Канон святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси

Припев: Святи́телю, о́тче И́ове, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 18 апреля (05 апреля ст. ст.); 02 июля (19 июня ст. ст.); 18 октября (05 октября ст. ст.)

Глас 8.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в, и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спа́се, пе́снь Бо́гови воспева́юща.

По́мощь да́ждь ми́, Христе́ Бо́же, с любо́вию просла́вити иера́рха богому́драго, И́ова всеблаже́ннаго, зе́млю Ру́сскую в Правосла́вней ве́ре утвержда́юща и лю́ди ея́ к го́рнему Иерусали́му путево́дствующа.

В дре́внем гра́де Ста́рице ро́ждшуся ти́, блаже́нне Иоа́нне, я́ко благода́ти тезоимени́та нареко́ша тя́ роди́телие, от ни́хже христиа́нскому благоче́стию навы́кл еси́. Сего́ ра́ди вои́стину благода́ть во избытце излия́ся на тя́, святи́телю.

Христу́ рабо́тати пла́менне вожделе́в, о́браз и́ноческаго жития́ суете́ мирсте́й предпоче́л еси́, блаже́нне, те́мже и оби́тель Пресвяты́я Богоро́дицы я́ко ме́сто по́двигов твои́х избра́л еси́.

Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, при́зри све́тлым о́ком Твои́м на лю́ди Росси́йския и, я́коже во дни́ святи́теля И́ова Патриа́рха, все́м посо́бствуй, о Благода́тная.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, Еди́не Человеколю́бче.

Госпо́дни за́поведи усе́рдно исполня́я и послуша́ние доброразсу́дное ста́рцу показу́я, угото́вал еси́, о́тче И́ове, ду́шу твою́ во оби́тель Ду́ху Свято́му, Его́же стяжа́ти и на́с моли́твами твои́ми сподо́би.

Ревни́тель и́ноческих трудо́в и по́двигов во оби́тели бы́в, зва́ния мона́шескаго удосто́ился еси́, блаже́нне, в не́мже и́менем И́ова нарече́н, дре́внему пра́веднику тезоимени́т и подо́бен де́лом яви́лся еси́.

И́нока предо́бра, в де́лех послуша́ния утвержде́нна, восхваля́ем тя́ усе́рдно, преподо́бне И́ове пресла́вне.

Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия, и́ноческий чи́н возлюби́вшая, в не́мже и вели́кия свети́льники яви́вшая, умоле́на бу́ди смире́нием си́х, моли́твами и труды́.

Седа́лен, гла́с 1.

Па́стыря моли́твенна, учи́тельна, благоразсу́дна яви́ тя́ Влады́ка Христо́с Те́мже мо́лимся ти́, свя́те И́ове, сподо́би на́с да́р моли́твы, ума́ просвеще́ние от Го́спода сла́вы прия́ти.

Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Засту́пница ми́лостивая на́м бу́ди во вся́ дни́ живота́ на́шего, Пречи́стая Де́во, на Тя́ бо наде́жду возлага́ем, да не поги́бнем, гре́шнии раби́ Тво́й.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Мно́гими ле́ты во оби́тели тружда́ющуся ти́, преподо́бне, и и́ноческия обе́ты усе́рдно исполня́ющу, призре́ Госпо́дь на тя́ с высоты́ святы́я Своея́ и игу́мена оби́тели тя́ поста́ви, к служе́нию вя́щшему предуготовля́я Тя́.

Кро́тость, смире́ние, милосе́рдие и любы́ су́ть тве́рдая основа́ния твоего́ по́двига и́ноческаго, свя́те. Си́ми изря́дно сия́я, богому́дрый игу́мен яви́лся еси́.

Доброде́тельми мно́гими укра́шен, вои́стину до́бр и́ноком наста́вник показа́лся еси́, о́тче, путево́дствуя си́х сло́вом и де́лом. Те́мже на́с, в доброде́телех убо́гих, твои́ми моли́твами к Ца́рствию Небе́сному упра́ви.

Богоро́дичен: В дни́ нестрое́ний и ско́рби, егда́ подви́жется ве́ра и упова́ние христиа́н, неотсту́пною защи́тою Твое́ю соблюди́ расточе́нный о́вцы ста́да Сы́на Твоего́, Пречи́стая.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́. Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго, но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Возвели́чил еси́, Го́споди, Це́рковь Росси́йскую, введя́ сию́ в чи́н Патриа́рший избра́нием пе́рваго Патриа́рха Росси́йскаго, свята́го И́ова достосла́внаго, его́же с любо́вию воспева́ем.

Изволе́нием Бо́жиим первосвяти́тель Росси́йския Це́ркве поста́влен бе́, преподо́бне о́тче И́ове, те́мже и досто́йное украше́ние и сла́ва тоя́ яви́лся еси́.

Возра́довася па́ства Росси́йская, ви́дящи тя́ досто́йна первосвяти́теля, вои́стину отца́ ми́лостиваго и печа́льника изря́днаго.

Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия! Избра́нник Тво́й вои́стину бе́ святи́тель И́ов, я́ко, еще́ ему́ о́троку су́шу, во оби́тели Твоего́ Успе́ния, я́же в Ста́рице, благоче́стию навы́че, та́кожде и в хра́ме Твоего́ Успе́ния гра́да Москвы́ Патриа́ршаго са́на удосто́ися.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.

Мно́ги по́двиги ко просвеще́нию инове́рных люде́й земли́ Ру́сския подъя́л еси́, свя́те И́ове, и́стине Христо́вой си́х науча́я и в доброде́телех укрепля́я.

Возвесели́теся дне́сь, земли́ Каза́нския, Астраха́нския и Сиби́рския, име́юще своего́ изря́днаго ревни́теля благове́стия и усе́рднаго предста́теля пред Бо́гом, И́ова всеблаже́ннаго.

Ликовству́йте ны́не, преде́лы Каре́льския и ины́я страны́ полу́нощныя, почита́юще святи́теля И́ова, кла́сы ве́ры Правосла́вный в ва́с возрасти́вшаго.

Богоро́дичен: Обогати́ся земля́ Росси́йская явле́нием честны́х ико́н Твои́х, Пресвята́я Де́во, И́ову святи́тельствующу, и ны́не проба́ви ми́лость Твою́ почита́ющим и́х.

Конда́к, гла́с 7.

В годи́ну лю́тых искуше́ний многострада́льному И́ову подо́бяся, в же́ртву жи́ву и непоро́чну себе́ Христу́ прине́сл еси́, обрати́в па́ству к покая́нию, терпели́ве И́ове святи́телю, моли́ и на́м за вся́ благодари́ти Го́спода и всегда́ воздава́ти сла́ву Бо́гови.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: О́троцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Всеве́дец Госпо́дь предугото́ва тя́, первосвяти́телю, я́ко стра́жа неусы́пна земли́ Ру́сския во времена́ сму́тная, во е́же сохрани́ти ве́ру пра́вую и благоче́стие, подвиза́я все́х взыва́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Ре́вностию о ве́ре распаля́ем и любо́вию к оте́честву горя́, самозва́ннаго лжеца́ и изме́нника небоя́зненно обличи́л еси́, святи́телю, ве́рныя же научи́л еси́ взыва́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

О нра́вах до́брых и благоче́стии во кли́рицех и миря́нех при́сно ревну́я, блаже́нне, повеле́л еси́ мно́гия свяще́нных кни́ги печа́тати, да сло́во Бо́жие все́х дости́гнет. Те́мже и на́с, соверша́ющих па́мять твою́, во благоче́стии утверди́, во е́же пе́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Не устраши́ тебе́, святи́телю, я́рость вра́жия, егда́ изме́нницы нечести́вии, я́ко зве́рие ди́вии, совлеко́ша с тебе́ ри́зы свяще́нныя. Ты́ же, боле́знуя се́рдцем о па́стве свое́й, взыва́л еси́: спаси́ и утверди́ Правосла́вие, Влады́чице Богоро́дице, благослове́нная во ве́ки.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: На горе́ святе́й просла́вльшася и в купине́ огне́м Присноде́вы Моисе́ови та́йну я́вльшаго, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Острозре́нный ра́зум, благозву́чен гла́с, па́че сла́вия, красоту́ добро́тную и ина́я дарова́ния даде́ ти́, святи́телю, Влады́ка Госпо́дь. Вои́стину сосу́д избра́н, запечатле́н Бо́жиими дарова́ньми, яви́лся еси́.

Страда́льцу дре́внему не то́чию тезоимени́т бы́в, о́тче преподо́бне, но и ве́рностию Го́споду, та́кожде и испове́данием ве́ры подо́бник изря́дный тому́ яви́лся еси́.

Бы́л еси́ вои́стину оте́ц и богомо́лец люде́й твои́х, от напа́стей си́х заступа́яй, сего́ ра́ди и́мя твое́ просла́вися во все́м оте́честве Росси́йстем, блаже́нне И́ове.

Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, ско́рби при́сных рабо́в Твои́х ве́си, по́мощь незри́мую и тве́рдую на́м низпосли́ моли́твами избра́нника Твоего́, первосвяти́теля Росси́йскаго, И́ова достосла́внаго.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м Не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее Небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

За́поведь Госпо́дню о милосе́рдии до́бре испо́лнил еси́, святи́телю. Сего́ ра́ди о все́х приходя́щих к тебе́ милосе́рдовал еси́ изря́дно.

Хра́ми Бо́жия во мно́зех граде́х тобо́ю, святи́телю, поста́влени бы́ша, украша́ющия и освяща́ющия зе́млю Ру́сскую, в ни́хже и дне́сь безкро́вная же́ртва о все́х и за вся́ прино́сится Влады́це.

Богому́драго святи́теля и до́браго де́лателя на ни́ве Госпо́дней ве́мы тя́, свя́те И́ове, те́мже и служе́ние твое́ высо́кое велича́ем.

Богоро́дичен: Ты́ еси́ прибе́жище на́ше, Богора́дованная Влады́чице, лю́дие бо Росси́йстии и́мут Тя́ Путеводи́тельницу ко спасе́нию и словесы́ святи́теля И́ова взыва́ют: Ма́ти Бо́жия, спаси́ Правосла́вие.

Свети́лен.

Пе́рвенствуяй в Патриа́рсех Росси́йских, И́ове, пречу́дне о́тче на́ш, Ты́ испове́дник ве́ры Правосла́вныя тве́рд и непоколеби́м яви́лся еси́. Те́мже мо́лим Тя́: Це́рковь и страну́ Росси́йскую укрепи́ и па́ству твою́ поми́луй.

Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: К Тебе́ простира́ем моле́бныя ру́це, Влады́чице, все́х на́с огради́ моли́тв ра́ди и предста́тельством первоиера́рха Росси́йскаго И́ова, пресла́внаго отца́ на́шего.

Краткое житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Пат­ри­арх Иов (в ми­ру Иоанн) ро­дил­ся в 30-е го­ды ХVI в. в се­мье по­сад­ских лю­дей го­ро­да Ста­ри­цы Твер­ской гу­бер­нии. От­ро­че­ские го­ды про­шли в Ста­риц­ком Успен­ском мо­на­сты­ре, ку­да отец от­дал его на вос­пи­та­ние. В этой оби­те­ли он при­нял мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни Иов. Око­ло 1569 го­да оби­тель по­се­тил царь Иоанн Гроз­ный, инок Иов при­влек к се­бе его бла­го­склон­ное вни­ма­ние и вско­ре был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. В 1571–1572 го­дах он – на­сто­я­тель Си­мо­но­ва Успен­ско­го мо­на­сты­ря в Москве, в 1575–1580 го­дах – Но­воспас­ско­го. В 1581 го­ду ар­хи­манд­рит Иов был ру­ко­по­ло­жен в сан епи­ско­па Ко­ло­мен­ско­го. В 1586 го­ду стал ар­хи­епи­ско­пом Ро­сто­ва Ве­ли­ко­го и в 1587 го­ду – мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским. 23 ян­ва­ря 1589 г. при уча­стии пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Иере­мии со­сто­я­лось на­ре­че­ние, а 26 ян­ва­ря – тор­же­ствен­ное по­став­ле­ние мит­ро­по­ли­та Иова в пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си.

Пат­ри­арх Иов еже­днев­но со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, чи­тал на­изусть Еван­ге­лие, Псал­тирь и Апо­стол. «Во дни его не об­ре­те­ся че­ло­век по­до­бен ему, ни об­ра­зом, ни нра­вом, ни гла­сом, ни чи­ном, ни по­хож­де­ни­ем, ни во­про­сом, ни от­ве­том», – от­ме­ча­ет его жиз­не­опи­са­тель.

Со смер­тью ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча в 1598 го­ду пре­сек­лась муж­ская ли­ния ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей, на­чал­ся пе­ри­од го­судар­ствен­ных нестро­е­ний, из­вест­ный в ис­то­рии Рос­сии как Смут­ное вре­мя. Пат­ри­арх Иов, бу­дучи уже ста­рым и боль­ным, со­ста­вил об­ли­чи­тель­ные гра­мо­ты, в ко­то­рых Лже­ди­мит­рий на­зван сво­им на­сто­я­щим име­нем бег­ло­го мо­на­ха Гри­го­рия От­ре­пье­ва, об­ман­щи­ка и са­мо­зван­ца. Эти гра­мо­ты отрез­ви­ли мно­гих, но Лже­ди­мит­рий успел за­ру­чить­ся под­держ­кой Поль­ши и Ва­ти­ка­на, обе­щая вве­сти в Рос­сии унию. В ян­ва­ре 1605 го­да пат­ри­арх Иов пре­дал ана­фе­ме Лже­ди­мит­рия и под­дер­жи­ва­ю­щих его из­мен­ни­ков. 13 ап­ре­ля 1605 го­да ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся царь Бо­рис Го­ду­нов. В Москве вспых­нул бунт, го­род был сдан са­мо­зван­цу и по­ля­кам. Пат­ри­арх Иов от­ка­зал­ся при­сяг­нуть Лже­ди­мит­рию и был низ­ло­жен. Слу­ги Лже­ди­мит­рия во­рва­лись в Успен­ский со­бор Крем­ля, чтобы убить пат­ри­ар­ха. Свя­ти­тель мо­лил­ся в это вре­мя пе­ред Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Сто­рон­ни­ки са­мо­зван­ца со­рва­ли с пат­ри­ар­ха ар­хи­ерей­ское об­ла­че­ние и не да­ли окон­чить ли­тур­гию. Он пре­тер­пел мно­же­ство по­но­ше­ний и был со­слан в Ста­риц­кий Успен­ский мо­на­стырь. В кон­це дней сво­их он бла­го­сло­вил на пат­ри­ар­ше­ство мит­ро­по­ли­та Ка­зан­ско­го Ер­мо­ге­на.

Через два го­да, 19 июня 1607 го­да, пат­ри­арх Иов скон­чал­ся и был по­гре­бен в Успен­ском Ста­риц­ком мо­на­сты­ре. В 1652 г. мо­щи свя­ти­те­ля пе­ре­не­се­ны в Моск­ву в Успен­ский со­бор. Про­слав­лен свя­ти­тель в 1989 г.

Полное житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Пер­вый рос­сий­ский пат­ри­арх, свя­ти­тель Иов Мос­ков­ский (в ми­ру Иоанн) ро­дил­ся во вто­рой чет­вер­ти XVI ве­ка в древ­нем рус­ском го­ро­де Ста­ри­це в се­мье бла­го­че­сти­вых го­ро­жан. В дет­стве Иоанн обу­чал­ся гра­мо­те у на­сто­я­те­ля Успен­ско­го Ста­риц­ко­го мо­на­сты­ря ар­хи­манд­ри­та Гер­ма­на. От­рок лю­бил чи­тать Свя­щен­ное Пи­са­ние и знал неко­то­рые тек­сты Биб­лии на­изусть. Мо­на­стыр­ское вос­пи­та­ние воз­бу­ди­ло в нем же­ла­ние слу­жить Бо­гу в ино­че­ском об­ра­зе. По окон­ча­нии обу­че­ния (око­ло 1553 го­да) отец за­хо­тел его же­нить. В день вен­ча­ния юно­ша от­про­сил­ся у ро­ди­те­лей в оби­тель для бе­се­ды с ду­хов­ным стар­цем. При­дя к ар­хи­манд­ри­ту Гер­ма­ну, он упро­сил стар­ца по­стричь его в мо­на­ше­ство.

Бо­лее пят­на­дца­ти лет про­вел свя­той Иов в Ста­риц­кой оби­те­ли, прой­дя путь от по­слуш­ни­ка стар­ца Гер­ма­на до на­сто­я­те­ля. Под ру­ко­вод­ством опыт­но­го ду­хов­ни­ка мо­ло­дой инок вос­пи­тал в се­бе бес­ко­ры­стие и нес­тя­жа­тель­ность, по­слу­ша­ние и воз­дер­жа­ние, на­учил­ся сер­деч­ной мо­лит­ве и стро­го­му по­сту. Свя­той Иов от­ли­чал­ся глу­бо­ким сми­ре­ни­ем, кро­то­стью и ми­ло­сер­ди­ем. Он ни­ко­гда ни­ко­го не об­ли­чал и не оскорб­лял, всех ми­ло­вал и про­щал, а бу­дучи на­сто­я­те­лем, не столь­ко сло­вом, сколь­ко са­мой жиз­нью во­оду­шев­лял бра­тию к ду­хов­но­му де­ла­нию.

В 1571 го­ду свя­той Иов был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря в Москве. С усер­ди­ем ис­пол­няя воз­ло­жен­ное на него по­слу­ша­ние, свя­той Иов как на­сто­я­тель од­но­го из важ­ней­ших мо­на­сты­рей то­го вре­ме­ни при­ни­мал уча­стие в де­лах Церк­ви, а неред­ко и го­су­дар­ства. С 1575 го­да в те­че­ние ше­сти лет свя­той воз­глав­лял Но­воспас­ский мо­на­стырь.

16 ап­ре­ля 1581 го­да мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским Ди­о­ни­си­ем в со­слу­же­нии дру­гих рус­ских ар­хи­ере­ев ар­хи­манд­рит Иов был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Ко­ло­мен­ско­го. 9 ян­ва­ря 1586 го­да свя­ти­тель был пе­ре­ме­щен на древ­нюю Ро­стов­скую ка­фед­ру с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­епи­ско­па, а 11 де­каб­ря 1587 го­да со­бо­ром епи­ско­пов по­став­лен пер­во­свя­ти­те­лем Рус­ской Церк­ви – мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским и всея Рос­сии. 26 ян­ва­ря 1589 го­да, по бла­го­сло­ве­нию и при лич­ном уча­стии Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Иере­мии II, мит­ро­по­лит Иов в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля был по­став­лен пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Рос­сии. Весь на­род с ра­до­стью вос­при­нял это зна­ме­на­тель­ное со­бы­тие в ис­то­рии Рус­ской Церк­ви и го­су­дар­ства. В 1590 го­ду на Со­бо­ре во­сточ­ных иерар­хов бы­ла утвер­жде­на и ка­но­ни­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность Рус­ской Церк­ви. Рус­ско­му пат­ри­ар­ху бы­ло опре­де­ле­но пя­тое ме­сто в ди­пти­хе пат­ри­ар­хов – по­сле Иеру­са­лим­ско­го.

Свя­ти­тель Иов был рев­ност­ным слу­жи­те­лем Церк­ви и муд­рым пас­ты­рем. Свя­ти­тель с усер­ди­ем бла­го­устра­и­вал цер­ков­ную жизнь, за­бо­тил­ся о нрав­ствен­ном со­сто­я­нии кли­ри­ков, под­дер­жа­нии бла­го­чи­ния в хра­мах. Нема­лые его тру­ды бы­ли на­прав­ле­ны на ду­хов­ное раз­ви­тие на­ро­да, рас­про­стра­не­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и свя­то­оте­че­ских книг. Осо­бен­но важ­ным бы­ло на­ча­тое свя­ти­те­лем пе­ча­та­ние бо­го­слу­жеб­ных книг, ко­то­рых по­все­мест­но не хва­та­ло, а осо­бен­но в но­во­про­све­щен­ных зем­лях По­вол­жья и Си­би­ри. По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Иова впер­вые бы­ли из­да­ны: Три­одь Пост­ная (1589), Три­одь Цвет­ная (1591), Ок­то­их (1594), Ми­нея Об­щая (1600), Чи­нов­ник ар­хи­ерей­ско­го слу­же­ния (1600) и Слу­жеб­ник (1602). Пат­ри­арх Иов пер­вым по­ста­вил де­ло кни­го­пе­ча­та­ния на ши­ро­кую ос­но­ву.

При свя­ти­те­ле Иове бы­ли про­слав­ле­ны мно­гие рус­ские свя­тые: Ва­си­лий Бла­жен­ный, пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий (свя­ти­тель сам на­пи­сал ему ка­нон и «ис­пра­вил служ­бу»), свя­ти­те­ли Ка­зан­ские Гу­рий и Вар­со­но­фий, бла­го­вер­ный князь Ро­ман Уг­лич­ский, пре­по­доб­ные Ан­то­ний Рим­ля­нин и Кор­ни­лий Ко­мель­ский, бла­жен­ный Иоанн Мос­ков­ский, пре­по­доб­ные Иг­на­тий Во­ло­год­ский и Мар­ти­рий Зе­ле­нец­кий.

Свои лич­ные сред­ства и бо­га­тые цар­ские по­дар­ки свя­ти­тель Иов упо­треб­лял на де­ла ми­ло­сер­дия и стро­и­тель­ство хра­мов. Толь­ко в Москве в пе­ри­од с 1592 по 1600 год бы­ли по­стро­е­ны две­на­дцать хра­мов, ос­но­ва­ны Дон­ской, За­ча­тьев­ский и Ива­нов­ский мо­на­сты­ри. Стро­и­лись хра­мы и мо­на­сты­ри в Си­би­ри и дру­гих епар­хи­ях. При свя­ти­те­ле Иове про­во­ди­лась ак­тив­ная мис­си­о­нер­ская де­я­тель­ность в от­да­лен­ных рай­о­нах го­су­дар­ства, бы­ли вновь учре­жде­ны Псков­ская, Аст­ра­хан­ская и Ка­рель­ская епар­хии. Се­ме­на пра­во­сла­вия, по­се­ян­ные пат­ри­ар­хом Иовом, при­нес­ли в даль­ней­шем свои ду­хов­ные пло­ды, бла­го­да­ря ко­то­рым со­хра­ни­лись и упро­чи­лись се­вер­ные и юж­ные пре­де­лы Рус­ско­го го­су­дар­ства.

В труд­ные вре­ме­на го­судар­ствен­ной сму­ты на­ча­ла XVII ве­ка свя­ти­тель Иов со­хра­нил ис­тин­ное хри­сти­ан­ское тер­пе­ние, бес­стра­шие и му­же­ство. Он все­ми си­ла­ми пы­тал­ся пре­сечь дей­ствия Лже­д­мит­рия. Од­на­ко не все под­дер­жа­ли свя­ти­те­ля, по­это­му через неко­то­рое вре­мя Лже­д­мит­рий за­хва­тил Моск­ву. Пер­во­свя­ти­тель и мо­лит­вен­ник за весь рус­ский на­род, свя­той Иов бес­страш­но об­ли­чал раз­ру­ши­те­лей го­судар­ствен­но­го по­ряд­ка, внес­ших нестро­е­ния и в Цер­ковь Бо­жию. Боль­шую часть вре­ме­ни он про­во­дил в мо­лит­ве в Успен­ском со­бо­ре. Од­на­жды во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии сто­рон­ни­ки Лже­д­мит­рия схва­ти­ли свя­ти­те­ля, бес­че­сти­ли, би­ли, а за­тем от­вез­ли в за­то­че­ние в Успен­ский Ста­риц­кий мо­на­стырь, где он на­чи­нал ко­гда-то свой ино­че­ский по­двиг. Свя­той Иов два го­да про­жил в оби­те­ли. Ослаб­лен­ный и утра­тив­ший зре­ние, он все вре­мя про­во­дил в мо­лит­ве. По­сле свер­же­ния Лже­д­мит­рия свя­ти­тель Иов не мог из-за немо­щи воз­вра­тить­ся на пер­во­свя­ти­тель­ский пре­стол и на свое ме­сто бла­го­сло­вил мит­ро­по­ли­та Ка­зан­ско­го Ер­мо­ге­на.

Свя­ти­тель Иов мир­но скон­чал­ся 19 июня 1607 го­да и был по­гре­бен у за­пад­ных две­рей Успен­ско­го со­бо­ра Ста­риц­ко­го мо­на­сты­ря. Впо­след­ствии над мо­ги­лой свя­ти­те­ля бы­ла устро­е­на ча­сов­ня. В 1652 го­ду при пат­ри­ар­хе Иоси­фе (1642–1652) нетлен­ные и бла­го­ухан­ные мо­щи свя­ти­те­ля Иова бы­ли пе­ре­не­се­ны в Моск­ву и по­ло­же­ны око­ло гроб­ни­цы пат­ри­ар­ха Иоаса­фа (1634–1640). От мо­щей свя­ти­те­ля Иова про­ис­хо­ди­ли ис­це­ле­ния.

По­чи­та­ние пат­ри­ар­ха Иова в ли­ке свя­тых от­ме­ча­ет­ся в раз­лич­ных до­ре­во­лю­ци­он­ных ру­ко­пи­сях и агио­гра­фи­че­ских из­да­ни­ях. Во вто­рой по­ло­вине XVIII ве­ка меж­ду на­стен­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми со­бо­ра Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря бы­ло изо­бра­же­ние Пат­ри­ар­ха Иова.

В кон­це XIX ве­ка при ар­хи­епи­ско­пе Твер­ском Ди­мит­рии (Сам­би­кине) день кон­чи­ны пат­ри­ар­ха Иова вос­по­ми­нал­ся во всех го­род­ских хра­мах Твер­ской епар­хии. То­гда же по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Ди­мит­рия бы­ла на­пи­са­на ико­на Твер­ских свя­тых, на ко­то­рой был изо­бра­жен свя­тей­ший пат­ри­арх Иов. За­вер­ше­ние ка­но­ни­че­ско­го и ли­тур­ги­че­ско­го оформ­ле­ния по­чи­та­ния па­мя­ти свя­ти­те­ля Иова про­изо­шло в на­ши дни. Сна­ча­ла по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Пи­ме­на и Свя­щен­но­го Си­но­да имя свя­ти­те­ля Иова бы­ло вклю­че­но в Со­бор Твер­ских свя­тых (1979), а на Ар­хи­ерей­ском со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 9 ок­тяб­ря 1989 го­да бы­ло уста­нов­ле­но об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние свя­то­го.