Канон святителю Феоктисту Новгородскому, чудотворцу

Припев: Святи́телю, о́тче Феокти́сте, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 05 января (23 декабря ст. ст.); 05 февраля (23 января ст. ст.)

Глас 4.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́ души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Благода́ть да́руй ми́, Бо́же, ду́ха Твоего́ Свята́го, е́юже возмогу́ воспе́ти до́бляго святи́теля, уго́дника Твоего́ Феокти́ста: его́же моли́твами да получу́ ча́сть со избра́нными Твои́ми.

Лю́тыми грехопаде́нии объя́т е́смь смире́нный, но к тебе́, до́брому па́стырю, под кро́в прибего́х, святи́телю Феокти́сте, ты́ же, свя́те, не оскуде́й моля́ся за мя́ при́сно, Его́же Престо́лу вы́ну предстои́ши.

А́з уны́лый, кро́ва ища́ тве́рдаго, по́мощи кре́пкия и заступле́ния неотвра́тна, к тебе́ прибего́х, архиере́ю Бо́жию: да умо́лиши за мя́ все́х Царя́ и Влады́ку.

Богоро́дичен: Пресвята́я Чи́стая Бо́га на́шего Ма́ти, моли́, Его́же родила́ еси́, Бо́га, изба́вити ны́ от вся́ких лю́тых нахожде́ний.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не му́дростию, и си́лою, и бога́тством хва́лимся, но Тобо́ю, О́тчею Ипоста́сною му́дростию, Христе́, не́сть бо свя́т, па́че Тебе́, Человеколю́бче.

Го́рдостию вра́г нападе́ на мя́, тща́ся поглоти́ти лю́те, но ты́, святи́телю Феокти́сте, я́ко в жи́зни се́й лю́ди упа́сл еси́, та́ко и ны́не моли́твами твои́ми изми́ мене́ из че́люстей его́.

О́ко смире́нно и у́м не смуще́н стяжа́л еси́, о́тче, в животе́ си́ми и на́м просвети́тися сподо́би и дости́гнути Све́т Невече́рний.

Досто́йно восхвали́ти тя́ тщи́мся, о́тче, но недоуме́ем, поне́же не и́мамы серде́ц чи́стых, до́ндеже ты́, свя́те, мольбо́ю свое́ю очи́стиши я́ в на́с и возде́лаеши, я́ко кла́сы стори́чествующия.

Богоро́дичен: Богоро́дице Де́во, ро́ждшая Спа́са, при́зри на лю́ди согреши́вшия и изба́ви от вся́ких лю́тых, находя́щих вы́ну на ны́.

Седа́лен, гла́с 6.

Феокти́сте Богому́дре, верхо́вный о́тче, А́нгелом ра́вне, Вели́кому Но́ву гра́ду утвержде́ние, не отве́ржи, но песносло́вие приими́, я́ко кади́ло, от убо́жества моего́, е́же ти́ принесо́х, недосто́йный.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Любве́ ра́ди, Ще́дре, Твоего́ о́браза на Кресте́ Твое́м ста́л еси́, и раста́яшася язы́цы, Ты́ бо еси́, Человеколю́бче, кре́пость моя́ и хвале́ние.

Архиепи́скопства да́р име́л еси́ свяще́ннаго собо́ра избра́нием в це́ркви Прему́дрости Сло́ва Бо́жия кра́йняго святи́теля рукоположе́нием и лю́ди к доброде́телем наста́вил еси́, я́же и ны́не те́ми же упаса́й на зла́це зако́на Христо́ва.

Реши́ти и вяза́ти вла́сть апо́стольски восприи́м, святи́телю Феокти́сте, вся́ ны́ су́щия, свя́занныя грехопаде́ньми, разреши́ моли́твами твои́ми.

На престо́ле святи́тельства седя́ и архиере́йства да́р восприе́мый, я́ко досто́ин сы́й, ста́до Христо́во упа́сл еси́ в жи́зни вре́менней и, к ве́чным отше́д, в ве́чная блага́я наставля́й, святи́телю.

Богоро́дичен: Спаси́, Богоро́дице Влады́чице, лю́ди Сы́на Твоего́ и Твоя́, па́дшия душепа́губными мы́сльми и делесы́, и наста́ви на пу́ть жи́зненный, приводя́ во огра́ду Небе́сную.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Нечести́вии не у́зрят сла́вы Твоея́, Христе́, но мы́ Тя́, Единоро́дне, Оте́ческия сла́вы сия́ние Божества́, от но́щи у́тренююще, воспева́ем Тя́, Человеколю́бче.

Очи́ма вну́треннима вы́ну зря́ Бо́га в жи́зни се́й в несмуще́нне уме́, те́м же, архиере́йство оста́вль, безмо́лвие возлюби́л еси́ и во оби́тель Бо́жия Ма́тере вше́л еси́, ю́же за ны́ немо́лчно моли́, святи́телю.

Есте́ственный нра́в незло́бив име́л еси́, о́тче, на́с же, су́щих нравозло́бных, спаси́, Феокти́сте святи́телю, от вся́ких озлобле́ний.

Поя́ Бо́га при́сно во обеща́нном ме́сте и́ночества своего́, То́й бо, я́ко сокрове́нных Ве́дец, сего́ ра́ди возведе́ тя́ на архиере́йский престо́л Безкро́вныя Же́ртвы приноси́ти, я́ко уго́ждша Ему́.

Богоро́дичен: На́с, вре́дными, прекло́ньшихся грехми́ и, я́ко у́зами нереши́мыми, от врага́ свя́занных, разреши́, Бо́га на́шего Ма́ти, и от тли́ возведи́, я́ко Еди́на еси́ Ты́ Всеми́лостивая.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Приидо́х во глубины́ морски́я, и потопи́ла мя́ е́сть бу́ря мно́гих грехо́в, но, я́ко Бо́г, из глубины́ возведи́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Ежде́ние и хожде́ние не ле́ностное в животе́ вре́меннем в да́льняя свяще́нная места́ и оби́тели славосло́вия ра́ди Бо́жия и святы́х Его́, я́ко те́пл сы́й моле́бник, за вруче́нныя тебе́ лю́ди име́л еси́ и, я́ко до́брый купе́ц безце́нныя би́серы, Бо́жия благодея́ния и́м моли́твами свои́ми подава́л, в ни́хже и ны́не не оскуде́й, святи́телю.

Не забу́ди ста́до твое́, о́тче, е́же тебе́ Бо́г дарова́ пасти́ в животе́ не то́кмо вре́меннем, но и в ве́чную жи́знь наставля́ти, святи́телю о́тче всечестны́й.

И е́же от Бо́га произбра́н во святи́тельство еще́ во обеща́ннем ме́сте и́ночества, Боголюби́ве Феокти́сте, и на престо́ле архиере́йства седя́, я́ко па́стырь и́стинен, и ко Го́споду отше́д, на́с, ча́д свои́х, наставля́й на пу́ть жи́зненный.

Богоро́дичен: Изба́ви, Богоро́дице, лю́ди Твоя́ вся́ многогре́шныя от вся́каго озлобле́ния и вра́жия нападе́ния, да благода́рно Сы́ну Твоему́ зове́м: из тли́ возведи́ ду́ши на́ша, Преми́лостиве.

Конда́к, гла́с 8:

Архиере́йское украше́ние, Вели́кому Но́ву гра́ду Богодухнове́нное удобре́ние, су́щия бо в не́м лю́ди на па́житех живоно́снаго зако́на Госпо́дня упа́сл еси́, и сего́ ра́ди в ли́це святы́х водворя́тися сподо́бися, и святу́ю твою́ па́мять мно́гими ле́ты сотвори́ неоскверне́нну, в нея́же тя́ почита́юще, ра́дуйся, от души́ вопие́м ти́, святи́телю о́тче Феокти́сте, Вели́кому Но́ву гра́ду похвала́ и утвержде́ние.

И́кос:

Апо́стольскаго гла́са подража́телю, архиере́ю свяще́нному, вели́кому Феокти́сту, па́стырю и учи́телю Вели́каго Но́ва гра́да, благода́рно воззове́м, правове́рнии лю́дие, глаго́люще: ра́дуйся, святи́телю вели́кий, сожи́тельниче оби́тели Богома́терней, созда́нной от чудоно́сных архиере́ев Иоа́нна и Григо́рия; ра́дуйся, сопресто́льниче те́м во хра́ме Прему́дрости Бо́жия. Ра́дуйся, осмоле́тним обхожде́нием архиере́йства своего́ во осмори́чная блага́я де́тели лю́ди своя́, я́ко избра́нныя Бо́жия, обо́лкший, е́же е́сть: свя́тость, ми́лость, щедро́тство, любо́вь, бла́гость, смиренному́дрие, кро́тость и долготерпе́ние, е́же и ны́не на́м от Христа́ испроси́; ра́дуйся, соше́ствием свои́м с престо́ла и триле́тным жи́тельством во оби́тели Бо́жия Ма́тере наставля́яй на́с ко и́стинному Богоугожде́нию, е́же к безмо́лвию немяте́жному, славосло́вию Бо́жию и чистоте́, без нея́ же никто́же у́зрит Го́спода. Ра́дуйся, я́ко предстоя́нием у Престо́ла Бо́жия слику́еши А́нгелом; ра́дуйся, сопресто́льниче иера́рхов. Ра́дуйся, моли́твенниче те́плый; ра́дуйся, засту́пниче кре́пкий. Ра́дуйся, помо́щниче скорбя́щим; ра́дуйся, святи́телю о́тче Феокти́сте, Вели́кому Но́ву гра́ду похвала́ и утвержде́ние.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Ю́ноши три́ в Вавило́не, веле́ние мучи́телево на бу́йство прело́жше, посреде́ пла́мене вопия́ху: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

С моли́твою непреста́нною вся́кия до́брыя де́тели Го́сподеви прине́сл еси́, святи́телю Феокти́сте, и, си́ми Ему́ до́бре угоди́в, в ра́йских све́тлостех с ли́ки святы́х вопие́ши: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Приле́жною ти́ мольбо́ю, щедро́ты Бо́жия на лю́ди твоя́ привлача́я, Феокти́сте о́тче на́ш, в животе́ вре́меннем и ны́не в жи́зни ве́чней со а́нгельскими во́инствы за ны́ моли́ся, вопию́щия: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Феокти́сту, вели́кому спо́стнику Евфи́миеву, тезоиме́нно зва́ние стяжа́л еси́, и доброде́телем его́ подо́бник бы́л еси́, и сликовствова́нию в незаходи́мых све́тлостех ему́ о́бщник яви́лся еси́, а́ще и последи́ просия́, но пе́рвых че́сти сподо́бися, с ни́миже за ны́ хода́тайствуй, зовя́: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Му́ки безконе́чныя хо́щут мя́ объя́ти, зане́ окая́нен е́смь и стра́стен, те́м же под кро́в Тво́й прибега́ю, Присноде́во, изба́ви мя́ от все́х си́х, вопию́щаго Сы́ну Твоему́: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Ру́це распросте́р, Дании́л льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Святи́телю Феокти́сте, честны́й на́ш благоде́телю, благодари́м тя́, вси́ приходя́щии к моще́м твои́м и лобыза́ющии свяще́нный о́браз тво́й, да́ждь на́м цельбу́ душеполе́зную, я́коже дарова́л еси́ жене́ многоболе́зненней, да в ра́дости вопие́м: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Приношу́ пе́снь Бо́гови, просла́вльшему тя́, уго́дника Своего́, за е́же предста́л еси́ жене́, боле́зненно утро́бней, обещава́я е́й цельбу́, а́ще гро́ба твоего́ взы́щет, взыва́я: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Многогре́шный а́з и непотре́бный, я́ко блу́дный сы́н, не сме́ю ни о́чию возвести́ к Бо́гу моему́, поне́же мно́го греши́х и беззако́нновах, а́ще не ты́, па́стырю, наста́виши мя́ досто́йно Го́сподеви пе́ти: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богоро́дичен: Ве́чныя ра́дости отчужде́н е́смь, окая́нный, нечи́стых ра́ди де́л мои́х, но Ты́, Ма́ти Бо́жия, поне́ от му́ки свободи́ Богоприя́тными Твои́ми моли́твами, и́хже неотвра́тно и́маши за ны́ обы́чным Свои́м милосе́рдием, я́ко все́м на́м, христиа́ном, Засту́пница су́щи.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть; Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови Благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Бо́г дарова́ сте́ну необори́мую, тебе́, святи́телю Феокти́сте, гра́ду твоему́, в не́м же ты́, блаже́нне, архиере́йский престо́л содержа́л еси́, тобо́ю бо то́й красу́ется, и оби́тель, иму́щи честны́я твоя́ мо́щи, све́тло хва́лится, я́ко огражда́еши от все́х прило́г нечести́ваго.

Очи́стив ни́ву се́рдца твоего́ нетле́нным чисти́тельством и Свята́го Ду́ха прия́телище си́м сотвори́в е́, того́ благода́тию и на́м умоли́ просвеща́тися при́сно и сохрани́ти святы́я за́поведи.

Расхи́тити ны́ тща́щихся умири́, святи́телю Бо́жий Феокти́сте, моли́твами твои́ми, да и ти́и, наста́влени на стезю́ и́стины, дости́гнут блаже́нство ве́чное.

Изми́ от вся́каго гне́ва, приходя́щаго на ны́, святи́телю Госпо́день, да не поги́бнем за мно́гая прегреше́ния на́ша, ча́да су́щая твоя́, но моли́твами твои́ми изба́вимся вре́менных и ве́чных зо́л.

Богоро́дичен: Скве́рнами душепа́губными содержи́м е́смь, похвалы́ досто́йныя и мольбы́ благоприя́тныя не могу́ принести́ Тебе́, Пречи́стей Ма́тери Бо́жией, но ели́ко возмога́ю, толи́ко приношу́, и молю́ся Тебе́ усе́рдно напра́вити мя́ на пу́ть спаси́тельный.

Свети́лен.

Житие́ благоче́стно на земли́ сконча́в, прия́телище чи́стое ты́ Свята́го Ду́ха яви́лся еси́, просвеща́я ве́рою притека́ющия к моще́м твои́м святы́м, блаже́нне, те́м же моли́ твоего́ Влады́ку просвети́ти ду́ши на́ша, воспева́ющих тя́, Феокти́сте святи́телю, о́тче Богому́дре.

Краткое житие святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, чудотворца

По пре­став­ле­нии ар­хи­епи­ско­па Кли­мен­та нов­го­род­цы с по­сад­ни­ком сво­им Ан­дре­ем мно­го рас­суж­да­ли о пре­ем­ни­ке его, все, от ма­ла до ве­ли­ка, воз­лю­би­ли Бо­гом на­зна­чен­но­го, му­жа сми­рен­но­го и доб­ро­го, игу­ме­на Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря Фео­к­ти­ста. Со­брав зво­ном ве­че у Свя­той Со­фии, князь Бо­рис Анд­ре­евич и все нов­го­род­цы по­чти­тель­но при­ве­ли его и по­са­ди­ли во вла­дыч­ном дво­ре, по­ка узна­ют, где мит­ро­по­лит. В то са­мое вре­мя свя­той мит­ро­по­лит Мак­сим оста­вил Ки­ев и пе­ре­се­лил­ся во Вла­ди­мир на Клязь­ме. В 1300 го­ду при­е­ха­ли в Ве­ли­кий Нов­го­род свя­той мит­ро­по­лит Мак­сим, а с ним епи­ско­пы: Ро­стов­ский Си­ме­он и Твер­ской Ан­дрей. Они и по­ста­ви­ли Фео­к­ти­ста ар­хи­епис­ко­пом Нов­го­ро­ду. «Зна­ме­на­ша его в церк­ви свя­то­го Бо­ри­са и Гле­ба ме­ся­ца июня 28 дня и то­го же ме­ся­ца по­ста­ви­ша его во Свя­той Со­фии, на па­мять свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. И со­вер­ши­ша празд­ник све­тел, и бысть ра­дость Нов­го­ро­ду о сво­ем вла­ды­це». Тор­же­ство для Нов­го­ро­да бы­ло по­ис­ти­не необык­но­вен­ное: толь­ко в пер­вый раз Нов­го­род­ский вла­ды­ка был по­свя­щен в нов­го­род­ском хра­ме Свя­той Со­фии.

О пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти свя­то­го Фео­к­ти­ста ле­то­пи­си со­об­ща­ют лишь от­ры­воч­ные све­де­ния. В недол­гие го­ды его свя­ти­тель­ства в Нов­го­ро­де про­ис­хо­дит уси­лен­ная по­строй­ка хра­мов.

В 1300 или 1301 го­ду по бла­го­сло­ве­нию вла­ды­ки Фео­к­ти­ста бы­ла за­ло­же­на ка­мен­ная цер­ковь во имя Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла на Ми­хай­лов­ской ули­це и через два го­да освя­ще­на. В 1301 го­ду нов­го­род­цы сру­би­ли че­ты­ре де­ре­вян­ных хра­ма. В 1302 го­ду за­ло­жи­ли ка­мен­ную цер­ковь во имя свя­тых кня­зей-му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба, «ко­то­рая по­ру­ши­ла­ся». В сле­ду­ю­щем го­ду бы­ли сруб­ле­ны еще че­ты­ре де­ре­вян­ных хра­ма в Нов­го­ро­де.

В 1305 го­ду свя­ти­тель Фео­к­тист участ­во­вал в до­го­во­рах Нов­го­ро­да с ве­ли­ким кня­зем свя­тым Ми­ха­и­лом Твер­ским (па­мять 22 но­яб­ря/5 де­каб­ря) о со­хра­не­нии преж­них вза­им­ных от­но­ше­ний. «Кня­же­ние твое, – го­во­рят нов­го­род­цы, – чест­но дер­жа­ти (долж­ны), по по­шлине (по обы­чаю), без оби­ды, а те­бе, гос­по­дине, та­кож Нов­го­род дер­жа­ти (долж­но) без оби­ды по по­шлине». Пе­чать на до­го­во­ре пред­став­ля­ет Бо­го­ма­терь с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на пер­сях, а на обо­ро­те сло­ва: «Фео­к­тист, ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский».

В том же го­ду нов­го­род­ский по­сад­ник Си­ме­он Кли­мо­вич по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля по­ста­вил ка­мен­ную цер­ковь в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на во­ро­тах от Прус­ской ули­цы, на ка­мен­ном де­тин­це (де­тин­цем на­зы­ва­лась в Древ­ней Ру­си внут­рен­няя кре­пость). 9 де­каб­ря ар­хи­епи­скоп Фео­к­тист освя­тил «ве­ли­ким свя­ще­ни­ем» храм во имя свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба и дру­гой, на кня­жес­ком дво­ре, в честь от­цов Пер­во­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра. Через два го­да (в 1307 г.) нов­го­род­цы по­жа­ло­ва­лись ве­ли­ко­му кня­зю свя­то­му Ми­ха­и­лу на его нов­го­род­ских на­мест­ни­ков. На жа­ло­бе бы­ла пе­чать свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста. Во­об­ще вре­мя то­гда бы­ло смут­ное: Мос­ков­ский князь Ге­ор­гий Да­ни­и­ло­вич пре­пи­рал­ся с ве­ли­ким кня­зем Ми­ха­и­лом за кня­же­ние в Нов­го­ро­де. Неспра­вед­ли­вые до­мо­га­тель­ства мос­ков­ско­го кня­зя при­чи­ня­ли Нов­го­ро­ду мно­го непри­ят­но­стей. Пи­сец Апо­сто­ла 1307 го­да со скор­бью го­во­рит: «При сих кня­зьях се­я­лись и рос­ли усо­би­цы, и жизнь на­ша гиб­ла от ссор кня­же­ских, и век лю­дей уко­ра­чи­вал­ся». К то­му же в это вре­мя у вла­ды­ки Фео­к­ти­ста и у нов­го­род­цев бы­ло «неми­рье» с пско­ви­ча­ми.

Все это долж­но бы­ло огор­чать свя­ти­те­ля и, мо­жет быть, вли­я­ло на его здо­ро­вье. В том же 1307 го­ду, в де­каб­ре, по­сле вось­ми­лет­не­го управ­ле­ния нов­го­род­ской паст­вой свя­ти­тель Фео­к­тист «сво­е­го ра­ди нездо­ро­вья» оста­вил ар­хи­епис­коп­скую ка­фед­ру. Бла­го­сло­вив нов­го­род­цев, он уда­лил­ся в Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь, где «из­во­лив мол­чаль­ное жи­тие». Так в без­мол­вии, то есть в сво­бо­де от су­е­ты люд­ской, про­жил свя­ти­тель три го­да в оби­те­ли. Ар­хи­епи­скоп­ское ме­сто свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста по ухо­де его в мо­на­стырь за­нял его ду­хов­ный отец Да­вид, ко­то­ро­го все нов­го­род­цы с игу­ме­на­ми и со всем иерей­ским чи­ном воз­лю­би­ли и с че­стью по­са­ди­ли во вла­дыч­ном дво­ре, а свя­ти­тель Фе­ок­тист бла­го­сло­вил его на свое ме­сто.

23 де­каб­ря 1310 го­да бла­жен­ный свя­ти­тель Фео­к­тист мир­но по­чил. «Он мно­го по­стра­дал для Бо­га», – го­во­рит совре­мен­ник. Ко­гда он пре­ста­вил­ся от этой вре­мен­ной жиз­ни, свя­тая ду­ша его взо­шла на небо, а ли­цо как бы оза­ри­лось све­том. Ви­дев­шие это ди­ви­лись и про­слав­ля­ли Бо­га. Чест­ное те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­ло­же­но всем иерей­ским чи­ном в мо­на­стыр­ской Бла­го­ве­щен­ской церк­ви. «Дай же, Гос­по­ди Бо­же, ему Небес­ное Цар­ство, а Нов­го­ро­ду – мо­лит­ву его и бла­го­сло­ве­ние», – за­клю­ча­ет ле­то­пи­сец свой рас­сказ о кон­чине свя­ти­те­ля.

Та­ко­вы немно­го­чис­лен­ные из­ве­стия о тру­дах и по­дви­гах зем­ной жиз­ни свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста.

По­сле его бла­жен­ной кон­чи­ны Бог про­сла­вил его мно­ги­ми чу­де­са­ми. Упо­мя­нем лишь неко­то­рые из них.

В пер­вый раз Бог про­сла­вил свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста через 300 лет по­сле его пре­став­ле­ния. Су­пру­га цар­ско­го дья­ка Иули­а­ния дол­го бы­ла боль­на, так что по­те­ря­ла вся­кую на­деж­ду на вы­здо­ров­ле­ние. Но вот од­ной но­чью явил­ся ей во сне муж в свя­щен­ном об­ла­че­нии и ска­зал: «По­ищи гроб ар­хи­епи­ско­па се­го го­ро­да Фео­к­ти­ста и по­лу­чишь ис­це­ле­ние». Дьяк спра­вил­ся по ле­то­пи­сям о гро­бе свя­ти­те­ля, при­вез боль­ную же­ну в Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь, от­пел здесь па­ни­хи­ду и раз­дал ще­д­рую ми­ло­сты­ню. Боль­ная то­гда же по­чув­ство­ва­ла об­лег­че­ние, а ско­ро и со­всем вы­здо­ро­ве­ла. Бла­го­дар­ный дьяк по­же­лал, чтобы то­гда же бы­ла на­пи­са­на ико­на свя­ти­те­ля по яв­ле­нию, быв­ше­му его жене. В то же вре­мя по­но­марь Со­фий­ско­го со­бо­ра Фе­о­дор, за­ни­мав­ший­ся ико­но­пи­са­ни­ем, на­пи­сал ико­ну свя­то­го Фео­к­ти­ста с древ­не­го под­лин­ни­ка, ко­то­рый со­хра­нил­ся на стене Со­фий­ской па­пер­ти. На иконе свя­ти­тель изо­бра­жен в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии пред ико­ной Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

В 1664 го­ду князь Ва­си­лий Ро­мо­да­нов­ский, на­мест­ник Нов­го­ро­да, по бла­го­го­вей­но­му усер­дию к свя­ти­те­лю ве­лел очи­стить сре­ди остат­ков Бла­го­ве­щен­ской церк­ви от раз­ва­лин гроб свя­ти­те­ля и устро­ить над ним ча­сов­ню, по­том устро­ил ра­ку над мо­ща­ми с ли­ком свя­ти­те­ля и, на­ко­нец, воз­об­но­вил ка­мен­ный храм, ко­то­рый су­ще­ству­ет и до­ныне.

Меж­ду тем свя­ти­тель про­дол­жал из­ли­вать бла­го­дать чу­до­тво­ре­ний.

В 1700 го­ду пе­ред гро­бом про­зре­ла дочь зна­мен­ско­го свя­щен­ни­ка, ослеп­шая по­сле дол­говре­мен­ной бо­лез­ни. Та­кое же чу­до со­вер­ши­лось над до­че­рью свя­щен­ни­ка Ильин­ской церк­ви и над же­ною свя­щен­ни­ка той же церк­ви. Де­ся­ти­лет­ний немой от­рок, сын куп­ца Афа­на­сия, по­лу­чил дар сло­ва по­сле мо­леб­на у ра­ки свя­ти­те­ля. В том же го­ду ис­це­ли­лись два род­ные бра­та – куп­цы По­тап и Иоанн. В 1705 го­ду у ра­ки свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста по­лу­чил ис­це­ле­ние Ан­тон Ми­хай­лов Бо­ро­ви­ков. Он стра­дал умо­по­ме­ша­тель­ством и был без язы­ка.

В 1707 го­ду мо­щи бла­жен­но­го бы­ли по­ло­же­ны от­кры­то, ис­це­ле­ния про­дол­жа­лись. Так, в 1710 го­ду кре­стьян­ка Ма­рия, два­дцать лет быв­шая боль­ной и три го­да сле­пой, мгно­вен­но по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние по­сле то­го, как об­ло­бы­за­ла лик свя­ти­те­ля на гро­бе. Же­на нов­го­род­ско­го дво­ря­ни­на Си­лы Кор­са­ко­ва дол­го стра­да­ла внут­рен­ней бо­лез­нью. Раз во сне явил­ся ей неиз­вест­ный муж в ар­хи­ерей­ской одеж­де и ве­лел ид­ти на гроб свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста. Она ис­пол­ни­ла та­ин­ствен­ное по­ве­ле­ние и при гро­бе чу­до­твор­ца ис­це­ли­лась. В 1703 го­ду по мо­лит­вам у ра­ки свя­ти­те­ля раз­ре­ши­лось неплод­ство жен дво­ря­ни­на Фе­о­до­ра Неля­дин­ско­го и Си­мео­на Са­ве­лье­ва Зе­ле­ни­на.

В 1714 го­ду явил­ся в сон­ном ви­де­нии неиз­вест­ный муж в свя­ти­тель­ском оде­я­нии ку­пе­че­ской вдо­ве Ма­рии, ко­то­рая це­лый год не вла­де­ла ру­ка­ми и но­га­ми. Вспом­нив о свя­ти­те­ле Фео­к­ти­сте, она со сле­за­ми ста­ла мо­лить его о сво­ем ис­це­ле­нии, да­ла обет по­мо­лить­ся пред его ра­кой и дей­стви­тель­но ис­це­ли­лась. По­доб­ное же яв­ле­ние свя­то­го в ноч­ном ви­де­нии и в том же го­ду бы­ло по­но­мар­ской вдо­ве Ев­до­кии, ле­жав­шей в рас­слаб­ле­нии. Свя­щен­но­леп­ный ста­рец явил­ся ей во сне и ска­зал: «Для че­го ты на­прас­но ле­чишь­ся у глу­пых волх­вов?» Ев­до­кия ве­ле­ла сы­ну сво­е­му сне­сти се­бя на гроб свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста и там по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние.

По­след­нее чу­до в ру­ко­пис­ном жи­тии свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста XVIII сто­ле­тия за­пи­са­но под 1727 го­дом. Там ска­за­но, что по­сле про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни ис­це­лил­ся, от­слу­жив мо­ле­бен при гро­бе свя­то­го, по­сад­ский че­ло­век Со­фро­ний.

По­чи­та­ние па­мя­ти свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста на­ча­лось, ве­ро­ят­но, вско­ре по­сле его кон­чи­ны. Мест­ное празд­но­ва­ние ему в Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре уста­нов­ле­но до 1786 го­да, в ко­то­ром был устро­ен при­дел во имя его. В 1786 го­ду по хо­да­тай­ству мит­ро­по­ли­та Пе­тер­бург­ско­го Гав­ри­и­ла мо­щи свя­ти­те­ля Фео­к­тис­та с раз­ре­ше­ния Свя­щен­но­го Си­но­да бы­ли пе­ре­не­се­ны из упразд­нен­но­го Бла­го­ве­­щен­ско­го мо­на­сты­ря в Ге­ор­ги­ев­ский и по­ло­же­ны в се­реб­ря­ной ра­ке под спу­дом в хра­ме, под­ле сте­ны, у ико­но­ста­са, по ле­вую сто­ро­ну ал­та­ря. В 1827 го­ду ар­хи­манд­рит Фо­тий устро­ил здесь при­дел во имя свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста.

Полное житие святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, чудотворца

На Нов­го­род­ской ка­фед­ре с 1299 по 1307 гг.

Пре­ем­ни­ком ар­хи­епи­ско­па Кли­мен­та был свя­той Фео­к­тист. О ме­сте его рож­де­ния и вос­пи­та­ния нет ни­ка­ких све­де­ний. Из­вест­но толь­ко, что он при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние в оби­те­ли Бла­го­ве­щен­ской, ко­то­рую ос­но­ва­ли два свя­тые бра­та - Иоанн и Гри­го­рий, быв­шие один по­сле дру­го­го вла­ды­ка­ми Нов­го­ро­да, и по­том был в оной игу­ме­ном. По­сле то­го как Кли­мент пре­ста­вил­ся, нов­го­род­цы с по­сад­ни­ком Ан­дре­ем мно­го рас­суж­да­ли о пре­ем­ни­ке его, и все, от ма­ла до ве­ли­ка, по­лю­би­ли Бо­гом на­зна­ме­на­на, му­жа сми­рен­на и бла­га, Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря игу­ме­на Фео­к­ти­ста. Со­брав ве­че у Свя­той Со­фии, князь Бо­рис Ан­дре­евич и все нов­го­род­цы с по­кло­ном при­ве­ли его и по­са­ди­ли на дво­ре вла­дыч­нем, по­ка узна­ют, где мит­ро­по­лит. В сле­ду­ю­щем 1300 г. при­бы­ли в Нов­го­род мит­ро­по­лит Мак­сим, Ро­стов­ский епи­скоп Си­мон и Твер­ской епи­скоп Ан­дрей и по­ста­ви­ли Фео­к­ти­ста в ар­хи­епи­ско­па Нов­го­ро­ду, «зна­ме­на­ша его в церк­ви свя­та­го Бо­ри­са и Гле­ба ме­ся­ца июня 28 дня, то­го же ме­ся­ца и по­ста­ви­ша его в свя­тей Со­фьи, на па­мять свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла». Нов­го­род­цы бы­ли весь­ма ра­ды сво­е­му вла­ды­ке и со­вер­ши­ли празд­ник све­тел по это­му слу­чаю. Но что чув­ство­вал сам по­свя­щен­ный, ле­то­пи­си не го­во­рят.

В сле­ду­ю­щем го­ду, по бла­го­сло­ве­нию вла­ды­ки Фео­к­ти­ста, за­ло­жен был ка­мен­ный храм свя­то­го ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла на Ми­хай­лов­ской ули­це, су­ще­ству­ю­щий до­ныне, и через два го­да освя­щен. Кро­ме то­го, в том же го­ду «бы­ли сруб­ле­ны 4 церк­ви: свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы в мо­на­сты­ре на зве­рин­це, и свя­та­го Ла­за­ря, и свя­та­го Ди­мит­рия на Ба­я­ни ул­ке, и свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба на По­до­ле, и за­ло­жи­ли ка­мен­ный го­род Нов­го­ро­ду». В 1305 г. бла­жен­ный ар­хи­пас­тырь при­ни­мал уча­стие в до­го­во­рах Но­го­ро­да с ве­ли­ким кня­зем Ми­ха­и­лом Твер­ским о со­хра­не­нии древ­них вза­им­ных от­но­ше­ний. «Кня­же­ние твое, - го­во­рят нов­го­род­цы, - чест­но дер­жа­ти (долж­ны), по по­шлине (по обы­чаю), без оби­ды; а то­бе, гос­по­дине, та­кож Нов­го­род дер­жа­ти (долж­но) без оби­ды, по по­шлине». Пе­чать на гра­мо­те пред­став­ля­ет Бо­го­ма­терь дер­жа­щею Пред­веч­но­го Мла­ден­ца на пер­сях, а на обо­ро­те сло­ва: «Фео­к­тист ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский». В этом го­ду, по бла­го­сло­ве­нию вла­ды­ки, Се­мен Кли­мо­вич по­ста­вил цер­ковь ка­мен­ную По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на во­ро­тах от Прус­ской ули­цы на ка­мен­ном де­тин­це. Нов­го­род­цы по­стро­и­ли но­вый мост через Вол­хов; а вла­ды­ка Фео­к­тист освя­щал цер­ковь Бо­ри­са и Гле­ба ве­ли­ким свя­ще­ни­ем 9 де­каб­ря на За­ча­тие свя­той Ан­ны и дру­гую цер­ковь на кня­жем дво­ре, в честь от­цов Пер­вою Все­лен­ско­го Со­бо­ра.

Спу­стя два го­да, нов­го­род­цы за пе­ча­тью сво­е­го ар­хи­епи­ско­па по­да­ли ве­ли­ко­му кня­зю жа­ло­бу на его Нов­го­род­ских на­мест­ни­ков. В сен­тяб­ре ве­ли­кий князь при­был в Нов­го­род и лич­ны­ми рас­по­ря­же­ни­я­ми успо­ко­ил нов­го­род­цев. Но вре­мя то­гда бы­ло очень смут­ное. Князь Юрий Да­ни­ло­вич пре­пи­рал­ся со свя­тым ве­ли­ким кня­зем Ми­ха­и­лом за Нов­го­род­ское кня­же­ние, и про­ис­ки Юрия мно­го на­но­си­ли непри­ят­но­стей Нов­го­ро­ду. Пи­сец «Апо­сто­ла» 1307 г. со скор­бью го­во­рил об этом: «При сих кня­зьях се­я­лись и рос­ли усо­би­цы, и жизнь ва­ша гиб­ла от ссор кня­же­ских, и век лю­дей уко­ра­чи­вал­ся».

При та­ком по­ло­же­нии дел свя­ти­тель Фео­к­тист, и без то­го сла­бый здо­ро­вьем, в де­каб­ре 1307 г, по сво­ей во­ле оста­вил свя­ти­тель­скую ка­фед­ру "сво­е­го де­ля (для нездо­ро­вия)" и, бла­го­сло­вив нов­го­род­цев, уда­лил­ся в мо­на­стырь Бла­го­ве­ще­ния Бо­го­ро­ди­цы, где в про­дол­же­нии трех лет по­чти по­сто­ян­но был бо­лен и пре­бы­вал в мол­ча­нии. "Он мно­го стра­дал для Бо­га, - го­во­рит ле­то­пи­сец, - и ко­гда он пре­ста­вил­ся от сей вре­мен­ной жиз­ни, свя­тая ду­ша его взо­шла на небо, а ли­це его как бы оза­ри­лось све­том, так что все ви­дев­шие ди­ви­лись и сла­ви­ли Бо­га". Так бла­жен­ный свя­ти­тель Фео­к­тист укра­шен был доб­ро­тою серд­ца и сми­ре­ни­ем еще и то­гда, ко­гда был игу­ме­ном Бла­го­ве­щен­ской оби­те­ли. Но Гос­по­ду угод­но бы­ло по­се­тить его тяж­кой бо­лез­нью, и ду­ша его стра­да­ни­ем те­лес­ным еще бо­лее воз­вы­си­лась в ду­хов­ном со­вер­шен­стве. Свя­ти­тель Фео­к­тист, со­зрев­ший ду­хом в стра­да­ни­ях те­лес­ных мир­но по­чил 23 де­каб­ря 1310 г. на па­мять свя­тых му­че­ник 10-ти, иже во Кри­те. Чест­ное его те­ло с че­стью бы­ло по­ло­же­но всем иерей­ским чи­ном в мо­на­стыр­ском хра­ме Бла­го­ве­ще­ния Бо­го­ро­ди­цы. "Дай же, Гос­по­ди Бо­же, - за­клю­ча­ет свой рас­сказ ле­то­пи­сец о кон­чине свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, - Цар­ствие ему Небес­ное, а Нов­го­ро­ду мо­лит­ву его и бла­го­сло­ве­ние".

Ма­ло со­хра­ни­лось из­ве­стий о тру­дах и по­дви­гах зем­ной жиз­ни свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, но мно­гие ис­це­ле­ния про­сла­ви­ли его по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны. Пер­вое про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста со­вер­ши­лось спу­стя 300 лет по­сле его пре­став­ле­ния. Су­пру­га цар­ско­го дья­ка Иули­а­ния дол­го бы­ла боль­на, так что по­те­ря­на бы­ла вся­кая на­деж­да на ее вы­здо­ров­ле­ние. Раз но­чью во сне явил­ся ей муж (муж­чи­на) в свя­щен­ном ве­ли­чии и ска­зал: «По­ищи гроб ар­хи­епи­ско­па се­го го­ро­да Фео­к­ти­ста и по­лу­чишь ис­це­ле­ние». Дьяк по­сле спра­вок с ле­то­пи­ся­ми о гро­бе бла­жен­но­го, при­вез боль­ную в Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь, от­пел здесь па­ни­хи­ду и раз­дал бо­га­тую ми­ло­сты­ню. Боль­ная то­гда же по­чув­ство­ва­ла об­лег­че­ние и ско­ро со­всем вы­здо­ро­ве­ла. По же­ла­нию бла­го­дар­но­го дья­ка то­гда же на­пи­са­на бы­ла ико­на свя­ти­те­ля по яв­ле­нию, быв­ше­му жене его. В то же вре­мя Со­фий­ский по­но­марь Фе­о­дор, за­ни­мав­ший­ся ико­но­пи­са­ни­ем, на­пи­сал ико­ну его с то­го древ­не­го под­лин­ни­ка, ко­то­рый со­хра­нил­ся на стене Со­фий­ской па­пер­ти, и изо­бра­зил свя­ти­те­ля в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии пред ико­ною Бла­го­ве­ще­ния.

Вслед за тем на­мест­ник Нов­го­род­ский, князь Ва­си­лий Ро­мо­да­нов­ский, имея теп­лую ве­ру к угод­ни­ку Бо­жию Фео­к­ти­сту, в 1664 г. ве­лел очи­стить от раз­ва­лин гроб сре­ди остат­ков Бла­го­ве­щен­ской церк­ви и устро­ить над ним спер­ва ча­сов­ню с над­гроб­ным ли­ком свя­ти­те­ля, а впо­след­ствии ка­мен­ную цер­ковь, ко­то­рая су­ще­ству­ет и до­ныне. Меж­ду тем он не пре­ста­вал из­ли­вать бла­го­дать на быв­шую свою паст­ву, Ве­ли­кий Нов­го­род. Так в 1700 г. дочь Зна­мен­ско­го свя­щен­ни­ка Евпла, ослеп­шая по­сле дол­говре­мен­ной бо­лез­ни, про­зре­ла над са­мым гро­бом свя­ти­те­ля. Та­кое же чу­до со­вер­ши­лось над до­че­рью свя­щен­ни­ка Ильин­ской церк­ви и над же­ной дру­го­го свя­щен­ни­ка той же церк­ви. А у куп­ца Афа­на­сия де­ся­ти­лет­ний от­рок, быв­ший без язы­ка, впер­вые про­го­во­рил по­сле мо­леб­на у ра­ки свя­ти­те­ля, по­том ис­це­ли­лись два род­ные бра­та, куп­цы По­тап и Иоанн.

В 1702 г. ку­пец Иоанн Ага­пи­тов, дол­го стра­дав­ший рас­слаб­ле­ни­ем ног, от­слу­жив свя­ти­те­лю мо­ле­бен 30 де­каб­ря, тот­час по­лу­чил ис­це­ле­ние.

В 1705 г. 10 мар­та по­лу­чил ис­це­ле­ние у ра­ки свя­ти­те­ля Ан­тип Ми­хай­лов Бо­ро­ви­ков, ко­то­рый стра­дал умо­по­ме­ша­тель­ством и был без язы­ка. В том же го­ду по­лу­чил ис­це­ле­ние двор­цо­вый кре­стья­нин дер. Ли­пец, дол­го стра­дав­ший рас­слаб­ле­ни­ем (па­ра­ли­чом).

В 1707 г. мо­щи свя­ти­те­ля бы­ли по­ло­же­ны от­кры­то. И с тех пор ис­це­ле­ния на­ча­ли из­ли­вать­ся от них неоскуд­но.

В 1710 г. по­се­лян­ка с по­го­ста Вя­жищ Ма­рия, 20 лет ле­жав­шая в рас­слаб­ле­нии и 3 го­да быв­шая сле­пою, ко­гда об­ло­бы­за­ла лик свя­ти­те­ля на гро­бе, мгно­вен­но по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние. Жене нов­го­род­ско­го дво­ря­ни­на Си­лы Кор­са­ко­ва, дол­го стра­дав­шей внут­рен­нею бо­лез­нью, явил­ся во сне неве­до­мый му­жи ар­хи­ерей­ской одеж­де и ве­лел ид­ти на гроб свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, ис­пол­ни­ла она та­ин­ствен­ное по­ве­ле­ние и по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние при гро­бе. И дру­гое та­кое же яв­ле­ние бы­ло вдо­ве ку­пе­че­ской Ма­рии в 1714 г., ко­то­рая це­лый год не вла­де­ла ру­ка­ми и но­га­ми. С ве­рой она вспом­ни­ла свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста и на­ча­ла со сле­за­ми мо­лить его о сво­ем ис­це­ле­нии, как са­ма по­том рас­ска­зы­ва­ла игу­ме­ну и бра­тии, ко­гда при­шла ис­пол­нить обет (обе­ща­ние) свой у ра­ки свя­то­го. По­доб­ное яв­ле­ние свя­то­го и в том же го­ду бы­ло вдо­ве по­но­мар­ской Ев­до­кии, ле­жав­шей в рас­слаб­ле­нии, ко­то­рую уко­рил свя­щен­но­леп­ный ста­рец в ноч­ном ви­де­нии: "Для че­го вра­чу­ешь­ся у ту­пых волх­вов"? Боль­ная ве­ле­ла сы­ну сво­е­му вез­ти се­бя на гроб свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста и в ту же ми­ну­ту по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние. Еще ра­нее се­го, имен­но в 1711 г., по­лу­чил ис­це­ле­ние у ра­ки свя­ти­те­ля от про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни дво­ря­нин Ше­лон­ской пя­ти­ны Ла­зарь Пан­те­лей­мо­нов. В 1713 г., по мо­лит­вам у ра­ки свя­ти­те­ля, раз­ре­ши­лось неплод­ство жен дво­ря­ни­на Фе­о­до­ра Неля­дин­ско­го и Си­мео­на Са­ве­лье­ва Зе­ле­ни­на рож­де­ни­ем сы­но­вей, а же­на куп­ца Лав­рен­тия Хав­су­ри­на по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние от про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни.

В 1714 г. кре­стья­нин де­рев­ни Ве­ря­жи Ко­ро­стын­ско­го по­го­ста Ки­рилл Гри­горь­ев по­лу­чил ис­це­ле­ние у ра­ки свя­ти­те­ля от рас­слаб­ле­ния.

В 1715 г. ис­це­ли­лась же­на обоз­ни­ка Се­ме­нов­ско­го пол­ка Вар­ва­ра, стра­дав­шая кро­во­те­че­ни­ем бо­лее 3-х лет. В том же го­ду по­лу­чил ис­це­ле­ние от тяж­кой бо­лез­ни сын Ни­же­го­род­ско­го ви­це-гу­бер­на­то­ра, кня­зя Сте­фа­на Пу­тя­ти­на, Алек­сий, на­хо­див­ший­ся в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В 1716 г. ис­це­лил­ся при гро­бе свя­ти­те­ля от про­дол­жи­тель­ной и тяж­кой бо­лез­ни кре­стья­нин де­рев­ни Шим­ска Иере­мия Са­ве­льев, а по­том Сафро­ний - сын кре­стья­ни­на се­ла Ра­ко­ма По­та­па Ми­хай­ло­ва.

В 1717 г. же­на Со­фий­ско­го до­му бо­бы­ля Иусти­на Се­ме­но­ва тот­час по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние от сво­ей бо­лез­ни, как толь­ко да­ла обе­ща­ние по­кло­нить­ся гро­бу свя­ти­те­ля. В этом же го­ду ис­це­ли­лись при гро­бе свя­ти­те­ли стра­дав­шие про­дол­жи­тель­ным рас­слаб­ле­ни­ем сын кре­стья­ни­на Хо­лын­ско­го по­го­ста Ва­си­лия Мар­ко­ва, Лав­рен­тий, и Ев­до­кия, дочь го­су­да­ре­ва стряп­че­го Ма­ка­рия Иоан­но­ва Нели­до­ва.

В 1718 г. 30 мар­та кре­стья­нин дер. Шар­ка Мед­вед­ской вот­чи­ны Фео­к­тист Са­ве­льев, ле­жав­ший без но­ги год и шесть ме­ся­цев, тот­час же по­лу­чил ис­це­ле­ние, ко­гда дал обе­ща­ние еже­год­но хо­дить к гро­бу свя­ти­те­ля.

По­след­нее чу­до в ру­ко­пис­ном жи­тии про­шед­ше­го сто­ле­тия за­пи­са­но под 1727г. (у Му­ра­вье­ва под 1729 г.) Там ска­за­но, что по­сад­ский че­ло­век Со­фро­ний по­сле про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни ис­це­лил­ся, от­слу­жив мо­ле­бен при гро­бе свя­то­го.

Мо­щи свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, с раз­ре­ше­ния Свя­щен­но­го Си­но­да, по хо­да­тай­ству мит­ро­по­ли­та Гав­ри­и­ла, и 1786 г. из упразд­нен­но­го Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря пе­ре­не­се­ны в Юрьев и по­ло­же­ны под спу­дом по ле­вую сто­ро­ну ал­та­ря.

Со вто­рой по­ло­ви­ны XVIII ве­ка в Нов­го­ро­де, кро­ме празд­но­ва­ния па­мя­ти свя­то­го 23 де­каб­ря в день его пре­став­ле­ния, был уста­нов­лен еще один мест­ный празд­ник 23 ян­ва­ря в вос­по­ми­на­ние о пе­ре­не­се­нии мо­щей в Юрьев мо­на­стырь. В 1827 г. при ар­хи­манд­ри­те Фо­тии (Спас­ском) к се­вер­ной стене Ге­ор­ги­ев­ско­го со­бо­ра был при­стро­ен при­дел во имя свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста Нов­го­род­ско­го. Под ар­кой, со­еди­ня­ю­щей со­бор и но­вую при­дель­ную цер­ковь, по­ста­ви­ли ра­ку с мо­ща­ми свя­ти­те­ля. Се­го­дня в Юрье­вом мо­на­сты­ре, как и преж­де, свя­той ар­хи­епи­скоп Фео­к­тист глу­бо­ко по­чи­та­ет­ся как мо­лит­вен­ник и за­ступ­ник за бра­тию.

По­сле ре­во­лю­ции 1917 г. Юрьев мо­на­стырь был под­верг­нут пла­но­мер­но­му ра­зо­ре­нию. В 1922 г. ра­ка свт. Фео­к­ти­ста бы­ла изъ­ята и от­прав­ле­на в Гос­хран для пе­ре­плав­ки, как и бес­чис­лен­ное мно­же­ство цер­ков­ных цен­но­стей, изы­мав­ших­ся из хра­мов яко­бы для по­мо­щи го­ло­да­ю­щим По­вол­жья.

Позд­нее по­гре­бе­ние мог­ло быть вскры­то при про­ве­де­нии ар­хео­ло­ги­че­ских и ре­став­ра­ци­он­ных ра­бот в со­бо­ре в се­ре­дине 1930 гг. В от­че­тах ру­ко­во­ди­те­ля этих ра­бот М.К. Кар­ге­ра по­гре­бе­ние свт. Фео­к­ти­ста не упо­ми­на­ет­ся, рас­коп­ки в се­вер­ной и во­сточ­ной ча­стях со­бо­ра не про­во­ди­лись. В по­сле­во­ен­ных до­ку­мен­тах так же не со­дер­жа­лось ни­ка­ких све­де­ний.

В 2013 го­ду, по бла­го­сло­ве­нию Мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го и Ста­ро­рус­ско­го Льва, от­ря­дом мос­ков­ско­го Ин­сти­ту­та ар­хео­ло­гии РАН под ру­ко­вод­ством В.В. Се­до­ва на­ча­лось се­рьез­ное ар­хео­ло­ги­че­ское изу­че­ние во­сточ­ной ча­сти Ге­ор­ги­ев­ско­го со­бо­ра. Бы­ли по­став­ле­ны крайне ин­те­рес­ные для ис­то­рии цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ры за­да­чи - вы­яс­не­ние уров­ня пер­во­на­чаль­но­го по­ла со­бо­ра, об­на­ру­же­ние пер­во­го пре­сто­ла хра­ма, гор­не­го ме­ста и син­тро­на, и, без­услов­но, по­ис­ки по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста. И в пер­вые же дни рас­ко­пок, по­сле сня­тия ря­да кир­пи­чей позд­не­го по­ла со­леи сле­ва от ал­та­ря, от­кры­лась над­гроб­ная пли­та.

Пре­крас­но со­хра­нив­ша­я­ся над­пись, вы­се­чен­ная на гра­нит­ной пли­те, гла­си­ла:

МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОКТИСТА ПЕРЕНЕСЕНЫ В ЮРЬЕВ ПЕРВОКЛАССНЫЙ МОНАСТЫРЬ ИЗ ОРКАЖСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ЧЛЕНА ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ГАВРИИЛА  МИТРОПОЛИТА НОВГОРОДСКАГО И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАГО В 1786 М ГОДУ МЦА ЯНВАРЯ 23 ЧИСЛА ОНАГОЖ МОНАСТЫРЯ ПРИ АРХИМАНДРИТЕ АФАНАСИИ И ПОЛОЖЕНЫ В СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ СВЯТАГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ НА ЛЕВОЙ СТОРОНЕ ПРИ ДВЕРЕХ. СИЯ ПЛИТА ВМЕСТО ВЕТХОЙ ПОЛОЖЕНА ВНОВЬ 1814 ГОДА ОКТЯБРЯ 20 ЧИСЛА ПРИ АРХИМАНДРИТЕ ФИЛАРЕТЕ

Из тек­ста сле­ду­ет, что пли­та уста­нов­ле­на в 1814 г. вме­сто об­вет­шав­шей пли­ты 1786 г. ар­хи­манд­ри­том Юрье­ва Фила­ре­том (Дроз­до­вым), впо­след­ствии мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским, в 1994 го­ду при­чис­лен­ным Рус­ской Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых.

10 июля 2015 го­да, в ре­зуль­та­те вскры­тия над­гроб­ной пли­ты XVIII ве­ка ар­хео­ло­ги­че­ской груп­пой под ру­ко­вод­ством член-кор­ре­спон­ден­та РАН, док­то­ра ис­кус­ство­ве­де­ния Вла­ди­ми­ра Се­до­ва, в при­сут­ствии Мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го и Ста­ро­рус­ско­го Льва, об­на­ру­же­ны свя­тые остан­ки Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Фео­к­ти­ста. Мо­щи свя­ти­те­ля бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Спас­ский со­бор Свя­то-Юрье­ва муж­ско­го мо­на­сты­ря и по­ло­же­ны в ра­ке, для по­кло­не­ния ве­ру­ю­щих. То­гда же был со­вер­шен пер­вый мо­ле­бен в честь об­ре­те­ния свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста.