Канон святителю Феоктисту Новгородскому, чудотворцу

Припев: Святи́телю, о́тче Феокти́сте, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 05 января (23 декабря ст. ст.); 05 февраля (23 января ст. ст.)

Глас 4.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́ души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Благода́ть да́руй ми́, Бо́же, ду́ха Твоего́ Свята́го, е́юже возмогу́ воспе́ти до́бляго святи́теля, уго́дника Твоего́ Феокти́ста: его́же моли́твами да получу́ ча́сть со избра́нными Твои́ми.

Лю́тыми грехопаде́нии объя́т е́смь смире́нный, но к тебе́, до́брому па́стырю, под кро́в прибего́х, святи́телю Феокти́сте, ты́ же, свя́те, не оскуде́й моля́ся за мя́ при́сно, Его́же Престо́лу вы́ну предстои́ши.

А́з уны́лый, кро́ва ища́ тве́рдаго, по́мощи кре́пкия и заступле́ния неотвра́тна, к тебе́ прибего́х, архиере́ю Бо́жию: да умо́лиши за мя́ все́х Царя́ и Влады́ку.

Богоро́дичен: Пресвята́я Чи́стая Бо́га на́шего Ма́ти, моли́, Его́же родила́ еси́, Бо́га, изба́вити ны́ от вся́ких лю́тых нахожде́ний.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не му́дростию, и си́лою, и бога́тством хва́лимся, но Тобо́ю, О́тчею Ипоста́сною му́дростию, Христе́, не́сть бо свя́т, па́че Тебе́, Человеколю́бче.

Го́рдостию вра́г нападе́ на мя́, тща́ся поглоти́ти лю́те, но ты́, святи́телю Феокти́сте, я́ко в жи́зни се́й лю́ди упа́сл еси́, та́ко и ны́не моли́твами твои́ми изми́ мене́ из че́люстей его́.

О́ко смире́нно и у́м не смуще́н стяжа́л еси́, о́тче, в животе́ си́ми и на́м просвети́тися сподо́би и дости́гнути Све́т Невече́рний.

Досто́йно восхвали́ти тя́ тщи́мся, о́тче, но недоуме́ем, поне́же не и́мамы серде́ц чи́стых, до́ндеже ты́, свя́те, мольбо́ю свое́ю очи́стиши я́ в на́с и возде́лаеши, я́ко кла́сы стори́чествующия.

Богоро́дичен: Богоро́дице Де́во, ро́ждшая Спа́са, при́зри на лю́ди согреши́вшия и изба́ви от вся́ких лю́тых, находя́щих вы́ну на ны́.

Седа́лен, гла́с 6.

Феокти́сте Богому́дре, верхо́вный о́тче, А́нгелом ра́вне, Вели́кому Но́ву гра́ду утвержде́ние, не отве́ржи, но песносло́вие приими́, я́ко кади́ло, от убо́жества моего́, е́же ти́ принесо́х, недосто́йный.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Любве́ ра́ди, Ще́дре, Твоего́ о́браза на Кресте́ Твое́м ста́л еси́, и раста́яшася язы́цы, Ты́ бо еси́, Человеколю́бче, кре́пость моя́ и хвале́ние.

Архиепи́скопства да́р име́л еси́ свяще́ннаго собо́ра избра́нием в це́ркви Прему́дрости Сло́ва Бо́жия кра́йняго святи́теля рукоположе́нием и лю́ди к доброде́телем наста́вил еси́, я́же и ны́не те́ми же упаса́й на зла́це зако́на Христо́ва.

Реши́ти и вяза́ти вла́сть апо́стольски восприи́м, святи́телю Феокти́сте, вся́ ны́ су́щия, свя́занныя грехопаде́ньми, разреши́ моли́твами твои́ми.

На престо́ле святи́тельства седя́ и архиере́йства да́р восприе́мый, я́ко досто́ин сы́й, ста́до Христо́во упа́сл еси́ в жи́зни вре́менней и, к ве́чным отше́д, в ве́чная блага́я наставля́й, святи́телю.

Богоро́дичен: Спаси́, Богоро́дице Влады́чице, лю́ди Сы́на Твоего́ и Твоя́, па́дшия душепа́губными мы́сльми и делесы́, и наста́ви на пу́ть жи́зненный, приводя́ во огра́ду Небе́сную.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Нечести́вии не у́зрят сла́вы Твоея́, Христе́, но мы́ Тя́, Единоро́дне, Оте́ческия сла́вы сия́ние Божества́, от но́щи у́тренююще, воспева́ем Тя́, Человеколю́бче.

Очи́ма вну́треннима вы́ну зря́ Бо́га в жи́зни се́й в несмуще́нне уме́, те́м же, архиере́йство оста́вль, безмо́лвие возлюби́л еси́ и во оби́тель Бо́жия Ма́тере вше́л еси́, ю́же за ны́ немо́лчно моли́, святи́телю.

Есте́ственный нра́в незло́бив име́л еси́, о́тче, на́с же, су́щих нравозло́бных, спаси́, Феокти́сте святи́телю, от вся́ких озлобле́ний.

Поя́ Бо́га при́сно во обеща́нном ме́сте и́ночества своего́, То́й бо, я́ко сокрове́нных Ве́дец, сего́ ра́ди возведе́ тя́ на архиере́йский престо́л Безкро́вныя Же́ртвы приноси́ти, я́ко уго́ждша Ему́.

Богоро́дичен: На́с, вре́дными, прекло́ньшихся грехми́ и, я́ко у́зами нереши́мыми, от врага́ свя́занных, разреши́, Бо́га на́шего Ма́ти, и от тли́ возведи́, я́ко Еди́на еси́ Ты́ Всеми́лостивая.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Приидо́х во глубины́ морски́я, и потопи́ла мя́ е́сть бу́ря мно́гих грехо́в, но, я́ко Бо́г, из глубины́ возведи́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Ежде́ние и хожде́ние не ле́ностное в животе́ вре́меннем в да́льняя свяще́нная места́ и оби́тели славосло́вия ра́ди Бо́жия и святы́х Его́, я́ко те́пл сы́й моле́бник, за вруче́нныя тебе́ лю́ди име́л еси́ и, я́ко до́брый купе́ц безце́нныя би́серы, Бо́жия благодея́ния и́м моли́твами свои́ми подава́л, в ни́хже и ны́не не оскуде́й, святи́телю.

Не забу́ди ста́до твое́, о́тче, е́же тебе́ Бо́г дарова́ пасти́ в животе́ не то́кмо вре́меннем, но и в ве́чную жи́знь наставля́ти, святи́телю о́тче всечестны́й.

И е́же от Бо́га произбра́н во святи́тельство еще́ во обеща́ннем ме́сте и́ночества, Боголюби́ве Феокти́сте, и на престо́ле архиере́йства седя́, я́ко па́стырь и́стинен, и ко Го́споду отше́д, на́с, ча́д свои́х, наставля́й на пу́ть жи́зненный.

Богоро́дичен: Изба́ви, Богоро́дице, лю́ди Твоя́ вся́ многогре́шныя от вся́каго озлобле́ния и вра́жия нападе́ния, да благода́рно Сы́ну Твоему́ зове́м: из тли́ возведи́ ду́ши на́ша, Преми́лостиве.

Конда́к, гла́с 8:

Архиере́йское украше́ние, Вели́кому Но́ву гра́ду Богодухнове́нное удобре́ние, су́щия бо в не́м лю́ди на па́житех живоно́снаго зако́на Госпо́дня упа́сл еси́, и сего́ ра́ди в ли́це святы́х водворя́тися сподо́бися, и святу́ю твою́ па́мять мно́гими ле́ты сотвори́ неоскверне́нну, в нея́же тя́ почита́юще, ра́дуйся, от души́ вопие́м ти́, святи́телю о́тче Феокти́сте, Вели́кому Но́ву гра́ду похвала́ и утвержде́ние.

И́кос:

Апо́стольскаго гла́са подража́телю, архиере́ю свяще́нному, вели́кому Феокти́сту, па́стырю и учи́телю Вели́каго Но́ва гра́да, благода́рно воззове́м, правове́рнии лю́дие, глаго́люще: ра́дуйся, святи́телю вели́кий, сожи́тельниче оби́тели Богома́терней, созда́нной от чудоно́сных архиере́ев Иоа́нна и Григо́рия; ра́дуйся, сопресто́льниче те́м во хра́ме Прему́дрости Бо́жия. Ра́дуйся, осмоле́тним обхожде́нием архиере́йства своего́ во осмори́чная блага́я де́тели лю́ди своя́, я́ко избра́нныя Бо́жия, обо́лкший, е́же е́сть: свя́тость, ми́лость, щедро́тство, любо́вь, бла́гость, смиренному́дрие, кро́тость и долготерпе́ние, е́же и ны́не на́м от Христа́ испроси́; ра́дуйся, соше́ствием свои́м с престо́ла и триле́тным жи́тельством во оби́тели Бо́жия Ма́тере наставля́яй на́с ко и́стинному Богоугожде́нию, е́же к безмо́лвию немяте́жному, славосло́вию Бо́жию и чистоте́, без нея́ же никто́же у́зрит Го́спода. Ра́дуйся, я́ко предстоя́нием у Престо́ла Бо́жия слику́еши А́нгелом; ра́дуйся, сопресто́льниче иера́рхов. Ра́дуйся, моли́твенниче те́плый; ра́дуйся, засту́пниче кре́пкий. Ра́дуйся, помо́щниче скорбя́щим; ра́дуйся, святи́телю о́тче Феокти́сте, Вели́кому Но́ву гра́ду похвала́ и утвержде́ние.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Ю́ноши три́ в Вавило́не, веле́ние мучи́телево на бу́йство прело́жше, посреде́ пла́мене вопия́ху: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

С моли́твою непреста́нною вся́кия до́брыя де́тели Го́сподеви прине́сл еси́, святи́телю Феокти́сте, и, си́ми Ему́ до́бре угоди́в, в ра́йских све́тлостех с ли́ки святы́х вопие́ши: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Приле́жною ти́ мольбо́ю, щедро́ты Бо́жия на лю́ди твоя́ привлача́я, Феокти́сте о́тче на́ш, в животе́ вре́меннем и ны́не в жи́зни ве́чней со а́нгельскими во́инствы за ны́ моли́ся, вопию́щия: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Феокти́сту, вели́кому спо́стнику Евфи́миеву, тезоиме́нно зва́ние стяжа́л еси́, и доброде́телем его́ подо́бник бы́л еси́, и сликовствова́нию в незаходи́мых све́тлостех ему́ о́бщник яви́лся еси́, а́ще и последи́ просия́, но пе́рвых че́сти сподо́бися, с ни́миже за ны́ хода́тайствуй, зовя́: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Му́ки безконе́чныя хо́щут мя́ объя́ти, зане́ окая́нен е́смь и стра́стен, те́м же под кро́в Тво́й прибега́ю, Присноде́во, изба́ви мя́ от все́х си́х, вопию́щаго Сы́ну Твоему́: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Ру́це распросте́р, Дании́л льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Святи́телю Феокти́сте, честны́й на́ш благоде́телю, благодари́м тя́, вси́ приходя́щии к моще́м твои́м и лобыза́ющии свяще́нный о́браз тво́й, да́ждь на́м цельбу́ душеполе́зную, я́коже дарова́л еси́ жене́ многоболе́зненней, да в ра́дости вопие́м: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Приношу́ пе́снь Бо́гови, просла́вльшему тя́, уго́дника Своего́, за е́же предста́л еси́ жене́, боле́зненно утро́бней, обещава́я е́й цельбу́, а́ще гро́ба твоего́ взы́щет, взыва́я: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Многогре́шный а́з и непотре́бный, я́ко блу́дный сы́н, не сме́ю ни о́чию возвести́ к Бо́гу моему́, поне́же мно́го греши́х и беззако́нновах, а́ще не ты́, па́стырю, наста́виши мя́ досто́йно Го́сподеви пе́ти: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богоро́дичен: Ве́чныя ра́дости отчужде́н е́смь, окая́нный, нечи́стых ра́ди де́л мои́х, но Ты́, Ма́ти Бо́жия, поне́ от му́ки свободи́ Богоприя́тными Твои́ми моли́твами, и́хже неотвра́тно и́маши за ны́ обы́чным Свои́м милосе́рдием, я́ко все́м на́м, христиа́ном, Засту́пница су́щи.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть; Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови Благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Бо́г дарова́ сте́ну необори́мую, тебе́, святи́телю Феокти́сте, гра́ду твоему́, в не́м же ты́, блаже́нне, архиере́йский престо́л содержа́л еси́, тобо́ю бо то́й красу́ется, и оби́тель, иму́щи честны́я твоя́ мо́щи, све́тло хва́лится, я́ко огражда́еши от все́х прило́г нечести́ваго.

Очи́стив ни́ву се́рдца твоего́ нетле́нным чисти́тельством и Свята́го Ду́ха прия́телище си́м сотвори́в е́, того́ благода́тию и на́м умоли́ просвеща́тися при́сно и сохрани́ти святы́я за́поведи.

Расхи́тити ны́ тща́щихся умири́, святи́телю Бо́жий Феокти́сте, моли́твами твои́ми, да и ти́и, наста́влени на стезю́ и́стины, дости́гнут блаже́нство ве́чное.

Изми́ от вся́каго гне́ва, приходя́щаго на ны́, святи́телю Госпо́день, да не поги́бнем за мно́гая прегреше́ния на́ша, ча́да су́щая твоя́, но моли́твами твои́ми изба́вимся вре́менных и ве́чных зо́л.

Богоро́дичен: Скве́рнами душепа́губными содержи́м е́смь, похвалы́ досто́йныя и мольбы́ благоприя́тныя не могу́ принести́ Тебе́, Пречи́стей Ма́тери Бо́жией, но ели́ко возмога́ю, толи́ко приношу́, и молю́ся Тебе́ усе́рдно напра́вити мя́ на пу́ть спаси́тельный.

Свети́лен.

Житие́ благоче́стно на земли́ сконча́в, прия́телище чи́стое ты́ Свята́го Ду́ха яви́лся еси́, просвеща́я ве́рою притека́ющия к моще́м твои́м святы́м, блаже́нне, те́м же моли́ твоего́ Влады́ку просвети́ти ду́ши на́ша, воспева́ющих тя́, Феокти́сте святи́телю, о́тче Богому́дре.

По преставлении архиепископа Климента новгородцы с посадником своим Андреем много рассуждали о преемнике его, все, от мала до велика, возлюбили Богом назначенного, мужа смиренного и доброго, игумена Благовещенского монастыря Феоктиста. Собрав звоном вече у Святой Софии, князь Борис Андреевич и все новгородцы почтительно привели его и посадили во владычном дворе, пока узнают, где митрополит. В то самое время святой митрополит Максим оставил Киев и переселился во Владимир на Клязьме. В 1300 году приехали в Великий Новгород святой митрополит Максим, а с ним епископы: Ростовский Симеон и Тверской Андрей. Они и поставили Феоктиста архиепископом Новгороду. «Знаменаша его в церкви святого Бориса и Глеба месяца июня 28 дня и того же месяца поставиша его во Святой Софии, на память святых апостолов Петра и Павла. И совершиша праздник светел, и бысть радость Новгороду о своем владыце». Торжество для Новгорода было поистине необыкновенное: только в первый раз Новгородский владыка был посвящен в новгородском храме Святой Софии. Но что чувствовал сам посвященный, летописи не говорят.

О месте его рождения и воспитания нет никаких сведений. Известно только, что он принял иноческое пострижение в обители Благовещенской, которую основали два святых брата – Иоанн и Григорий, бывшие один после другого владыками Новгорода, и потом был в оной игуменом.

О пастырской деятельности святого Феоктиста летописи сообщают лишь отрывочные сведения. В недолгие годы его святительства в Новгороде происходит усиленная постройка храмов.

В 1300 или 1301 году по благословению владыки Феоктиста, заложен был каменный храм святого архангела Михаила на Михайловской улице, существующий доныне, и через два года освящен. Кроме того, в те же годы «были срублены 4 церкви: святыя Богородицы в монастыре на зверинце, и святаго Лазаря, и святаго Димитрия на Баяни улке, и святых Бориса и Глеба на Подоле, и заложили каменный город Новгороду».

В 1305 году святитель Феоктист участвовал в договорах Новгорода с великим князем святым Михаилом Тверским (память 22 ноября/5 декабря) о сохранении прежних взаимных отношений. «Княжение твое, – говорят новгородцы, – честно держати (должны), по пошлине (по обычаю), без обиды, а тебе, господине, також Новгород держати (должно) без обиды по пошлине». Печать на договоре представляет Богоматерь с Предвечным Младенцем на персях, а на обороте слова: «Феоктист, архиепископ Новгородский».

В том же году новгородский посадник Симеон (Семен) Климович по благословению святителя поставил каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на воротах от Прусской улицы, на каменном детинце (детинцем называлась в Древней Руси внутренняя крепость). Новгородцы построили новый мост через Волхов; а владыка Феоктист освящал церковь Бориса и Глеба великим священием 9 декабря на Зачатие святой Анны и другую церковь на княжем дворе, в честь отцов Первою Вселенского Собора. 9 декабря архиепископ Феоктист освятил «великим священием» храм во имя святых Бориса и Глеба и другой, на княжеском дворе, в честь отцов Первого Вселенского Собора.

В 1307 году новгородцы пожаловались великому князю святому Михаилу на его новгородских наместников. На жалобе была печать святителя Феоктиста. Вообще время тогда было смутное: Московский князь Георгий Даниилович препирался с великим князем Михаилом за княжение в Новгороде. Несправедливые домогательства московского князя причиняли Новгороду много неприятностей. Писец Апостола 1307 года со скорбью говорит: «При сих князьях сеялись и росли усобицы, и жизнь наша гибла от ссор княжеских, и век людей укорачивался». К тому же в это время у владыки Феоктиста и у новгородцев было «немирье» с псковичами.

Все это должно было огорчать святителя и, может быть, влияло на его здоровье. В том же 1307 году, в декабре, после восьмилетнего управления новгородской паствой святитель Феоктист «своего ради нездоровья» оставил архиепископскую кафедру. Благословив новгородцев, он удалился в Благовещенский монастырь, где «изволив молчальное житие». Архиепископское место святителя Феоктиста по уходе его в монастырь занял его духовный отец Давид, которого все новгородцы с игуменами и со всем иерейским чином возлюбили и с честью посадили во владычном дворе, а святитель Феоктист благословил его на свое место.

В Благовещенском монастыре, в безмолвии, в свободе от суеты людской, прожил святитель три года в обители. Так блаженный святитель Феоктист украшен был добротою сердца и смирением еще и тогда, когда был игуменом Благовещенской обители. Но Господу угодно было посетить его тяжкой болезнью, и душа его страданием телесным еще более возвысилась в духовном совершенстве.

23 декабря 1310 года блаженный святитель Феоктист мирно почил. «Он много страдал для Бога, – говорит летописец, – и когда он преставился от сей временной жизни, святая душа его взошла на небо, а лице его как бы озарилось светом, так что все видевшие дивились и славили Бога». Честное тело святителя было положено всем иерейским чином в монастырской Благовещенской церкви. «Дай же, Господи Боже, ему Небесное Царство, а Новгороду – молитву его и благословение», – заключает летописец свой рассказ о кончине святителя.

Таковы немногочисленные известия о трудах и подвигах земной жизни святителя Феоктиста.

После его блаженной кончины Бог прославил его многими чудесами. Упомянем лишь некоторые из них.

В первый раз Бог прославил святителя Феоктиста через 300 лет после его преставления. Супруга царского дьяка Иулиания долго была больна, так что потеряла всякую надежду на выздоровление. Но вот одной ночью явился ей во сне муж в священном облачении и сказал: «Поищи гроб архиепископа сего города Феоктиста и получишь исцеление». Дьяк справился по летописям о гробе святителя, привез больную жену в Благовещенский монастырь, отпел здесь панихиду и раздал щедрую милостыню. Больная тогда же почувствовала облегчение, а скоро и совсем выздоровела. Благодарный дьяк пожелал, чтобы тогда же была написана икона святителя по явлению, бывшему его жене. В то же время пономарь Софийского собора Феодор, занимавшийся иконописанием, написал икону святого Феоктиста с древнего подлинника, который сохранился на стене Софийской паперти. На иконе святитель изображен в молитвенном положении пред иконой Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1664 году князь Василий Ромодановский, наместник Новгорода, по благоговейному усердию к святителю велел очистить среди остатков Благовещенской церкви от развалин гроб святителя и устроить над ним часовню, потом устроил раку над мощами с ликом святителя и, наконец, возобновил каменный храм, который существует и доныне.

Между тем святитель продолжал изливать благодать чудотворений. Так, в 1700 году перед гробом прозрела дочь знаменского священника, ослепшая после долговременной болезни. Такое же чудо совершилось над дочерью священника Ильинской церкви и над женою священника той же церкви. Десятилетний немой отрок, сын купца Афанасия, получил дар слова после молебна у раки святителя. В том же году исцелились два родные брата – купцы Потап и Иоанн. В 1705 году у раки святителя Феоктиста получил исцеление Антон Михайлов Боровиков. Он страдал умопомешательством и был без языка. В том же году получил исцеление дворцовый крестьянин дер. Липец, долго страдавший расслаблением (параличом).

В 1707 году мощи блаженного были положены открыто, исцеления продолжались.

Так, в 1710 году крестьянка с погоста Вяжищ Мария, двадцать лет бывшая больной и три года слепой, мгновенно получила исцеление после того, как облобызала лик святителя на гробе. Жена новгородского дворянина Силы Корсакова долго страдала внутренней болезнью. Раз во сне явился ей неизвестный муж в архиерейской одежде и велел идти на гроб святителя Феоктиста. Она исполнила таинственное повеление и при гробе чудотворца исцелилась.

В 1711 году, получил исцеление у раки святителя от продолжительной болезни дворянин Шелонской пятины Лазарь Пантелеймонов.

В 1713 году по молитвам у раки святителя, разрешилось неплодство жен дворянина Феодора Нелядинского и Симеона Савельева Зеленина рождением сыновей, а жена купца Лаврентия Хавсурина получила исцеление от продолжительной болезни.

В 1714 году крестьянин деревни Веряжи Коростынского погоста Кирилл Григорьев получил исцеление у раки святителя от расслабления. В том же году явился в сонном видении неизвестный муж в святительском одеянии купеческой вдове Марии, которая целый год не владела руками и ногами. Вспомнив о святителе Феоктисте, она со слезами стала молить его о своем исцелении, дала обет помолиться пред его ракой и действительно исцелилась. Подобное же явление святого в ночном видении и в том же году было пономарской вдове Евдокии, лежавшей в расслаблении. Священнолепный старец явился ей во сне и сказал: «Для чего ты напрасно лечишься у глупых волхвов?» Евдокия велела сыну своему снести себя на гроб святителя Феоктиста и там получила исцеление.

В 1715 году исцелилась жена обозника Семеновского полка Варвара, страдавшая кровотечением более трех лет. В том же году получил исцеление от тяжкой болезни сын Нижегородского вице-губернатора, князя Стефана Путятина, Алексий, находившийся в Санкт-Петербурге. В 1716 г. исцелился при гробе святителя от продолжительной и тяжкой болезни крестьянин деревни Шимска Иеремия Савельев, а потом Сафроний – сын крестьянина села Ракома Потапа Михайлова.

В 1717 году жена Софийского дому бобыля Иустина Семенова тотчас получила исцеление от своей болезни, как только дала обещание поклониться гробу святителя. В этом же году исцелились при гробе святители страдавшие продолжительным расслаблением сын крестьянина Холынского погоста Василия Маркова, Лаврентий, и Евдокия, дочь государева стряпчего Макария Иоаннова Нелидова.

В 1718 году 30 марта крестьянин дер. Шарка Медведской вотчины Феоктист Савельев, лежавший без ноги год и шесть месяцев, тотчас же получил исцеление, когда дал обещание ежегодно ходить к гробу святителя.

Последнее чудо в рукописном житии святителя Феоктиста XVIII столетия записано под 1727 годом. Там сказано, что после продолжительной болезни исцелился, отслужив молебен при гробе святого, посадский человек Софроний.

Почитание памяти святителя Феоктиста началось, вероятно, вскоре после его кончины. Местное празднование ему в Благовещенском монастыре установлено до 1786 года, в котором был устроен придел во имя его. В 1786 году по ходатайству митрополита Петербургского Гавриила мощи святителя Феоктиста с разрешения Священного Синода были перенесены из упраздненного Благовещенского монастыря в Георгиевский и положены в серебряной раке под спудом в храме, подле стены, у иконостаса, по левую сторону алтаря.

Со второй половины XVIII века в Новгороде, кроме празднования памяти святого 23 декабря в день его преставления, был установлен еще один местный праздник 23 января в воспоминание о перенесении мощей в Юрьев монастырь. В 1827 году при архимандрите Фотии (Спасском) к северной стене Георгиевского собора был пристроен придел во имя святителя Феоктиста Новгородского. Под аркой, соединяющей собор и новую придельную церковь, поставили раку с мощами святителя. Сегодня в Юрьевом монастыре, как и прежде, святой архиепископ Феоктист глубоко почитается как молитвенник и заступник за братию.

После революции 1917 г. Юрьев монастырь был подвергнут планомерному разорению. В 1922 г. рака свт. Феоктиста была изъята и отправлена в Госхран для переплавки, как и бесчисленное множество церковных ценностей, изымавшихся из храмов якобы для помощи голодающим Поволжья.

Позднее погребение могло быть вскрыто при проведении археологических и реставрационных работ в соборе в середине 1930 гг. В отчетах руководителя этих работ М.К. Каргера погребение свт. Феоктиста не упоминается, раскопки в северной и восточной частях собора не проводились. В послевоенных документах так же не содержалось никаких сведений.

В 2013 году, по благословению Митрополита Новгородского и Старорусского Льва, отрядом московского Института археологии РАН под руководством В.В. Седова началось серьезное археологическое изучение восточной части Георгиевского собора. Были поставлены крайне интересные для истории церковной архитектуры задачи - выяснение уровня первоначального пола собора, обнаружение первого престола храма, горнего места и синтрона, и, безусловно, поиски погребения святителя Феоктиста. И в первые же дни раскопок, после снятия ряда кирпичей позднего пола солеи слева от алтаря, открылась надгробная плита.

Прекрасно сохранившаяся надпись, высеченная на гранитной плите, гласила:

МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОКТИСТА ПЕРЕНЕСЕНЫ В ЮРЬЕВ ПЕРВОКЛАССНЫЙ МОНАСТЫРЬ ИЗ ОРКАЖСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ЧЛЕНА ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ГАВРИИЛА МИТРОПОЛИТА НОВГОРОДСКАГО И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАГО В 1786 М ГОДУ МЦА ЯНВАРЯ 23 ЧИСЛА ОНАГОЖ МОНАСТЫРЯ ПРИ АРХИМАНДРИТЕ АФАНАСИИ И ПОЛОЖЕНЫ В СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ СВЯТАГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ НА ЛЕВОЙ СТОРОНЕ ПРИ ДВЕРЕХ. СИЯ ПЛИТА ВМЕСТО ВЕТХОЙ ПОЛОЖЕНА ВНОВЬ 1814 ГОДА ОКТЯБРЯ 20 ЧИСЛА ПРИ АРХИМАНДРИТЕ ФИЛАРЕТЕ

Из текста следует, что плита установлена в 1814 г. вместо обветшавшей плиты 1786 г. архимандритом Юрьева Филаретом (Дроздовым), впоследствии митрополитом Московским, в 1994 году причисленным Русской Церковью к лику святых.

10 июля 2015 года, в результате вскрытия надгробной плиты XVIII века археологической группой под руководством член-корреспондента РАН, доктора искусствоведения Владимира Седова, в присутствии Митрополита Новгородского и Старорусского Льва, обнаружены святые останки Новгородского архиепископа Феоктиста. Мощи святителя были торжественно перенесены в Спасский собор Свято-Юрьева мужского монастыря и положены в раке, для поклонения верующих. Тогда же был совершен первый молебен в честь обретения святых мощей святителя Феоктиста.

См. также: