоянию восхвалити праведное житие и мученическую кончину твою, всехвальне Василие; обаче же мы, любовию к тебе подвизаемы и надеждою на предстательство твое окрыляемы, со смирением и верою таковые похвалы приносим ти:

Радуйся, венец терновый на земли благочестно носивый;

Радуйся, венец нетленный на небеси от Господа получивый;

Радуйся, нужды наша ко Престолу Божиему возносящий;

Радуйся, отраду и утешение нам ниспосылающий;

Радуйся, от глада духовнаго всех нас избавляющий;

Радуйся, грешников ко исправлению направляющий;

Радуйся, суетную славу мира сего презирати нас научающий;

Радуйся, светом радости души наша озаряющий;

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвенниче о душах наших!

Кондак 10

Спасительнаго подвига ищуще, страстотерпче святый Василие, взял еси крест Христов и Христу последовал еси, тесноты лишения, осмеяния и иныя злострадания кротце претерпел еси, на Бога уповая, веру и верность даже до конца явил еси, песнопения Господеви ангельскую песнь: Аллилуйя!

Икос 10

Стена крепкая, козньми врага неодоленная пребыл еси до конца, всехвальный священномучениче Василие, егда тя злочествии богоотступницы в веси Бутовстей лютой смерти предаша. Тем же мы, благоговейно поминающее страдания твоя и подвиги твоя, с любовию зовем ти:

Радуйся, последователю верный распятаго Учителя;

Радуйся, споспешниче усердный ада Разрушителя;

Радуйся, пастырю, за Христову веру пострадавый;

Радуйся, не убоявыйся убивающих тело, душу же свою не погубивый;

Радуйся, ум и сердце посреди мучения горького ко Господу устремивый;

Радуйся, ризы твоя в крови Агнца убеливый;

Радуйся, пренесением мук лютых тленныя на нетленная пременивый;

Радуйся, благодать молитвы от Творца получивый;

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвенниче о душах наших!

Кондак 11

Пение наше всякое побеждается, и многое множество хвалебных песен, воспеваемых ти, несть довольно, дабы по достоянию восхвалити тя, священномучениче Василие; обаче молитвами твоими получающее от Христа Бога благодения многообразныя, благодарни сущи, поем о тебе Ему: Аллилуйя!

Икос 11

Света нетварнаго зритель и радости Божественныя причастник явился еси, новомучениче Василие, тем же молим тя: не престани молитися о нас, купно со всеми новомученики росийстими, да помилует нас Господь твоего предстательства ради и сподобит нас, немощных, новую силу нечестия посрамити и победители злонравия явистися, да ублажаем тя сицевыми похвалы:

Радуйся, в неизреченной славе Творца мира созерцающий!

Радуйся, во благоухании святыни присно почивающий!

Радуйся, от райских обителей в юдоль плачевную нисходящий;

Радуйся, молитвы наша к стопам Вседержателя возносящий;

Радуйся, труды наша на пути спасения облегчающий;

Радуйся, тайно творити добродетели нас научающий;

Радуйся, от обычаев душетленных сердца наша отвращающий;

Радуйся, нравы добрыя и благочестие в нас насаждающий;

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвениче о спасении нашем!

Кондак 12

Благодать Божию обильно приял еси, священномучениче Василие, еюже укрепися сердце твою в любви ко Христу Богу Нашему; сице бо долготерпением и верою просиявше, мученически житие твое скончавше, со лики ангельскими водворился еси в чертозех Отца Небеснаго. Ему же со дерзновением предстоя, молися тепле, о еже благодатию Всесвятаго Духа укрепитися и нам, грешным, о тебе, Господеви, поющим: Аллилуйя!

Икос 12

Поюще преславныя подвиги твоя и величая добропобедныя страдания твоя, восхваляем неизреченное благоволение Божие на нас свершившееся. Тя бо, благага и вернаго раба Своего, Всеблагий Наш Спаситель во утешение и утверждение веры нам дарова, да уразуемем, яко Щедр и Милостлив Господь, в род и род Помощник и Защититель нам будет: избавит нас от всяческих скорбей житейских, очи наша от слез, нози от поползновений лукавых , и твоего предстательства ради услышит нас и спасения вечнаго нас удостоит. О сем же воздыхающе, тебе, всехвальне Василие, таковыя похвалы приносим:

Радуйся, мучеников пречестных неувядаемое украшение;

Радуйся, верных в терпении непоколебимое утверждение;

Радуйся, ходити в заповедех Божиих нас наставляющий;

Радуйся, друг друга тяготы носити нас подвизающий;

Радуйся, от сетей вражиих чтущих тя избавляющий;

Радуйся, от заблуждений духовных нас исцеляющий;

Радуйся, за вся Творца благодарити нас научающий;

Радуйся, милосердие Божие к нам приклоняющий;

Радуйся, священномучениче Василие, теплый молитвенниче о спасении нашем!

Кондак 13

О страдальче многосветлый и служителю Христов Василие! Приими малое хваление сие в простоте сердечной тебе возносимое. Вонми гласу недостойному молящихся тебе и твоими скорыми ко Господу прошениями, умом Его пробавити благоутробие Свое на ны, да сподобимся в радости блаженней купно с тобою воспевати Ему ангельскую песнь: Аллилуйя!

Сей кодак читается трижды, затем – паки Икос 1 и кондак 1; после заключительная молитва.

Молитва

О избранниче и угодниче Христов, священномучениче Василие, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя. Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашим - правило веры, воином - вождь духовный, болящим - врач изрядный, печальным - утешитель, гонимым - заступник, юным - наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 28 ян­ва­ря 1887 го­да в се­ле Баб­ка Пав­лов­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ни­ки­ты Мак­си­мо­ва. Се­мья жи­ла бед­но, а кро­ме то­го, Ни­ки­та тя­же­ло за­бо­лел и ослеп. Ва­си­лий рос маль­чи­ком бла­го­че­сти­вым и по­слуш­ным, и мест­ный свя­щен­ник бла­го­сло­вил его при­слу­жи­вать в ал­та­ре. Од­на­жды в пре­столь­ный празд­ник служ­бу в хра­ме со­вер­шал при­ез­жий ар­хи­ерей; ему по­нра­вил­ся бла­го­че­сти­вый, ода­рен­ный му­зы­каль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми маль­чик, и он взял его с со­бой к ме­сту сво­е­го слу­же­ния в Шад­ринск и опре­де­лил в ду­хов­ное учи­ли­ще. Ва­си­лию бы­ло то­гда че­тыр­на­дцать лет.
В Шад­рин­ске он по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной Юли­ей, ко­то­рая учи­лась в то вре­мя в му­зы­каль­ном учи­ли­ще. Ее отец, свя­щен­ник Алек­сандр Ко­нев, слу­жил в хра­ме на стан­ции Мы­со­вая Ир­кут­ской гу­бер­нии.
В 1914 го­ду Ва­си­лий Ни­ки­тич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к од­но­му из хра­мов го­ро­да Шад­рин­ска, за­тем пе­ре­ве­ден в храм в го­ро­де Пет­ро­пав­лов­ске. В 1923 го­ду отец Ва­си­лий пе­ре­ехал в Моск­ву и был на­зна­чен в храм ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты в се­ле Ка­ба­но­во Оре­хо­во-Зу­ев­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. За без­упреч­ное и рев­ност­ное слу­же­ние Церк­ви отец Ва­си­лий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и впо­след­ствии на­граж­ден мит­рой и на­зна­чен бла­го­чин­ным.
В Ка­ба­но­ве бы­ло несколь­ко до­мов, при­над­ле­жа­щих церк­ви: до­ма свя­щен­ни­ка и диа­ко­на, цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла и неболь­шая сто­рож­ка, где жи­ла бла­го­че­сти­вая де­ви­ца Ев­фи­мия Виш­ня­ко­ва со сво­им от­цом-сто­ро­жем. К ним в ком­на­ту бы­ла про­тя­ну­та ве­рев­ка с ко­ло­коль­ни, чтобы в слу­чае про­ник­но­ве­ния в храм во­ров сто­рож мог зво­нить в ко­ло­кол. Из цер­ков­ных зда­ний к 1923 го­ду за цер­ко­вью оста­лись толь­ко дом свя­щен­ни­ка и сто­рож­ка.
Про­то­и­е­рей Ва­си­лий по­се­лил­ся с се­мьей в боль­шом свя­щен­ни­че­ском до­ме. Слу­жил отец Ва­си­лий ча­сто; за каж­дой служ­бой он го­во­рил про­по­ве­ди, к ко­то­рым все­гда на­ка­нуне тща­тель­но го­то­вил­ся, поль­зу­ясь сво­ей боль­шой биб­лио­те­кой. Отец Ва­си­лий знал, что его про­по­ве­ди до­сти­га­ют серд­ца при­хо­жан и по­се­му не нра­вят­ся граж­дан­ским вла­стям, но он счи­тал про­све­ще­ние паст­вы сво­им неотъ­ем­ле­мым дол­гом. На­род по­ни­мал, что свя­щен­ник на­хо­дит­ся в опас­ном по­ло­же­нии, и це­нил, что он не уста­ет про­по­ве­до­вать ис­ти­ны Хри­сто­вы. При­хо­жане до­ве­ря­ли сво­е­му ба­тюш­ке и зна­ли, что в это труд­ное вре­мя они не оди­но­ки и не остав­ле­ны и все­гда мо­гут об­ра­тить­ся к нему за по­мо­щью и под­держ­кой. И он в свою оче­редь ста­рал­ся все­це­ло слу­жить цер­ков­но­му на­ро­ду и по каж­дой прось­бе шел со­бо­ро­вать и при­ча­щать тех, кто не мог прий­ти в храм.
В 1927 го­ду свя­щен­ни­ка по­стиг­ло несча­стье – 10 июня скон­ча­лась его же­на Юлия, ко­то­рой ис­пол­ни­лось все­го лишь трид­цать два го­да. Она ско­выр­ну­ла на под­бо­род­ке пры­щик, на­ча­лось за­ра­же­ние кро­ви, и, не про­болев неде­ли, она умер­ла. Отец Ва­си­лий остал­ся с тре­мя детьми – до­черь­ми Ма­ри­ей и Ни­ной де­ся­ти и че­ты­рех лет и сы­ном Ни­ко­ла­ем, ко­то­ро­му не ис­пол­ни­лось и двух лет. Для от­ца Ва­си­лия это яви­лось тя­же­лым ис­пы­та­ни­ем, по­то­му что с же­ной они жи­ли ду­ша в ду­шу и она бы­ла ему пер­вым по­мощ­ни­ком. Пер­вое вре­мя по­сле смер­ти же­ны он не мог спать и, бы­ва­ло, как толь­ко де­ти за­сы­па­ли, шел на мо­ги­лу же­ны и по­дол­гу мо­лил­ся. Слу­ча­лось, проснут­ся де­ти, а от­ца нет, он на мо­ги­ле ма­те­ри. Эти пе­ре­жи­ва­ния тя­же­ло ска­за­лись впо­след­ствии на здо­ро­вье свя­щен­ни­ка.
В кон­це два­дца­тых го­дов в се­ле слу­чил­ся по­жар, сго­ре­ло сра­зу несколь­ко до­мов. Отец Ва­си­лий усту­пил боль­шой цер­ков­ный дом се­мьям по­го­рель­цев, а сам пе­ре­шел в неболь­шой до­мик на окра­ине се­ла, хо­зя­е­ва ко­то­ро­го при­гла­си­ли к се­бе свя­щен­ни­ка с детьми. Впо­след­ствии он пе­ре­шел жить в цер­ков­ную сто­рож­ку, где на од­ной по­ло­вине жи­ла Ев­фи­мия с от­цом, а на дру­гой по­се­лил­ся отец Ва­си­лий с детьми. Ев­фи­мия взя­ла на се­бя по­пе­че­ние о де­тях и ста­ра­лась за­ме­нить им мать.
В 1934 го­ду отец Ва­си­лий пи­сал сво­ей пле­мян­ни­це в Ал­ма-Ату: «При­сла­ли нам на­ло­гу 360 руб­лей, и 55 руб­лей пла­тить к 15 мар­та. Толь­ко по­ло­ви­ну упла­тил. Спа­си­бо по­мо­га­ют, а ина­че пло­хо бы­ло бы. Как-ни­будь и вто­рую за­пла­чу. Те­перь пост, на­род хо­дит, и нуж­но удо­вле­тво­рить его. Се­го­дня пе­ли пев­чие. И го­ве­ю­щих бы­ло шесть­де­сят че­ло­век. Очень труд­но, и устаю я, но за­то и чув­ствую се­бя хо­ро­шо: все-та­ки лю­ди оста­ют­ся до­воль­ны. Они лю­бят и по­мо­га­ют мне, и я все свои си­лы от­даю им».
Тру­ды и пе­ре­жи­ва­ния мед­лен­но под­та­чи­ва­ли здо­ро­вье свя­щен­ни­ка. В 1935 го­ду отец Ва­си­лий вы­ехал по цер­ков­ным де­лам в Моск­ву с дву­мя при­хо­жа­на­ми, ал­тар­ни­ка­ми Ва­си­ли­ем и Ни­ко­ла­ем, ко­то­рые мно­го по­мо­га­ли ему в ра­бо­тах по хра­му. Все они оста­но­ви­лись у его до­че­ри Ма­рии, ко­то­рая жи­ла в то вре­мя в Москве неда­ле­ко от Да­ни­лов­ско­го клад­би­ща. Здесь у от­ца Ва­си­лия от­кры­лось кро­во­хар­ка­нье, и ста­ло яс­но, что со­сто­я­ние его здо­ро­вья ско­ро мо­жет стать кри­ти­че­ским. Он от­пра­вил­ся в боль­ни­цу, и ему ска­за­ли, что у него ту­бер­ку­лез­ный про­цесс в лег­ких и ему нуж­но немед­лен­но ле­чить­ся. Вра­чи объ­яс­ни­ли, что нуж­но де­лать, и свя­щен­ник уехал до­мой. На­деж­ды на то, что ка­вер­ны за­руб­цу­ют­ся и он вы­ле­чит­ся, бы­ло немно­го.
От­ца Ва­си­лия спас­ла лю­бовь при­хо­жан. Как толь­ко они узна­ли, что свя­щен­ник тя­же­ло бо­лен, его за­ва­ли­ли про­дук­та­ми, в се­ле да­же уста­но­ви­лась оче­редь – ко­му ка­кие про­дук­ты нести, при­хо­жане снаб­жа­ли его всем необ­хо­ди­мым, толь­ко бы отец Ва­си­лий вы­здо­ро­вел. Бла­го­да­ря ли этим про­дук­там, под­дер­жав­шим физи­че­ские си­лы свя­щен­ни­ка, или бла­го­да­ря той люб­ви, ко­то­рая об­на­ру­жи­лась у при­хо­жан к сво­е­му ба­тюш­ке, – он ис­це­лил­ся от ту­бер­ку­ле­за со­вер­шен­но.
На­сту­пил 1937 год. Ото­всю­ду ста­ли при­хо­дить из­ве­стия об аре­стах свя­щен­ни­ков и ми­рян. На­вис­ла угро­за аре­ста и над про­то­и­е­ре­ем Ва­си­ли­ем. Вла­сти не раз пред­ла­га­ли свя­щен­ни­ку уй­ти из хра­ма и, зная, что у него кра­си­вый и силь­ный го­лос, пред­ла­га­ли ему устро­ить­ся ар­ти­стом в те­ат­ре, но отец Ва­си­лий от­верг эти пред­ло­же­ния как неле­пые. Он стал го­то­вить­ся к аре­сту и сжег са­мое до­ро­гое для него – днев­ник сво­ей по­кой­ной же­ны.
Глу­бо­кой но­чью с 22 на 23 ав­гу­ста 1937 го­да в дверь той по­ло­ви­ны сто­рож­ки, где жи­ла се­мья свя­щен­ни­ка, по­сту­ча­ли. Отец Ва­си­лий от­крыл. В дом во­шли со­труд­ни­ки НКВД и ве­ле­ли свя­щен­ни­ку со­би­рать­ся и сле­до­вать за ни­ми. Де­ти просну­лись. Отец Ва­си­лий стал со­би­рать­ся. Обыс­ка не устра­и­ва­ли.
Вый­дя вме­сте со свя­щен­ни­ком из до­ма, один из со­труд­ни­ков НКВД за­крыл вход­ную дверь на пал­ку, чтобы де­ти не мог­ли вый­ти вслед за от­цом. Ма­ши­на сто­я­ла да­ле­ко от до­ма, и к ней на­до бы­ло ид­ти. Преж­де чем ухо­дить, отец Ва­си­лий по­про­сил раз­ре­ше­ния прой­ти на мо­ги­лу же­ны и по­мо­лить­ся. Ему раз­ре­ши­ли. Он по­мо­лил­ся и на­пра­вил­ся к ма­шине.
За всем про­ис­хо­дя­щим на­блю­да­ла из сво­ей по­ло­ви­ны Ев­фи­мия; как толь­ко она уви­де­ла, что все ушли, тут же про­шла на дру­гую по­ло­ви­ну к де­тям и на­ча­ла их успо­ка­и­вать и уте­шать. Впро­чем, они бы­ли слиш­ком ма­лы, чтобы по­нять, что их лю­бя­щий отец ушел от них на­все­гда. С это­го вре­ме­ни Ев­фи­мия взя­ла на се­бя по­пе­че­ние и за­бо­ту о де­тях.
Про­то­и­е­рея Ва­си­лия за­клю­чи­ли в тюрь­му в Оре­хо­во-Зу­е­ве, и здесь в пер­вый раз он был до­про­шен. Лже­сви­де­те­ли по долж­но­сти и стра­ха ра­ди да­ли необ­хо­ди­мые след­ствию по­ка­за­ния, и сле­до­ва­тель за­да­вал во­про­сы свя­щен­ни­ку в со­от­вет­ствии с их по­ка­за­ни­я­ми.
– След­ствию из­вест­но, – за­явил он, – что вы в кон­це 1936 го­да сре­ди ве­ру­ю­щих се­ла Ка­ба­но­во ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив ста­ха­нов­ско­го дви­же­ния. Под­твер­жда­е­те вы это?
– Раз­го­вор о ста­ха­нов­ском дви­же­нии мог быть, но от­ри­ца­тель­но­го осве­ще­ния я ему не при­да­вал, – от­ве­тил про­то­и­е­рей Ва­си­лий.
– Вы сре­ди ве­ру­ю­щих в кон­це 1936 го­да ве­ли раз­го­вор, в ко­то­ром объ­яс­ня­ли, что ста­рые хо­зя­е­ва фаб­рик, то есть ка­пи­та­ли­сты, боль­ше за­бо­ти­лись о ра­бо­чих, чем сей­час за­бо­тит­ся о ра­бо­чих со­вет­ская власть. При­зна­е­те вы это?
– Да, та­кой раз­го­вор мог быть, но я со­дер­жа­ние его не пом­ню, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– След­ствию из­вест­но, что вы в сво­их про­по­ве­дях аги­ти­ро­ва­ли про­тив вступ­ле­ния в кол­хо­зы. Под­твер­жда­е­те вы это?
– Нет, в сво­их про­по­ве­дях я ни­ко­гда не ка­сал­ся по­ли­ти­че­ских во­про­сов.
– У граж­дан­ки Да­рьи Еме­лья­нов­ны Фе­до­се­е­вой, жи­тель­ни­цы се­ла Ка­ба­но­во, ино­гда про­ис­хо­дят со­бра­ния с уча­сти­ем лиц – Вар­ва­ры Мо­лош­ко­вой, Ма­рии Баб­ки­ной и дру­гих. В этих со­бра­ни­ях при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие и вы, об­суж­дая на них раз­лич­но­го ро­да по­ли­ти­че­ские во­про­сы. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– Озна­чен­ные лич­но­сти мне из­вест­ны как бо­го­моль­цы на­ше­го хра­ма, но про­жи­ва­ют все в се­ле Дуле­во. Оста­нав­ли­ва­ют­ся они под тот или иной празд­ник на ноч­лег в до­ме Фе­до­се­е­вой. Но я ни­ко­гда на этих со­бра­ни­ях не был, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев по­ми­нок по Оль­ге Про­хо­ро­вой. Бы­ва­ли ли у них ка­кие бе­се­ды и о чем, мне не из­вест­но. В мо­ем при­сут­ствии ни­ка­ких по­ли­ти­че­ских во­про­сов в бе­се­дах за­тро­ну­то не бы­ло.
– След­ствию из­вест­но, что вы неод­но­крат­но раз­ре­ша­ли от­прав­лять ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды в церк­ви в Ка­ба­но­во без со­от­вет­ству­ю­щей ре­ги­стра­ции по­се­ща­ю­щим вас свя­щен­ни­кам – Пе­ро­ву и Ов­чин­ни­ко­ву. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– Да, та­кие слу­чаи име­ли ме­сто. Свя­щен­ник Ов­чин­ни­ков слу­жил несколь­ко раз, а Пе­ров для вы­пол­не­ния лич­ных по­треб­но­стей при­ни­мал уча­стие в служ­бе один раз. Это бы­ло, ко­гда раз­ре­ше­ния для служ­бы по­сто­рон­ним свя­щен­но­слу­жи­те­лям не тре­бо­ва­лось. По­сле спе­ци­аль­но­го цир­ку­ля­ра Си­но­да, за­пре­ща­ю­ще­го от­прав­лять служ­бы по­сто­рон­ним свя­щен­но­слу­жи­те­лям, я это­го боль­ше не раз­ре­шал.
– Вы раз­ре­ша­ли ино­гда про­жи­вать у се­бя в квар­ти­ре Пе­ро­ву и ока­зы­ва­ли ему ма­те­ри­аль­ную по­мощь?
– Свя­щен­ник Пе­ров у ме­ня не про­жи­вал. В мо­ем до­ме был один раз. Ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи я лич­но от се­бя не ока­зы­вал.
– Вы зна­ли, что Пе­ров мно­го­крат­но аре­сто­вы­вал­ся за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, и под­дер­жи­ва­ли его ма­те­ри­аль­но?
– Что Пе­ров был аре­сто­ван, я знал. Но при­чи­ны его аре­ста мне не из­вест­ны. Под­держ­ки ма­те­ри­аль­ной я не ока­зы­вал.
– След­ствию из­вест­но, что вы, бу­дучи бла­го­чин­ным, тре­бо­ва­ли точ­но­го ве­де­ния мет­ри­че­ских за­пи­сей по пра­ви­лам, су­ще­ство­вав­шим до ре­во­лю­ции, мо­ти­ви­руя эту необ­хо­ди­мость на слу­чай свер­же­ния су­ще­ству­ю­ще­го строя. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– Да, я тре­бо­вал точ­но­сти за­пи­сей, но толь­ко с точ­ки зре­ния ак­ку­рат­но­сти уче­та и толь­ко для на­доб­но­стей церк­ви. Ни­ка­кой по­ли­ти­че­ской мо­ти­ви­ров­ки я это­му тре­бо­ва­нию со­вер­шен­но не да­вал.
Несмот­ря на то, что отец Ва­си­лий не при­знал се­бя ви­нов­ным, в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии, со­став­лен­ном сле­до­ва­те­лем 10 сен­тяб­ря, бы­ли вос­про­из­ве­де­ны все по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей.
В на­ча­ле сен­тяб­ря Ев­фи­мия и де­ти со­бра­ли от­цу Ва­си­лию пе­ре­да­чу. В за­пис­ке, пе­ре­чис­лив все ве­щи, дочь Ни­на на­пи­са­ла от­цу: «Паль­то, шарф, кеп­ка, два по­ло­тен­ца, зуб­ная щет­ка, мы­ло про­стое и ду­хо­вое и мыль­ни­ца, зуб­ной по­ро­шок, фу­тляр для щет­ки, две па­ры бе­лья, вя­за­ная ру­ба­ха, ка­ло­ши.
Па­поч­ка! Мы здо­ро­вы. Мы учим­ся хо­ро­шо, о нас не бес­по­кой­ся.
Па­поч­ка, мы те­бя все це­лу­ем – Ни­на, Ко­ля, Ма­ру­ся. Ото всех по­клон».
В тюрь­му в Оре­хо­во-Зу­е­во по­еха­ла Ев­фи­мия. Ей уда­лось пе­ре­дать свя­щен­ни­ку ве­щи и за­пис­ку, на обо­рот­ной сто­роне ко­то­рой он на­пи­сал: «До­ро­гие мои и ми­лые! Обо мне не бес­по­кой­тесь. Я здо­ров. Все в по­ряд­ке. Де­ло еще не окон­че­но. Учи­тесь хо­ро­шень­ко. Кто на­зна­чен на мое ме­сто или нет? Жи­ви­те тут, ни­ку­да не ухо­ди­те. Ев­фи­мии спа­си­бо. По­шли­те чер­ную ру­ба­ху верх­нюю и бе­лую. Це­лую всех. Бла­го­слов­ляю. Бог да хра­нит вас. 12 сен­тяб­ря 1937 го­да».
Вско­ре по­сле это­го от­ца Ва­си­лия пе­ре­вез­ли в тюрь­му в Моск­ву. 20 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель ко­рот­ко до­про­сил свя­щен­ни­ка.
– Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
– В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
22 сен­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Мак­си­мов был рас­стре­лян 23 сен­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.
По­сле аре­ста и смер­ти от­ца Ва­си­лия, о чем, впро­чем, его де­ти то­гда не зна­ли, стар­шая дочь Ма­рия про­да­ла остав­ший­ся от ро­ди­те­лей сер­виз на два­дцать че­ты­ре пер­со­ны, ко­то­рый ко­гда-то от­цу Ва­си­лию сде­ла­ли по его за­ка­зу на Дулев­ской фаб­ри­ке, и на эти день­ги ку­пи­ла ком­на­ту в Веш­ня­ках в Москве. Пе­ре­ехав в нее, она взя­ла к се­бе бра­та и сест­ру. Биб­лио­те­ка от­ца Ва­си­лия бы­ла по­да­ре­на. Все свет­ские кни­ги, бо́льшую часть ко­то­рых со­став­ля­ла рус­ская клас­си­ка, по­да­ри­ли усерд­но­му при­хо­жа­ни­ну Ва­си­лию, дочь ко­то­ро­го учи­лась в ин­сти­ту­те и ста­ла по­том учи­тель­ни­цей. Ду­хов­ные кни­ги от­да­ли цер­ков­ной пев­чей, а она пе­ре­да­ла их неко­е­му мо­ло­до­му че­ло­ве­ку, ко­то­рый, чи­тая их, про­све­щал­ся и был впо­след­ствии ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.


Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Сен­тябрь-Ок­тябрь». Тверь, 2003 год, стр. 16-23.

Биб­лио­гра­фия

ГАРФ. Ф. 10035, д. 22889.
Да­мас­кин (Ор­лов­ский), игу­мен. Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия. Кн. 6. Тверь, 2002.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru