Акафист святым новомученикам и исповедникам Шатурским

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Кондак 1

Избраннии новомученицы и исповедницы Христовы, небесных жителей пресветлая дружино, от земли Шатурския возсиявшии и в Небеснем отечестве венцы славы приемшии! Прославляюще прославльшаго вас Господа, песньми духовными восхваляем вас, заступники наша. Вы же, яко имущии дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед свободите, зовущих:

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Икос 1

Ангелов Творец и Создатель человеческаго рода во дни грознаго испытания земли нашея яви вас, страстотерпцы Шатурстии, людем страждущим образ твердаго стояния в вере и дарова вам благодать мужественне подвизатися и даже до крове пострадати. Сего ради, поминающе подвиги ваша, благодарно вопием вам сице:

Радуйтеся, святии, на страдания Богом призваннии;

радуйтеся, страстотерпцы, подвиг добре совершившии.

Радуйтеся, новых мучеников и исповедников священное сословие;

радуйтеся, горних небожителей преславная дружино.

Радуйтеся, новозакланнии агнцы, жизнь свою за веру положившии;

радуйтеся, в лице мучеников Христу, Агнцу Божию, на Небеси предстоящии.

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Кондак 2

Видя свирепство зверонравных гонителей, святитель всероссийский Тихон призва верная чада стати на защиту святыя матере Церкве и, аще послет Господь испытания гонений, уз и мучений, и самыя смерти, претерпети вся, на подвиг взирающе древних мучеников. Вы же, святии, последующе гласу сему, мучения добре претерпели есте, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом не разумевающе, сердцем зело болезновали есте, страстотерпцы, како земля Русская, удел избранный, мраком безбожия помрачися и грехом Каинова братоубийства осквернися. Темже, о разорении любезнаго отечества зело скорбяще, взывали есте: Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене Твоего ради. Мы же, исполнение молитв ваших зряще, ублажаем вас сице:

Радуйтеся, сонма страдальцев земли Русския украшение;

радуйтеся, подвига мученическаго новое сияние.

Радуйтеся, за Русь Православную изряднии молитвенницы;

радуйтеся, к Богу о ней приснии печальницы.

Радуйтеся, светильницы света, в весех Шатурских светло возсиявшии;

радуйтеся, страдальцы святии, подвигом мученичества Христа прославившии.

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Кондак 3

Силою Вышняго укрепляеми, пастырие доблии, стадо Христово, от беззаконных терзаемое, в любви и единомыслии соблюдали есте и, противу гонителей мятежных подвигом веры добре подвизающеся, козни их нивочтоже вменяли есте, глаголюще: страха вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог! Мы же, подвиг ваш мученический восхваляюще, Богу вопием: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще разум злочестием потемненный, восхотеша пребеззаконнии гонителие единство церковное разорити руками скверных вероотступник и лжепастырей. Обаче ничтоже успеша, яко не воздремаша очи страстотерпцев на стражи веры Православныя, ниже умолкоша уста их, во еже всяк совет нечестивых разорити и верных во истине укрепити. Мы же, дивящеся подвигу их, взываем сице:

Радуйтеся, учений апостольских изряднии ревнителие;

радуйтеся, веры отеческия твердии хранителие.

Радуйтеся, суемудрие нечестивых дерзновенно обличившии;

радуйтеся, злохитрость и коварство их низложившии.

Радуйтеся, в нощи безбожия светом истины возсиявшии;

радуйтеся, за веру Православную добре подвизавшиися.

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Кондак 4

Бурею злобы противу Церкве дышуще, нечестивии безбожницы храмы и обители святыя разориша, вас же, святии страстотерпцы, крова и пристанища лишиша. Обаче, благодатию Божиею укрепляеми, вся благодушно претерпели есте и, о мучителех с любовию молящеся, Богу взывали есте: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше безбожнии гонителие твердое ваше исповедание, злобою распаляхуся на вы, страстотерпцы, и, многоразличными муки терзающе, от места на место изгоняху, в темницы и на горькия работы заключаху, гладом и хладом изнуряху. Вы же, святии, терпение стяжавше, рекли есте: кто ны разлучит от любве Божия? Сего ради, дивящеся мужеству вашему, со умилением взываем вам сице:

Радуйтеся, древним мучеником житием и подвиги подражавшии;

радуйтеся, мученицы новоявленнии, добродетельми светло просиявшии.

Радуйтеся, в броню правды облеченнии;

радуйтеся, щитом веры огражденнии.

Радуйтеся, Церкве Русския благодатное прозябение;

радуйтеся, земли Московския похвало и украшение.

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Кондак 5

Богосветлии звезды, ко Христу путеводящии, явистеся, новомученицы святии, в нощи гонения безбожнаго сияюще. Вас бо прещения мучителей не устрашиша, ниже темницы мрачнии потаиша, но свет ваш просветися пред человеки. Мы же, видяще ваше доброе исповедание, прославляем Отца Небеснаго, взывающе: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше, яко властителие беззаконнии многия верныя в темницы заключаху и на мучение и смерть осуждаху, вы, святии, разуместе, яко приспе время и вам подъяти страдания за веру Христову. Темже тепле молили есте Господа, да укрепит вас в подвизе страданий и прославит Имя Свое. Мы же, воспевающе исповедание ваше, вопием сице:

Радуйтеся, жребия мученическаго не уклонившиися;

радуйтеся, в руце Божии себе всецело предавшии.

Радуйтеся, путем Христовым добле шествовавшии;

радуйтеся, мучения многообразная безропотно терпевшии.

Радуйтеся, Царствия Небеснаго победно достигшии;

радуйтеся, сладости райския богатно вкусившии.

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Кондак 6

Проповедницы всеобщаго Воскресения и жизни вечныя явистеся, новомученицы святии, земная бо вся отвергше и живота не пощадивше, веровасте, яко телеса ваша, аще и предани будут поруганию и тлению, обаче в нетлении и славе востанут. Ныне же в Небеснем Иерусалиме и Церкви торжествующих вкупе со ангелы и всеми святыми воспеваете Судии всех Богу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияша светозарно добродетели ваша, всехвальнии мученицы Христовы, вы бо в точиле лютых гонений, яко гроздия Истинныя Лозы, кровь свою источили есте, еюже Церковь Святая украсися, яко багряницею и виссом. Сего ради прославляем вас сице:

Радуйтеся, винограда Христова гроздие многоплодное;

радуйтеся, вертограда Небеснаго цвети прекраснии.

Радуйтеся, покровом Божия Матере осененнии;

радуйтеся, щитом благодати Ея огражденнии.

Радуйтеся, в Небесных чертозех радостию наслаждающиися;

радуйтеся, зрением Сладчайшаго Иисуса утешающиися.

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Кондак 7

Хотяще богоборцы суемудреннии веру Православную во Отечестве нашем искоренити, совет сотвориша, еже вся пастыри верныя избити и овцы стада Христова разсеяти. Сего ради руки на вас, святии мученицы, возложиша, беззаконному суду предаша и на смерть осудиша. Вы же, чашу страданий испивше, Христу последовали есте, воспевающе: Аллилуиа.

Икос 7

Новая Голгофа явися в земли Московстей на месте, нарицаемем Бутово, идеже новии мучители, древним в лютости подобящеся, поведоша вы, страстотерпцы всехвальнии, яко агнцев на заклание и люте умучиша. Аще же и предаша святая телеса ваша безчестию и поруганию, обаче Господь вас прослави пред ангелы и человеки. Мы же, дивящеся долготерпению вашему, сице вопием:

Радуйтеся, веры Православныя славнии провозвестницы;

радуйтеся, любве Христовы истиннии причастницы.

Радуйтеся, надежды несумненныя приемницы;

радуйтеся, премудрости Божия поборницы.

Радуйтеся, кротости и незлобия стяжателие;

радуйтеся, воздержания истиннаго учителие.

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Кондак 8

Странно и чудно есть разумети, како святыя жены, естеством немощни, мужески за Христа пострадаша? Видевше бо честныя отцы и братию, на муки и смерть осужденныя, подвигом оных подражаху и Христа небоязненно проповедаху, воспевающе Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь еси желание, весь сладость, Сладчайший Иисусе, - сице взывали есте, преподобныя жены, и на мучение, яко к венцу брачному, с радостию потекли есте. Егда же смерть от рук беззаконных приясте, душами чистыми, яко голубицы белокрилыя, в Чертог Жениха Христа воспарили есте. Сего ради приимите от нас похвалы сицевыя:

Радуйтеся, агницы пречистыя, Христу с любовию пожершыяся;

радуйтеся, страстотерпицы пречудныя, Небесному Жениху сочетавшыяся.

Радуйтеся, мудрости евангельских дев подражавшыя;

радуйтеся, во свете веры чисте пред Богом ходившыя.

Радуйтеся, обеты иноческия даже до смерти непорочно соблюдшыя;

радуйтеся, мужески страдания и смерть претерпевшыя.

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Кондак 9

Вси святии Церкви торжествующия с радостию сретоша вы, новомученицы Шатурстии, яко победители, присныя други Христовы и достойная чада Царствия Его. Темже, почесть Горняго звания приимше, с благодарностию взываете Богу, Победителю смерти, хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не может по достоянию прославити подвиги и страдания мучеников и исповедников Христовых. Мы же, зряще вас, страдальцы земли Шатурския, славою и честию от Бога увенчанных, подвиги вашими назидаемся и, помощи улучити чающе, дерзаем с любовию воспевати вам сице:

Радуйтеся, стопам древних мучеников небоязненно последовавшии;

радуйтеся, лютое неистовство беззаконных мужественно обличившии.

Радуйтеся, воини добропобеднии, добле за Христа подвизавшиися;

радуйтеся, страстотерпцы славнии, кровию мученическою землю Русскую обагрившии.

Радуйтеся, страданьми и исповеданием в Небесная селения вшедшии;

радуйтеся, в белых ризах Агнцу Божию во славе Небесней предстоящии.

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Кондак 10

Спасения нашего усерднии ходатаи есте, новомученицы всехвальнии, сего ради молим: испросите нам у Господа утверждение в вере и благочестии, да, не падше и обленившеся, но бодрствующе и трезвящеся, все время живота нашего потщимся в смирении, целомудрии и братолюбии пребывати и за вся Бога благодарити, взывающе Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая явися безбожным гонителем твердость ваша, святии новомученицы. Вы бо, звероподобнаго нрава тех не убоявшеся, на судищах, в заточениих, горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования на Бога мужественне явили есте. Сего ради прославляем вас сице:

Радуйтеся, добропобедницы, подвиги вашими Православие утвердившии;

радуйтеся, крепцыи поборницы, гонения безбожных нивочтоже вменившии.

Радуйтеся, прехвальнии исповедницы, богопротивную власть дерзновенно обличившии;

радуйтеся, агнцы незлобивии, жизнь свою за Христа положившии.

Радуйтеся, христолюбцы, веру истинную дерзновенно исповедавшии;

радуйтеся, друзи Божии, сладости райския присно вкушающии.

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Кондак 11

Пение хвалебное усердно приносим вам, новомученицы Шатурстии, и чтим честная страдания ваша, вы бо, любве ради Божия, вся земная нивочтоже вменивше, души своя за Христа положили есте. Ныне же, в Небесных обителех пребывающе, вопиете Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светом трисиянным осияваеми, новомученицы Шатурстии, со всеми святыми предстоите ныне Небесному Царю и, яко светила светозарная, присно просвещаете души притекающих к вам с верою и любовию. Мы же, благодаряще Бога, дивнаго во святых Своих, прославляем вас сице:

Радуйтеся, тесным евангельским путем шествовавшии;

радуйтеся, узкими враты Небеснаго Царствия достигшии.

Радуйтеся, вся прелести мира и славу его нивочтоже вменившии;

радуйтеся, благодать врачевания душ и телес от Бога получившии.

Радуйтеся, достойнии Небеснаго Царствия наследницы;

радуйтеся, усерднии о нас пред Богом молитвенницы.

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Кондак 12

Благодать, данную вам от Бога, ведуще, память вашу с любовию совершаем, страстоперпцы Шатурстии. Паче же умиляемся, како вы в годину всеобщаго отступления, до конца вся претерпевше, всем сердцем Господа Бога возлюбисте и ближняго, яко сами себе. Помозите убо и нам сия заповеди исполнити и крест свой безропотно понести, со благодарением взывающе Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще славныя подвиги ваша и твердое стояние в вере, крепцыи воини Христови, величаем долготерпение и ублажаем святую кончину вашу. Вы бо, лютых мучений не убоявшеся, телеса ваша, яко жертву непорочную, Триединому Богу принесли есте и от Него, почесть Горняго звания приемше, ликостояния со всеми святыми в ризах белых достойни явилися есте. Темже приимите от нас похвалы сия:

Радуйтеся, любве Христовы истиннии проповедницы;

радуйтеся, Царствия Небеснаго достойнии наследницы.

Радуйтеся, беззаконных мучителей смирением победившии;

радуйтеся, любовь евангельскую страданием запечатлевшии.

Радуйтеся, незлобию Христову добре подражавшии;

радуйтеся, образ веры и благочестия нам явившии.

Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии.

Кондак 13

О, святии новомученицы и исповедницы Христовы, земли Шатурския похвало и славо! Приимите сие малое моление наше, с благодарностию вам приносимое, и предстательством вашим ко Господу испросите Отечеству нашему мир и благоденствие. Нам же, всем, даруйте веру непостыдну и любовь нелицемерну, да, в покаянии поживше, Царствия Небеснаго сподобимся, идеже купно с вами и всеми святыми воспоем Богу хвалебную песнь:Аллилуиа.

Сей кондак глаголи трижды. Посем икос 1 и кондак 1.

Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы)

Преподобномученицы Мария и Матрона были сестрами. Мария родилась в 1876 г., а Матрона - в 1882 г., в д. Варюковка Рязанской губернии Егорьевского уезда. В 1909 г. сестры поступили послушницами в женский общежительный Александро-Мариинский монастырь с. Евлево Рязанской губернии. Монастырь был основан в 1892 г. В 1918 г. монастырь был закрыт. Мария и Матрона возвратились домой. Вскоре они поселились при Пятницком храме села Туголес исполняя празличные приходские послушания. В 1931 году были арестованы священники Пятницкого храма Иоанн Боголепов и Назарий Грибков. Их обвинили в создании в с. Туголес антисоветской группировки, возглавляемой священником Иоанном Андреевичем Боголеповым. 10 апреля тройка ОГПУ осудила священников Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к пяти годам высылки в Казахстан каждого. В 1933 г. в с. Туголес был назначен священник Георгий Колоколов. В 1936 г. вернулся из ссылки священник Назарий Грибков, в 1937 г. был прислан псаломщик Петр Царапкин. Однако уже в 1937 г. были арестованы настоятель храма священники Георгий Колоколов и Назарий Грибков, а также псаломщик Петр Царапкин. 26 февраля 1938 г. сестры были арестованы Грошевы.
Из протокола допроса Марфа Грошевой:
Вопрос: скажите, бывали ли случаи, когда вы ходили по домам колхозников и вместе с религиозной пропагандой занимались антисоветской деятельностью, направленной на срыв работы в колхозе?
Ответ: специально для указанной цели по домам колхозников не ходила, но в отдельных случаях ходила в дома читать Псалтирь, но никакой подрывной работы против колхозов я не веду и против власти ничего не говорю.
Вопрос: Скажите, признаете вы себя виновной в антисоветской деятельности и агитации, направленной на подрыв советской власти и колхоза?
Ответ: Нет, в этом я себя виновной признать не могу.
В обвинительном заключении следователь Коробовского РОУ НКВД Селезнев написал, что Грошевы Мария и Матрона будучи враждебно настроены против советской власти, совместно с Шиловой Натальей, представляя из себя организованную группу церковников, занимались контрреволюционной агитацией среди населения.
Из егорьевской тюрьмы сестры были доставлены в таганскую тюрьму г. Москвы.
11 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила монахинь Марию и Матрону Грошевых к расстрелу.
20 марта 1938 г. они были расстреляны на полигоне НКВД в Бутово, под Москвой, и погребены в общей безвестной могиле.
Память преподобномучениц Марии и Матроны совершается в день их мученической кончины 7 марта (20 марта нового стиля).

Мученик Петр Царапкин

Мученик Петр родился 10 декабря 1883 года в деревне Бобошино Московской губернии в семье сапожника Сергея Царапкина. Окончил церковноприходскую школу. Переехав в Москву, освоил профессию ретушера и работал в фотографических мастерских. Но главное, чему посвящал все свободное время, было церковное пение. Он пел в хоре Данилова монастыря и во многих московских церквях. После революции 1917 года Петр Сергеевич устроился работать на завод “Искра”, одновременно оставаясь регентом и организатором хоров в московских храмах. В 1933 году за принадлежность к Русской Православной церкви власти сочли его социально опасным элементом и выслали из Москвы. С этого времени он стал псаломщиком в храмах Московской области. В марте 1937 года Патриархия направила его псаломщиком в храм Великомученицы Параскевы в село Туголес. 27 ноября 1937 года Петр Сергеевич был арестован. На допросах он виновным себя не признал. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика Петра Царапкина к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался.

Мученица Пелагея Балакирева

Мученица Пелагия Балакирева родилась 8 октября 1901 года в селе Спирино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Никиты Балакирева.. Окончила школу в селе. С 1927 года стала жить при Троицкой церкви в селе Шарапово, исполняя обязанности сторожа.

Около двух лет она несла послушание церковного старосты. Проживая в сторожке при церкви, Пелагия помогала настоятелю протоиерею Николаю Сперанскому по делам храма и в исполнении церковных треб. Здание церковной сторожки обветшало. Приходской совет и прихожане храма в 1937 году решили произвести капитальный ремонт. После того, как был начат ремонт сторожки, Пелагия нашла приют в доме отца Николая.
18 ноября 1937 года Пелагия была арестована вместе с протоиереем Николаем Сперанским и заключена в тюрьму в городе Егорьевске.
- Следствию известно, что вы собирали подписи под жалобу на сельсовет ввиду отказа в застройке сторожки на колхозной земле. Дайте показания по этому вопросу? - требовал следователь на допросе.
- Да, я действительно собирала подписи прихожан под данную жалобу.
- Следствию известно, что вы совместно с благочинным умышленно затягивали церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе. Дайте показания по этому вопросу?.
- Да, действительно, церковные службы обычно кончались в 12 часов, когда были престольные праздники или исполнялись требы.
Заранее были допрошены лжесвидетели, которые оговорили обвиняемых, дав необходимые следователю показания.
Через несколько дней Пелагию Никитичну перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
В 1940 году Пелагия Никитична написала заявление с просьбой пересмотреть дело. Несмотря на то, что ряд свидетелей на этот раз не подтвердили своих прежних показаний, помощник прокурора посчитал, что «данные ими показания в органах НКВД подтверждаются», и заключил: «Мера наказания соответствует содеянному, а потому жалобу оставить без удовлетворения».
Пелагия Никитична Балакирева скончалась 30 июня 1943 года в исправительно-трудовом лагере в Вологодской области и была погребена в безвестной могиле.
Память мученицы Пелагии Балакиревой совершается в день ее мученической кончины 30 июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Преподобномученица Марфа (Коврова)

Преподобномученица Марфа (Коврова) родилась в 1887 году в с. Галыгино Коробовского р-на Московской области. Происходила из крестьянской семьи. Поступила послушницей в Александро-Мариинский женский монастырь д .Евлево Егорьевского уезда Рязанская губернии.
Жила в монастыре до его закрытия. После закрытия монастыря жила в селе Покров Коробовский района. Арестована в 1938 году, осуждена тройкой при УНКВД СССР по Московской области. Групповое дело "дело монаха Петра Земского и монахини Марфы Ковровой, Московская о., 1938г." Растреляна на Бутовском полигоне. Канонизирована на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000г.
День памяти первое воскресение, начиная от 25.01/07.02.

Священномученик Александр Сахаров

Священномученик Александр родился 15 августа 1875 года в селе Кривандино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье диакона Нестора Сахарова.
В 1890 году после окончания Зарайского Духовного училища Александр поступил в Рязанскую Духовную семинарию. На шестом курсе в декабре 1895 года епископом Рязанским Иустином (Полянским) Александр Нестерович был посвящен в стихарь для проповедывания слова Божия с церковной кафедры.
В 1896 году после окончания семинарии Александр Сахаров был определен учителем и преподавателем Закона Божия в Низковское начальное училище Васильевской волости Егорьевского уезда. Поскольку здание училища пришло в крайнюю ветхость, его пришлось закрыть. В сентябре 1897 года Александра Сахарова перевели учителем в Преображенское народное училище в Преображенский Погост Егорьевского уезда.
В 1897 году по благословлению епископа Рязанского и Зарайского Мелетия (Якимова) между деревнями Петровской и Левашево Егорьевского уезда было начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Крестьяне направили владыке прошение, в котором просили “назначить нам в настоящее время священника к Казанской церкви окончившего курс семинарских наук Александра Сахарова”. Со своей стороны Александр Нестерович тоже подал прошение об определении его во священника строящейся Казанской церкви. Владыка одобрил оба эти прошения.
13 ноября 1897 года состоялась диаконская, а на следующий день иерейская хиротония отца Александра, которую епископ Мелетий совершил в кафедральном соборе в честь Рождества Христова.
К заботам о строительстве храма прибавилось послушание в Петровском начальном училище, куда отец Александр был определен в 1898 году. Первое время, когда строилась церковь и дома причта, священник с семейством испытывал трудности и нужду. Приходилось жить в крестьянских избах, нанятых самими прихожанами, а жалованья из казны он пока не получал. 25 мая 1900 года храм был освящен.
В октябре 1907 года отца Александра духовенство округа избрало членом благочиннического совета Второго Егорьевского округа. В 1920 году он был награжден наперсным крестом, а в 1925 году возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. В 1931 году протоиерей Александр Сахаров был награжден митрой.
В 1930 году отец Александр был приговорен к 6 месяцам тюремного заключения и 5 годами высылки за то, что использовал труд домработницы. Однако он опротестовал это решение и окружным судом был оправдан. В 1931 году у семьи Сахаровых отняли последнюю корову. Их дети уже выросли и жили к тому времени отдельно от родителей.
Бывало, что отец Александр нес домой какие-нибудь продукты питания, полученные за исполнения треб от прихожан, ему встречался кто-нибудь из детей, особенно нуждающихся в помощи, и тогда батюшка останавливался и раздавал все детворе.
На Пасху и престольный праздник отец Александр совершал водосвятные молебны, обходя дома прихожан.
Летом 1937 года в клубе села Петровское местные коммунисты несколько раз проводили собрания, на которых обсуждался вопрос о закрытии Казанской церкви и переоборудовании ее под школу. Тогда же были сброшены с церкви колокола.
В конце 1937 года начались массовые аресты священнослужителей и мирян. Отец Александр предчувствовал свой неминуемый скорый арест. В беседе с одним из знакомых он сказал: “Меня наверно скоро возьмут”.
В ночь с 15 на 16 ноября 1937 года протоиерей Александр был арестован и заключен в камеру предварительного следствия в городе Шатуре, откуда через несколько дней его перевели в Егорьевскую тюрьму.
— Сколько времени вы служите служителем религиозного культа? — спросил следователь.
— Священником я служу 40 лет, то есть с 1897 года, — ответил отец Александр.
— Перечислите всех ваших знакомых, с которыми вы встречались вне службы.
— Знакомых, с которыми бы я встречался вне службы, не имею.
— Следствию известно, что вы проводите антисоветскую деятельность, создаете приют всяким бродячим священникам и группируете вокруг церкви контрреволюционный монашеский и юродивый элемент, дайте по этому вопросу показания.
— Никогда у меня бродячих священников и монашествующих не было. Антисоветской агитацией я не занимался и виновным себя в этом не признаю.
27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Он был доставлен в Таганскую тюрьму города Москвы.
Протоиерей Александр Сахаров был расстрелян 3 декабря 1937 года на полигоне Бутово и погребен в безвестной общей могиле.

Священномученик Аполос (Федосеев)

Священомученик Аполлос родился 11 марта 1892 года в деревне Моносеино Московской губернии в семье крестьянина Василия Федосеева. Мальчика нарекли во святом Крещении Алексием. Он получил домашнее образование. В 1914 году Алексей Федосеев был принят послушником в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь Финляндской епархии. В 1916 году, в связи с начавшейся войной, он был призван в армию, в которой прослужил до 1917 года. 27 сентября 1918 года Алексей Федосеев поступил послушником в Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь Петроградской епархии. Через три месяца он был призван на службу в Красную армию. В 1920 году Алексей Васильевич вернулся в Череменецкий монастырь. Эта обитель основана по преданию в 1476 году в двадцати километрах от города Луги на острове Черемецкого озера. В обители было два храма, в одном из которых, посвященном евангелисту Иоанну Богослову, находилась чудотворная икона Апостола. 1 января 1922 года Алексей Федосеев был пострижен в мантию с именем Аполлос. В связи с закрытием монастыря, 14 января 1929 года он был рукоположен в сан иеродиакона и назначен служить в храм в селе Успенский Погост.15 марта 1931 года в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры епископ Лужский Амвросий рукоположил иеродиакона Аполлоса во иеромонаха к храму в селе Климентовский Погост Оредежского района Ленинградской области. В 1933 году иеромонах Аполлос перевелся служить в Московскую епархию, где был определен к Знаменской церкви села Корневское Лотошинского района. В 1934 году он был переведен служить в храм в селе Фрол-Радушкино Коробовского района, а в июле 1936 года - в Свято-Троицкий храм села Пески того же района. В этом храме иеромонах Аполлос прослужил до своего ареста. Иеромонах Аполлос был арестован 4 декабря 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

— Вами преднамеренно затягивались церковные службы с целью срыва полевых работ в колхозе. Дайте правдивые показания? -потребовал следователь.
— Церковные службы я не затягивал и такой цели не ставил.
— Вы ходили по домам под видом церковных треб, вели антисоветскую агитацию, дайте показания по этому вопросу.
— Подтверждаю, с требами по домам прихожан церкви я ходил, антисоветской агитации я не вел.
— Вы обвиняетесь в антисоветской деятельности, признаете ли себя виновным в этом?
— Виновным себя в антисоветской деятельности не признаю и таковую деятельность я не вел.
Следователем был допрошен лжесвидетель - пекарь из соседней деревни, который, рассказывая об антисоветской деятельности отца Аполлоса, показал, что ему известен «случай, когда попу Федосееву сельсовет запретил ходить по домам со сборами и церковными служениями, то поп Федосеев стал говорить, что он возмутит народный гнев против угнетателей Православной Церкви». В течении одного дня следствие было закончено и передано на рассмотрение Тройки. 9 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Аполлоса к расстрелу. За день до расстрела отца Аполлоса сфотографировали. Иеромонах Аполлос (Федосеев) был расстрелян 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. Память преподобномученика Аполлоса совершается в день его мученической кончины 27 ноября (10 декабря), а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем,, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Священномученик Арсений Троицкий

Священномученик Арсений родился 28 октября 1880 года в селе Гридьево Тверского уезда Тверской губернии в семье священника Сергия Троицкого. Поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в 1903 году. В этом же году он был рукоположен в сан священника к Ильинской церкви в селе Селихово. В 1908 году отец Арсений в соответствии с пожеланиями и благословением епархиального архиерея Алексия (Опоцкого) учредил при храме в селе Селихово церковноприходской совет, состоящий из двенадцати человек. Когда началась Первая мировая война, отец Арсений вместе с прихожанами стал помогать больным и раненым воинам. В 1916 году за усердную пастырскую службу он был награжден камилавкой. 17 февраля 1917 года отец Арсений был назначен помощником благочинного 1-го округа Корчевского уезда. За ревностное и усердное служение он был возведен в сан протоиерея.

В 1923 года Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила за противодействие обновлеческому расколу протоиерея Арсения и других арестованных к трем годам заключения в концлагере. Заключение отец Арсений отбывал в Соловецком концлагере. Освободившись в 1926 году, он вновь стал служить в селе Селихово. 15 августа 1930 года он был вновь арестован протоиерей Арсений Троицкий вместе со старостой Василием Кротовым и крестьянами Башиловым, Трусовым и Ворониным.
Вернувшись, он стал служить в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Власово Шатурского района Московской области. 28 октября 1937 года власти арестовали весь клир Покровского храма — трех священников и двух диаконов.
Из протокола допроса:
— Вы арестованы как руководитель контрреволюционной группы духовенства. Признаете себя виновным? — спросил следователь.
— Виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю. Действительно, я не отрицаю того, что являлся настоятелем данной церкви, но все лица собирались и обсуждали вопросы религиозных обрядов, своих мыслей против советской власти я не высказывал, — ответил священник.
— Вас уличают в контрреволюционной деятельности обвиняемые. Намерены вы давать следствию откровенные показания?
— Никакой агитацией я не занимался. Все улики, которые мне предъявлены, являются клеветой на меня.
17 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Арсений Троицкий был расстрелян в тот же день и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Василий Колосов

Священномученик Василий родился 20 января 1876 года в селе Кривандино Рязанской губернии в семье псаломщика Иоанна Колосова. Поступив учиться в Рязанскую Духовную семинарию, Василий Иванович в третьем классе прервал обучение. Женившись, он в 1898 году был рукоположен во диакона к храму в селе Стружаны. В этом же селе он был учителем в местной школе. В 1911 году отец Василий был рукоположен во священника к Тихвинскому храму Александро-Мариинского женского монастыря, где он прослужил до 1916 года. Эта обитель была основана в 1897 году и располагалась при деревне Евлево в 10 верстах от Егорьевска. Во время Первой мировой войны отец Василий с 1917 по 1918 год служил полковым священником. В 1918 году его назначили служить в Дмитриевскую церковь села Дмитровский Погост, а в 1924 году его перевели служить в родное село Кривандино. Власти в середине 1934 года храм в селе закрыли, но отец Василий продолжал совершать требы по просьбе прихожан на дому. В 1936 году отец Василий был назначен в Параскевинский храм села Туголес. На Пасху 1936 года он был возведен в сан протоиерея. 1 мая 1937 года отца Василия перевели в село Тельма в храм святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, где он и прослужил до своего ареста. Протоиерей Василий Колосов был арестован 27 ноября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
- Следствию известно, что вы, будучи враждебно настроенным против советской власти, вели контрреволюционную агитацию среди населения, дайте показания по этому вопросу.
- Никакой агитации среди населения я никогда не вел.
- Следствию известно, что вы распространяли провокационные слухи о войне, предстоящем голоде и болезнях, посылаемых Богом за отступление от религии, призывали верующих противодействовать безбожию, проводимому общественными организациями, дайте искренние показания по данному вопросу?
- Такие слухи я не распускал и противодействовать верующих не призывал.
- Вы обвиняетесь в том, что вели активную антисоветскую агитацию среди населения, признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении?
- Виновным себя не признаю, т.к. никакой агитации не вел. Были случаи, когда я только выражал недовольство на неправильное обложение меня налогом. Больше я никогда недовольств никаких не выражал.
5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Колосов был расстрелян 9 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. Память священномученика Василия совершается в день его мученической кончины 26 ноября.

Священномученик Димитрий Кедроливанский

Священномученик Димитрий (Кедроливанский) родился 15 мая 1890 года в селе Шарапово Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Василия Никодимовича Кедроливанского и его супруги Любови Ивановны, урожденной Перехвальской, она была в храме просфорницей. По окончании духовного училища Дмитрий поступил в Рязанскую Духовную семинарию, но окончить ее не пришлось: умер его отец и мать попросила сына вернуться домой, как единственного кормильца, так как на ее иждивении осталось трое детей. Дмитрий поступил в Троицкий храм в селе Шарапово псаломщиком, здесь он прослужил несколько лет. Дмитрий Васильевич женился на Александре Никандровне Преображенской и был направлен псаломщиком в храм в селе Кузнецы Егорьевского уезда; в 1922 году он был переведен в Троицкий храм в селе Шарапово, а в 1925 году рукоположен во диакона к этому храму. В 1929 году он был арестован и приговорен к пяти годам ссылки за то, что не сумел уплатить в срок сельскохозяйственный налог. Ссылку он был отправлен отбывать в город Козлов Тамбовской области, куда за ним уехала и вся семья. В Козлове он стал служить диаконом. В 1936 году отец Димитрий испросил благословение архиерея на служение в другом селе, так как в Шарапове ему стало трудно содержать семью с пятью детьми, и архиерей направил его в храм во имя святителя Николая в селе Круги, где служил в это время престарелый священник, который через полгода ушел за штат. Приход состоял из самого села и трех деревень и был бедным, так что у прихожан часто не было средств платить за требы. Отец Димитрий был арестован в час ночи 20 января 1938 года и заключен в тюрьму в городе Егорьевске.
На допросе следователь сказал священнику:
— Следствие располагает данными о том, что весной 1937 года вы среди колхозников занимались восхвалением жизни при царском строе и клеветали на советскую власть.
— Жизнь при царском строе я не восхвалял и клеветой на советскую власть не занимался, — ответил священник.
— Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?
— Нет, не признаю, так как контрреволюционной клеветой я не занимался.
11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Димитрия к расстрелу. 17 февраля 1938 года отец Димитрий был привезен на полигон Бутово под Москвой и помещен в барак. Священник Димитрий Кедроливанский был расстрелян и погребен здесь же, во рву, в безвестной общей могиле.

Священномученик Иоанн Виноградов

Священномученик Иоанн родился 5 января 1879 года в селе Преображенском Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Виноградова. В 1901 году Иван Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен законоучителем и учителем церковнославянского языка в Спасо-Наливковскую церковноприходскую школу города Москвы. В 1903 году был рукоположен во диакона ко храму московского Никитского женского монастыря. В 1905 году он был рукоположен в сан священника и направлен служить в церковь, находившуюся на монастырском хуторе. Кроме служения в храме отец Иоанн нес и другие церковные послушания. С 1905 по 1917 год он был заведующим и законоучителем Серафимовской церковноприходской школы. С 1910 по 1918 год — законоучителем Пучковского земского училища. С 1911 по 1915 год — председателем Серафимовского Братства трезвости и заведующим народным домом и библиотекой при нем на фабрике братьев Крестовниковых. В 1914–1916 годах — попечителем семейств запасных и председателем комитета о беженцах при той же фабрике. В те же годы он состоял членом Московского уездного отделения епархиального училищного совета. В 1919 году священник тяжело заболел сыпным тифом и был помещен в больницу при фабрике братьев Крестовниковых. В 1919 году отец Иоанн был награжден наперсным крестом, а в 1921 году возведен в сан протоиерея. В 1922 году протоиерей Иоанн был назначен настоятелем Никольской церкви села Чашниково Московского уезда. С 1922 по 1924 год он состоял членом благочиннического совета, а с 1924 года — благочинным 3-го округа. 25 февраля 1930 года в связи с деятельностью отца Иоанна как благочинного власти арестовали его, обвинив в том, что он организовал вокруг себя окрестное духовенство, собирал нелегальные совещания у себя на квартире, на которых инструктировал духовенство в его антисоветской деятельности. 22 марта 1930 года Тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к трем годам ссылки в Архангельск. По возвращении в 1934 году отца Иоанна из ссылки епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Иоанн (Широков) назначил его настоятелем Никольского храма в селе Вышелец. В том же году протоиерей Иоанн был награжден митрой. 27 ноября 1937 года власти вновь арестовали священника и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Отец Иоанн был обвинен в проведении подрывной антисоветской деятельности, выражавшейся в том, что он высказывался вслух о незаконности своей ссылки в 1930 году и говорил, что по воле большевиков многие люди страдают в лагерях безвинно. Кроме того, священника обвинили в том, что он с целью подрыва колхозного строя устраивал торжественные церковные службы и затягивал их дольше обычного времени, что будто бы привело к массовым невыходам на работу крестьян.

Из протокола допроса:
— Дайте показания о вашей церковной деятельности, — потребовал следователь.
— Моя церковная деятельность началась с 1903 года, сначала диаконом, затем священником и продолжается по настоящее время, — ответил священник.
— Какие вы имеете награды и поощрения за церковную деятельность?
— Я награжден Священным Синодом наперсным крестом, саном протоиерея и митрой.
— Вы обвиняетесь в антисоветской деятельности, признаете ли вы себя виновным?
— Антисоветской деятельностью я не занимался, виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.
На этом допросы были закончены. 5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Иоанн Виноградов был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Иоанн Тихомиров

Священномученик Иоанн родился 13 августа 1876 года в городе Владимире в семье мелкого чиновника Петра Тихомирова. В 1897 году Иван Петрович окончил Владимирскую Духовную семинарию и вскоре был рукоположен во священника. До 1930 года он служил в Покровском соборе города Меленки, который входил тогда в состав Ивановской Промышленной Области. В 1926 году отец Иоанн был удостоен сана протоиерея, а в 1932 году награжден палицей. В апреле 1930 года отец Иоанн был переведен в село Воспушка Петушинского района Московской области, а 17 декабря 1932 года был вновь назначен в Покровский собор в Меленки. С 17 апреля 1933 года по март 1936 года протоиерей Иоанн служил в селе Власовском Коробовского района Московской области, потом до июня 1936 года в селе Новоселебное. Последним местом его служения, куда он был определен 1 июня 1936 года, был Казанский храм села Петровское Шатурского района Московской области. Отец Иоанн был арестован 26 января 1938 года и заключен в тюрьму Егорьевского района. На следующий день состоялся допрос.
- Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Дайте по этому вопросу показания, - потребовал следователь.
- Контрреволюционной деятельности я не вел и виновным себя не признаю.
- Вы показываете ложно, следствием установлено, что вы проводили контрреволюционную деятельность. Настаиваю на даче правдивых показаний.
- Вторично заявляю, что никакой контрреволюционной деятельности я не вел и виновным себя не считаю.
Следствие на этом было закончено. 11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Тихомиров был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

Священномученик Назарий Грибков

Священномученик Назарий родился 22 октября 1879 года в деревне Огрызково Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Степана Грибкова. Первоначальное образование он получил в Егорьевском Хлудовском училище. Он окончил 5 и 6 классы Рязанской Духовной семинарии и 1899 года стал служить псламщиком, с 1906 года – в соборе города Егорьевска. В 1916 году епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии Амвросий (Смирнов) рукоположил псаломщика Назария в сан диакона. В 1919 году архиепископ Рязанский и Зарайский Иоанн (Смирнов) рукоположил его во священника к Богородице-Рождественской церкви села Березовка Рязанской епархии. В 1926 году отец Назарий был награжден наперсным крестом, в 1928 году возведен в сан протоиерея. Позже направлен настоятелем Преображенского храма села Починки Егорьевского уезда. В 1929 году архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии Питирим (Крылов) назначил его вПараскевинский храм в села Туголес. В 1931 году были арестованы священники Пятницкого храма Назарий Грибков и Иоанн Боголепов. В составленном обвинительном заключении следователь писал: Дело возникло из поступивших в Шатурский райаппарат ПП ОГПУ МО сведений о том, что в деревне Туголес Шатурского района существует антисоветская группировка, возглавляемая попом Боголеповым Иваном Андреевичем. 10 апреля 1931 года тройка ОГПУ приговорила священников Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к пяти годам ссылки в Казахстан.
Два с половиной года отец Назарий пробыл в Алма-Ате и два года – в Актюбинске.
28 ноября 1937 года протоиерей Назарий был арестован. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Назария к расстрелу. Протоиерей Назарий Грибков 11 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой, погребен в безвестной общей могиле.

Священномученик Николай Постников

Священномученик Николай родился в 1892 г. в с. Маливо, Коломенского уезда. Московской губернии в семье священника Николая Постникова. В 1915 году Николай Николаевич окончил Рязанскую Духовную Семинарию и в том же году поступил псаломщиком в Казанскую церковь с. Шеино, Егорьевского уезда. Московской губернии. В 1916 году Николай Николаевич был рукоположен в сан священника к тому же храму, где затем прослужил всю жизнь до мученической кончины. В 1931 году о. Николай был награжден наперсным крестом, в 1935 году - возведен в сан протоиерея. Во время гонений, в начале 1930-х годов, власти потребовали от священника уплаты налогов сельскохозяйственными поставками, как облагались в то время крестьяне-единоличники. Поскольку священник не мог уплатить требуемого, то все его имущество было конфисковано.
Из протокола:
- Следствие располагает данными, что вы среди населения вели контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и советской власти. Признаете себя в этом виновным? - спросил следователь.
- Я антисоветской агитации не вел и виновным себя не признаю, -ответил отец Николай.
В обвинительном заключении следователь сделал такое определение:
“... будучи враждебно контрреволюционно настроенным против политики ВКП/б/ и советской власти вел открытую к/р агитацию против существующего строя, распуская провокационные слухи о предстоящей войне и пораженчестве, открыто вел к/р агитацию против конституции СССР, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК РСФСР”.
3 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Московской области приговорила протоиерея Николая Постникова к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение девятого декабря 1937 года. Тело протоиерея Николая было погребено в общей могиле-рве на полигоне в Бутово под Москвой. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 13-16 августа 2000 года в Москве, в храме Христа Спасителя, на ряду с великим множеством Новомучеников и Исповедников Российских, протоиерей Николай Постников причислен к лику священномучеников. Память священномученика Николая определено совершать в день его смерти - 29 ноября (9 декабря н. ст.), а также в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских - 25 января (7 февраля н. ст.), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля н. ст.).

Священномученик протоиерей Георгий Колоколов

Священномученик Георгий родился 22 октября 1876 года в городе Москве в семье диакона Иосифа Колоколова. Окончил в 1898 году Московскую Духовную семинарию. В 1899 году он был рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спасское-Тушино Московского уезда. В 1904 году диакон Георгий был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Аксиньино Звенигородского уезда и назначен законоучителем Аксиньинского народного училища и уездной церковноприходской школы, в этой должности он состоял до 1918 года. С 1908 года он нес послушание учителя Закона Божия Липкинского училища, находившегося в том же уезде. С 1909 по 1918 год отец Георгий состоял членом Совета Звенигородско-Саввинского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства. В 1924 году за ревностное и усердное служение отец Георгий был награжден наперсным крестом, в 1927 году возведен в сан протоиерея, а в 1930 году награжден палицей. В 1931 году власти арестовали его и приговорили к пяти годам заключения. Год он пробыл на каторжных работах на строительстве Беломорско-Балтийского канала, а с марта 1932 года по июнь 1933 года работал счетоводом в одном из отделений Соловецких исправительно-трудовых лагерей на лагерном пункте Сеннуха.По возвращении протоиерея Георгия в 1933 году из заключения епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Иоанн (Широков) назначил его настоятелем храма великомученицы Параскевы в селе Туголес. В 1934 году протоиерей Георгий был награжден наперсным крестом с украшениями, а в 1935 году — митрой.

27 ноября 1937 года власти арестовали его. Следователь спросил священника:
— Скажите, какие среди вас, Грибкова Назария Степановича и Царапкина Петра Сергеевича, существуют взаимоотношения?
— Среди меня, Грибкова и Царапкина взаимоотношения самые дружеские, все мы служим в одной церкви, я священником, Грибков вторым священником, а Царапкин псаломщиком, бываем друг у друга очень часто и ведем всевозможные деловые разговоры.
— Следствие располагает данными о том, что вы среди населения вели антисоветскую контрреволюционную агитацию против существующего строя. Признаете это?
— Я лично антисоветской контрреволюционной агитации среди населения не вел.
— Вы говорите неправду, следствие требует от вас дачи правдивых показаний. Вы вели антисоветские разговоры о непосильной жизни в лагерях и издевательстве над народом. Подтверждаете это?
— Я действительно среди населения говорил, что в лагерях жизнь мучительная, трудная и издеваются над народом, это я признаю.
Протоиерей Георгий Колоколов был расстрелян 9 декабря на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Священномученик Тихон (Бузов)

Священномученик Тихон родился 16 сентября 1873 года в селе Шенгуты Тетюшевского уезда Казанской губернии в семье крестьянина Петра Бузова. При крещении мальчик был наречен Иосифом. Родители желали, чтобы отрок овладел грамотой, поэтому отдали его в земскую школу. Когда Иосифу исполнилось 18 лет, он ушел в Седмиозерную Богородицкую Вознесенскую мужскую пустынь, находящуюся в 17 верстах от Казани, где был принят в число послушников. В 1901 году Иосиф принял монашеский постриг, в котором его нарекли Тихоном. Вскоре он был рукоположен во иеромонаха. Во время революционных волнений в стране, начавшихся в 1905 году, Казань, как и многие города России, была охвачена волнениями рабочих и студентов. За связь с революционно настроенными студентами отец Тихон был выслан в Троицкий Чебоксарский монастырь, где исполнял обязанности певчего. Эта древняя обитель была основана в 1566 году с миссионерскими целями. С 1910 по1914 год иеромонах Тихон служил при архиерейском доме в городе Архангельске. В 1911 - 1912 годы иеромонах Тихон слушал миссионерские курсы в Уфе. Отец Тихон в 1914 году был переведен в Донской монастырь города Москвы. В 1915 году он был награжден наперсным крестом, а в 1924 году Святейший Патриарх Тихон возвел его во игумена. В 1926 году он был возведен в сан архимандрита.
8 связи с распространением слухов об убийстве большевиками Патриарха Тихона в ОГПУ стали вызывать братию монастыря. 15 ноября 1927 года был вызван в ОГПУ и отец Тихон, где его арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму. 23 ноября его допросили. «Я лично, - показал отец Тихон, - никогда не говорил, что Патриарх Тихон замучен большевиками. И когда об этом бывал разговор при монастыре, то всегда говорил, что это неправда. Переписки с высланным настоятелем я лично не имею. Материальную помощь настоятелю мы посылаем из средств кружечного сбора. Последний раз было разделено по 23 рубля, и точно такую же сумму послали настоятелю,. Кто посылает деньги мне не известно. На заседании церковно-приходского совета братства я никогда не участвовал, и какие обсуждались вопросы на совете, мне не известно».
9 января 1928 следствие было закончено. В своем заключении уполномоченный 6 отделения секретного отдела ОГПУ Жикин написал:
«Гражданин Бузов ведет агитацию среди посетителей могилы Патриарха Тихона с целью возбуждения таковых против советской власти, распространяет слухи, что Патриарх замучен большевиками и оказывает материальную помощь ссыльным церковникам, как невинно пострадавшим от советской власти». 27 января 1928 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ архимандрит Тихон был приговорен к ссылке с запретом проживать в шести главных городах и губерниях страны сроком на три года. Местом ссылки отец Тихон избрал город Казань. Здесь он служил заштатным священником и одновременно работал по найму. По возвращении из ссылки, 23 мая 1933 года архимандрит Тихон был назначен митрополитом Сергием (Страгородским) в Покровский храм в селе Ильмяны Коробовского района Московской области. 27 ноября 1937 года власти арестовали его и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. В день ареста отец Тихон был допрошен.
— Следствию известно, что вы входили в группу церковников и вели активную контрреволюционную агитацию среди населения. Дайте искренние показания по данному вопросу? — потребовал следователь.
— В состав группы церковников я не входил и никакой агитации нигде не вел.
— Следствию известно, что вы распространяли провокационные слухи о войне, голоде, повальных болязнях и смерти, посылаемых Богом за неверие в Него, высказывали пораженческие взгляды. Дайте показания по этим вопросам?
— Я никогда этого не делал.
— Вы обвиняетесь в том, что входили в состав группы церковников и вели активную антисоветскую агитацию среди населения, признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении.
— Виновным себя не признаю, так как никакой агитации я не вел. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Тихона к расстрелу.
Архимандрит Тихон был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.