Акафист святому преподобному Савве, Крыпецкому чудотворцу (иной)

 

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 10 сентября (28 августа ст. ст.)

Не утвержден для общецерковного использования.

Краткое житие преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Пре­по­доб­ный Сав­ва Кры­пец­кий был по­стри­жен на Афоне, от­ку­да при­был в Псков. Он на­чал под­ви­зать­ся на Снет­ной го­ре в Бо­го­ро­дич­ной оби­те­ли, близ Пско­ва, за­тем пе­ре­шел в бо­лее уеди­нен­ное ме­сто на реч­ку Тол­ву, в оби­тель пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на (па­мять 15 мая). На­ко­нец, он уда­лил­ся на со­вер­шен­ное без­мол­вие в Кры­пец­кую пу­стынь, за 15 верст от Тол­вы, и по­се­лил­ся один при неболь­шом озе­ре в непро­хо­ди­мом ле­су. Пи­щею от­шель­ни­ка бы­ли хлеб и во­да, а в сре­ду и пят­ни­цу он ни­че­го не вку­шал. В от­шель­ни­че­ской жиз­ни мно­го он пре­тер­пел от нечи­стых ду­хов, но все­гда по­беж­дал их мо­лит­вой. Спу­стя несколь­ко лет уеди­нен­ной жиз­ни к пре­по­доб­но­му Сав­ве ста­ли со­би­рать­ся рев­ни­те­ли пу­стын­ной жиз­ни. Они упро­си­ли его учре­дить оби­тель и по­стро­ить храм в честь апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. Пре­по­доб­ный от­ка­зал­ся быть игу­ме­ном оби­те­ли и по­ру­чил управ­ле­ние ино­ку Кас­си­а­ну. К стро­го­му стар­цу при­хо­ди­ли мно­гие из Пско­ва, ко­то­рых он ис­це­лял и уве­ще­вал, но ни от ко­го не при­ни­мал да­ров.

Од­на­жды Псков­ский князь Яро­слав Ва­си­лье­вич Обо­лен­ский,ко­то­рый ча­сто по­се­щал оби­тель, при­е­хал к свя­то­му вме­сте с боль­ной су­пру­гой. Пре­по­доб­ный Сав­ва по­слал ска­зать ему: "Ста­рец, греш­ный Сав­ва, го­во­рит те­бе, князь, не всту­пай в оби­тель с кня­ги­нею; у нас здесь та­кое пра­ви­ло – же­ны не долж­ны вхо­дить в оби­тель: ес­ли пре­сту­пишь оте­че­скую за­по­ведь, кня­ги­ня твоя не по­лу­чит ис­це­ле­ния". Князь про­сил про­ще­ния, что по незна­нию хо­тел на­ру­шить устав. Пре­по­доб­ный Сав­ва вме­сте с бра­ти­ей вы­шел за во­ро­та и от­слу­жил мо­ле­бен. Кня­ги­ня ис­це­ле­ла. По хо­да­тай­ству кня­зя в 1487 го­ду Псков по­лу­чил гра­мо­ту на зем­лю для оби­те­ли.

Ми­рян пре­по­доб­ный учил со­блю­дать чи­сто­ту, на­по­ми­ная о су­де апо­столь­ском про­тив сквер­ни­те­лей те­ла. Бо­га­тым и су­дьям го­во­рил, чтобы не кор­ми­лись за счет бед­ных и со­блю­да­ли прав­ду. Ча­сто на­по­ми­нал всем укло­нять­ся от ссор и враж­ды, со­хра­нять лю­бовь и мир и по­кры­вать ошиб­ки дру­гих снис­хож­де­ни­ем, дабы и нас про­сти­ли. В оби­те­ли с са­мо­го на­ча­ла бы­ло вве­де­но стро­гое об­ще­жи­тие. И то­гда, ко­гда со­бра­лось до­воль­но бра­тии и средств, в кел­лии пре­по­доб­но­го не бы­ло ни­че­го, кро­ме двух икон, ман­тии и ро­гож­ки, на ко­то­рую он ло­жил­ся от­ды­хать. Той же ни­ще­те он обу­чал бра­тию. Пре­по­доб­ный за­по­ве­дал им воз­де­лы­вать зем­лю сво­и­ми ру­ка­ми. Он го­во­рил: "К че­му на­зы­ва­ем мы древ­них по­движ­ни­ков сво­и­ми от­ца­ми, ко­гда не жи­вем их жиз­нию, как сле­ду­ет де­тям. Они, без­дом­ные, ни­щие, про­во­ди­ли вре­мя в вер­те­пах, в пу­сты­нях и для Гос­по­да со всей твер­до­стью по­ко­ря­ли свою плоть ду­ху, не зна­ли по­коя ни днем, ни но­чью. Воз­лю­бим, де­ти, бла­го­го Гос­по­да, не зву­ка­ми толь­ко и одеж­дою бу­дем по­ка­зы­вать лю­бовь на­шу к Нему, а де­ла­ми: лю­бо­вью друг ко дру­гу, сле­за­ми, по­стом, вся­ким воз­дер­жа­ни­ем, как со­вер­ша­ли это древ­ние от­цы".

Бла­го­дар­ный князь по­стро­ил через мхи и бо­ло­та мост к оби­те­ли дли­ною в 1400 са­жен. По­сле сво­ей кон­чи­ны († 28 ав­гу­ста 1495) пре­по­доб­ный Сав­ва не оста­вил оби­те­ли, а мно­го раз ока­зы­вал за­щи­ту. Од­на­жды но­чью к мо­на­сты­рю по­до­шли раз­бой­ни­ки. Но они уви­де­ли бла­го­леп­но­го стар­ца, ко­то­рый, дер­жа в ру­ке жезл, гроз­но ве­лел им по­ка­ять­ся. На­ут­ро узна­ли, что в мо­на­сты­ре та­ко­го стар­ца не бы­ло, и по­ня­ли, что это яв­лял­ся сам пре­по­доб­ный Сав­ва. Пред­во­ди­тель раз­бой­ни­ков по­ка­ял­ся игу­ме­ну и остал­ся жить в мо­на­сты­ре.

Пре­по­доб­ный Сав­ва был вы­сок ро­стом, с бо­ро­дой се­дой, как снег, круг­лою, гу­стою и не очень дол­гою. В та­ком ви­де он явил­ся в се­ре­дине ХVI ве­ка ино­ку Ис­а­ии, ука­зав, где на­хо­дят­ся его нетлен­ные мо­щи. То­гда же, в 1555 го­ду, по прось­бе кры­пец­кой бра­тии псков­ский свя­щен­ник Ва­си­лий на­пи­сал жи­тие пре­по­доб­но­го Сав­вы, и ему бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние.

Полное житие преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Ос­но­ва­тель Кры­пец­кой оби­те­ли, пре­по­доб­ный Сав­ва око­ло по­ло­ви­ны 15 ве­ка при­шел в Рос­сию из чу­жих стран. Неко­то­рые по­ла­га­ют, что при­шел он из Серб­ской зем­ли, дру­гие же, что от Го­ры Афон­ской. Спер­ва он пре­бы­вал близ Пско­ва в брат­стве Сне­то­гор­ско­го мо­на­сты­ря, но ско­ро от­ту­да пе­ре­шел в пу­сты­ню к пре­по­доб­но­му Ев­фро­си­ну, а по­том же­лая еще стро­жай­ше­го уеди­не­ния, ис­про­сив у него бла­го­сло­ве­ния, уда­лил­ся на 15 верст от оби­те­ли свя­то­го Ев­фро­си­на, в Кры­пец­кое уро­чи­ще, где оби­та­ли лишь мед­ве­ди и дру­гие хищ­ные зве­ри. Там по­се­лил­ся он один при неболь­шом озер­ке, сре­ди об­шир­ных бо­лот, по­рос­ших мел­ким сос­но­вым ле­сом. Пре­по­доб­ный про­во­дил бы­тие в по­сте, мо­лит­ве и воз­дер­жа­нии ве­ли­ком, пи­та­ясь от тру­дов сво­их. Утвер­див­шись на пу­стын­ном хол­ме, пре­по­доб­ный Сав­ва со­ору­дил неболь­шую цер­ковь во имя лю­би­мо­го уче­ни­ка Хри­сто­ва, св. апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. Через несколь­ко лет со­бра­лось ря­дом уже неболь­шое чис­ло спо­движ­ни­ков. Упро­си­ли они его ос­но­вать мо­на­стырь, но игу­мен­ство на се­бя от­че при­нять от­ка­зал­ся, а как некое по­слу­ша­ние пре­по­ру­чил сие од­но­му из бла­го­че­сти­вых чад – Кас­си­а­ну. Сла­ва о дерз­но­вен­ном пред­ста­те­ле Гос­под­нем рос­ла все боль­ше и боль­ше, за по­мо­щью и со­ве­том к нему за­спе­ши­ли не толь­ко про­стые лю­ди, но и силь­ные ми­ра се­го. Пра­вив­ший в то вре­мя в уде­ле князь Яро­слав Ва­си­лье­вич по­се­щал пре­по­доб­но­го не толь­ко в ве­ли­кие пре­столь­ные, но и все вос­крес­ные празд­ни­ки, а для удоб­ства про­ез­да про­ло­жил до­ро­гу через бо­ло­то – де­ре­вян­ный, на ты­ся­чу че­ты­ре­ста са­жень мост.

Од­на­жды уви­дел про­зре­ни­ем Сав­ва, что вы­со­кий гость ве­зет к нему свою боль­ную су­пру­гу. То­гда про­зор­ли­вый ста­рец вы­слал ему на­встре­чу уче­ни­ка сво­е­го с та­ки­ми сло­ва­ми: «Греш­ный ста­рец Сав­ва го­во­рит те­бе, князь, не вхо­ди с кня­ги­ней в мо­на­стырь, ибо по пре­да­нию свя­тых отец не доз­во­ле­но жен­щи­нам вхо­дить в оби­тель ино­че­скую. Ес­ли же не по­слу­ша­ешь ме­ня, то су­пру­га твоя не по­лу­чит ис­це­ле­ния». Князь не на­ру­шил тра­ди­ций ино­че­ских и спеш­но ис­про­сил про­ще­ние в на­ру­ше­нии за­по­ве­ди, ко­то­рой не знал. Ста­рец же, вый­дя из стен за во­ро­та, от­слу­жил с бра­ти­ей мо­ле­бен и, окро­пив во­дой, осво­бо­дил недуж­ную от бо­лез­ни. Бы­ли со­тво­ре­ны при жиз­ни пре­по­доб­но­го и мно­гие дру­гие чу­де­са.

По­сле от­ше­ствия свя­то­го из ми­ра се­го при­шли од­на­жды но­чью в оби­тель раз­бой­ни­ки с це­лью ограб­ле­ния. На­сель­ни­ков в тот миг в оби­те­ли немно­го бы­ло, да и те креп­ко спа­ли. Но по­яви­лись вдруг пе­ред незва­ны­ми при­шель­ца­ми неиз­вест­ные ино­ки с фо­на­ря­ми, как бы на стра­же сто­я­щие. И по­бе­жа­ли во­ры через бо­ло­та и ко­ря­ги в стра­хе Бо­жи­ем, слы­ша то­пот ног пре­сле­до­ва­те­лей и ви­дя гнев­но­го стар­ца се­до­вла­со­го, гла­го­лю­ще­го гроз­но: «Поч­то оби­тель мою ра­зо­рить хо­те­ли? Иди­те от­сю­да и кай­тесь, и по­доб­ное не тво­ри­те. Ес­ли же не уй­де­те, то со­тво­рю моль­бу на вас Ца­рю Небес­но­му Хри­сту, и вы по­гиб­не­те».

Устра­шен­ные мо­лит­ва­ми Сав­вы, на­ут­ро раз­бой­ни­ки при­шли в оби­тель и спро­си­ли у неко­го Ав­дия: «Кто у вас всю ночь был в мо­на­сты­ре и по­че­му мно­же­ство лю­дей в по­лу­но­чи хо­ди­ли с фо­на­ря­ми и ору­жи­ем по мо­на­сты­рю?» Ав­дий же от­ве­чал раз­бой­ни­кам, что ни­ко­го не бы­ло но­чью в оби­те­ли. Услы­шав сие, раз­бой­ни­ки по­ве­да­ли с по­ка­я­ни­ем и сле­за­ми игу­ме­ну и всей бра­тии о несо­сто­яв­шем­ся зло­де­я­нии. Раз­бой­ни­ки же со вре­ме­нем рас­ка­я­лись, а ата­ман их по­стриг­ся в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы.

Мо­щи свя­то­го бы­ли об­ре­те­ны вско­ре по­сле его смер­ти, ко­гда по усмот­ре­нию Бо­жи­е­му игу­мен Фео­к­тист воз­во­дил вме­сто де­ре­вян­ной церк­ви Иоан­на Бо­го­сло­ва храм ка­мен­ный и пред­по­ла­гал устро­ить стар­цу гроб­ни­цу. При раз­бор­ке ста­рых стро­е­ний и осмот­ре за­хо­ро­не­ний мо­щи пре­по­доб­но­го, к со­жа­ле­нию, об­на­ру­же­ны не бы­ли, от­че­го на­шла на всех ве­ли­кая скорбь. В па­мять свя­то­го Ге­ор­гия слу­жил ли­тур­гию мо­нах Ис­а­ия. При­дя в свою кел­лию от­дох­нуть, ви­дит он сон, буд­то на­хо­дят бра­тья некий гроб ду­бо­вый. Вскры­ва­ют его, но за­хо­ро­не­ния не по­зна­ют и вновь его за­кры­ва­ют. И тут вос­стал некий ста­рец чуд­ный и ука­зав се­бе на грудь, ска­зал: «Я мно­го­греш­ный Сав­ва, на­чаль­ник оби­те­ли сей, пе­ре­нес­ший мно­го на­па­стей для Гос­по­да. При­шло вре­мя, так угод­но Бо­гу, быть из­вест­ны­ми мо­щам мо­им».

И при­шед­шим игу­ме­ну с бра­ти­ей по­да­ет свя­той на вку­ше­ние три яго­ды пре­крас­ных, как сим­вол пло­дов ду­хов­ных во имя От­ца, Сы­на и Свя­та­го Ду­ха, чтобы Спа­си­тель услы­шал мо­лит­вы хри­сти­ан­ские и во ве­ки не оску­де­ла оби­тель сия.

Мно­гие при­те­ка­ю­щие с ве­рою к свя­тым мо­щам стар­ца по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния не толь­ко от ду­шев­ных, но и от те­лес­ных неду­гов: бес­но­ва­ния, глу­бо­кой яз­вы, го­ряч­ки, скор­чен­ных ко­неч­но­стей, го­лов­ной и зуб­ной бо­ли.

См. так­же: "Па­мять пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Сав­вы Кры­пец­ко­го, псков­ско­го чу­до­твор­ца" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.