Акафист святому преподобному Антонию Леохновскому

По благословению Высокопреосвященнейшего Льва, митрополита Новгородского и Старорусского.
Автор текста священник Александр Муринсон

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 30 октября (17 октября ст. ст.)

Не утвержден для общецерковного использования.

Кондак 1

Избранному чудотворцу, Всемилостиваго Спаса угоднику, Ангелов собеседнику и ходатаю человеков грешных, о державе Российстей молитвеннику и обители Леохновския устроителю, мы, недостойнии раби твои, благодарение во умиленном сердце приносим. Ты же, Антоние преподобне, Престолу Славы предстоя, от всяких болезней, бед, нестроений и скорбей всех нас сохраняй, да любовию взываем ти:

Радуйся чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Икос 1

Ангельское житие от юности возлюбив, отчий дом оставил еси, и ум на Небесная возвел еси, преподобне, сердцем ко Господу пламенея, в безмолвии и мудрости Евангельской Божественному житию поучаяся. Призван же от Бога быв, иноческую обитель устроив, верный образ врученней тебе братии явился еси, всего себе в жертву святу и богоугодну принесл еси, темже промышлению Божию о тебе дивящеся, во умилении зовем ти:

Радуйся, благочестиваго корене отрасле пречестная;

Радуйся, лозо винограда Христова многоплодная.

Радуйся, града Твери славное прозябение;

Радуйся, Великаго Новаграда духовное украшение.

Радуйся, от чрева матери Духом просвещенный;

Радуйся, Божественным Писанием от юности умудренный.

Радуйся, гражданине небесный;

Радуйся, подвижниче Спасов всечестне.

Радуйся, монахов наставниче жития ангельского;

Радуйся, иереев учителю служения благоговейнаго.

Радуйся, яко скоро послушаеши мольбы, с верою тебе приносимые;

Радуйся, яко образ являеши верным жития благочестиваго.

Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Кондак 2

Ведяше, блаженне, от юности твоея, коликих исполняется зол и болезней всяк человек, прилепляющеся суете мира сего, и коликих благ лишается, отпадая от Создателя своего Бога, на всякий час согрешая многажды, темже повинен вечной муке бывает. Печаль многу о сих имея, молил еси Всемилостиваго Спаса и Пречистую Богородицу, дабы избежати тебе красоты мирския века сего и сподобитися иноческаго образа и выну воспевати Богу: Аллилуйя.

Икос 2

Разумевше Промысл Божий о тебе, достигл пределов Новоградских, и в Рублеве пустоши, в разселине земной вертеп ископал еси, и тамо затворил еси себе, страсти умервщляя и Единому Господеви работая. Смирением многим благодать Господню стяжав, даров духовных от Бога исполнился еси: рассуждения, молитвы, провидения и чудодействия, Ангелов же чистотою жития твоего удивил еси, сего ради вопием ти:

Радуйся, в подвизе потрудивыйся пустыннаго жития;

Радуйся, в посте и бдении искусивыйся весьма.

Радуйся, в подвизе молитвы преуспевый;

Радуйся, ум твой в Небесная вперивый.

Радуйся, душу твою смиреномудрием украсивый;

Радуйся, сердце твое от всякаго зла очистивый.

Радуйся, тело твое непрестанными труды укрепивый;

Радуйся, храм Духа Божественного всего себе соделавый.

Радуйся, земную любовь к сродником препобедивый;

Радуйся, Единому Господу работати возлюбивый.

Радуйся, пустыню подвиги твоими освятивый;

Радуйся, сиянием жития твоего во убозем вертепе всех озаривый.

Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Кондак 3

Силою молитв твоих, даром прозрения, мудростию и чудесы уподобился еси древнему Марку Афинянину, пришедшаго к тебе инока Нифонта вельми удивляя и видом плоти небрегомой своея устрашая, преподобне. В простоте сердца рекл еси горе подвигнутися, и бысть тако, по слову Евангельскому Господа твоего, Ангел же трапезу уготова двема собеседникома. Темже Нифонт, свидетель быв чудес таковых, во умилении прослави Бога, прославляющаго угодники Своя: Аллилуйя.

Икос 3

Имея желание неусыпное иноческий образ восприяти, молил еси, Антоние, Всемилостиваго Спаса дабы сподобил тя сея благодати, и посла ти Ангела Своего и повеле Леохны достигнути. От священнаго же инока Тарасия зде приял еси постриг возжеленный, преподобне, и храм созда молитвенный Боголепнаго Преображения, да в нем прославляемо буди выну имя Господне, темже багодарно воспеваем ти:

Радуйся, к обителем Небесным неуклонно взираяй;

Радуйся, силою благодати Божией облекаемь.

Радуйся, прежде пострига на земли ангельски поживый;

Радуйся, в постриге от старца твоего новое святое имя восприявый.

Радуйся, яко тесный путь спасения возлюбил еси;

Радуйся, яко священными обеты волю свою связал еси.

Радуйся, с собратом твоим нелегкий труд иноческой жизни подъявый;

Радуйся, храм молитвенный Спасу возведый и украсивый.

Радуйся, страсти греховныя в себе умертвивый;

Радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый.

Радуйся, Ангелов на Небеси веселие;

Радуйся, Церкве земныя похвало велие.

Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Кондак 4

Бурю помышлений мирских побеждати благодатию научал еси братию притекшую к тебе, преподобне, хотящу под твоим началом жити и образом твоим назидатися. Ты же, славы от человек избегая, учил еси всех подражати отцем древним, последовати нравам и украшатися обычаи их, дабы с ними прославитися на Небесех и ангельски воспевати Спасителю Богу: Аллилуйя.

Икос 4

Слышавше богоугодное житие твое, Антоние богомудре, прихождаху к тебе от всех концев иноческаго жития ревнители, простецы и благороднии, обитель святую составльше. Ты же, имея ум здрав и доброту сердечную, теми превозмогл еси недостаток учености, другим Иосифом явился еси братии твоей, с любовию наставляя и образ благочестия и трудолюбия являя. Тако и мы ныне житием твоим назидаеми, вопием:

Радуйся, обители Преображенския основателю;

Радуйся, древних монахов усердный подражателю.

Радуйся, добрый стада Христова наставниче;

Радуйся, коемуждо во благо усердный служителю.

Радуйся, смирением дух на высоте утвердивый;

Радуйся, страсти греховныя в себе умертвивый.

Радуйся, иноков правило и основание;

Радуйся, образа Ангельскаго жития преподание.

Радуйся, любовию паче словес наставляяй;

Радуйся, собою правило жития иноческаго являяй.

Радуйся, мудрецов мира сего мудрейший;

Радуйся, подвижниче благочестия усерднейший.

Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Кондак 5

Богосветлою звездою возсиял еси, преподобне Антоние, в земном житии твоем, Леохну богомудрием твоим и чудесы вельми прославил еси, и в дальних концех известно бысть имя твое. Ты же непрестанно прославлял еси Великаго Бога, давшаго тебе таковую благодать: Аллилуйя.

Икос 5

Видевше прозорливым оком, в смутное время междуусобной брани, множество воев, от рук врагов под Оршею изгибших, рекл еси, Антоние, келарю своему: «сего дне, брате, много православных побито грехов ради народа нашего», – темже со иноцы о исправлении воинства и народа православнаго молился еси. Дивящеся постижению тобою глубин Промысла Божественнаго, молим тя быти нам учителем богоугоднаго жития, и ублажающе вопием ти:

Радуйся, дальнее яко близ сущее провидевый;

Радуйся, смирением твоим высокая дарования стяжавый.

Радуйся, глубины изведавый Промысла Божественнаго;

Радуйся, к покаянию направляяй грешников.

Радуйся, учителю благочестия;

Радуйся, кроткий обличителю нечестия.

Радуйся, о стране нашей молитвенниче и печальниче;

Радуйся, в бедах преславный заступниче.

Радуйся, верным мир и утверждение;

Радуйся, скорое от бед избавление.

Радуйся, народ православный всем сердцем возлюбивый;

Радуйся, яко молишися о всех нас выну.

Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Кондак 6

Проповедником покаяния являешися, преподобне, недужные исцеляеши и от внезапныя смерти грешников избавляеши. Отрока от змия смертно уязвленна молитвою и водою исцелил еси, и прозрев содеянное тем, во гресе, обличил еси, Той же, во умиление пришед, к покаянию со страхом обратися, прославляя Бога, чуднаго во святых Своих: Аллилуйя.

Икос 6

Возсиял еси во стране нашей строгим подвигом жития твоего, Антоние преподобне; дошедшу слуху твоему к самому царю Василию, обители твоей святей той многая благая ко процветанию земному дарова, и молитв твоих с благословением небесным для державы Российския просил есть, ты же прошения его не посрамил еси, сего ради вопием ти:

Радуйся, страны Российския заступниче;

Радуйся, о царех усердный молитвенниче.

Радуйся, яко о благих обители твоея заботился еси вельми;

Радуйся, яко со тщанием хозяйство ея устроял еси.

Радуйся, в нуждах житейских сущим всем скорый помощниче;

Радуйся, в богатстве дел земных соблюдый себе в духовной нищете.

Радуйся, яко стена крепкая стаду твоему был еси;

Радуйся, яко благодать Божию к нему обильно привлекл еси.

Радуйся, стужаемых от страстей свободителю;

Радуйся, душевнаго и телеснаго здравия подателю.

Радуйся, яко падших во грех возставил еси;

Радуйся, яко болезни телесныя и духовныя отгнал еси.

Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Кондак 7

Хотящу пламени, ветром разжигаему, келлии иноков пожрати, со слезами рекл еси, преподобне, Спасу Всемилостивому: «Ты благоволил еси полюбити обитель сию, попусти же нам, живущим зде, наказание с милостию». Тако с верою рекшу тебе, обратися ветр вспять, не сделавши многаго вреда обители, иноки же, утрудившеся пламень гасити, возликовали суть, воспевши хвалу Богу: Аллилуйя.

Икос 7

Новаго воистину наставника монахам и мирянам на земли яви тя Господь, отче Антоние; мнози же христолюбивыи людие, познавше богоугодное житие твое и силу духовную уразумевше, восхваляху тя, егда мирно престави тя Господь в Небесныя обители, и уведевши новаго заступника небеснаго, совершаху любовию святую память твою, воспевающе:

Радуйся, христолюбивых людей утешение;

Радуйся, иноков преславное похваление.

Радуйся, со Апостолом смерть себе приобретение вменивый;

Радуйся, к преселению в обители Небесныя себе уготовивый.

Радуйся, последняго часа своего не устрашивыйся;

Радуйся, в час кончины Тайн Христовых приобщивыйся.

Радуйся, последнее благословение радостно преподавый;

Радуйся, мирно от земли к Небесным преставивыйся.

Радуйся, прикровенно предрекший прославление свое во святых;

Радуйся, во обители твоей погребение предсказавый мощей твоих.

Радуйся, смирением духовная дарования стяжавый;

Радуйся, грядущая яко настоящая провидевый.

Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Кондак 8

Странное и преславное чудо показа о тебе Господь, егда нетленное тело твое чудно обретено бысть людем Новаграда на радость: приходящим бо поклонитися тебе, цельбу духовную и телесную обильно преподал еси, и слепаго исцелил еси, три лета нимало своими глазами не видевша; темже воспеваху Великому Богу: Аллилуйя.

Икос 8

Весь быв в Дусе святе в житии земном, весь Духом насыщен сый во успении твоем, в нетленном телеси; темже мног народ искаше прикасатися тебе, егда с пением молебным несен бысть в место погребения новаго, идеже ныне мирно под спудом почивая, от всех слышиши таковая:

Радуйся, Духом святым просвещенный;

Радуйся, истинный рабе Христов благий и верный.

Радуйся, Ангелы на Небеси прославляемый;

Радуйся, на земли достойно ублажаемый.

Радуйся, святыни чистое и честное жилище;

Радуйся, великих добродетелей вместилище.

Радуйся, твердое прибежище верных;

Радуйся, утешение унылых и безнадежных.

Радуйся, совершенства учителю;

Радуйся, истиннаго Бога служителю.

Радуйся, постников украшение;

Радуйся, преподобных похвало.

Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Кондак 9

Всяк приходящий николиже тощ и неутешен от тебе отыде, Антоние преподобне, исцеляеши недуги, в скорбех и бедах утешаеши, в вере и благочестии утверждаеши, безбожных к Богу обращаеши, отчаянных к покаянию призываеши, и всем вся обретаешися спасения некоторых ради. Темже прославляем Давшаго тебе крепость таковую: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии суемудренные недоумеют, како в толиких бедах и испытаниих обители твоея: пожарах и разорениих в ней бывших, мощи твоя цельбоносныя невредимы пребыша на месте погребения их. Мы же, дела твоя славная, чрез них Спасом творимые, видяще и доныне, тако прославляем тя:

Радуйся, яко мощами твоими во обители сей пребываеши доселе;

Радуйся, яко тобою спасения верным отверзаются двери.

Радуйся, расслабленныя от одра болезни воздвигнувый;

Радуйся, слепым прозрение даровавый.

Радуйся, болящия многия исцеливый;

Радуйся, страждущия в терпении укрепивый.

Радуйся, в скорбех скорый защитниче;

Радуйся, православным христианом помощниче.

Радуйся, нечестия всякаго обличителю;

Радуйся, покаяния истиннаго учителю.

Радуйся, теплый ходатаю о всех, призывающих имя твое;

Радуйся, неложное упование почитающих тя.

Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Кондак10

Спасти хотяще российскаго царя Александра-миротворца от страшной гибели в день памяти твоея, молил еси усердно, преподобне, Царя Небеснаго, и услышана бысть молитва твоя. Образ бо келейный твой Спас Нерукотворенный бысть, таковой же образ неврежденным пребысть с горящею лампадою в вагоне сокрушенном, идеже спаслася есть вся семья царская с наследником, во умилении воспевши Великому Богу: Аллилуйя.

Икос10

Стена неприступная врагом отечества бысть молитва твоя, Антоние, егда иконой твоей благословляше царь Петр флагманский фрегат Балтийскаго флота российскаго, промышляеши бо о стране нашей и погубляеши свеев зловерных, от нихже сожжена бысть обитель твоя иногда, темже восхваляем тя:

Радуйся, о укреплении и возвышении страны нашея ревнителю;

Радуйся, во истине и правде Божией ея устроителю.

Радуйся, благопотребне во отечестве твоем возсиявый;

Радуйся, изобилие благих и славу его провидевый.

Радуйся, флота российскаго Небесный покровителю;

Радуйся, врагов отечества сокрушителю.

Радуйся, яко о стране нашей во благое промышляеши;

Радуйся, яко о мире и благостоянии ея молишися.

Радуйся, неистощимый источниче милости;

Радуйся, царя-миротворца дивный спасителю.

Радуйся, мудрости христианской вместилище;

Радуйся, слуго Божий, ревностию Божиею распаливыйся.

Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Кондак 11

Пение всеумиленное от любви в похвалу тебе нами возносимое приими, благоутробне отче Антоние, приклонися к нам милостию и в христианском житии преуспети сподоби, не престай излияти благодать, сохраняюще от сопротивныя силы, от всякаго зла, подающе нам вся потребная к пользе душевной и телесней, да молитвами твоими спасаеми, выну воспоем Спасу Всемилостивому: Аллилуйя.

Икос 11

Светоподательный светильник возсиял еси миру в Леохновской веси, преподобне отче, всех призываеши к богоугодному и благоговейному житию, в благодатный мир Церкви Христовой чад новых приводиши, верных в вере укрепляеши, в добродетели подвизаеши, в скорбех и болезнех чудесно утешаеши, любовь нелицемерную даруеши и пети тебе всех научаеши:

Радуйся, сердец и умов благодатное просвещение;

Радуйся, чудесное в обстояниих злых вспоможение.

Радуйся, образа христианского жития указание;

Радуйся, духа молитвы в сердцах возгревание.

Радуйся, входе чадом спасения во ограду Церковную;

Радуйся, лествице из мира дольняго к Горнему.

Радуйся, Литургией Божественной наслаждение;

Радуйся, пути неукорнаго в Царствие Божие отверзение.

Радуйся, любы, разум человеческий превосходящая;

Радуйся, свеще умная, Ангелы веселящая.

Радуйся, Церковная сладосте;

Радуйся, Пасхальная радосте.

Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Кондак 12

Благодать божественная многообразными путями святыню сию сохранила есть нам, отче преподобне, обитель твою и многоцелебныя мощи, аще и под спудом почивающия, обаче яко на свещнице миру сияющия, – в пепле пожарищ образа неврежденны сохраняюще, благоговейных на здательство храмов вдохновляюще, безбожныя и злыя огнем попаляюще, кощунники из храма святаго изметающе, верных же чтити память твою научающе и всем славословие Богу о тебе дарующе: Аллилуйя.

Икос 12

Поюще твое молитвенное заступление, преподобне отче Антоние, благодарно храним память чудес, тобою содеянных, имиже Бог прослави многажды на месте сем пречестное имя твое, и согласно воспеваем ти:

Радуйся, болящих целителю;

Радуйся, скорбных утешителю.

Радуйся, немощных помощниче;

Радуйся, страждущих защитниче.

Радуйся, яко бездетным родителем радость о чадех даруеши;

Радуйся, яко возставляти умирающих благодать имаши.

Радуйся, яко страждущим от рака лета жития продлеваеши;

Радуйся, яко безнадежных совершенныя надежды исполняеши.

Радуйся, яко обращающихся к вере от недугов избавляеши;

Радуйся, яко в нуждах житейских скоро помогаеши.

Радуйся, дарования чудес приемый;

Радуйся, верных заступниче верный.

Радуйся, чудотворче Антоние, Ангелов собеседниче!

Кондак 13

О, предивный Леохновский чудотворче, преподобне отче Антоние, приими убогое моление нас недостойных, чтущих святую память твою, труды твоя безмерныя, слезы, пощения и всенощные бдения, имиже начало обители твоея положил еси, юже доныне молитвами твоими сохранил еси. Избави нас от бед настоящих и вечныя смерти, да твоим заступлением достигнув обителей Небесных, и мы с тобою и всеми святыми воспевати имами Богу вечно: Аллилуйя.

Кондак сей глаголи трижды, таже икос 1-й и кондак 1-й.

Молитва

О, преподобне и богоносе отче наш Антоние, Небесный человече и земный Ангеле! Аще ты и прикровенно подвиг великаго служения совершал еси в тихом житии твоем, и по кончине блаженней твоей мощи под спудом сокрывал еси, обаче от Бога и человек прославлен бысть вельми. В последняя же времена утаил еси себе и от славы человеческия, и от мудрецов века сего, и открыл еси себе чадом истинным Церковным, познавшим твою благодать и благомощное заступление. Преклоняем колена сердец наших пред подвигом жития твоего пустыннаго, имже дарования от Бога приобрел еси велия, и пред безмерными труды твоими, имиже обитель сию воздвигл еси на спасение многих, и пред слезным предстоянием твоим у Престола Славы за нас, окаянных и злых. Ныне, притекая в храм сей к раце мощей твоих, молим тя и веруем, яко ты велие дерзновение имаши в молитвах ко Всемилостивому Спасу, Иже всегда послушает тебе, вернаго угодника Своего. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже весть судьбами. Моли благость Его, еже милостивно обители сей и миру всему потребная подавати, страждущую страну нашу Российскую укрепляти и благочестием возвышати, и извести от погибели живот наш. Буди нам путевождь ко спасению, добродетели научая: смирением нашу гордыню низложи, безстрастием наши страсти попали, бдением от нерадения возстави и к истинному покаянию приведи, даруй нам дух кротости, чистоты и благочестия. Подаждь, да любовию ко Господу горяще и грехи наша поминающе, страшный оный День Судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Краткое житие преподобного Антония Леохновского, Новгородского

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Леох­нов­ский, Нов­го­род­ский, был из ро­да твер­ских бо­яр Ве­ни­а­ми­но­вых. Пре­по­доб­ный жил от­шель­ни­ком неда­ле­ко от Нов­го­ро­да, в Рублев­ской пу­сты­ни, на ре­ке Пе­ре­хо­де. Око­ло 1556 го­да пе­ре­се­лил­ся к пу­стын­ни­ку Та­ра­сию, жив­ше­му за озе­ром Иль­ме­нем, на Леох­но­ве, непо­да­ле­ку от Ста­рой Рус­сы, и при­нял от него по­стри­же­ние. Так устро­и­лась пу­стын­ная оби­тель в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, на­зван­ная впо­след­ствии Леох­нов­ским, или Ивец­ким-Ан­то­ни­е­вым, мо­на­сты­рем. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти, стя­жав дар про­зор­ли­во­сти.

В 1611 го­ду, ко­гда шве­ды ра­зо­ри­ли окрест­но­сти Нов­го­ро­да, пре­по­доб­ный по вы­зо­ву мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра пе­ре­се­лил­ся в Нов­го­род. Скон­чал­ся 14 сен­тяб­ря 1611 го­да в воз­расте 85-ти лет и был по­гре­бен близ церк­ви во имя свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки на Со­фий­ской сто­роне. Пе­ред смер­тью пре­по­доб­ный в при­сут­ствии мно­гих ска­зал, что те­ло его бу­дет по­ко­ить­ся в его пу­стын­ной оби­те­ли. Уче­ник пре­по­доб­но­го Гри­го­рия, вер­нув­шись на ме­сто ра­зо­рен­ной и со­жжен­ной шве­да­ми оби­те­ли, по­ста­вил кел­лию с ча­сов­ней и остал­ся там жить. Три­жды яв­лял­ся ему во сне пре­по­доб­ный Ан­то­ний и го­во­рил: "Брат Гри­го­рий, иди в Нов­го­род, ска­жи мит­ро­по­ли­ту Ки­при­а­ну и стар­ши­нам го­ро­да, чтобы по­ло­жи­ли ме­ня на ме­сте мо­ей оби­те­ли". По­сле со­об­ще­ния Гри­го­рия мит­ро­по­лит со­вер­шил крест­ный ход к мо­ги­ле пре­по­доб­но­го Ан­то­ния. Об­ре­тен­ные нетлен­ные мо­щи 13 июля 1620 го­да бы­ли пе­ре­не­се­ны в Леох­нов­скую оби­тель. При об­ре­те­нии мо­щей пре­по­доб­но­го про­зрел сле­пец Иосиф и со­вер­ши­лись еще мно­гие чу­де­са.

Свое­об­ра­зен ряд па­мя­тей, ко­то­рые празд­но­ва­ли хра­мы во имя пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Леох­нов­ско­го се­ла Леох­но­во (неда­ле­ко от Ста­рой Рус­сы) и Рублев­ской пу­сты­ни. Во вто­рую пят­ни­цу по­сле празд­ни­ка пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла (29 июня) вос­по­ми­на­лось об­ре­те­ние и пе­ре­не­се­ние мо­щей пре­по­доб­но­го Ан­то­ния из Нов­го­ро­да в Леох­нов­ский мо­на­стырь. В Воз­не­се­ние Гос­подне вос­по­ми­на­лось при­ше­ствие пре­по­доб­но­го Ан­то­ния из Рублев­ской пу­сты­ни в Леох­но­во. 17 ок­тяб­ря – па­мять пре­став­ле­ния свя­то­го, ко­то­рый скон­чал­ся на празд­ник Воз­дви­же­ния Чест­но­го Кре­ста в 9-м ча­су ве­че­ра. В Рублев­ской пу­сты­ни празд­но­ва­лась еще и па­мять освя­ще­ния церк­ви во имя пре­по­доб­но­го Ан­то­ния – 30 ав­гу­ста (1873).

Полное житие преподобного Антония Леохновского, Новгородского

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний, сын твер­ских бо­яр­ских де­тей Ве­ни­а­ми­но­вых, ро­дил­ся око­ло 1526 го­да. Лю­ди бо­го­бо­яз­нен­ные, ро­ди­те­ли Ан­то­ния вос­пи­та­ли сы­на в за­ве­тах стро­го­го бла­го­че­стия, и по­се­ян­ное ими в юной ду­ше се­мя стра­ха Бо­жия ско­ро при­нес­ло свой доб­рый плод. Еще бу­дучи от­ро­ком, Ан­то­ний об­на­ру­жил склон­ность к по­движ­ни­че­ству; с го­да­ми его рев­ность к бла­го­че­стию воз­рас­та­ла все бо­лее и бо­лее, по­ка, на­ко­нец, не со­зре­ло в нем ре­ше­ние оста­вить мир с его со­блаз­на­ми и по­се­лить­ся где-ли­бо в уеди­не­нии, чтобы бес­пре­пят­ствен­но слу­жить Бо­гу. Улу­чив под­хо­дя­щее вре­мя, Ан­то­ний тай­но по­ки­нул на­все­гда ро­ди­тель­ский дом и, вве­рив се­бя во­ди­тель­ству Про­мыс­ла Бо­жия, от­пра­вил­ся ис­кать же­лан­но­го без­мол­вия. Он до­стиг пре­де­лов Нов­го­род­ской об­ла­сти и оста­но­вил­ся в уро­чи­ще Пу­стошь Рубле­во, Бу­реж­ско­го по­го­ста, на юго-за­пад­ном бе­ре­гу озе­ра Иль­ме­ня. Пу­стошь от­сто­ит от Нов­го­ро­да околь­ным, су­хим пу­тем верст на сто, а пря­мым, чрез озе­ро Иль­мень, верст на 50. Рубле­во ле­жа­ло при реч­ке Пе­ре­хо­де и пред­став­ля­ло со­бою го­ры, про­ре­зан­ные овра­га­ми и по­кры­тые ве­ко­вым ле­сом. Ме­сто это по­ка­за­лось Ан­то­нию удоб­ным для уеди­нен­но­го пу­стын­но­жи­тель­ства. В од­ной го­ре он вы­ко­пал се­бе тес­ную пе­ще­ру и на­чал в ней спа­сать­ся: труд, мо­лит­ва, пост и дру­гие по­дви­ги обуз­да­ния пло­ти бы­ли для от­шель­ни­ка сред­ства­ми спа­се­ния. По за­по­ве­ди Бо­жи­ей, пре­по­доб­ный Ан­то­ний вку­шал свой хлеб в по­те ли­ца (Быт.3,19). Он рас­чи­стил лес под паш­ню и ого­род, се­ял хлеб, са­дил ово­щи; за­тем сам уби­рал со­зрев­шую ни­ву, сам и мо­ло­тил хлеб на гумне, ко­то­рое устро­ил неда­ле­ко от пе­ще­ры. До­бы­тый соб­ствен­ным тру­дом хлеб и слу­жил пу­стын­ни­ку пи­щей; из­ред­ка он при­бав­лял к нему немно­го ово­щей. Но и этой скуд­ной пи­щи пре­по­доб­ный вку­шал лишь по столь­ко, сколь­ко необ­хо­ди­мо для под­креп­ле­ния из­не­мо­га­ю­щей пло­ти, один раз в сут­ки, по за­хож­де­нии солн­ца; ча­сто же пре­по­доб­ный и со­всем от­ка­зы­вал­ся от пи­щи, на­ла­гая на се­бя стро­гий пост. Пил он про­стую ко­ло­дез­ную во­ду. Спал по­движ­ник на сы­рой зем­ле, за­ме­няв­шей в его пе­ще­ре пол, при­чем в из­го­ло­вье се­бе стлал ни­чем не по­кры­тую де­ре­вян­ную ко­ло­ду. Неод­но­крат­но в те­че­ние но­чи он остав­лял свое су­ро­вое ло­же для мо­лит­вы. В мо­лит­ве из­ли­вал он пред все­ви­дя­щим Гос­по­дом свою ду­шу и ею ограж­дал се­бя от на­па­дав­ших на него пу­стын­ных стра­хо­ва­ний.

Идя неуклон­но скорб­ным и уз­ким пу­тем са­мо­го су­ро­во­го по­движ­ни­че­ства, пре­по­доб­ный Ан­то­ний, под­креп­ля­е­мый бла­го­да­тью Бо­жи­ей, до­стиг столь вы­со­кой сте­пе­ни со­вер­шен­ства, что окон­ча­тель­но умерт­вил в се­бе вся­кую при­­вя­зан­ность к ми­ру. Меж­ду тем тай­ный уход его с ро­ди­ны по­верг до­маш­них в скорбь и сле­зы; они на­ча­ли по­всю­ду ис­кать про­пав­ше­го. Двум сест­рам пре­по­доб­но­го уда­лось узнать о ме­сте его по­дви­гов. При­шли они в Рублев­скую пу­стынь, дол­го хо­ди­ли здесь по дре­му­че­му ле­су, зва­ли по­движ­ни­ка-бра­та и пла­ка­ли; но пре­по­доб­ный Ан­то­ний не по­ка­зал­ся им, ибо ра­ди Гос­по­да он оста­вил дом свой. Гос­подь ска­зал: Всяк, иже оста­вит дом... имене Мо­е­го ра­ди, сто­ри­цею при­им­лет (Мф.19,29). Во ис­пол­не­ние сих слов Он удо­сто­ил Сво­е­го угод­ни­ка ве­ли­ко­го да­ра чу­до­тво­ре­ний.

Несмот­ря на пол­ное уеди­не­ние пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, мол­ва о его бо­го­угод­ной жиз­ни рас­про­стра­ня­лась все да­лее и да­лее.

Услы­шал о нем инок од­но­го мо­на­сты­ря, по име­ни Ни­фонт, ко­то­рый и за­хо­тел по­се­тить слав­но­го по­движ­ни­ка. От од­но­го нов­го­род­ско­го куп­ца Ни­фонт узнал, где на­хо­дит­ся Рублев­ская пу­стынь, и от­пра­вил­ся к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию. Уви­дев его, инок сна­ча­ла ис­пу­гал­ся, по­то­му что из­ну­рен­ная по­дви­га­ми плоть пу­стын­ни­ка бы­ла чер­на и гру­ба. Но пре­по­доб­ный успо­ко­ил по­се­ти­те­ля сло­ва­ми: «Ча­до, не бой­ся ви­да мо­е­го те­ла!» По­том, на­звав по име­ни Ни­фон­та, с ко­то­рым встре­чал­ся пер­вый раз в жиз­ни, пре­по­доб­ный об­ло­бы­зал его и раз­де­лил с ним свою скром­ную тра­пе­зу. Це­лый день ве­ли они ду­ше­спа­си­тель­ную бе­се­ду, пре­ры­вая ее по вре­ме­нам об­щей мо­лит­вой.

За­вет­ным же­ла­ни­ем пре­по­доб­но­го Ан­то­ния бы­ло об­лечь­ся в ино­че­ский об­раз. Об ис­пол­не­нии это­го же­ла­ния он усерд­но мо­лил Бо­га, и Гос­подь услы­шал его мо­лит­ву. В празд­ник Воз­не­се­ния Хри­сто­ва пре­по­доб­но­му явил­ся Ан­гел Гос­по­день и ска­зал: «Ан­то­ний! Иди на ме­сто, на­зы­ва­е­мое Леох­но­во, на три по­­при­ща от­сю­да».

По­ви­ну­ясь ве­ле­нию небес­но­го вест­ни­ка, прп. Ан­то­ний оста­вил пу­стын­ное без­мол­вие и при­шел в Леох­но­во; здесь он на­шел свя­щен­но­и­но­ка-от­шель­ни­ка Та­ра­сия, ко­то­рый и по­стриг его без пе­ре­ме­ны преж­не­го, мир­ско­го име­ни.

Об­щи­ми уси­ли­я­ми и тру­да­ми пре­по­доб­ные Ан­то­ний и Та­ра­сий по­стро­и­ли в Леох­но­ве храм, укра­си­ли его свя­ты­ми ико­на­ми, снаб­ди­ли кни­га­ми и дру­ги­ми пред­ме­та­ми, необ­хо­ди­мы­ми для бо­го­слу­же­ния. Ко­гда по­строй­ка хра­ма бы­ла окон­че­на, спо­движ­ни­ки по­сла­ли к Нов­го­род­ско­му ар­хи­епи­ско­пу за бла­го­сло­ве­ни­ем на освя­ще­ние хра­ма и за ан­ти­мин­сом. Узнав от по­слан­но­го, от чье­го име­ни он при­шел, ар­хи­епи­скоп охот­но ис­пол­нил прось­бу ино­ков – дал свое бла­го­сло­ве­ние пре­по­доб­но­му Ан­то­нию и ан­ти­минс для церк­ви. Храм был освя­щен в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в са­мый день это­го празд­ни­ка (6/19 ав­гу­ста). Так по­ло­же­но бы­ло ос­но­ва­ние Леох­нов­ской пу­сты­ни. Вско­ре на­ча­ли сте­кать­ся сю­да же­ла­ю­щие под­ви­зать­ся под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Ан­то­ния. При­хо­ди­ли в Леох­но­во не толь­ко лю­ди про­сто­го зва­ния, но так­же и знат­ные, по­доб­но са­мо­му пре­по­доб­но­му, лю­ди бла­го­род­но­го про­ис­хож­де­ния, ко­то­рые, по апо­сто­лу, вме­ни­ли «вся уме­ты бы­ти, да Хри­ста при­об­ря­щут» (Флп.3,8). Пре­по­доб­ный не был че­ло­ве­ком об­ра­зо­ван­ным или да­же на­чи­тан­ным, но для со­брав­шей­ся бра­тии он явил­ся муд­рым ру­ко­во­ди­те­лем, на­зи­дав­шим ино­ков и соб­ствен­ным при­ме­ром, и хо­тя про­сты­ми, но пол­ны­ми глу­бо­ко­го жиз­нен­но­го зна­че­ния по­уче­ни­я­ми. Пер­вым яв­лял­ся по­движ­ник в храм и остав­лял его по­след­ним; за служ­бой Бо­жи­ей он сто­ял с ве­ли­ким вни­ма­ни­ем и бла­го­го­ве­ни­ем. Вре­мя, сво­бод­ное от цер­ков­ной мо­лит­вы, он про­во­дил в тру­дах, сам ис­пол­нял все чер­ные мо­на­стыр­ские ра­бо­ты; ино­гда пре­по­доб­ный пек для бра­тии хлеб или го­то­вил ку­ша­нье. По­сле тру­до­во­го дня на­сту­па­ла ночь, но и ее по­движ­ник неред­ко про­во­дил без сна в мо­лит­ве, не да­вая ни­ка­ко­го по­слаб­ле­ния пло­ти, и без то­го из­мо­жден­ной непре­стан­ным тру­дом и по­стом.

Под­ра­жая сам ве­ли­ким пу­стын­ни­кам древ­но­сти, пре­по­доб­ный Ан­то­ний ста­вил их в об­ра­зец ино­че­ской жиз­ни бра­тии сво­ей оби­те­ли. Он лю­бил на­по­ми­нать им сле­ду­ю­щие сло­ва свя­то­го Ис­и­до­ра Пе­лу­си­о­та: «Для че­го мы на­зы­ва­ем от­ца­ми преж­де нас быв­ших чер­но­риз­цев, ес­ли са­ми не хо­тим, как ис­тин­ные сы­ны их, по­сле­до­вать их оте­че­ским нра­вам и укра­шать­ся их обы­ча­я­ми? Не мо­гут нам быть от­ца­ми те, нра­вам ко­то­рых не под­ра­жа­ем. По­рев­ну­ем, бра­тия, жи­тию от­цов на­ших, ко­то­рые, окры­лив­шись лю­бо­вью к Бо­гу, воз­ле­те­ли от ви­ди­мо­го пре­вы­ше все­го зем­но­го, чтобы вку­сить сла­до­сти небес­ной; без­до­мов­ные, безы­мен­ные, в пу­сты­нях и рас­се­ли­нах зем­ных, они по­ко­ри­ли плоть свою ду­ху и уже на зем­ле яви­ли се­бя не че­ло­ве­ка­ми, но Ан­ге­ла­ми; по­рев­ну­ем им, чтобы вме­сте с ни­ми про­сла­вить­ся на небе­сах». Убеж­дая бра­тию ид­ти пу­тем, за­ве­щан­ным свя­ты­ми от­ца­ми, пре­по­доб­ный Ан­то­ний ука­зы­вал им, что для это­го тре­бу­ет­ся един­ствен­но ис­крен­нее же­ла­ние и здра­вый ум; спа­си­тель­ный путь оди­на­ко­во от­крыт и уче­но­му, и про­сте­цу. В под­твер­жде­нии этой ис­ти­ны он по­вто­рял бра­тии из­ре­че­ние от­ца мо­на­ше­ству­ю­щих, пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го: «Не тре­бу­ет иных ду­ша че­ло­ве­че­ская, как толь­ко здра­во­го ума».

На­став­ле­ния Леох­нов­ска­го по­движ­ни­ка, под­креп­ля­е­мые его при­ме­ром, па­да­ли на доб­рую поч­ву: бра­тия усерд­но ис­пол­ня­ли его на­став­ле­ния. Цер­ков­ное бо­го­слу­же­ние в оби­те­ли со­вер­ша­лось со стро­гим бла­го­чи­ни­ем; в хра­ме бра­тия с бла­го­го­ве­ни­ем вни­ма­ли цер­ков­но­му пе­нию и чте­нию, не на­ру­шая мо­лит­вен­ной ти­ши­ны. Охот­но ис­пол­няя воз­ло­жен­ные по­слу­ша­ния, ино­ки при­со­еди­ня­ли к ним и доб­ро­воль­ные по­дви­ги для спа­се­ния ду­ши. По­это­му мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Ан­то­ния был дей­стви­тель­ным при­ютом ми­ра, брат­ской люб­ви, вза­им­но­го са­мо­по­жерт­во­ва­ния и дру­гих хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей. Ви­дя ду­хов­ное воз­рас­та­ние бра­тии, пре­по­доб­ный ра­до­вал­ся и бла­го­да­рил Гос­по­да. Меж­ду тем чис­ло бра­тии Леох­нов­ской оби­те­ли воз­рас­та­ло и с те­че­ни­ем вре­ме­ни до­стиг­ло до пя­ти­де­ся­ти.

Да­ры про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ний, по­лу­чен­ные от Гос­по­да пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем еще во дни уеди­нен­но­го по­движ­ни­че­ства, по­движ­ник про­яв­лял и в по­сле­ду­ю­щее вре­мя сво­ей жиз­ни.

Так, стоя од­на­жды на мо­лит­ве, пре­по­доб­ный Ан­то­ний ска­зал ке­лей­ни­ку: «Брат! Се­го­дня под Ор­шею, ра­ди гре­хов на­ших, по­би­то мно­же­ство пра­во­слав­ных».

И через несколь­ко дней до мо­на­сты­ря до­шла пе­чаль­ная весть о по­ра­же­нии рус­ских под Ор­шею в бит­ве с по­ля­ка­ми, про­ис­шед­шей в тот имен­но день, в ко­то­рый ска­зал о ней пре­по­доб­ный.

При жиз­ни пре­по­доб­но­го Ан­то­ния в Леох­нов­ской оби­те­ли слу­чил­ся по­жар: за­го­ра­лась кры­ша тра­пез­ной, и огонь, раз­ду­вае­мый и на­прав­ля­е­мый силь­ным вет­ром, го­тов был пе­ре­ки­нуть­ся на со­сед­ние кел­лии. Опас­ность гро­зи­ла все­му мо­на­сты­рю. Ис­пу­ган­ный ке­ларь при­бе­жал к пре­по­доб­но­му и, при­пав к но­гам игу­ме­на, со сле­за­ми про­сил его по­мо­лить­ся о спа­се­нии оби­те­ли. То­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний об­ра­тил­ся к иконе Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, сто­яв­шей в кел­лии, и так мо­лил­ся со сле­за­ми: «Гос­по­ди! Ты бла­го­во­лил воз­лю­бить ме­сто сие, по­пу­сти же на­ка­за­ние с ми­ло­стью и со­тво­ри до­стой­ное».

За­тем, еще с не об­сох­ши­ми от слез гла­за­ми, пре­по­доб­ный ска­зал ке­ла­рю: «Не бой­ся, брат, Все­ми­ло­сти­вый Гос­подь Бог наш не опе­ча­лит нас свы­ше ме­ры».

И толь­ко что он про­из­нес эти сло­ва, как ве­тер из­ме­нил свое на­прав­ле­ние. Бла­го­да­ря это­му по­жар пре­кра­тил­ся, при­чи­нив незна­чи­тель­ный ущерб оби­те­ли.

Один юно­ша, пас­ший овец близ мо­на­сты­ря, был ужа­лен зме­ею и на­хо­дил­ся при смер­ти. В это вре­мя при­шел к нему пре­по­доб­ный Ан­то­ний и ска­зал: «Иди к ис­точ­ни­ку близ оби­те­ли и при­не­си во­ды». Ко­гда юно­ша ис­пол­нил при­ка­за­ние, пре­по­доб­ный влил ему в рот во­ды со сло­ва­ми: «Во имя Свя­той Тро­и­цы, си­лою Хри­сто­вою ис­це­ля­ет те­бя раб Хри­стов, ста­рец Ан­то­ний».

Тот­час же у боль­но­го на­ча­лась очень про­дол­жи­тель­ная и та­кая силь­ная рво­та, что да­же сам пре­по­доб­ный при­шел в изум­ле­ние. По­сле это­го юно­ша по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым и хо­тел уже гнать свое ста­до да­лее. Но свя­той ста­рец оста­но­вил его та­ким во­про­сом: «Ска­жи, за­чем ты вче­ра клял­ся бед­ной вдо­ве, что волк съел ее ов­цу, то­гда как сам ты про­дал ее за три среб­ре­ни­ка?» – «Дей­стви­тель­но, со­лгал я ей, отец». Юно­ша при­знал­ся в гре­хе сво­ем и по­том с удив­ле­ни­ем спро­сил по­движ­ни­ка: «Ты, отец, как узнал об этом?» – «Ко­гда я си­дел в кел­лии сво­ей, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – при­е­хал ко мне всад­ник на бе­лом коне и ска­зал: «Ан­то­ний! Встань и иди ско­рее на юж­ную сто­ро­ну, где ис­точ­ник. Уви­дишь там че­ло­ве­ка, ужа­лен­но­го зме­ею, и ска­жи ему: не кля­нись име­нем Бо­жи­им и Его свя­ты­ми, не де­лай неправ­ды и от­дай вдо­ве ов­цу, чтобы не бы­ло те­бе ху­же».

То­гда юно­ша, упав к но­гам угод­ни­ка Бо­жия, по­дроб­но ис­по­ве­дал пред ним свой грех: «Точ­но, – ска­зал он, – про­дал я ов­цу жен­щи­ны за три среб­ре­ни­ка, а ска­зал, что съел волк. Вдо­ва не по­ве­ри­ла мне и го­во­ри­ла: “Раз­ве ты не зна­ешь, что я че­ло­век бед­ный, но де­лай, как хо­чешь”. Про­шу те­бя, отец, по­мо­лись о мне Гос­по­ду Бо­гу, чтобы Он про­стил мой грех; вдо­ве же оби­жен­ной я воз­вра­щу ов­цу; а в оби­тель на празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и убо­гим бу­ду еже­год­но уде­лять до са­мой смер­ти сво­ей де­ся­тую часть от ста­да».

Пре­по­дав по­ка­яв­ше­му­ся на­став­ле­ние из­бе­гать дур­ных дел, чтобы не по­тер­петь еще боль­ше­го на­ка­за­ния, пре­по­доб­ный сно­ва по­ве­лел ему воз­вра­тить укра­ден­ное. По­том с ми­ром от­пу­стил юно­шу; и он уда­лил­ся, бла­го­да­ря за свое ис­це­ле­ние Бо­га и Его угод­ни­ка.

Сла­ва о пре­по­доб­ном Ан­то­нии как ве­ли­ком по­движ­ни­ке и чу­до­твор­це рас­про­стра­ни­лась по рус­ской зем­ле, до­стиг­ла и до Моск­вы. Царь Иоанн Ва­си­лье­вич Гроз­ный, мно­го слы­шав­ший об угод­ни­ке Бо­жи­ем, имел силь­ное же­ла­ние его уви­деть. По­это­му, ко­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний при­был по нуж­дам оби­те­ли в Моск­ву, царь при­звал его к се­бе и про­сил мо­литв и бла­го­сло­ве­ния. Он вру­чил пре­по­доб­но­му ще­д­рую ми­ло­сты­ню для его оби­те­ли вме­сте с жа­ло­ван­ны­ми гра­мо­та­ми ей на зем­ли и рыб­ные лов­ли на озе­ре Иль­мене.

Как за­бот­ли­вый хо­зя­ин, пре­по­доб­ный Ан­то­ний мно­го по­тру­дил­ся и по­за­бо­тил­ся о бла­го­со­сто­я­нии сво­ей оби­те­ли. В 1587 го­ду оби­тель по­лу­чи­ла пу­сто­ши Рубле­во и Леох­но­во, за­тем в кон­це XVI ве­ка и на­ча­ле XVII бы­ли по­жа­ло­ва­ны ей дру­гие, близ­ко ле­жа­щие уго­дья. В 1606 го­ду пре­по­доб­ный бил че­лом о пу­сто­ши Ива­но­во, при­чем жа­ло­вал­ся, что «мо­на­стыр­ския жи­во­ти­ны вы­пу­сти­ти негде», а меж­ду тем эта пу­стошь, не на­се­лен­ная и за­рос­шая ле­сом, по­до­шла к мо­на­сты­рю близ­ко. Пу­стошь да­на бы­ла оби­те­ли из об­ро­ка, дру­гие же уго­дья – без­об­роч­но.

Пять­де­сят шесть лет под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Ан­то­ний в ино­че­ском об­ра­зе и, бу­дучи уже глу­бо­ким стар­цем, при­бли­зил­ся к бла­жен­ной кон­чине, встре­тить ко­то­рую Про­мысл Бо­жий су­дил ему вне стен род­ной оби­те­ли. В 1611 го­ду шве­ды вторг­лись в пре­де­лы Нов­го­ро­да и на­ча­ли опу­сто­шать его окрест­но­сти. То­гда мит­ро­по­лит Нов­го­род­ский Ис­и­дор (1603–1619), чтобы убе­речь ува­жа­е­мо­го стар­ца от опас­но­сти, вы­звал пре­по­доб­но­го Ан­то­ния с несколь­ки­ми уче­ни­ка­ми к се­бе в Нов­го­род. Здесь пре­ста­ре­лый по­движ­ник за­бо­лел и, чув­ствуя при­бли­же­ние сво­ей смер­ти, стал с ра­до­стью го­то­вить­ся к ней. В день Воз­дви­же­ния Чест­но­го Кре­ста Гос­под­ня ста­рец при­об­щил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин и пре­по­дал по­след­нее бла­го­сло­ве­ние окру­жав­шим его смерт­ный одр. За­тем он ве­лел по­звать к се­бе Кор­ни­лия, по­но­ма­ря церк­ви свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки, и об­ра­тил­ся к нему с та­ки­ми сло­ва­ми: «Брат Кор­ни­лий! пусть бу­дет те­бе зна­ме­ние, чтобы мне быть по­ло­жен­ным в со­здан­ном мною мо­на­сты­ре бла­го­леп­но­го Пре­об­ра­же­ния».

В этот же день, 14 сен­тяб­ря, прп. Ан­то­ний мир­но по­чил на 86-м го­ду от рож­де­ния. Вре­мя кон­чи­ны свя­то­го стар­ца от­но­сит­ся к 1611, 1612 или 1613 г.

Тор­же­ствен­ное по­гре­бе­ние бла­жен­но­го стар­ца со­вер­шил Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит. Тру­до­люб­ное те­ло пре­по­доб­но­го бы­ло по­ло­же­но близ ал­та­ря Нов­го­род­ской церк­ви во имя свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки на Ря­ди­тине ули­це. Ме­сто сво­е­го по­гре­бе­ния пре­по­доб­ный Ан­то­ний из­брал сам, так как на­ше­ствие шве­дов от­ре­за­ло до­ступ к Леох­нов­ской оби­те­ли.

По уда­ле­нии шве­дов из пре­де­лов Нов­го­род­ских ски­тав­ши­е­ся по ле­сам жи­те­ли на­ча­ли воз­вра­щать­ся на по­ки­ну­тые ме­ста. На ме­сто Леох­нов­ской оби­те­ли пер­вым при­шел Гри­го­рий, лю­би­мый уче­ник пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, ко­то­рый убе­жал из нее при на­па­де­нии шве­дов и за­тем укры­вал­ся в ле­су. На ме­сте оби­те­ли он на­шел лишь пе­пе­ли­ще да непо­гре­бен­ные те­ла уби­тых бра­тий – вра­ги не по­ща­ди­ли скром­ной оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ан­то­ния: убо­гое стро­е­ние мо­на­стыр­ское пре­да­ли ог­ню, а не успев­ших скрыть­ся ино­ков – смер­ти. Со сле­за­ми по­хо­ро­нив те­ла уби­ен­ных, Гри­го­рий по­ста­вил на род­ном пе­пе­ли­ще ма­лень­кую кел­лию, а близ нее ча­сов­ню в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Под­ви­за­ясь в пу­стыне, инок мо­лил Гос­по­да, чтобы вновь воз­ро­ди­лась уни­что­жен­ная вра­га­ми оби­тель. Так про­шло несколь­ко лет, и вот од­на­жды пре­по­доб­ный Ан­то­ний яв­ля­ет­ся уче­ни­ку сво­е­му во сне и го­во­рит: «Брат Гри­го­рий, пой­ди в Нов­го­род, ска­жи мит­ро­по­ли­ту Ки­при­а­ну и ста­рей­ши­нам го­ро­да, чтобы по­ло­жи­ли ме­ня на ме­сте мо­ей оби­те­ли».

Гри­го­рий не об­ра­тил вни­ма­ние на яв­ле­ние, при­няв его за обык­но­вен­ный сон, хо­тя оно и по­вто­ри­лось. На­ко­нец пре­по­до­бий Ан­то­ний явил­ся сво­е­му уче­ни­ку в тре­тий раз и, ис­пус­кая ог­нен­ные лу­чи, ска­зал: «Ес­ли не ис­пол­нишь слов мо­их, яв­люсь в дру­гом ме­сте; ты же по­гиб­нешь».

Гроз­ное яв­ле­ние угод­ни­ка Бо­жия так силь­но по­ра­зи­ло Гри­го­рия, что он дол­го про­ле­жал как мерт­вый, без со­зна­ния. При­дя в се­бя, он сей­час же от­пра­вил­ся в Нов­го­род, где и пе­ре­дал мит­ро­по­ли­ту и ста­рей­ши­нам го­ро­да о по­ве­ле­нии пре­по­доб­но­го Ан­то­ния. То­гда мит­ро­по­лит Ки­при­ан (1626–1634) с крест­ным хо­дом, при боль­шом сте­че­нии мо­ля­щих­ся, по­шел ко хра­му свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки, близ ко­то­ро­го на­хо­ди­лась мо­ги­ла пре­по­доб­но­го Ан­то­ния. Ко­гда ее рас­ко­па­ли и, вы­нув гроб, сня­ли с него крыш­ку, то те­ло угод­ни­ка Бо­жия ока­за­лось нетлен­ным. Сре­ди мно­же­ства тес­нив­ше­го­ся на­ро­да на­хо­дил­ся сле­пец Иосиф, уже три го­да не ви­дев­ший све­та. Мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Иосиф тут же про­зрел. По рас­по­ря­же­нию Нов­го­род­ско­го мит­ро­по­ли­та мо­щи чу­до­твор­ца на ме­сто его по­дви­гов со­про­вож­да­ли с мо­леб­ным пе­ни­ем на­сто­я­те­ли Нов­го­род­ских мо­на­сты­рей во гла­ве с ар­хи­манд­ри­том Юрьев­ской оби­те­ли Дио­ни­си­ем; мно­же­ство на­ро­да сле­до­ва­ло за мо­ща­ми. На пу­ти в Леох­но­во, ко­гда чест­ные мо­щи нес­ли близ Ар­каж­ско­го мо­на­сты­ря, со­вер­ши­лось но­вое чу­до – про­зрел дру­гой сле­пец, по име­ни Сте­фан. С бла­го­сло­ве­ни­ем по­ло­же­ны бы­ли свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния на том ме­сте, где он под­ви­зал­ся бо­лее 50 лет. Так ис­пол­ни­лось пред­ска­за­ние свя­то­го, что те­ло его бу­дет по­ко­ить­ся в со­здан­ной им оби­те­ли.

В ско­ром вре­ме­ни по­сле пе­ре­не­се­ния мо­щей пре­по­доб­но­го Ан­то­ния его ра­зо­рен­ная оби­тель бы­ла вос­ста­нов­ле­на, но за­тем ску­дость со­дер­жа­ния пре­кра­ти­ла ее са­мо­сто­я­тель­ное су­ще­ство­ва­ние: мо­на­стырь стал при­пис­ным, а в 1764 г. был окон­ча­тель­но упразд­нен, при­чем два мо­на­стыр­ских хра­ма об­ра­ще­ны в при­ход­ские церк­ви.

На ме­сте ос­но­ван­ной пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем оби­те­ли оста­лось се­ло Леох­но­во. В 1788 го­ду церк­ви и остат­ки де­ре­вян­но­го мо­на­стыр­ско­го стро­е­ния сго­ре­ли. Усер­ди­ем при­хо­жан в том же го­ду вме­сто де­ре­вян­ных сго­рев­ших церк­вей был вы­стро­ен ка­мен­ный храм в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня с дву­мя при­де­ла­ми, из ко­то­рых один (се­вер­ный) – во имя пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Леох­нов­ско­го. При­дел освя­щен 30 де­каб­ря 1788 го­да, и в нем под ар­кой, от­де­ля­ю­щей при­дел от сред­ней ча­сти хра­ма, бы­ли по­ло­же­ны чест­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния; здесь под спу­дом они по­ко­ят­ся и в на­сто­я­щее вре­мя. Над мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Ан­то­ния по­став­ле­на де­ре­вян­ная вы­зо­ло­чен­ная ра­ка, на верх­ней дос­ке ко­то­рой на­хо­дит­ся сде­лан­ный из се­реб­ра об­раз угод­ни­ка Бо­жия с вы­зо­ло­чен­ным вен­цом и хар­ти­ей. Пред ра­кою, на во­сточ­ной сто­роне, ви­сит древ­ний об­раз Неру­ко­тво­рен­но­го Спа­са; пре­да­ние го­во­рит, что пред этою ико­ною мо­лил­ся по­движ­ник и что она чу­дес­но со­хра­ни­лась в ку­че пеп­ла по­сле по­жа­ра 1788 го­да, ко­гда огонь уни­что­жил все. При ра­ке хра­нят­ся жер­но­ва, ко­то­ры­ми, по пре­да­нию, пре­по­доб­ный Ан­то­ний мо­лол хлеб, а так­же ка­мен­ный кле­вец (род ки­роч­ки или ост­ро­ко­неч­но­го мо­лот­ка, слу­жа­щий для об­тес­ки кам­ня), слу­жив­ший ему для об­дел­ки жер­но­вов.

Празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му Ан­то­нию мест­ное. Со­вер­ша­ет­ся оно три­жды в год: во вто­рую пят­ни­цу по­сле празд­ни­ка свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в Леох­но­во бы­ва­ет крест­ный ход из се­ми со­сед­них церк­вей в па­мять пе­ре­не­се­ния мо­щей пре­по­доб­но­го Ан­то­ния из Нов­го­ро­да; в празд­ник Воз­не­се­ния Гос­под­ня, по­сле ли­тур­гии, из Леох­нов­ской церк­ви бы­ва­ет крест­ный ход в цер­ковь Руб­ле­вой пу­сты­ни в па­мять при­ше­ствия пре­по­доб­но­го Ан­то­ния в Леох­но­во из Рубле­ва по­сле ви­де­ния ему Ан­ге­ла в день Воз­не­се­ния Гос­под­ня; на­ко­нец, 14/27 сен­тяб­ря вспо­ми­на­ет­ся кон­чи­на пре­по­доб­но­го Ан­то­ния.