Акафист святой преподобной Параскеве Сербской

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 27 октября (14 октября ст. ст.)

Кондак 1

Избранная от Господа возсияти на тверди Церкве, преподобная мати Параскево, житием твоим ангелоподобным мiру всему просияла еси яко солнце пресветлое, и духовне и телесне недугующым целительница явилася еси. Сего ради верою зовем ти: радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Икос 1

Ангельскую показавши ревность, удивления достойную, житие свое на земли добродетельми украсила еси и на небеси со Ангелы жити удостоила ся еси. Темже с ними усердно моли Человеколюбца Бога, да избавит от бед и обстояний вся, вопиющыя ти сице:

Радуйся, яко вольне прияла еси благое иго Христовых заповедей.

Радуйся, яко житием твоим суету мiра сего обличила еси.

Радуйся, яко сердце свое от всех страстей соблюла еси.

Радуйся, яко творением заповедей любовь Божию снискала еси.

Радуйся, яко учиши нас креста ношением Христу следовати.

Радуйся, яко изнемогающым нам всегда помогаеши.

Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Кондак 2

Видящи земных вещей скорое изменение, мiрский мятеж оставила еси и в пустыню вселилася еси, идеже многим пощением и молитвами, аки благодатною пищею, душу свою питала еси, благочестно зовущи: Аллилуиа!

Икос 2

Разум обретши, правую веру и любовь совершенную, богомудрая мати, воздержанием и смирением украсилася еси, сего ради храм Божий была еси и источник чудес обильный; темже благоговением поем тебе сице:

Радуйся, образе совершенный евангельскаго отречения себе.

Радуйся, яко долговременною нищетою богатство вечное и славу снискала еси.

Радуйся, яко обетом нищеты высоту духовную показала еси.

Радуйся, светлая высото смирения.

Радуйся, ибо подвигы твоими душетленную силу погубила еси.

Радуйся, ибо высотою подвига твоего всех удивила еси.

Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Кондак 3

Силою Духа Святаго укрепляема, мужески подвиг поста носила еси в терпении, преподобная, и слезами твоими гордаго врага победила еси, поющи благодарственне Богу: Аллилуиа!

Икос 3

Имущи всегда во уме образ грядущаго Суда Христова, и проливающи теплыя слезы, преблаженная, светильник души своея украсила еси, уготовавши его к сретению праведнейшаго Судию. И нас удостой деснаго стояния пред Ним, верою поющих ти сице:

Радуйся, чертоже одушевленный Пресвятаго Духа.

Радуйся, ибо вся дни живота твоего непрестанным призыванием имене Божия освящалася еси.

Радуйся, ибо в молитвеннем стоянии пред Богом уснула еси.

Радуйся, силою молитвы диавольская искушения победившая.

Радуйся, памятию смертною от греха себе сохраньшая.

Радуйся, яко Богу совершенне угодила еси.

Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Кондак 4

Бури живота нынешняго избежалаеси, преподобная, волею нищету Христа ради приимши, великими добродетельми обогатилася еси и многих образом жития твоего к ревности подвигнула еси, научающи их Христу Богу взывати: Аллилуиа!

Икос 4

Услыша Господь молитвы и воздыхания твоя, в тайне творимая, блаженная мати, и яве на небеси пред Ангелы прослави труды твоя; ныне же в Божиим раи пребывающи, помяни и нас, зовущих ти сице:

Радуйся, Ангелов собеседнице достохвальная.

Радуйся, велие удобрение святых.

Радуйся, совершенная и высокая хвало преподобных.

Радуйся, украшение праведных и известнейшее правило постником.

Радуйся, славо и богосветлый венче девственников и монашествующих.

Радуйся, стено и твердое защищение христиан.

Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Кондак 5

В мире живот свой поживши, блаженная мати Параскево, нестяжанием благих земных украсилася еси и воздержанием просветилася еси, былием питавшися и умилением взывавши Владыце твоему: Аллилуиа!

Икос 5

Видя чистое житие твое и безмерное смирение твое, Дух Пресвятый показа тя, преблаженная, славну в чудесех. Сего ради, отшедшей ти от жития сего в горнее блаженство, со множеством преподобных предстательствуеши всем, умилением зовущым ти сице:

Радуйся, пустыни благоуханный цвете.

Радуйся, пустынное воспитание изряднейшее.

Радуйся, серпом молитв твоих терние страстей посекшая.

Радуйся, слез пролиянием огнь греха угасившая.

Радуйся, всякое вражеское возстание отгнавшая.

Радуйся, образом добродетельнаго жития твоего ленивая на покаяние воздвизающая.

Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Кондак 6

Правды проповеднику, достодивному Илию, уподобилася еси и покаяния светильнику Предтечи Иоанну, о преподобная мати! Оставила бо еси попечения житейская, во еже безмолвствовати в горах, и всегда поучалася еси в помнении часа смертнаго, в бдениих поющи Богу: Аллилуиа!

Икос 6

Свет небесный озари тя, на всенощней молитве стоящей ти во мнозем умилении, и Ангел Господень тебе предста, Божие веление возвещая ти: да возвратишися во отечествие твое, яко тамо подобает ти отдати земли тело, духу же твоему преселитися в небесное жилище свое; сего ради поем тебе сице:

Радуйся, еще в жизни сей Ангела видети удостоившаяся.

Радуйся, благочестно заповеди Божия исполнившая.

Радуйся, яко во Влахернстей церкви тепле Матери Божией помолилася еси.

Радуйся, яко теплым Ея защищением себе предала еси.

Радуйся, яко пред исходом твоим прилежно о всем мiре молилася еси.

Радуйся, яко по исходе от телесе живот вечный обрела еси.

Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Кондак 7

Хотящи преставитися от нынешняго века, аки звезда в захождении была еси, прехвальная, и в небесней жизни возсияла еси, яко зарю оставивши нам добродетели и исправления жития твоего, имиже и ныне озаряеши сердца всех, верою зовущих Богу: Аллилуиа!

Икос 7

Исполнивши закон новыя благодати, возшла еси на небо добродетельми, во еже радоватися вкупе с небесными чинми; темже с ними молися Спасителю Христу за вся, поющия ти сице:

Радуйся, яко к свету немерцающему преселилася еси.

Радуйся, яко палаты Христовых доброт удостоилася еси.

Радуйся, яко от Господа мзду многу за труды твоя восприяла еси.

Радуйся, яко венец нетленен с высоты стяжала еси.

Радуйся, яко несредственне Триипостаснаго Бога зриши.

Радуйся, яко со Ангелы на небеси пребываеши.

Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Кондак 8

Странное и дивное виде христолюбивый Георгий: царицу виде некую, седящую на пресветлем престоле и множество светлых воин окрест ея, и услыша словеса сия к нему реченная: Георгие, потщитеся изъяти мощи моя и положити я на честнем месте, поюще Богу: Аллилуиа!

Икос 8

Вси людие христианстии, услышавше словеса Георгия, скоро потекоша к мощем Параскевы преподобныя, и вземше я с великим усердием, радующеся яко о некоем сокровищи многоценнем, честно положиша я в церкви, любовию зовуще сице:

Радуйся, православных радостное слышание.

Радуйся, светлая звездо веры, Церковь озаряющая.

Радуйся, несокрушимый ковчеже дарований Божиих.

Радуйся, боготечный источниче, воды исцелений верным источаяй.

Радуйся, яко всех верных болезни благодатию Христовою исцеляеши.

Радуйся, яко в целомудрии и чистоте жити нам помогаеши.

Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Кондак 9

Велие усердие имяше к тебе благоверный Царь болгарский Иоанн Асен, иже приимь вест где лежат чудотворныя и святыя мощи твоя, преподобная Параскево, принести я в град свой Терново повеле и с честию великою положи я в церкви своей, идеже многая исцеления источаху всем верою притекающым и Богу поющым: Аллилуиа!

Икос 9

Отроча, иже лет девять от рождения своего в немоте бе, верою пришед в храм твой, абие исцеление прият и начат добре глаголати. Сего ради умильно тебе зовем:

Радуйся, мощная заступнице наша и от бед избавительнице.

Радуйся, скорая помощнице страждущым от духов злобы.

Радуйся, молитвами бо твоими слепии прозирают.

Радуйся, неплодным бо плод благословен от Бога подаеши.

Радуйся, яко разслабленыя от одра болезни воздвизаеши.

Радуйся, немолчная молитвеннице верою к тебе притекающих.

Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Кондак 10

Спасла еси от беснования жену, яже обещася заповеди Божия творити, но умедли и не исполняше обет свой: темже скоро наказала еси ю болезнию и смертию, да и инии поучатся не лгати Богу, но в истине пребывающе Богу да поют: Аллилуиа!

Икос 10

Стена еси и спасительное прибежище православным людем, в рабстве пребывающым, и в бедах своих к целительным и чудоточным мощем твоим притекающым, и всеумиленно тебе зовущым:

Радуйся, всем верным тихое пристанище.

Радуйся, теплая заступнице и покровительнице онеправдованным.

Радуйся, яко порабощенным и бедствующым утешение даруеши.

Радуйся, яко и агаряны чудесы страшиши и вразумляеши.

Радуйся, яко тобою Православие возвышается.

Радуйся, яко тобою неверие и зловерие посрамляются.

Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Кондак 11

Благоверная царица сербская Милица, приносящи песны и молитвы пред ракою мощей твоих чудоносных, с великим усердием пренесе я от царствия зловерных в престольный град свой, в защищении рода сербскаго, зовуща Богу: Аллилуиа!

Икос 11

Светлая и новоявленная звезда явилася еси Западу, многосветлыми лучами чудотворных мощей твоих сияющи всем верным, наипаче же любящыя тя привлекающи светозарным сиянием подвиг твоих, и избавляющи от бед и напастей нас, вопиющих ти таковая:

Радуйся, источниче исцелений многовидных.

Радуйся, люте страждущым помощнице.

Радуйся, яко мрак скорбей разгоняеши.

Радуйся, яко человеки от бездны грехов избавляеши.

Радуйся, яко тобою смеем призывати бездну милосердия Божия.

Радуйся, яко избавившеся от потопа гнева, тобою мир с Богом обретаем.

Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Кондак 12

Благодатию Христовою болезни и страсти исцеляеши, и духи лукавствия прогоняеши, преславная Параскево, и просвещаеши верныя блистанием чудес твоих; темже благодарственне зовем Богу о тебе: Аллилуиа!

Икос 12

Поюще прилежно изрядствия твоя, молим ти ся, преподобная наша мати Параскево, молися за Церковь Христову: испроси у Бога крепкостояния Вере Православней и на ереси победы, нам же спасения и мира, да любовию прославляем тя сице:

Радуйся, светлое украшение Христовы Церкве.

Радуйся, Веры Православныя поборнице.

Радуйся, стено и избавительнице отечествия нашего от зловерных.

Радуйся, покрове обителей и домов благоверных.

Радуйся, заступнице рода христианскаго.

Радуйся, скорая помощнице верою требующым защищения твоего.

Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!

Кондак 13

О, преподобная наша мати Параскево, утешение скорбящым и девам украшение, приими нынешнее песнословие от недостойных уст наших, и умоли Господа избавитися нам вечных мук, да с тобою в небеснем Отечествии нашем поем Ему: Аллилуиа!

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.

См.: "Петкана".

Краткое житие преподобной Параскевы-Петки Сербской

Эта слав­ная свя­тая ро­ди­лась у бо­га­тых и бла­го­че­сти­вых серб­ских ро­ди­те­лей. По­сле смер­ти от­ца Па­рас­ке­ва по­ки­ну­ла дом вме­сте со сво­им бра­том, свя­ти­те­лем Ев­фи­ми­ем, стре­мясь к по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Вна­ча­ле она от­пра­ви­лась в Кон­стан­ти­но­поль, а за­тем в Иор­дан­скую пу­сты­ню, где под­ви­за­лась до пре­клон­ных лет. Ан­гел явил­ся ей и по­ве­лел вер­нуть­ся до­мой. Ее брат, про­жив­ший трид­цать лет в мо­на­стыр­ской ти­ши, стал к это­му вре­ме­ни епи­ско­пом Ма­ди­то­са; и в кон­це жиз­ни они вме­сте тру­ди­лись о Гос­по­де. Мо­щи пре­по­доб­ной Па­рас­ке­вы на­хо­дят­ся в Ру­мы­нии. Ты­ся­чи лю­дей со­би­ра­ют­ся в день празд­но­ва­ния ее па­мя­ти. В Бел­гра­де со­хра­нил­ся чу­до­твор­ный ис­точ­ник, до­ныне при­но­ся­щий мно­гим ис­це­ле­ние. Ми­ро­то­чи­вые мо­щи ее бра­та яв­ля­ют­ся неоску­де­ва­ю­щим ис­точ­ни­ком и до на­ших дней.

Полное житие преподобной Параскевы-Петки Сербской

Свя­тая Па­рас­ке­ва[1] ро­ди­лась в Сер­бии, вбли­зи го­ро­да Кал­лио­кра­тия, в се­ле­нии Епи­ват[2]. Ро­ди­те­ли ее бы­ли бла­го­че­сти­вые лю­ди: они неуклон­но ис­пол­ня­ли все за­по­ве­ди Бо­жии и сла­ви­лись всю­ду сво­и­ми бла­го­тво­ре­ни­я­ми и ми­ло­сты­ня­ми. Кро­ме до­че­ри Па­рас­ке­вы, был у них сын. Его от­да­ли они в учи­ли­ще, а дочь вос­пи­ты­ва­лась в до­ме сво­их бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Брат Па­рас­ке­вы, ко­гда до­ста­точ­но на­учен был Свя­щен­но­му Пи­са­нию, с со­гла­сия ро­ди­те­лей при­нял по­стри­же­ние под име­нем Ев­фи­мия. Ев­фи­мий впо­след­ствии был епи­ско­пом в Ма­ди­те[3], где про­сла­вил­ся доб­ро­де­тель­ною жиз­нью и при жиз­ни и по смер­ти со­тво­рил мно­же­ство пре­слав­ных чу­дес.

По смер­ти сво­их ро­ди­те­лей Па­рас­ке­ва ста­ла про­во­дить жизнь, пол­ную скор­бей и ли­ше­ний. Под­ра­жая усерд­но жиз­ни свя­тых, она умерщ­вля­ла по­стом и бде­ни­ем свое те­ло и по­ра­бо­ща­ла его ду­ху. Вос­пла­ме­ня­ясь бо­же­ствен­ным же­ла­ни­ем жить для Гос­по­да, Па­рас­ке­ва не по­же­ла­ла дол­го жить в мно­го­мя­теж­ном ми­ре сем, но, по­ки­нув все мир­ское, скры­лась от ми­ра и, до­стиг­нув пу­сты­ни Иор­дан­ской[4], ста­ла про­во­дить здесь рав­но­ан­гель­скую жизнь. Под­ра­жая Бо­го­вид­цу про­ро­ку Илии и Иоан­ну Кре­сти­те­лю, она пи­та­лась толь­ко пу­стын­ны­ми зла­ка­ми, упо­треб­ляя их при­том лишь в ма­лом ко­ли­че­стве, и то по за­ка­те солн­ца. По­сте­пен­но ис­та­е­вая то от жа­ра, то от хо­ло­да, она об­ра­ща­ла свои взо­ры толь­ко к Еди­но­му Бо­гу, мо­гу­ще­му спа­сти сми­рен­ных серд­цем «от вих­ря, от бу­ри» (Пс.54:9). Кто в со­сто­я­нии по­ве­дать о том, сколь­ко слез про­ли­ла пре­по­доб­ная? Кто рас­ска­жет о ча­стых и неумол­ка­е­мых сте­на­ни­ях ее? Кто по­дроб­но пе­ре­даст об ее ко­ле­но­пре­кло­не­ни­ях непре­стан­ных и раз­лич­ных по­дви­гах те­лес­ных? Один Все­ви­дя­щий Бог взи­рал на по­дви­ги пре­по­доб­ной. У нее не бы­ло там за­бот о мир­ской су­е­те: она за­бо­ти­лась толь­ко лишь об очи­ще­нии ду­ши, об от­ве­те на бу­ду­щем су­де и встре­че с Небес­ным Же­ни­хом. «Те­бе, Же­ни­ше мой, ищу» – го­во­ри­ла пре­по­доб­ная Па­рас­ке­ва и по­сто­ян­но дер­жа­ла в уме из­ре­че­ние из кни­ги Пес­ни пес­ней: «Ска­жи мне, ты, ко­то­ро­го лю­бит ду­ша моя» (Песн.1:6).Она о том боль­ше все­го за­бо­ти­лась, как бы укра­сить свой све­тиль­ник и вме­сте с муд­ры­ми де­ва­ми вый­ти на встре­чу Небес­но­му Же­ни­ху, услы­шать слад­кий Его глас и на­сла­дить­ся ли­це­зре­ни­ем кра­со­ты Его. «Ко­гда при­ду и яв­люсь пред ли­це Бо­жие!» (Пс.41:3) – непре­стан­но го­во­ри­ла свя­тая.

Ко­гда та­ким об­ра­зом пре­по­доб­ная Па­рас­ке­ва пре­бы­ва­ла в пу­стыне, лу­ка­вый враг по­за­ви­до­вал ее доб­ро­де­те­лям и пы­тал­ся меч­та­ни­я­ми и при­зра­ка­ми устра­шить ее. Мно­го­крат­но пре­вра­ща­ясь в раз­лич­ных зве­рей, он устрем­лял­ся на свя­тую, дабы со­здать для нее пре­пят­ствие на пу­ти по­дви­гов. Но доб­рая Хри­сто­ва неве­ста Па­рас­ке­ва по­вто­ря­ла «Все­выш­не­го из­брал ты при­бе­жи­щем тво­им» (Пс.90:9) и при Его по­мо­щи, – зна­ме­ни­ем свя­то­го кре­ста Его, – от­го­ня­ла вра­гов и раз­ры­ва­ла, как бы па­у­ти­ну, все коз­ни диа­во­ла и со­вер­шен­но низ­ло­жи­ла его. Свя­тая при сво­ей жен­ской при­ро­де име­ла по­ис­ти­не муж­ской ра­зум и по­бе­ди­ла диа­во­ла, как Да­вид – Го­лиа­фа. Укра­сив свою ду­шу та­ки­ми по­дви­га­ми и доб­ро­де­те­ля­ми, Па­рас­ке­ва сде­ла­лась воз­люб­лен­ной неве­стой Хри­сто­вой, так что на ней ис­пол­ни­лось про­ро­че­ское сло­во: «И воз­же­ла­ет Царь кра­со­ты тво­ей» (Пс.44:12). Итак Сей Царь все­лил­ся в нее со От­цом и Свя­тым Ду­хом и пре­бы­вал в ней, как и в свя­той Сво­ей церк­ви, ибо свя­тая Па­рас­ке­ва, со­хра­нив свою ду­шу от гре­ха и осквер­не­ния, со­де­ла­лась цер­ко­вью Жи­во­го Бо­га.

Од­на­жды но­чью Па­рас­ке­ва, по­сле дол­говре­мен­но­го уже пре­бы­ва­ния в пу­стыне, по обык­но­ве­нию сво­е­му, с уми­ле­ни­ем про­сти­рая ру­ки к небу, сто­я­ла на мо­лит­ве. Вне­зап­но в об­ра­зе пре­свет­ло­го юно­ши она уви­де­ла Ан­ге­ла Бо­жия, ко­то­рый, по­дой­дя к ней, ска­зал:

– Оставь пу­сты­ню и воз­вра­тись в свое оте­че­ство, ибо там по­до­ба­ет те­бе оста­вить те­ло на зем­ле, а ду­шою прейти ко Гос­по­ду.

Пре­по­доб­ная, про­ник­нув в смысл ви­де­ния, ура­зу­ме­ла, что в нем ска­зы­ва­ет­ся Бо­жие по­ве­ле­ние; она ра­до­ва­лась то­му, что близ­ко вре­мя раз­ре­ше­ния ее от те­ла, но ей жаль бы­ло рас­ста­вать­ся с пу­стын­ным уеди­не­ни­ем, – ибо ни­что так не очи­ща­ет ду­ши и не при­бли­жа­ет ее к Пер­во­об­ра­зу, как пу­сты­ня и без­мол­вие. Од­на­ко, по­ви­ну­ясь во­ле небес­ной, пре­по­доб­ная оста­ви­ла пу­сты­ню и от­пра­ви­лась в оте­че­ство.

При­быв в цар­ству­ю­щий град Кон­стан­ти­но­поль, она во­шла там в пре­крас­ный храм Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, рав­но так­же по­бы­ва­ла и во Влахерн­ской церк­ви и, по­кло­нив­шись пред чу­до­твор­ной ико­ной Бо­го­ма­те­ри, по­шла на свою ро­ди­ну в Епи­ват, где про­жи­ла неко­то­рое вре­мя, не из­ме­няя сво­е­го обыч­но­го пу­стын­но­го по­дви­га, – по­ста и мо­литв. Ко­гда же на­сту­пи­ло вре­мя ее от­ше­ствия к Бо­гу, Па­рас­ке­ва по­мо­ли­лась усерд­но о са­мой се­бе и обо всем ми­ре и во вре­мя мо­лит­вы пре­да­ла Бо­гу свою бла­жен­ную ду­шу. Те­ло ее бы­ло по­гре­бе­но ве­ру­ю­щи­ми по хри­сти­ан­ско­му обы­чаю, но не на об­щем клад­би­ще, – как те­ло стран­ни­цы, ни­ко­му не ска­зав­шей о се­бе, от­ку­да она[5].

Бог, вос­хо­тев­ший про­сла­вить Свою угод­ни­цу, по про­ше­ствии мно­гих лет, от­крыл мо­щи ее при сле­ду­ю­щих об­сто­я­тель­ствах.

Близ то­го ме­ста, где бы­ла по­гре­бе­на пре­по­доб­ная, в по­дви­гах без­мол­вия на стол­пе под­ви­зал­ся некий столп­ник. Слу­чи­лось, что ту­да же бы­ло вы­бро­ше­но вол­на­ми те­ло ка­ко­го-то ко­ра­бель­щи­ка, за­болев­ше­го во вре­мя пла­ва­ния тяж­кой бо­лез­нью и скон­чав­ше­го­ся. От тру­па се­го на­чал ис­хо­дить удуш­ли­вый смрад, так что по той до­ро­ге невоз­мож­но бы­ло и про­хо­дить; смра­да се­го не мог стер­петь да­же и столп­ник, под­ви­зав­ший­ся око­ло то­го ме­ста, и он при­нуж­ден был сой­ти со стол­па. По­се­му он при­ка­зал вы­ко­пать глу­бо­кую яму и за­ко­пать в ней смер­дя­щий труп. Ко­гда ра­бо­чие ко­па­ли яму, то по Бо­же­ствен­но­му смот­ре­нию они об­ре­ли ле­жа­щее в зем­ле нетлен­ное те­ло и силь­но уди­ви­лись се­му. Но так как ра­бо­чие бы­ли лю­ди неопыт­ные и несве­ду­щие, то на слу­чив­ше­е­ся не об­ра­ти­ли ни­ка­ко­го вни­ма­ния, как на ма­ло­зна­чи­тель­ное и ни­чтож­ное де­ло. Они рас­суж­да­ли так меж­ду со­бою:

– Ес­ли бы сие те­ло бы­ло свя­тое, то Бог от­крыл бы его по­сред­ством ка­ких-ли­бо чу­дес.

С си­ми мыс­ля­ми они вновь за­сы­па­ли нетлен­ное те­ло зем­лею, бро­сив ту­да же и смрад­ный труп, а за­тем ушли до­мой. С на­ступ­ле­ни­ем но­чи один из них, некто Ге­ор­гий, че­ло­век бла­го­че­сти­вый, мо­лил­ся Бо­гу в сво­ем до­ме. За­снув под утро, он уви­дал во сне некую ца­ри­цу, си­дя­щую на пре­свет­лом пре­сто­ле, а кру­гом нее сто­ит ве­ли­кое мно­же­ство свет­лых во­и­нов. Объ­ятый стра­хом и, бу­дучи не в си­лах взи­рать на сие цар­ское ве­ли­чие и сла­ву, Ге­ор­гий упал на зем­лю. То­гда один из свет­лых во­и­нов, взяв Ге­ор­гия за ру­ку, под­нял его и ска­зал:

– Ге­ор­гий! За­чем вы так пре­зре­ли те­ло пре­по­доб­ной Па­рас­ке­вы и вме­сте с ним по­хо­ро­ни­ли смер­дя­щий труп? Немед­лен­но возь­ми­те те­ло пре­по­доб­ной и по­ло­жи­те его в до­стой­ном ме­сте, ибо вос­хо­тел Бог про­сла­вить на зем­ле ра­бу Свою.

Так­же и та свет­лая ца­ри­ца ска­за­ла ему:

– По­спе­ши вы­нуть мои мо­щи и по­ло­жить их в до­стой­ном ме­сте, по­то­му что я не мо­гу боль­ше тер­петь смра­да от то­го тру­па. Ибо я че­ло­век, и ро­ди­на моя Епи­ват, где ныне и вы жи­ве­те.

Тою же но­чью бы­ло та­кое же ви­де­ние и од­ной бла­го­че­сти­вой жен­щине, по име­ни Ев­фи­мии. По­ут­ру они оба рас­ска­за­ли всем о том, что уви­де­ли. Услы­шав сие, бла­го­че­сти­вый на­род от­пра­вил­ся с воз­жжен­ны­ми све­ча­ми к мо­щам пре­по­доб­ной Па­рас­ке­вы и, с бла­го­го­ве­ни­ем вы­нув их из зем­ли, ра­до­вал­ся как бы о неко­ем мно­го­цен­ном со­кро­ви­ще. Свя­тые мо­щи с тор­же­ством по­ло­же­ны бы­ли в церк­ви свя­тых и все­х­валь­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, в се­ле­нии Епи­ват, где по мо­лит­вам свя­той Па­рас­ке­вы от ее мо­щей по­да­ва­лись мно­гие ис­це­ле­ния бо­ля­щим: сле­пые про­зре­ва­ли, хро­мые на­чи­на­ли хо­дить и все недуж­ные и бес­но­ва­тые по­лу­ча­ли здра­вие.

В 1238 го­ду, во вре­мя вла­ды­че­ства кре­сто­нос­цев (ка­то­ли­ков) в Ца­рь­гра­де, бла­го­че­сти­вей­ший Иоанн Асень[6], ко­роль Бол­гар­ский и Серб­ский, по­лу­чил из­ве­стие о ме­сте, где по­чи­ва­ют свя­тые мо­щи пре­по­доб­ной Па­рас­ке­вы. То­гда он по­ру­чил бла­жен­но­му Мар­ку, – быв­ше­му то­гда мит­ро­по­ли­том Пе­ре­я­с­ла­ва Бол­гар­ско­го, – со мно­ги­ми епи­ско­па­ми и свя­щен­ни­ка­ми, пе­ре­не­сти те чест­ные мо­щи в пре­столь­ный го­род Бол­гар­ской зем­ли – Тер­нов[7]. Там св. мо­щи бы­ли с по­че­том по­ло­же­ны в при­двор­ной церк­ви, где, нетлен­но по­чи­вая, ис­то­ча­ли раз­лич­ные ис­це­ле­ния всем, с ве­рою к ним при­те­ка­ю­щим.

По про­ше­ствии зна­чи­тель­но­го вре­ме­ни по Бо­жию по­пуще­нию му­суль­мане по­сте­пен­но за­во­е­ва­ли всю Гре­че­скую им­пе­рию, а вме­сте с ней по­ко­ри­ли и цар­ства Бол­гар­ское и Серб­ское. Сие за­во­е­ва­ние про­ис­хо­ди­ло в XIV ве­ке, во вре­ме­на ту­рец­ко­го сул­та­на Ба­язе­та[8]. Ко­гда сул­тан Ба­язет взял бол­гар­ский го­род Тер­нов, то все цер­ков­ные дра­го­цен­но­сти и цар­ские укра­ше­ния бы­ли раз­граб­ле­ны. То­гда свя­тые мо­щи Па­рас­ке­вы, оде­тые в од­но ру­би­ще, бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ва­ла­хию[9]. По за­во­е­ва­нии тур­ка­ми и Ва­ла­хии, в 1396 го­ду, свя­тые мо­щи по хо­да­тай­ству серб­ской ца­ри­цы Ми­ли­цы пред сул­та­ном пе­ре­не­се­ны в Сер­бию в Бел­град[10].

В 1521 го­ду сул­тан Су­лей­ман II[11], взяв Бел­град, по­хи­тил от­ту­да так­же чест­ные мо­щи пре­по­доб­ной Па­рас­ке­вы; при­ве­зя за­тем в Кон­стан­ти­но­поль, он по­ста­вил их здесь в сво­их па­ла­тах. Но мно­го­цен­ное сие со­кро­ви­ще не за­те­ря­лось и здесь, ибо мно­го­чис­лен­ные чу­де­са от мо­щей пре­по­доб­ной спо­соб­ство­ва­ли к про­слав­ле­нию ее не толь­ко у хри­сти­ан, но да­же и сре­ди му­суль­ман. По­след­ние, сму­тив­шись сим об­сто­я­тель­ством и убо­яв­шись, как бы ве­ра в чу­до­дей­ствен­ную си­лу мо­щей свя­той Па­рас­ке­вы не рас­про­стра­ни­лась еще ши­ре, – а боль­ше все­го по усер­дию и за­бот­ли­во­сти хри­сти­ан, – пе­ре­да­ли сии свя­тые мо­щи кон­стан­ти­но­поль­ским хри­сти­а­нам, а те с че­стью по­ло­жи­ли их в пат­ри­ар­шей церк­ви.

В 1641 го­ду бла­го­че­сти­вый Ва­си­лий-Лу­пул[12], во­е­во­да и гос­по­дарь Мол­дав­ский, по­лу­чив из­ве­стие о том, что в Кон­стан­ти­но­поль­ской пат­ри­ар­шей церк­ви на­хо­дят­ся мо­щи свя­той Па­рас­ке­вы, усерд­но же­лал, чтобы они бы­ли пе­ре­не­се­ны от­ту­да с че­стью в его слав­ный гос­по­дар­ский округ. Его же­ла­нию спо­спе­ше­ство­вал про­слав­ля­е­мый во свя­тых Сво­их Гос­подь, же­лав­ший и в Мол­да­вии про­сла­вить пре­по­доб­ную Па­рас­ке­ву. То­гда Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Пар­фе­ний[13] с со­гла­сия все­го сво­е­го освя­щен­но­го со­бо­ра и со­из­во­ле­ния иных чест­ней­ших пат­ри­ар­хов от­пра­вил чест­ные мо­щи пре­по­доб­ной Па­рас­ке­вы бла­го­че­сти­во­му го­су­да­рю, во­е­во­де Ва­си­лию, в пер­во­пре­столь­ный го­род его Яс­сы[14]. Здесь в хра­ме трех свя­ти­те­лей с ве­ли­ки­ми по­че­стя­ми, при боль­шом ве­се­лии и ра­до­сти жи­те­лей всей Мол­да­вии, свя­тые мо­щи и бы­ли по­ло­же­ны в 1641 го­ду по Рож­де­стве Хри­сто­вом, ок­тяб­ря 14-го дня[15].

Иное жизнеописание преподобной Параскевы-Петки Сербской

Ро­ди­лась в бла­го­че­сти­вой бол­гар­ской се­мье, жив­шей в XI ве­ке в се­ле­нии Епи­ват, меж­ду Си­ли­стри­ей и Кон­стан­ти­но­по­лем. Од­на­жды, как стре­ла, прон­зи­ли ее серд­це услы­шан­ные за бо­го­слу­же­ни­ем сло­ва Гос­по­да: Иже хо­чет по Мне ид­ти, да от­вер­жет­ся се­бе (Мф.16,24). По смер­ти ро­ди­те­лей свя­тая по­стриг­лась в мо­на­ше­ство и уда­ли­лась в Иор­дан­скую до­ли­ну, где слав­но под­ви­за­лась до глу­бо­кой ста­ро­сти. За два го­да до кон­чи­ны пре­по­доб­ной Па­рас­ке­ве явил­ся Ан­гел и по­ве­лел ей вер­нуть­ся на ро­ди­ну, что она ис­пол­ни­ла.

Свя­тая скон­ча­лась мир­но. Мо­щи ее, по­ко­я­щи­е­ся в со­бор­ном хра­ме в Яс­сах, озна­ме­но­ва­лись нетле­ни­ем и мно­ги­ми ис­це­ле­ни­я­ми.


При­ме­ча­ния

[1] Мир­ское имя Па­рас­ке­вы бы­ло – Пет­ка. В Пет­ке-Па­рас­ке­ве ра­но от­кры­лось пла­мен­ное же­ла­ние жить для Гос­по­да. Сло­ва Еван­ге­лия: «кто хо­чет ид­ти за Мною, от­верг­нись се­бя» (Мк.8:34), слы­шан­ные Па­рас­ке­вою в хра­ме, как стре­ла прон­зи­ли ее серд­це, и она, при вы­хо­де из хра­ма, от­да­ла бо­га­тое свое пла­тье встре­тив­ше­му­ся бед­ня­ку, вы­ме­няв на его лох­мо­тья. Через несколь­ко вре­ме­ни Па­рас­ке­ва опять от­да­ла свою одеж­ду ни­щен­ке и по­том не один раз по­вто­ря­ла то же са­мое. Ее бра­ни­ли за это, но она от­ве­ча­ла, что ина­че не мо­жет жить.

[2] Епи­ват (Пи­ват, Ту­рец­кий Ба­я­дос) – ме­стеч­ко на взмо­рье, меж­ду Се­лим­ври­ею и Кон­стан­ти­но­по­лем.

[3] Ма­дит – мор­ская га­вань в Хер­со­не­се Фра­кий­ском.

[4] По све­де­ни­ям, со­бран­ным свя­то­гор­цем Ни­ко­ди­мом, Па­рас­ке­ва, преж­де чем уда­ли­лась в Иор­дан­скую пу­сты­ню в Па­ле­стине, по­се­ти­ла Ца­рь­град и обо­шла свя­тые ме­ста его; здесь вы­слу­ши­ва­ла она на­став­ле­ния рев­ност­ных по­движ­ни­ков. По их со­ве­ту она по­се­ли­лась в пред­ме­стье Ирак­лий­ском при уеди­нен­ном хра­ме По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри, где про­ве­ла в мо­лит­вах, по­сте и сле­зах пять лет. А за­тем, ис­пол­няя дав­нее же­ла­ние свое, она от­пра­ви­лась в Па­ле­сти­ну и, по­кло­нив­шись св. ме­стам, освя­щен­ным жиз­нью Спа­си­те­ля, оста­лась жить в Иор­дан­ской пу­стыне.

[5] Это бы­ло в пер­вой по­ло­вине ХI сто­ле­тия.

[6] Иоанн Асан или Асень 2-й, сын Асе­ня 1-го (цар­ствов. с 1221 по 1241 г.) – зна­ме­ни­тей­ший из го­су­да­рей Бол­гар­ско­го цар­ства; он про­сла­вил и про­све­тил Бол­гар­ское цар­ство боль­ше всех ца­рей, преж­де него быв­ших; по­стро­ил мно­го мо­на­сты­рей и укра­сил их зо­ло­том и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми; все церк­ви он ода­рил мно­ги­ми да­ра­ми, а ду­хо­вен­ство их на­гра­дил ве­ли­ки­ми по­че­стя­ми, Иоанн Асень был лю­бим не толь­ко сво­и­ми бол­га­ра­ми, но и гре­ка­ми.

[7] Тер­нов – глав­ный го­род Бол­га­рии, на ре­ке Ет­ре или Ян­тре, впа­да­ю­щей в р. Ду­най, – ныне Тыр­но­во.

[8] Ба­язет I, ту­рец­кий сул­тан, всту­пил на пре­стол в 1389 го­ду. Вос­поль­зо­вав­шись раз­до­ра­ми меж­ду ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­ром Иоан­ном и сы­ном его Ан­д­ро­ни­ком, Ба­язет по­ста­вил Ви­зан­тий­скую им­пе­рию в пол­ную от се­бя за­ви­си­мость; он за­во­е­вал Бол­га­рию, Ма­ке­до­нию, Фес­са­лию и мно­гие дру­гие зем­ли. В 1402 г. Ба­язет был взят в плен мон­голь­ским за­во­е­ва­те­лем Та­мер­ла­ном, где и умер в 1403 г.

[9] Ва­ла­хия – юго-за­пад­ная часть ны­неш­не­го Ру­мын­ско­го ко­ролев­ства.

[10] Бел­град, глав­ный го­род Серб­ско­го ко­ролев­ства, в ме­сте со­еди­не­ния р. Ду­ная с р. Са­вою.

[11] Цар­ство­ва­ние Су­лей­ма­на II-го за­клю­ча­ет со­бою пе­ри­од рас­цве­та ту­рец­ко­го мо­гу­ще­ства. Тур­ки чтят в нем ве­ли­чай­ше­го из сво­их го­су­да­рей.

[12] Ва­си­лий-Лу­пул – гос­по­дарь (т.е. го­су­дарь) мол­дав­ский с 1634 по 1654 г.

[13] Пар­фе­ний I – пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский с 1639 по 1644 г.

[14] Яс­сы – глав­ный го­род Мол­да­вии, од­но­го из при­ду­най­ских кня­жеств, со­став­ля­ю­щих в на­сто­я­щее вре­мя вме­сте с Ва­ла­хи­ей ко­ролев­ство Ру­мы­нию.

[15] Там свя­тые мо­щи пре­бы­ва­ют и ныне.