Акафист святым праведным пророку Захарии и Елисавете

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 18 сентября (05 сентября ст. ст.); 18 сентября (05 сентября ст. ст.)

Кондак 1

Избраннии от рода Ааронова, рождшии Иоанна богохвальнаго, Предтечею и Крестителем Господним предуготованным быти, святии и праведнии Захарие и Елисавето! Яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких нас бед свободите, взывающих вам: Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся, святии Захарие и Елисавето, от юности вашея всеми добродетельми украшении и непорочно житие свое вкупе пожившии, ему же чудящеся, зовем вам гласы хвалебными сице: Радуйтеся, рода Аронова славное прозябение. Радуйтеся, благочестивых родителей светлое украшение. Радуйтеся, душевныя и телесныя чистоты рачителие. Радуйтеся, заповедей Божиих ревностнии хранителие. Радуйтеся, супрузи праведнии, Богом предъизбраннии. Радуйтеся, на трапезу небесную Господом призваннии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

Кондак 2

Видев Отец Небесный с высоты славы Своея, яко житие ваше, святии и праведнии Захарие и Елисавето, благочестиво и свято бысть, благослови от отрасли вашея святыя произрасти честному и славному плоду – Иоанну, во еже быти ему пророком, Предтечею и Крестителем Сыну Своему возлюбленному Иисусу Христу, Ему же хвалу воздаем: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом Божественным свыше направленный Архангел Гавриил предсташе тебе, иерее Захарие, вшедшему покадити во святилище и служащему по чину чреды своея. Зрящи же вестника небеснаго, одесную алтаря кадильнаго стоящаго, страх велий объяше тя, обаче посланник Божий рече ти: "Не бойся, Захарие". Мы же, милостию Божиею к семейству твоему умиленные, вопием: Радуйтеся, целомудреннаго жития крепкое охранение. Радуйтеся, грехов и страстей непреложное одоление. Радуйтеся, благодатию Божиею щедро осененнии. Радуйтеся, зрящие на небе тайны сокровенныя. Радуйтеся, яко ангели бесплотнии, на земли пожившии. Радуйтеся, чистоту телесную в житии своем сохранившии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

Кондак 3

Сила неизреченная милосердия Божия на вас, святии, открыся, ибо видя праведность хождения вашего пред лицем Божиим, посла вам Господь велие утешение в старости, да поете Ему верно: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй повеление от Господа утешити тя, святе Захарие, возвести ти ангел Божий, яко молитва твоя благоприятна есть Богу и внимая ей, милость ти дарует Бог: благословляше бо супружницу твою Елисавету, узы неплодства ея разрешая, да родит сына, соименнаго благодати Иоанна. Тем же приимите от нас песнь сию: Радуйтеся, житием своим Богу угодившии. Радуйтеся, свято пред Ним неизменно ходившии. Радуйтеся, яко в молитвах своих ко Творцу возвышалися есте. Радуйтеся, яко словом Господним всегда утешалися есте. Радуйтеся, вся надежды своя на Творца возлагавшии. Радуйтеся, в своих добрых делах утомления не знавшии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

Кондак 4

Бурею мирскаго жития не одоленный, сын ваш, святии Захарие и Елисавето, велик пред Господем будет, не токмо телом, но и духом, рече Ангел Господень, ибо своим рождеством той принесет в мир велию радость, яко мнози возрадуются рождению его, восхваляя Творца: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще дивныя глаголы о сыне своем, яко той велиим пророком и постником наречется, и еще от чрева матери своея исполнится Духа Свята и мнози от сыновей Израильских его ради обратятся ко истинному Богу, ибо надлежит ему быти Предтечею Христовым в духе и силе пророка Илии и приуготовити народы ко принятию Спасителя, зело поражен и удивлен бысть Захария, не решаяся реченному Ангелом веровати. Мы же, словесам ангельским внимая, вопием вам сице: Радуйтеся, стяжавшии милость Творца превеликую. Радуйтеся, языкам принесшии радость великую. Радуйтеся, седины свои славою покрывшии. Радуйтеся, наград на небе себя не лишившии. Радуйтеся, милосердному Господу во всем уподоблявшиеся. Радуйтеся, Триединому Богу всегда поклонявшиеся. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

Кондак 5

Бога точию бояйся, рече ангел Господень Захарии: Аз есмь Гавриил, предстояй пред Богом и посланный благовестити тебе все сие, обаче за то, что ты не уверовал еси словесам моим, будеши немым и не промолвиши ни единаго слова дондеже всему реченному мною надлежит исполнитися по воле великаго Бога, Коему славу пою: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше людие бывшии в церкви Господней, умедлившу Захария во алтари, зело дивляхуся сему, изшедшу же ему к ним и не могущу глаголати, но токмо помавающу, разумеша вси, яко бысть ему видение во алтари. Мы же, прославляя дивнаго в чудесех Своих Господа, глаголем вам сице: Радуйтеся, яко сила Божия на вас совершися. Радуйтеся, яко воля Божия непреложно на вас сотворися. Радуйтеся, яко милость Творца с преизбытком на вас излияся. Радуйтеся, яко радость велия вам щедро Творцем даровася. Радуйтеся, яко вы возвеличены быша дланию святою. Радуйтеся, яко вы всем пример подаете собою. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

Кондак 6

Словес Господних, ангелом возвещенных, сбытие видяще, возрадовася зело Елисавета, ибо зачне сына своего и таяшеся месяц пять, глаголющи: яко тако сотвори мне Господь во дни, в няже призре отъяти поношение мое в человецех, да пою Ему хвалу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия обильно благодать Божия в Елисавете святей, егда исполнися Духа Свята и возопи гласом велиим Деве Марии: "Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! И откуду мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне!". Чадо же ее взыграся во чреве радощами пришествию Матери Божией. Да и на нас сниде благодать Святаго Духа, вопиющих радощами сице: Радуйтеся, Духом Святым позлащеннии. Радуйтеся, благодатию щедро Творцем осененнии. Радуйтеся, чадо великое свято зачавшии. Радуйтеся, радость отцовства и материнства от Бога познавшии. Радуйтеся, Матери Божией сродницы всечестнии. Радуйтеся, воплотившагося Сына Божия раби преблагии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

Кондак 7

Хотящу людем возвестити от ангела пронареченное имя сына своего Иоанна, святе Захарие, по рождестве его написа е и абие отверзошася язык и уста твоя, и глаголаше паки, благословя Бога и поя Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новую подаяй благодать тебе Господь, праведне Захарие, Духом Святым насыти тя, воеже пророчествовати ти, глаголя: "Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим и воздвиже рог спасения нам, в дому Давида отрока Своего, якоже глагола усты святых сущих от века пророк Его и ты, отроча, пророк Вышняго наречешися, предъидеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его". Мы же, пророчеству твоему внимая, чрез вас, праведницы Божии, восхваляем Господа, воспевая вам похвалы сии: Радуйтеся, отроча святое в мир родившии. Радуйтеся, рождеством сим радость миру возвестившии. Радуйтеся, восхвалившии Бога безмерно. Радуйтеся, служившии Господу верно. Радуйтеся, вся Законы Его исполнявшии. Радуйтеся, себя в чистоте сохранявшии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

Кондак 8

Странное чудо бысть окрест живущим людем, егда слышаху о преславнем и чуднем рождестве чада вашего, святии и праведнии Захарие и Елисавето, и со удивлением глаголаху в себе: "Что убо отроча сие будет?". Мы же, преславному рождеству Предтечи и Крестителя Господня радующеся, Господу взываем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси смущением велиим исполнен, пророче Божий Захарие, зря Пресвятую Деву Марию с Богомладенцем ко храму пришедшую и на месте нечистых жен пред дверьми храма ставшую, очищения законнаго просити хотящую. Ведуще бо Ю во Святая Святых тобою, по внушению Божию, введенную и тамо воспитанную и духом уразумев, яко сия Матерь есть Дева Чистая и по рождестве, постави Ю сего ради на месте девиц, идеже женам имущим мужа стояти не подобаше. Мы же, восхваляя с тобою Деву Чистую, с любовию и умилением вопием: Радуйтеся, Матери Божией славу воздавшии. Радуйтеся, купно со всеми Ея восхвалявшии. Радуйтеся, Бога пришествие в мир ожидавшии. Радуйтеся, чистою молитвою Творца ублажавшии. Радуйтеся, Ликом Младенца Христа услажденнии. Радуйтеся, в Царствие Божие Ним возведеннии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

Кондак 9

Вси Ангели и святых лики радовахуся радостию велиею, егда ты, святе Захарие, на руце свои праведнии, умилися сердцем и со страхом Божиим, приял еси Богомладенца, и яко Творцу и Богу, возвал еси Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению дивнаго жития вашего, святии и праведнии Захарие и Елисавето, несть бо возможно исповести и исчести вся моления и пощения ваша, вся слезы и воздыхания ваша яже к Богу. Приимите от нас, любовию к вам подвизаемых, малыя похвалы сия: Радуйтеся, Духа Святаго сосуди от века избраннии. Радуйтеся, руце своя простираху к Творцу в уповании. Радуйтеся, Пресвятыя Троицы угодницы вернии. Радуйтеся, к Богу дорогу нашедшии в тернии. Радуйтеся, трудами своими спасение стяжавшии. Радуйтеся, на Господа токмо во всем уповавшии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

Кондак 10

Спасения чаду своему хотяще, поят мати чадо свое и бежаху с ним в горы от злочестиваго детоубийцы Ирода, той бо посла в Вифлеем воинов, да избиют вся младенцы, приказа умертвити и чадо ваше, блаженнии Захарие и Елисавето. Мы же, Господу, хранящему избранныя Своя от руки нечестиваго, с любовию глаголем: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною заступления от настигавших убийц бысть тебе Господь, праведная Елисавето, егда по молению твоему: "Гора Божия, приими мать с сыном!", повеле горе каменней тотчас расступитися и заключити тебе с чадом в себе. Спасению вашему со слезами радуяся, вопием вам сице: Радуйтеся, Господом на всех путях хранимии. Радуйтеся, рукою Божиею по жизни сей водимии. Радуйтеся, любовь к Творцу в себе носившии. Радуйтеся, нетленный плод в раю вкусившии. Радуйтеся, за правду Божию пострадавшии. Радуйтеся, быти с Богом возжелавшии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

Кондак 11

Пение молебное Господу Богу приносил еси, святый и праведный Захарие, егда воини зверонравнаго Ирода приидоша к тебе с повелением отдати им сына твоего. Ты же отвечал еси им: "Аз служу ныне Господу Богу Израилеву и не вем идеже есть сын мой!", укрепляющему тебя Богу вопияй: Аллилуиа.

Икос 11

Света небеснаго исполнися храм Господень, праведне Захарие, егда вопрошающим тя воином рекл еси: "Тело мое убиете, душу же мою восприимет Господь!" Бывшу же тебе убиту между церковию и алтарем, якоже повеле Ирод, пролиявшаяся кровь твоя святая сгустися на мраморе и отверде во свидетельство и вечное осуждение Иродово. Мы же, мученическую кончину твою прославляя, воспеваем гласами хвалебными: Радуйтеся, души Творцу посвятившии. Радуйтеся, в святости их сохранившии. Радуйтеся, славою небесною от Бога венчаннии. Радуйтеся, в радость Господа своего войти призваннии. Радуйтеся, яко пищу нетленную ныне вкушаете. Радуйтеся, яко Бога за нас присно вы умоляете.

Кондак 12

Божественная благодать явися на тебе, праведная Елисавето, и неизреченное чудо дивно открыся, егда бо в горе, укрывшей тя со чадом, Божиим повелением устроися пещера, открыся источник водный и над пещерою финикс произрасте, подавая плоды своя во изобилии. Таковому благоволению Божиему радуяся, ты пела еси Ему с чадом своим: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще радостную песнь хвалы и благодарения Господу, по истечении сорока дний по убиении праведнаго Захарии, душу свою предаде Творцу своему святая Елисавета и с супругом своим на небеси соединися. Прославляя праведное житие ваше, святии Захарие и Елисавето, усердно молим вас услышати хвалебное пение наше: Радуйтеся, яко в вере святей вы есте утверждение. Радуйтеся, яко наше от бед вы есте ограждение. Радуйтеся, яко нас от скорбей присно вы защищаете. Радуйтеся, яко страсти телесныя в нас укрощаете. Радуйтеся, благочестивым супругом вы есте покровителие мудрии. Радуйтеся, чадом нашим вы есте воспитателие добрии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

Кондак 13

О, святии и праведнии Захарие и Елисавето! Молим вас со усердием и любовию: испросите нам у Господа нашего в жизни сей в вере и добродетелех утверждение, от скорбей и напастей избавление, прегрешений наших прощение, да сподобимся и мы Царствие Небесное наследовати и вечно воспевати Богу: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

Сей кондак читается трижды. Затем икос 1 и кондак 1.

Молитва

О велиции Христовы праведницы, святии Захарие и Елисавето! К вам прибегаем и вам молимся с великим упованием: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу да пошлет вся благопотребная душам и телесем нашим, веру праву, любовь нелицемерну, в добрых делех преуспеяние, душам и телесем здравие и вечное спасение. Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите нам предстателие ко Господу да сподобимся помощию вашею спасение вечное получити, Царствие Небесное унаследовати и вкупе с вами и всеми святыми славословити неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Захария Праведный

Краткие жития пророка Захарии и праведной Елисаветы

Свя­той про­рок За­ха­рия и свя­тая пра­вед­ная Ели­са­ве­та бы­ли ро­ди­те­ля­ми свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. Они про­ис­хо­ди­ли из ро­да Ааро­но­ва: свя­той За­ха­рия, сын Вара­хии, был свя­щен­ни­ком в Иеру­са­лим­ском хра­ме, а свя­тая Ели­са­ве­та бы­ла сест­рой свя­той Ан­ны, ма­те­ри Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Пра­вед­ные су­пру­ги, "по­сту­пая по всем за­по­ве­дям Гос­под­ним бес­по­роч­но" (Лк.1,5-25), стра­да­ли непло­ди­ем, что счи­та­лось в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на ве­ли­ким на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им. Од­на­жды во вре­мя слу­же­ния в хра­ме свя­той За­ха­рия по­лу­чил весть от Ан­ге­ла, что его пре­ста­ре­лая же­на ро­дит ему сы­на, ко­то­рый "бу­дет ве­лик пред Гос­по­дом" (Лк.1,15) и "предъ­и­дет пред Ним в ду­хе и си­ле Илии" (Лк.1,17). За­ха­рия усо­мнил­ся в воз­мож­но­сти ис­пол­не­ния это­го пред­ска­за­ния и был за ма­ло­ве­рие на­ка­зан немо­той. Ко­гда у пра­вед­ной Ели­са­ве­ты ро­дил­ся сын, она по вну­ше­нию Свя­то­го Ду­ха объ­яви­ла, что на­зо­вет мла­ден­ца Иоан­ном, хо­тя рань­ше в их ро­ду та­кое имя ни­ко­му не да­ва­ли. Спро­си­ли пра­вед­но­го За­ха­рию, и он так­же на­пи­сал на до­щеч­ке имя Иоанн. Тот­час к нему воз­вра­тил­ся дар ре­чи, и он, ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как Пред­те­че Гос­по­да.

Ко­гда нече­сти­вый царь Ирод услы­шал от волх­вов о ро­див­шем­ся Мес­сии, он ре­шил из­бить в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях всех мла­ден­цев в воз­расте до 2-х лет, на­де­ясь, что в их чис­ле бу­дет и ро­див­ший­ся Мес­сия. Ирод хо­ро­шо знал о необыч­ном рож­де­нии про­ро­ка Иоан­на и хо­тел убить его, опа­са­ясь, что он и есть Царь Иудей­ский. Но пра­вед­ная Ели­са­ве­та укры­лась вме­сте с мла­ден­цем в го­рах. Убий­цы по­всю­ду ис­ка­ли Иоан­на. Пра­вед­ная Ели­са­ве­та, уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, со сле­за­ми ста­ла мо­лить Бо­га о спа­се­нии, и тот­час рас­сту­пив­ша­я­ся го­ра укры­ла ее вме­сте с мла­ден­цем от по­го­ни. В эти бед­ствен­ные дни свя­той За­ха­рия ис­пол­нял свою чре­ду слу­же­ния в Иеру­са­лим­ском хра­ме. Во­и­ны, по­слан­ные Иро­дом, тщет­но пы­та­лись узнать у него, где на­хо­дит­ся его сын. То­гда по по­ве­ле­нию Иро­да они уби­ли свя­то­го про­ро­ка, за­ко­лов его меж­ду жерт­вен­ни­ком и ал­та­рем (Мф.23,35). Пра­вед­ная Ели­са­ве­та скон­ча­лась через 40 дней по­сле сво­е­го су­пру­га, а свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пу­стыне до дня сво­е­го яв­ле­ния из­ра­иль­ско­му на­ро­ду.

Полные жития пророка Захарии и праведной Елисаветы

Свя­той про­рок За­ха­рия, свя­щен­ник из потом­ства Ифа­ма­ра, сы­на Ааро­но­ва, имел же­ну Ели­са­ве­ту, ко­то­рая так­же бы­ла из ро­да Ааро­но­ва и до­во­ди­лась сест­рой Анне, ма­те­ри Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­тое Еван­ге­лие сви­де­тель­ству­ет о За­ха­рии и Ели­са­ве­те, что они бы­ли укра­ше­ны все­ми доб­ро­де­те­ля­ми, непо­роч­но про­хо­дя свое жиз­нен­ное по­при­ще. Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Лу­ка го­во­рит о них: "оба они бы­ли пра­вед­ны пред Бо­гом, по­сту­пая по всем за­по­ве­дям и уста­вам Гос­под­ним бес­по­роч­но" (Лк.1:6). Что жи­тие их бы­ло дей­стви­тель­но бла­го­че­сти­во, о сем сви­де­тель­ству­ет так­же и свя­тая их от­расль, чест­ный и слав­ный про­рок, Пред­те­ча и Кре­сти­тель Гос­по­день Иоанн. В Пи­са­нии ска­за­но: "по пло­дам их узна­е­те их" (Мф.7:16): плод от доб­ро­го де­ре­ва дей­стви­тель­но не мо­жет быть дур­ным, ибо, как го­во­рит то же Пи­са­ние: "ес­ли ко­рень свят, то и вет­ви" (Рим.11:16). По­се­му и свя­тая ветвь – Иоанн мог­ла про­изой­ти толь­ко от свя­то­го кор­ня.

Св. За­ха­рия, отец Пред­те­чи, свя­щен­ство­вал в Иеру­са­ли­ме в цар­ство­ва­ние Иро­да[1]. Он был из днев­ной чре­ды Ави­е­вой, то есть из ро­да Авии, оче­редь ко­то­ро­го при­хо­ди­лась в вось­мую сед­ми­цу.

О сих чре­дах по­вест­ву­ет­ся сле­ду­ю­щее.

Царь Да­вид, ви­дя, что род Ааро­на стал очень мно­го­чис­лен, так что не бы­ло ни­ка­кой воз­мож­но­сти всем вме­сте со­вер­шать слу­же­ние в хра­ме, раз­де­лил по­том­ков Ааро­на на два­дцать че­ты­ре чре­ды, или ли­ка, чтобы они один за дру­гим, справ­ляя каж­дый свою сед­ми­цу, со­вер­ша­ли служ­бы в хра­ме. Во вся­кой от­дель­ной чре­де царь из­брал од­но­го чест­ней­ше­го му­жа и сде­лал его на­чаль­ни­ком ли­ка, так что каж­дая чре­да име­ла сво­е­го глав­но­го свя­щен­ни­ка, в чре­де же бы­ло бо­лее пя­ти ты­сяч свя­щен­ни­ков. Для то­го, чтобы не бы­ло меж­ду глав­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми спо­ра о том, ко­му из них с сво­им ли­ком слу­жить первую сед­ми­цу, ко­му вто­рую, ко­му тре­тью и т.д. до два­дцать чет­вер­той, они бро­си­ли жре­бий и по жре­бию сде­ла­ли рас­пре­де­ле­ние, и та­кой раз уста­нов­лен­ной оче­ре­ди они дер­жа­лись до на­ступ­ле­ния но­вой бла­го­да­ти, так что по­том­ки каж­до­го свя­щен­ни­ка со­блю­да­ли свою оче­редь по жре­бию, ко­то­рый вы­пал их пред­ку. Вось­мой жре­бий вы­пал свя­щен­ни­ку Авии (1Пар.24:10), в чис­ле по­том­ков ко­е­го был так­же и свя­той За­ха­рия; по­это­му-то он и от­прав­лял в те­че­ние вось­мой сед­ми­цы служ­бу в хра­ме вме­сте со всей сво­ей чре­дой, ибо он был глав­ным над осталь­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми сво­е­го ря­да.

Од­на­жды За­ха­рии, – ко­гда он, со­блю­дая оче­редь свою, слу­жил пред Бо­гом, – по обы­чаю свя­щен­ни­ков нуж­но бы­ло вой­ти в храм Гос­по­день для каж­де­ния; бы­ло же в то вре­мя на мо­лит­ве мно­же­ство на­ро­да. Вой­дя во свя­ти­ли­ще, За­ха­рия за­ме­тил Ан­ге­ла Гос­под­ня, сто­я­ще­го по пра­вую сто­ро­ну ка­диль­но­го ал­та­ря. При ви­де Ан­ге­ла За­ха­рию объ­ял страх; но по­слан­ник Бо­жий успо­ко­ил его, ска­зав: "Не бой­ся, За­ха­рия". И уте­шил он пра­вед­но­го свя­щен­ни­ка, воз­ве­стив, что мо­лит­ва его бла­го­при­ят­на бо­гу; вни­мая ей, Гос­подь да­ру­ет ему ми­лость: Он бла­го­сло­вил же­ну его Ели­са­ве­ту, раз­ре­шая, несмот­ря на ее пре­ста­ре­лый воз­раст, узы ее неплод­ства, и она ро­дит сы­на, те­зо­име­ни­то­го бла­го­да­ти Иоан­на[2], ко­то­рый сво­им рож­де­ни­ем при­не­сет ра­дость не толь­ко ро­ди­те­лям, но и мно­же­ству лю­дей: "Мно­гие, – при­ба­вил Ан­гел, – воз­ра­ду­ют­ся рож­де­нию его". Воз­ве­стил Ан­гел За­ха­рии так­же и о том, что сын его бу­дет ве­лик пред Гос­по­дом не те­лом, но ду­хом; он бу­дет пост­ни­ком и бу­дет ве­сти та­кую воз­держ­ную жизнь, как ни­кто дру­гой; и дей­стви­тель­но, та­ко­во же о нем бы­ло и сви­де­тель­ство Са­мо­го Сы­на Бо­жия: "ибо при­шел Иоанн Кре­сти­тель: ни хле­ба не ест, ни ви­на не пьет" (Лк.7:33). Ан­гел пред­ска­зал, что еще во чре­ве ма­те­ри Иоанн ис­пол­нит­ся Ду­ха Свя­то­го и мно­гих из сы­но­вей из­ра­иль­ских об­ра­тит к ис­тин­но­му Гос­по­ду Бо­гу, что он бу­дет Хри­сто­вым Пред­те­чей в ду­хе и си­ле про­ро­ка Илии[3] и при­го­то­вит на­род к при­ня­тию Гос­по­да Спа­си­те­ля.

Услы­ша всё сие, За­ха­рия был удив­лен и по­ра­жен, так что не ре­шал­ся ве­рить ска­зан­но­му; стран­ным ка­за­лось ему сие по­то­му, что Ели­са­ве­та бы­ла неплод­на, и оба они бы­ли уже пре­клон­но­го воз­рас­та. И ска­зал он Ан­ге­лу:

– Как мне по­ве­рить се­му: ведь я уже стар, со­ста­ри­лась так­же и же­на моя, ко­то­рая ни­ко­гда не име­ла де­тей?

То­гда Ан­гел от­ве­тил ему:

– Я – Гав­ри­ил, пред­сто­я­щий пред Бо­гом; я по­слан ска­зать и бла­го­ве­стить те­бе сие. И за то, что не по­ве­рил ты мо­им сло­вам, ты бу­дешь нем и не ска­жешь ни од­но­го сло­ва до тех пор, по­ка всё сие ис­пол­нит­ся.

Так как За­ха­рия в бе­се­де с Ан­ге­лом за­мед­лил в ал­та­ре, то на­род, быв­ший в церк­ви, ди­вил­ся се­му. Вый­дя к на­ро­ду, За­ха­рия при­нуж­ден был зна­ка­ми по­ка­зы­вать, что он стал нем; то­гда при­сут­ство­вав­шие по­ня­ли, что ему в ал­та­ре бы­ло ви­де­ние.

Окон­чив свою оче­редь, За­ха­рия воз­вра­тил­ся в дом свой, на­хо­див­ший­ся в гор­ной стране, в Хев­роне, го­ро­де Иудо­ве. Этот го­род был од­ним из тех, ко­то­рые да­ны бы­ли по жре­бию по­том­кам Иуды и пред­на­зна­че­ны для жи­тель­ства свя­щен­ни­кам[4].

Ко­гда ис­пол­ни­лось воз­ве­щен­ное Ан­ге­лом и быв­шая до­то­ле неплод­ной Ели­са­ве­та ро­ди­ла Иоан­на, – имя сие За­ха­рия на­пи­сал на по­дан­ной ему до­щеч­ке, – от­верз­лись уста За­ха­рии, язык его раз­ре­шил­ся, и он стал го­во­рить, бла­го­слов­ляя Бо­га. Ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, он на­чал про­ро­че­ство­вать, го­во­ря: "бла­го­сло­вен Гос­подь Бог Из­ра­илев, что по­се­тил на­род Свой и со­тво­рил из­бав­ле­ние ему, и воз­двиг рог спа­се­ния нам в до­му Да­ви­да, от­ро­ка Сво­е­го, как воз­ве­стил уста­ми быв­ших от ве­ка свя­тых про­ро­ков Сво­их, что спа­сет нас от вра­гов на­ших и от ру­ки всех нена­ви­дя­щих нас; со­тво­рит ми­лость с от­ца­ми на­ши­ми и по­мянет свя­той за­вет Свой, клят­ву, ко­то­рою клял­ся Он Ав­ра­аму, от­цу на­ше­му, дать нам, небо­яз­нен­но, по из­бав­ле­нии от ру­ки вра­гов на­ших, слу­жить Ему в свя­то­сти и прав­де пред Ним, во все дни жиз­ни на­шей. И ты, мла­де­нец, на­ре­чешь­ся про­ро­ком Все­выш­не­го, ибо предъ­и­дешь пред ли­цем Гос­по­да при­го­то­вить пу­ти Ему, дать ура­зу­меть на­ро­ду Его спа­се­ние в про­ще­нии гре­хов их, по бла­го­у­троб­но­му ми­ло­сер­дию Бо­га на­ше­го, ко­то­рым по­се­тил нас Во­сток свы­ше, про­све­тить си­дя­щих во тьме и те­ни смерт­ной, на­пра­вить но­ги на­ши на путь ми­ра" (Лк.1:68-79).

Но вот на­сту­пи­ло вре­мя, ко­гда ро­дил­ся Гос­подь наш Иисус Хри­стос в Виф­ле­е­ме, и волх­вы, при­шед­шие с во­сто­ка по ви­де­нию чу­дес­ной звез­ды, воз­ве­сти­ли Иро­ду о но­во­рож­ден­ном Ца­ре. То­гда Ирод, по­слав в Виф­ле­ем во­и­нов, чтобы они из­би­ли всех де­тей, при­ка­зал умерт­вить и сы­на За­ха­рии, о ко­ем мно­го слы­шал. Иро­ду из­вест­но бы­ло всё слу­чив­ше­е­ся во вре­мя рож­де­ния Иоан­на; так как все со­бы­тия, ко­и­ми со­про­вож­да­лось рож­де­ние Иоан­но­во, вы­зы­ва­ли страх и изум­ле­ние сре­ди окрест­ных жи­те­лей. Все иудеи го­во­ри­ли о сих чу­дес­ных со­бы­ти­ях; мол­ва до­шла и до Иро­да. Все слу­шав­шие сла­га­ли в серд­це сво­ем про­ис­шед­шее и го­во­ри­ли: "что бу­дет мла­де­нец сей?" (Лк.1:66). Ирод, вспом­нив те­перь об Иоанне, по­ду­мал: "Не сей ли бу­дет ца­рем иудей­ским?" За­ду­мав умерт­вить его, царь от­дель­но по­слал в дом За­ха­рии убийц, но по­слан­ные не на­шли свя­то­го Иоан­на. Ибо, ко­гда на­ча­лось без­бож­ное из­би­е­ние де­тей в Виф­ле­е­ме, сто­ны и вопль бы­ли услы­ша­ны в Хев­роне, го­ро­де Иудо­ве, где жи­ли свя­щен­ни­ки, так как он на­хо­дил­ся на неда­ле­ком рас­сто­я­нии от Виф­ле­е­ма; ско­ро узна­ли в Хев­роне, ко­неч­но, и о при­чине та­ко­го воп­ля. То­гда свя­тая Ели­са­ве­та, взяв сы­на сво­е­го, от­ро­ка Иоан­на, ко­е­му то­гда бы­ло уже пол­то­ра го­да – бе­жа­ла с ним в го­ры. А свя­той За­ха­рия в то вре­мя на­хо­дил­ся в Иеру­са­ли­ме, от­прав­ляя обыч­ную служ­бу по по­ряд­ку чре­ды сво­ей. Скры­ва­ясь в го­рах, Ели­са­ве­та со сле­за­ми мо­ли­лась Бо­гу, чтобы Он за­щи­тил ее и ее сы­на. Уви­дав с го­ры во­и­нов, кои тща­тель­но разыс­ки­ва­ли бег­ле­цов и уже бы­ли неда­ле­ко, она в ужа­се возо­пи­ла к бли­жай­шей ка­мен­ной го­ре: "Го­ра Бо­жия, при­и­ми мать с сы­ном!". Го­ра тот­час рас­сту­пи­лась, за­клю­чи­ла их в се­бе, и та­ким об­ра­зом они укры­лись от на­сти­гав­ших их убийц. Не най­дя тех, ко­го ис­ка­ли, по­слан­ные ни с чем воз­вра­ти­лись к ца­рю. То­гда Ирод по­слал к За­ха­рии в храм при­ка­за­ние, чтобы он от­дал ему сы­на сво­е­го Иоан­на.

– Я слу­жу ныне Гос­по­ду Бо­гу Из­ра­иле­ву, – от­ве­чал на сие свя­той За­ха­рия, – и не знаю, где те­перь на­хо­дит­ся сын мой.

Раз­гне­ван­ный Ирод вто­рич­но по­слал к нему и при­ка­зал убить са­мо­го За­ха­рию, ес­ли он не от­даст сво­е­го сы­на. Сви­ре­пые убий­цы устре­ми­лись как зве­ри, ста­ра­ясь немед­лен­но ис­пол­нить по­ве­ле­ние ца­ря, и с яро­стью за­кри­ча­ли свя­щен­ни­ку Бо­жию:

– Где скрыл ты сво­е­го сы­на? от­дай нам его, ибо так по­ве­лел царь; ес­ли же не дашь сы­на сво­е­го, то сам по­гиб­нешь лю­тою смер­тью.

На сие свя­той За­ха­рия от­ве­чал:

– Те­ло мое вы убье­те, а ду­шу мою вос­при­и­мет Гос­подь.

То­гда убий­цы бро­си­лись на За­ха­рию и меж­ду цер­ко­вью и ал­та­рем уби­ли его, как по­ве­лел им царь; про­лив­ша­я­ся же кровь свя­то­го сгу­сти­лась на мра­мо­ре и отвер­де­ла как ка­мень во сви­де­тель­ство и веч­ное осуж­де­ние Иро­ду; а Ели­са­ве­та, хра­ни­мая Бо­гом, с сво­им сы­ном пре­бы­ва­ла в рас­сту­пив­шей­ся го­ре. Бо­жи­им по­ве­ле­ни­ем устро­и­лась для них там пе­ще­ра, от­крыл­ся ис­точ­ник во­ды, а над пе­ще­рою вы­рос­ла фини­ко­вая паль­ма, на ко­ей яви­лись пло­ды в изоби­лии. Ко­гда мать с сы­ном хо­те­ли есть, де­ре­во скло­ня­лось, по­да­вая в пи­щу пло­ды свои, а за­тем сно­ва вы­прям­ля­лось.

Спу­стя со­рок дней по­сле уби­е­ния За­ха­рии свя­тая Ели­са­ве­та, мать Пред­те­чи, пре­ста­ви­лась в той пе­ще­ре, а свя­той Иоанн был пи­та­ем Ан­ге­лом до со­вер­шен­но­го воз­рас­та и хра­ним в пу­сты­нях до дня яв­ле­ния сво­е­го к из­ра­иль­тя­нам.


При­ме­ча­ния

[1] Ирод, на­зы­ва­е­мый в ис­то­рии Ве­ли­ким, сын Ан­ти­па­тра, ца­ря иуде­ев, сна­ча­ла был пра­ви­те­лем Га­ли­леи, но при пер­вом рим­ском им­пе­ра­то­ре Ок­та­вии Ав­гу­сте, еще до во­ца­ре­ния его, в 40 г. до Р.Х., по­лу­чил ти­тул иудей­ско­го ца­ря и управ­лял всей Иуде­ей, ко­то­рая то­гда бы­ла под­чи­не­на Рим­ско­му го­су­дар­ству.

[2] Сло­во "Иоанн" с греч. озна­ча­ет "бла­го­дать Бо­жия"; (греч. ф-ма [Иоан­нес] евр. име­ни Иоха­нан, "Ях­ве ми­ло­стив").

[3] Т.е. с тою же несо­кру­ши­мою рев­но­стью и нрав­ствен­ным мо­гу­ще­ством, с ка­ки­ми неко­гда дей­ство­вал ве­ли­кий рев­ни­тель по Бо­ге про­рок Илия.

[4] Нав.21:13; 1Пар.6:65. Хев­рон был од­ним из древ­ней­ших го­ро­дов зем­ли ха­на­ан­ской. Он су­ще­ству­ет и до­се­ле и име­ет до де­ся­ти ты­сяч жи­те­лей, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся тор­гов­лею, хле­бо­па­ше­ством, раз­ве­де­ни­ем фрук­то­вых са­дов и ви­но­де­ли­ем. Го­род ле­жит на ты­ся­чу фу­тов вы­ше Иеру­са­ли­ма в глу­бо­кой и уз­кой до­лине, с обе­их сто­рон окру­жен­ной го­ра­ми, в бо­га­то воз­де­лан­ной и пло­до­нос­ной мест­но­сти. Все окрест­но­сти го­ро­да по­кры­ты мас­лич­ны­ми, гра­на­то­вы­ми, фиго­вы­ми, фисташ­ко­вы­ми де­ре­вья­ми; осо­бен­но же сла­вит­ся Хев­рон боль­ши­ми и пре­вос­ход­ны­ми ви­но­град­ни­ка­ми.

Елисавета Праведная

Краткие жития пророка Захарии и праведной Елисаветы

Свя­той про­рок За­ха­рия и свя­тая пра­вед­ная Ели­са­ве­та бы­ли ро­ди­те­ля­ми свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. Они про­ис­хо­ди­ли из ро­да Ааро­но­ва: свя­той За­ха­рия, сын Вара­хии, был свя­щен­ни­ком в Иеру­са­лим­ском хра­ме, а свя­тая Ели­са­ве­та бы­ла сест­рой свя­той Ан­ны, ма­те­ри Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Пра­вед­ные су­пру­ги, "по­сту­пая по всем за­по­ве­дям Гос­под­ним бес­по­роч­но" (Лк.1,5-25), стра­да­ли непло­ди­ем, что счи­та­лось в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на ве­ли­ким на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им. Од­на­жды во вре­мя слу­же­ния в хра­ме свя­той За­ха­рия по­лу­чил весть от Ан­ге­ла, что его пре­ста­ре­лая же­на ро­дит ему сы­на, ко­то­рый "бу­дет ве­лик пред Гос­по­дом" (Лк.1,15) и "предъ­и­дет пред Ним в ду­хе и си­ле Илии" (Лк.1,17). За­ха­рия усо­мнил­ся в воз­мож­но­сти ис­пол­не­ния это­го пред­ска­за­ния и был за ма­ло­ве­рие на­ка­зан немо­той. Ко­гда у пра­вед­ной Ели­са­ве­ты ро­дил­ся сын, она по вну­ше­нию Свя­то­го Ду­ха объ­яви­ла, что на­зо­вет мла­ден­ца Иоан­ном, хо­тя рань­ше в их ро­ду та­кое имя ни­ко­му не да­ва­ли. Спро­си­ли пра­вед­но­го За­ха­рию, и он так­же на­пи­сал на до­щеч­ке имя Иоанн. Тот­час к нему воз­вра­тил­ся дар ре­чи, и он, ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как Пред­те­че Гос­по­да.

Ко­гда нече­сти­вый царь Ирод услы­шал от волх­вов о ро­див­шем­ся Мес­сии, он ре­шил из­бить в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях всех мла­ден­цев в воз­расте до 2-х лет, на­де­ясь, что в их чис­ле бу­дет и ро­див­ший­ся Мес­сия. Ирод хо­ро­шо знал о необыч­ном рож­де­нии про­ро­ка Иоан­на и хо­тел убить его, опа­са­ясь, что он и есть Царь Иудей­ский. Но пра­вед­ная Ели­са­ве­та укры­лась вме­сте с мла­ден­цем в го­рах. Убий­цы по­всю­ду ис­ка­ли Иоан­на. Пра­вед­ная Ели­са­ве­та, уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, со сле­за­ми ста­ла мо­лить Бо­га о спа­се­нии, и тот­час рас­сту­пив­ша­я­ся го­ра укры­ла ее вме­сте с мла­ден­цем от по­го­ни. В эти бед­ствен­ные дни свя­той За­ха­рия ис­пол­нял свою чре­ду слу­же­ния в Иеру­са­лим­ском хра­ме. Во­и­ны, по­слан­ные Иро­дом, тщет­но пы­та­лись узнать у него, где на­хо­дит­ся его сын. То­гда по по­ве­ле­нию Иро­да они уби­ли свя­то­го про­ро­ка, за­ко­лов его меж­ду жерт­вен­ни­ком и ал­та­рем (Мф.23,35). Пра­вед­ная Ели­са­ве­та скон­ча­лась через 40 дней по­сле сво­е­го су­пру­га, а свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пу­стыне до дня сво­е­го яв­ле­ния из­ра­иль­ско­му на­ро­ду.

Полные жития пророка Захарии и праведной Елисаветы

Свя­той про­рок За­ха­рия, свя­щен­ник из потом­ства Ифа­ма­ра, сы­на Ааро­но­ва, имел же­ну Ели­са­ве­ту, ко­то­рая так­же бы­ла из ро­да Ааро­но­ва и до­во­ди­лась сест­рой Анне, ма­те­ри Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­тое Еван­ге­лие сви­де­тель­ству­ет о За­ха­рии и Ели­са­ве­те, что они бы­ли укра­ше­ны все­ми доб­ро­де­те­ля­ми, непо­роч­но про­хо­дя свое жиз­нен­ное по­при­ще. Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Лу­ка го­во­рит о них: "оба они бы­ли пра­вед­ны пред Бо­гом, по­сту­пая по всем за­по­ве­дям и уста­вам Гос­под­ним бес­по­роч­но" (Лк.1:6). Что жи­тие их бы­ло дей­стви­тель­но бла­го­че­сти­во, о сем сви­де­тель­ству­ет так­же и свя­тая их от­расль, чест­ный и слав­ный про­рок, Пред­те­ча и Кре­сти­тель Гос­по­день Иоанн. В Пи­са­нии ска­за­но: "по пло­дам их узна­е­те их" (Мф.7:16): плод от доб­ро­го де­ре­ва дей­стви­тель­но не мо­жет быть дур­ным, ибо, как го­во­рит то же Пи­са­ние: "ес­ли ко­рень свят, то и вет­ви" (Рим.11:16). По­се­му и свя­тая ветвь – Иоанн мог­ла про­изой­ти толь­ко от свя­то­го кор­ня.

Св. За­ха­рия, отец Пред­те­чи, свя­щен­ство­вал в Иеру­са­ли­ме в цар­ство­ва­ние Иро­да[1]. Он был из днев­ной чре­ды Ави­е­вой, то есть из ро­да Авии, оче­редь ко­то­ро­го при­хо­ди­лась в вось­мую сед­ми­цу.

О сих чре­дах по­вест­ву­ет­ся сле­ду­ю­щее.

Царь Да­вид, ви­дя, что род Ааро­на стал очень мно­го­чис­лен, так что не бы­ло ни­ка­кой воз­мож­но­сти всем вме­сте со­вер­шать слу­же­ние в хра­ме, раз­де­лил по­том­ков Ааро­на на два­дцать че­ты­ре чре­ды, или ли­ка, чтобы они один за дру­гим, справ­ляя каж­дый свою сед­ми­цу, со­вер­ша­ли служ­бы в хра­ме. Во вся­кой от­дель­ной чре­де царь из­брал од­но­го чест­ней­ше­го му­жа и сде­лал его на­чаль­ни­ком ли­ка, так что каж­дая чре­да име­ла сво­е­го глав­но­го свя­щен­ни­ка, в чре­де же бы­ло бо­лее пя­ти ты­сяч свя­щен­ни­ков. Для то­го, чтобы не бы­ло меж­ду глав­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми спо­ра о том, ко­му из них с сво­им ли­ком слу­жить первую сед­ми­цу, ко­му вто­рую, ко­му тре­тью и т.д. до два­дцать чет­вер­той, они бро­си­ли жре­бий и по жре­бию сде­ла­ли рас­пре­де­ле­ние, и та­кой раз уста­нов­лен­ной оче­ре­ди они дер­жа­лись до на­ступ­ле­ния но­вой бла­го­да­ти, так что по­том­ки каж­до­го свя­щен­ни­ка со­блю­да­ли свою оче­редь по жре­бию, ко­то­рый вы­пал их пред­ку. Вось­мой жре­бий вы­пал свя­щен­ни­ку Авии (1Пар.24:10), в чис­ле по­том­ков ко­е­го был так­же и свя­той За­ха­рия; по­это­му-то он и от­прав­лял в те­че­ние вось­мой сед­ми­цы служ­бу в хра­ме вме­сте со всей сво­ей чре­дой, ибо он был глав­ным над осталь­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми сво­е­го ря­да.

Од­на­жды За­ха­рии, – ко­гда он, со­блю­дая оче­редь свою, слу­жил пред Бо­гом, – по обы­чаю свя­щен­ни­ков нуж­но бы­ло вой­ти в храм Гос­по­день для каж­де­ния; бы­ло же в то вре­мя на мо­лит­ве мно­же­ство на­ро­да. Вой­дя во свя­ти­ли­ще, За­ха­рия за­ме­тил Ан­ге­ла Гос­под­ня, сто­я­ще­го по пра­вую сто­ро­ну ка­диль­но­го ал­та­ря. При ви­де Ан­ге­ла За­ха­рию объ­ял страх; но по­слан­ник Бо­жий успо­ко­ил его, ска­зав: "Не бой­ся, За­ха­рия". И уте­шил он пра­вед­но­го свя­щен­ни­ка, воз­ве­стив, что мо­лит­ва его бла­го­при­ят­на бо­гу; вни­мая ей, Гос­подь да­ру­ет ему ми­лость: Он бла­го­сло­вил же­ну его Ели­са­ве­ту, раз­ре­шая, несмот­ря на ее пре­ста­ре­лый воз­раст, узы ее неплод­ства, и она ро­дит сы­на, те­зо­име­ни­то­го бла­го­да­ти Иоан­на[2], ко­то­рый сво­им рож­де­ни­ем при­не­сет ра­дость не толь­ко ро­ди­те­лям, но и мно­же­ству лю­дей: "Мно­гие, – при­ба­вил Ан­гел, – воз­ра­ду­ют­ся рож­де­нию его". Воз­ве­стил Ан­гел За­ха­рии так­же и о том, что сын его бу­дет ве­лик пред Гос­по­дом не те­лом, но ду­хом; он бу­дет пост­ни­ком и бу­дет ве­сти та­кую воз­держ­ную жизнь, как ни­кто дру­гой; и дей­стви­тель­но, та­ко­во же о нем бы­ло и сви­де­тель­ство Са­мо­го Сы­на Бо­жия: "ибо при­шел Иоанн Кре­сти­тель: ни хле­ба не ест, ни ви­на не пьет" (Лк.7:33). Ан­гел пред­ска­зал, что еще во чре­ве ма­те­ри Иоанн ис­пол­нит­ся Ду­ха Свя­то­го и мно­гих из сы­но­вей из­ра­иль­ских об­ра­тит к ис­тин­но­му Гос­по­ду Бо­гу, что он бу­дет Хри­сто­вым Пред­те­чей в ду­хе и си­ле про­ро­ка Илии[3] и при­го­то­вит на­род к при­ня­тию Гос­по­да Спа­си­те­ля.

Услы­ша всё сие, За­ха­рия был удив­лен и по­ра­жен, так что не ре­шал­ся ве­рить ска­зан­но­му; стран­ным ка­за­лось ему сие по­то­му, что Ели­са­ве­та бы­ла неплод­на, и оба они бы­ли уже пре­клон­но­го воз­рас­та. И ска­зал он Ан­ге­лу:

– Как мне по­ве­рить се­му: ведь я уже стар, со­ста­ри­лась так­же и же­на моя, ко­то­рая ни­ко­гда не име­ла де­тей?

То­гда Ан­гел от­ве­тил ему:

– Я – Гав­ри­ил, пред­сто­я­щий пред Бо­гом; я по­слан ска­зать и бла­го­ве­стить те­бе сие. И за то, что не по­ве­рил ты мо­им сло­вам, ты бу­дешь нем и не ска­жешь ни од­но­го сло­ва до тех пор, по­ка всё сие ис­пол­нит­ся.

Так как За­ха­рия в бе­се­де с Ан­ге­лом за­мед­лил в ал­та­ре, то на­род, быв­ший в церк­ви, ди­вил­ся се­му. Вый­дя к на­ро­ду, За­ха­рия при­нуж­ден был зна­ка­ми по­ка­зы­вать, что он стал нем; то­гда при­сут­ство­вав­шие по­ня­ли, что ему в ал­та­ре бы­ло ви­де­ние.

Окон­чив свою оче­редь, За­ха­рия воз­вра­тил­ся в дом свой, на­хо­див­ший­ся в гор­ной стране, в Хев­роне, го­ро­де Иудо­ве. Этот го­род был од­ним из тех, ко­то­рые да­ны бы­ли по жре­бию по­том­кам Иуды и пред­на­зна­че­ны для жи­тель­ства свя­щен­ни­кам[4].

Ко­гда ис­пол­ни­лось воз­ве­щен­ное Ан­ге­лом и быв­шая до­то­ле неплод­ной Ели­са­ве­та ро­ди­ла Иоан­на, – имя сие За­ха­рия на­пи­сал на по­дан­ной ему до­щеч­ке, – от­верз­лись уста За­ха­рии, язык его раз­ре­шил­ся, и он стал го­во­рить, бла­го­слов­ляя Бо­га. Ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, он на­чал про­ро­че­ство­вать, го­во­ря: "бла­го­сло­вен Гос­подь Бог Из­ра­илев, что по­се­тил на­род Свой и со­тво­рил из­бав­ле­ние ему, и воз­двиг рог спа­се­ния нам в до­му Да­ви­да, от­ро­ка Сво­е­го, как воз­ве­стил уста­ми быв­ших от ве­ка свя­тых про­ро­ков Сво­их, что спа­сет нас от вра­гов на­ших и от ру­ки всех нена­ви­дя­щих нас; со­тво­рит ми­лость с от­ца­ми на­ши­ми и по­мянет свя­той за­вет Свой, клят­ву, ко­то­рою клял­ся Он Ав­ра­аму, от­цу на­ше­му, дать нам, небо­яз­нен­но, по из­бав­ле­нии от ру­ки вра­гов на­ших, слу­жить Ему в свя­то­сти и прав­де пред Ним, во все дни жиз­ни на­шей. И ты, мла­де­нец, на­ре­чешь­ся про­ро­ком Все­выш­не­го, ибо предъ­и­дешь пред ли­цем Гос­по­да при­го­то­вить пу­ти Ему, дать ура­зу­меть на­ро­ду Его спа­се­ние в про­ще­нии гре­хов их, по бла­го­у­троб­но­му ми­ло­сер­дию Бо­га на­ше­го, ко­то­рым по­се­тил нас Во­сток свы­ше, про­све­тить си­дя­щих во тьме и те­ни смерт­ной, на­пра­вить но­ги на­ши на путь ми­ра" (Лк.1:68-79).

Но вот на­сту­пи­ло вре­мя, ко­гда ро­дил­ся Гос­подь наш Иисус Хри­стос в Виф­ле­е­ме, и волх­вы, при­шед­шие с во­сто­ка по ви­де­нию чу­дес­ной звез­ды, воз­ве­сти­ли Иро­ду о но­во­рож­ден­ном Ца­ре. То­гда Ирод, по­слав в Виф­ле­ем во­и­нов, чтобы они из­би­ли всех де­тей, при­ка­зал умерт­вить и сы­на За­ха­рии, о ко­ем мно­го слы­шал. Иро­ду из­вест­но бы­ло всё слу­чив­ше­е­ся во вре­мя рож­де­ния Иоан­на; так как все со­бы­тия, ко­и­ми со­про­вож­да­лось рож­де­ние Иоан­но­во, вы­зы­ва­ли страх и изум­ле­ние сре­ди окрест­ных жи­те­лей. Все иудеи го­во­ри­ли о сих чу­дес­ных со­бы­ти­ях; мол­ва до­шла и до Иро­да. Все слу­шав­шие сла­га­ли в серд­це сво­ем про­ис­шед­шее и го­во­ри­ли: "что бу­дет мла­де­нец сей?" (Лк.1:66). Ирод, вспом­нив те­перь об Иоанне, по­ду­мал: "Не сей ли бу­дет ца­рем иудей­ским?" За­ду­мав умерт­вить его, царь от­дель­но по­слал в дом За­ха­рии убийц, но по­слан­ные не на­шли свя­то­го Иоан­на. Ибо, ко­гда на­ча­лось без­бож­ное из­би­е­ние де­тей в Виф­ле­е­ме, сто­ны и вопль бы­ли услы­ша­ны в Хев­роне, го­ро­де Иудо­ве, где жи­ли свя­щен­ни­ки, так как он на­хо­дил­ся на неда­ле­ком рас­сто­я­нии от Виф­ле­е­ма; ско­ро узна­ли в Хев­роне, ко­неч­но, и о при­чине та­ко­го воп­ля. То­гда свя­тая Ели­са­ве­та, взяв сы­на сво­е­го, от­ро­ка Иоан­на, ко­е­му то­гда бы­ло уже пол­то­ра го­да – бе­жа­ла с ним в го­ры. А свя­той За­ха­рия в то вре­мя на­хо­дил­ся в Иеру­са­ли­ме, от­прав­ляя обыч­ную служ­бу по по­ряд­ку чре­ды сво­ей. Скры­ва­ясь в го­рах, Ели­са­ве­та со сле­за­ми мо­ли­лась Бо­гу, чтобы Он за­щи­тил ее и ее сы­на. Уви­дав с го­ры во­и­нов, кои тща­тель­но разыс­ки­ва­ли бег­ле­цов и уже бы­ли неда­ле­ко, она в ужа­се возо­пи­ла к бли­жай­шей ка­мен­ной го­ре: "Го­ра Бо­жия, при­и­ми мать с сы­ном!". Го­ра тот­час рас­сту­пи­лась, за­клю­чи­ла их в се­бе, и та­ким об­ра­зом они укры­лись от на­сти­гав­ших их убийц. Не най­дя тех, ко­го ис­ка­ли, по­слан­ные ни с чем воз­вра­ти­лись к ца­рю. То­гда Ирод по­слал к За­ха­рии в храм при­ка­за­ние, чтобы он от­дал ему сы­на сво­е­го Иоан­на.

– Я слу­жу ныне Гос­по­ду Бо­гу Из­ра­иле­ву, – от­ве­чал на сие свя­той За­ха­рия, – и не знаю, где те­перь на­хо­дит­ся сын мой.

Раз­гне­ван­ный Ирод вто­рич­но по­слал к нему и при­ка­зал убить са­мо­го За­ха­рию, ес­ли он не от­даст сво­е­го сы­на. Сви­ре­пые убий­цы устре­ми­лись как зве­ри, ста­ра­ясь немед­лен­но ис­пол­нить по­ве­ле­ние ца­ря, и с яро­стью за­кри­ча­ли свя­щен­ни­ку Бо­жию:

– Где скрыл ты сво­е­го сы­на? от­дай нам его, ибо так по­ве­лел царь; ес­ли же не дашь сы­на сво­е­го, то сам по­гиб­нешь лю­тою смер­тью.

На сие свя­той За­ха­рия от­ве­чал:

– Те­ло мое вы убье­те, а ду­шу мою вос­при­и­мет Гос­подь.

То­гда убий­цы бро­си­лись на За­ха­рию и меж­ду цер­ко­вью и ал­та­рем уби­ли его, как по­ве­лел им царь; про­лив­ша­я­ся же кровь свя­то­го сгу­сти­лась на мра­мо­ре и отвер­де­ла как ка­мень во сви­де­тель­ство и веч­ное осуж­де­ние Иро­ду; а Ели­са­ве­та, хра­ни­мая Бо­гом, с сво­им сы­ном пре­бы­ва­ла в рас­сту­пив­шей­ся го­ре. Бо­жи­им по­ве­ле­ни­ем устро­и­лась для них там пе­ще­ра, от­крыл­ся ис­точ­ник во­ды, а над пе­ще­рою вы­рос­ла фини­ко­вая паль­ма, на ко­ей яви­лись пло­ды в изоби­лии. Ко­гда мать с сы­ном хо­те­ли есть, де­ре­во скло­ня­лось, по­да­вая в пи­щу пло­ды свои, а за­тем сно­ва вы­прям­ля­лось.

Спу­стя со­рок дней по­сле уби­е­ния За­ха­рии свя­тая Ели­са­ве­та, мать Пред­те­чи, пре­ста­ви­лась в той пе­ще­ре, а свя­той Иоанн был пи­та­ем Ан­ге­лом до со­вер­шен­но­го воз­рас­та и хра­ним в пу­сты­нях до дня яв­ле­ния сво­е­го к из­ра­иль­тя­нам.


При­ме­ча­ния

[1] Ирод, на­зы­ва­е­мый в ис­то­рии Ве­ли­ким, сын Ан­ти­па­тра, ца­ря иуде­ев, сна­ча­ла был пра­ви­те­лем Га­ли­леи, но при пер­вом рим­ском им­пе­ра­то­ре Ок­та­вии Ав­гу­сте, еще до во­ца­ре­ния его, в 40 г. до Р.Х., по­лу­чил ти­тул иудей­ско­го ца­ря и управ­лял всей Иуде­ей, ко­то­рая то­гда бы­ла под­чи­не­на Рим­ско­му го­су­дар­ству.

[2] Сло­во "Иоанн" с греч. озна­ча­ет "бла­го­дать Бо­жия"; (греч. ф-ма [Иоан­нес] евр. име­ни Иоха­нан, "Ях­ве ми­ло­стив").

[3] Т.е. с тою же несо­кру­ши­мою рев­но­стью и нрав­ствен­ным мо­гу­ще­ством, с ка­ки­ми неко­гда дей­ство­вал ве­ли­кий рев­ни­тель по Бо­ге про­рок Илия.

[4] Нав.21:13; 1Пар.6:65. Хев­рон был од­ним из древ­ней­ших го­ро­дов зем­ли ха­на­ан­ской. Он су­ще­ству­ет и до­се­ле и име­ет до де­ся­ти ты­сяч жи­те­лей, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся тор­гов­лею, хле­бо­па­ше­ством, раз­ве­де­ни­ем фрук­то­вых са­дов и ви­но­де­ли­ем. Го­род ле­жит на ты­ся­чу фу­тов вы­ше Иеру­са­ли­ма в глу­бо­кой и уз­кой до­лине, с обе­их сто­рон окру­жен­ной го­ра­ми, в бо­га­то воз­де­лан­ной и пло­до­нос­ной мест­но­сти. Все окрест­но­сти го­ро­да по­кры­ты мас­лич­ны­ми, гра­на­то­вы­ми, фиго­вы­ми, фисташ­ко­вы­ми де­ре­вья­ми; осо­бен­но же сла­вит­ся Хев­рон боль­ши­ми и пре­вос­ход­ны­ми ви­но­град­ни­ка­ми.