Канон святителю Мелетию Харьковскому и Ахтырскому

Припев: Святи́телю, о́тче Мелéтие, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 25 февраля (12 февраля ст. ст.)

Глас 7.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Сокруши́вшему бра́ни мы́шцею Свое́ю, и вса́дники триста́ты погрузи́вшему, пои́м Ему́, я́ко Изба́вителю на́шему Бо́гу, я́ко просла́вися.

Из утро́бы ма́терния Бо́гом избра́н бы́л еси́, святи́телю Меле́тие, пасти́ о́вцы Его́ слове́сныя, и́хже, я́ко насле́дие Бо́жие до́бре соблю́л еси́ и Ца́рствию Небе́сному сочета́лся еси́, Богому́дре.

Тро́ическое поклоне́ние Еди́ному Бо́гу, в Трие́х Ипоста́сех пева́емому, от ю́ности твоея́ уразуме́л еси́, Го́рняго Иерусали́ма иска́л еси́, иде́же и дарова́ся ти́ вене́ц жи́зни, по́двига твоего́ украше́ние неувяда́емое.

К Нему́же те́пле прилепи́лся еси́, Богоблаже́нне, Ему́же де́нь и но́щь по́двигом благоразу́мным труди́лся еси́, Его́же возлюби́ душа́ твоя́, не преста́й и ны́не умоля́ти спасти́ся воспева́ющим тя́.

Богоро́дичен: Ле́ствица, ю́же Иа́ков ви́де, гора́ приосене́нная, всесве́тлый о́блак Боже́ственнаго све́та, две́рь, е́юже Бо́г еди́н про́йде, – Ты́ еси́ Благослове́нная в жена́х, Пренепоро́чная.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: В нача́ле Небеса́ Всеси́льным Сло́вом Твои́м утвержде́й, Го́споди Спа́се, и Вседе́тельным и Бо́жиим Ду́хом всю́ си́лу и́х, на недви́жимем мя́ ка́мени испове́дания Твоего́ утверди́.

Ю́ности твоея́ де́вственную добро́ту скоропреходя́щей суете́ в же́ртву не пове́ргл еси́, но я́коже Исаа́к, же́ртву живу́ю Бо́гу себе́ приве́л еси́, Его́же моли́, святи́телю о́тче Меле́тие, в же́ртву поро́чную не пожре́тися к тебе́ прибега́ющим.

Многотру́ден и многоско́рбен пу́ть и́ноческаго по́двига в бде́нии, посте́ и моли́твах со слеза́ми неле́ностно прейти́ потща́лся еси́, о́тче Богому́дре, та́ко бо ху́ждшее покори́в лу́чшему и пло́ть порабо́тив ду́ху, Богомы́слие стяжа́л еси́.

Егда́ испи́л еси́ от исто́чника Богосло́вия во́ду жи́ву, просвеща́ющую ра́зум и́стиною Боже́ственною, тогда́ я́ко лоза́ многопло́дная, вино́м прему́дрости сердца́ ю́ных ча́д твои́х укрепи́л еси́.

Богоро́дичен: Лю́тыми грехми́ окруже́нии и напа́стей беда́ми потопля́еми и, под Боже́ственный покро́в Тво́й прибега́ем, Ма́ти Христа́ Бо́га, моли́ся, во е́же спасти́ся рабо́м Твои́м, Всепе́тая.

Седа́лен, гла́с 3:

Еле́й ве́ры непоро́чной и житие́ нескве́рное Бо́гу ве́рно стяжа́л еси́, святи́телю Меле́тие, и́мже но́вая свеща́ на све́щнице Це́ркви Христо́вой возжже́ся, все́х ве́рных на пу́ть спасе́ния наставля́юще, во е́же чи́стым се́рдцем твори́ти во́лю Бо́жию, усе́рдием души́ ко Христу́ пламене́юще.

Богоро́дичен: Ты́ кре́пость на́ша, Ты́ похвала́ и ра́дование, и храни́тельница на́м еси́, и заступле́ние, и прибе́жище, и предста́тельница непобеди́мая, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, те́мже спаси́ рабы́ Твоя́.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Покры́ла е́сть Небеса́, Христе́ Бо́же, смотре́нием Твои́м, доброде́тель неизрече́нныя му́дрости Твоея́, Человеколю́бче.

Излия́ся благода́ть Бо́жия на тя́, и Ду́ха прему́дрости испо́лни тя́, сего́ ра́ди пото́ки ересе́й уче́ньми твои́ми изсуши́л еси́, ду́ши же ве́рных струя́ми Ева́нгельской и́стины напои́л еси́, е́юже утоли́ жа́жду ду́ш на́ших, Богому́дре.

Ю́ности пла́мень ве́ры и во́зраста житие́ непоро́чное Бо́гу чи́сте прине́сл еси́, дыха́нием моли́твы благода́тной пред Ни́м о лю́дех хода́тайствуя. Та́ко и ны́не от бе́д изба́витися на́м Го́спода умоли́, я́ко оте́ц лю́бящий ны́.

Заре́ю доброде́телей просия́л еси́ и ско́рый помо́щник в ско́рбех и боле́знех су́щим показа́лся еси́, многоми́лостиве. Бу́ди же все́м призыва́ющим тя́ изба́витель кре́пкий и покрови́тель неотсту́пный, святи́телю Меле́тие.

Богоро́дичен: А́нгельстии язы́цы досто́йно Твоя́ хвалы́ воспе́ти не мо́гут, Чи́стая: мы́ же ны́не ра́бски взе́мшеся, ра́дование Гаврии́лово прино́сим Ти́: ра́дуйся, Ма́ти Бо́га на́шего.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Но́щь не све́тла неве́рным, Христе́, ве́рным же просвеще́ние в сла́дости слове́с Твои́х: сего́ ра́ди к Тебе́ у́тренюю, и воспева́ю Твое́ Божество́.

Приста́нищу небу́рному и благооти́шному приведи́ на́с, о́тче Богому́дре, прегреше́ньми обурева́емых, да пла́мене бу́дущаго, му́ки нестерпи́мыя и гне́ва Бо́жия изба́вимся, на тя́ упова́ние возложи́вше.

Моли́тву те́плую, я́ко ми́ро благоуха́нное принеси́ за ны́ ко Го́споду, святи́телю Меле́тие, не и́мамы бо покая́ния, ни жития́ непоро́чнаго, ниже́ моли́твы чи́стыя, сего́ ра́ди помози́ на́м.

Святи́телю Христо́в Меле́тие, искорени́ зло́бу и по́хоть вре́дную серде́ц на́ших, да тля́ грехо́вная не растли́т и не помрачи́т ду́ши на́ша, на тя́ с ве́рою упова́ющих.

Богоро́дичен: Тебе́, Де́во, еди́ну вси́ ве́рнии стяжа́хом Засту́пницу тве́рду, Ты́ бо Бо́га родила́ еси́, сего́ ра́ди хвала́ми, Чи́стая, Тя́ ублажа́ем, ро́ди земни́и, по глаго́лу Твоему́.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Во глубину́ грехо́вную впа́дся, Бла́же, я́ко Ио́на от ки́та вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, и спаси́ мя́, Человеколю́бче.

Воздохни́ и припади́ за ны́ ко Го́споду и уми́лостиви Его́, святи́телю Меле́тие, пре́жде да́же не предста́ти на́м Судии́ Нелицеприя́тному, возда́ти коему́ждо по дело́м его́ досто́йная гряду́щему.

Услы́ши гла́с стена́ния на́шего и во́пль пла́ча на́шего, о́тче на́ш Меле́тие, я́ко изсохо́ша во гресе́х сердца́ на́ша. Росо́ю сле́зныя моли́твы твоея́ ускори́ погаси́ти пла́мень грехо́в на́ших, во а́д влеку́щих ду́ши на́ша.

Хромы́я возста́вив и прокаже́нныя очи́стив, блудни́цы поми́ловав и разбо́йника благоразу́мнаго во еди́ном часе́ ра́еви сподо́бивый Человеколю́бец Госпо́дь, Его́ же умоли́, Боговозлю́бленне, всепроща́ющей любо́вию просвети́ти убо́гия ду́ши на́ша и спасти́ на́с.

Богоро́дичен: Ада́м преступи́ у́бо за́поведь еди́ну Сы́на Твоего́, Де́во, и во изгна́ние впаде́: ка́ко же рыда́ем прегреше́ний на́ших бе́здну, во мно́гия бе́ды впа́дшии.

Конда́к, гла́с 4:

Ревну́я, поревнова́л еси́ к Бо́гу, Его́же возлюби́л еси́ и Его́же все́м се́рдцем возжела́л еси́, о́тче на́ш Меле́тие, и Его́же ра́ди к и́ноческому по́двигу поте́кл еси́ и закла́тися Христу́ Бо́гу сама́го себе́ приве́л еси́, я́ко па́стырь до́брый вруче́нное тебе́ ста́до ове́ц Христо́вых му́дре упа́сл еси́. Моли́ о на́с Христа́ Бо́га, святи́телю достохва́льне.

И́кос:

И́же в доброде́телех па́стырь Це́ркви Христо́вой преди́вный и, я́ко оте́ц чадолюби́вый, а́лчущим и жа́ждущим пра́вды сосу́д неистощи́мый, пред Бо́гом предста́телю на́ш ве́рный, в похвалу́ тебе́ зове́м: ра́дуйся, иера́рше Христо́в, Боже́ственныя благода́ти досто́йный носи́телю; ра́дуйся, за́поведей Бо́жиих – глаго́лов жи́зни ве́чной – усе́рднейший исполни́телю; ра́дуйся, сокро́вище несокрове́нное, бога́тство твое́ неиму́щим до́бре расточи́вый; ра́дуйся, в труде́х, посте́ и бде́нии ве́рно Бо́гу послужи́вый. Моли́ о на́с Христа́ Бо́га, святи́телю достохва́льне.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: В пе́щь о́гненную вве́ржени преподо́бнии о́троцы, о́гнь в ро́су преложи́ша, воспева́нием си́це вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Моли́твы твоя́ источи́ за ны́ ко Го́споду, о́тче преблаже́ннейший, и скве́рну сту́дных де́л на́ших омы́й, во е́же чи́стым се́рдцем взыва́ти на́м: благослове́н Госпо́дь, Бо́г оте́ц на́ших.

О́гнь моли́твы непоро́чный проле́й за все́х на́с к Бо́гу, святи́телю Меле́тие, да не пожре́т на́с зло́ба грехо́вная, оба́че научи́ на́с ве́рно взыва́ти: благослове́н Госпо́дь, Бо́г оте́ц на́ших.

Возше́л еси́ на высоту́ доброде́тели, па́стырю на́ш Меле́тие, е́юже, я́ко еле́ем благода́тным, горе́ние серде́ц на́ших воспламени́ и мра́к грехо́вный от ду́ш на́ших отжени́, во е́же зва́ти на́м чи́сте: благослове́н Госпо́дь, Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Свята́я Богоро́дице, Пресвята́го Ро́ждшая пло́тию, уподо́битися восхоте́вшаго челове́ком, Небе́снаго Ца́рствия все́х на́с яви́ прича́стники моли́твами Твои́ми.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Стра́шнаго Херуви́мом, и чу́днаго Серафи́мом, и ми́ру Творца́, свяще́нницы, и раби́, и ду́си пра́ведных, по́йте, благослови́те и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Ка́ко у́бо воспое́м вели́чие трудо́в твои́х, а́ще не подража́ем смире́нию и терпе́нию твоему́, преподо́бне о́тче Меле́тие, и́мже вся́ка зло́ба упраздни́ся и Це́рковь Христо́ва украси́ся: благословя́ще и превознося́ще Го́спода во ве́ки.

Ума́ красото́ю ди́вно увенча́ Тя́ Госпо́дь, па́стырю на́ш Меле́тие, во е́же бы́ти на́м: в ве́ре утвержде́ние, в ле́ности же посрамле́ние, в служе́нии бли́жним поспеше́ние, благословя́ще и превознося́ще Бо́га во ве́ки.

Го́рняго Сио́на жи́тель показа́лся еси́, святи́телю Меле́тие, сего́ ра́ди со все́ми святы́ми мо́лиши Го́спода ми́р на́м и ве́лию ми́лость дарова́ти, благословя́щим и превознося́щим Го́спода во ве́ки.

Богоро́дичен: Я́ко Ма́терь Све́та, трапе́зу Хле́ба Жи́зненнаго и руно́ ороше́нное, и сла́дость ра́йскую почита́ем Тя́, Чи́стая Де́во Ма́ти.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Па́че естества́ Ма́терь и по естеству́ Де́ву, Еди́ну в жена́х Благослове́нную, пе́сньми, ве́рнии, Богоро́дицу велича́ем.

Богопозна́нием утверди́л еси́ себе́ и слове́сное ста́до твое́, Богому́дре, сего́ ра́ди о́вцы па́жити твоея́, со умиле́нием вопию́т тебе́: наста́ви на́с Бо́гу служи́ти усе́рдно.

Над мно́гими тя́ поста́ви Госпо́дь, о ма́ле бо бы́л еси́ ве́рен Ему́ от ю́ности твоея́, святи́телю Меле́тие, дерзнове́ние к Нему́ име́я, моли́, да сотвори́т на́с насле́дники Ца́рствия Своего́.

Престо́лу Ще́драго Бо́га предстоя́ще, не преста́й моли́тися, святи́телю Меле́тие, Це́рковь и страну́ на́шу огражда́ти ми́ром во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: От Тебе́, Де́во Пречи́стая, воплоти́вшагося моли́ о спасе́нии на́шем, Ему́же предстои́ши всегда́, я́ко Ма́терь Сы́ну.

Свети́лен, гла́с 8.

Све́т стезя́м твои́м вои́стину зако́н Бо́га на́шего бы́сть, святи́телю Меле́тие, Его́же благода́ти струя́ми напое́н бы́л еси́ и на́м Боже́ственный Све́т испроси́, во е́же пра́во ходи́ти пути́ Госпо́дни.

Богоро́дичен: Де́вство некра́домо, Де́во, сохра́нше, Ма́терь яви́лася еси́ Сы́на Бо́жия вои́стинну, Отца́ благоволе́нием и Ду́ха Свята́го наше́ствием.

Краткое житие святителя Мелетия, архиепископа Харьковского

6 но­яб­ря 1784 го­да в се­ле Ста­рые Сен­жа­ры Пол­тав­ской гу­бер­нии в се­мье куп­ца Иоан­на Леон­то­ви­ча ро­дил­ся маль­чик. Имя ему при Кре­ще­нии да­ли Ми­ха­ил, в честь Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия. Род Леон­то­ви­чей при­над­ле­жал дво­рян­ско­му со­сло­вию, но дед и дя­дя бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля бы­ли свя­щен­ни­ка­ми.

В 1808 го­ду Ми­ха­ил Леон­то­вич успеш­но окон­чил Ека­те­ри­но­слав­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и как луч­ший уче­ник был на­прав­лен ар­хи­епи­ско­пом Пла­то­ном в Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную ака­де­мию. В 1814 го­ду, по­сле окон­ча­ния ака­де­мии со сте­пе­нью ма­ги­стра бо­го­сло­вия, он был остав­лен в ней адъ­юнкт-про­фес­со­ром гре­че­ско­го язы­ка. 11 мар­та 1817 го­да Ми­ха­и­ла на­зна­чи­ли сек­ре­та­рем учре­жден­но­го при ака­де­мии стро­и­тель­но­го ко­ми­те­та, а 30 июля это­го го­да в долж­но­сти ин­спек­то­ра пе­ре­ве­ли в Ки­ев­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, где позд­нее он стал про­фес­со­ром цер­ков­ной ис­то­рии и гре­че­ско­го язы­ка. 28 сен­тяб­ря 1819 го­да он стал пер­вым ин­спек­то­ром от­крыв­шей­ся Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии.

11 фев­ра­ля 1820 го­да, на­ка­нуне дня па­мя­ти свя­ти­те­ля Ме­ле­тия Ан­тио­хий­ско­го, Ми­ха­и­ла по­стриг­ли в мо­на­хи. По­стриг со­вер­шал мит­ро­по­лит Ев­ге­ний (Бол­хо­ви­ти­нов). 22 фев­ра­ля со­сто­я­лось его ру­ко­по­ло­же­ние в иеро­ди­а­ко­на, а 25 фев­ра­ля – в иеро­мо­на­ха. С 1821 го­да ар­хи­манд­рит Ме­ле­тий – рек­тор Мо­гилев­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, с 1823 го­да – Псков­ской, а с 1824 – сно­ва Мо­гилев­ской се­ми­на­рии. В том же го­ду он на­зна­ча­ет­ся рек­то­ром Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии.

21 ок­тяб­ря 1824 го­да свя­ти­тель хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Чи­ги­рин­ско­го, ви­ка­рия Ки­ев­ской епар­хии, и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ки­ев­ско­го Зла­то­вер­хо­го Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря.

С оте­че­ской лю­бо­вью за­бо­тил­ся свя­ти­тель о юных пи­том­цах ака­де­мии, вос­пи­ты­вая их в ду­хе пре­дан­но­сти Церк­ви Хри­сто­вой. В лич­ных от­но­ше­ни­ях с ни­ми он был до­сту­пен, чрез­вы­чай­но лас­ков и добр. Один из уче­ни­ков свя­ти­те­ля по Мо­гилев­ской се­ми­на­рии сви­де­тель­ству­ет, что уже в ту по­ру его счи­та­ли свя­тым. Осо­бой за­бо­той свя­ти­те­ля бы­ло по­пе­че­ние о бед­ных вдо­вах и си­ро­тах. Он ча­сто по­се­щал за­клю­чен­ных и со­вер­шал бо­го­слу­же­ние в тю­рем­ных церк­вах. Осо­бен­но прео­свя­щен­ный Ме­ле­тий за­бо­тил­ся о бра­тии Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря. Вос­пи­ты­вая в них дух ис­тин­но­го по­движни­че­ства, он го­во­рил: «Сми­ре­ние – охра­ни­тель­ный меч, с ним без­опас­но прой­дешь зем­лю, ад и до­стиг­нешь Неба».

21 ап­ре­ля 1828 го­да свя­ти­тель Ме­ле­тий был пе­ре­ве­ден на са­мо­сто­я­тель­ную Перм­скую ка­фед­ру. Здесь он на­пи­сал «Став­лен­ни­че­ский ка­те­хи­зис» для под­го­тов­ки кан­ди­да­тов в свя­щен­ство и стал из­ве­стен сво­и­ми бе­се­да­ми с рас­коль­ни­ка­ми. Бо­рясь с рас­ко­лом, вла­ды­ка Ме­ле­тий вел в сво­ей епар­хии мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность сре­ди впав­ших в ересь рас­коль­ни­ков. Ве­ру­ю­щие на­зы­ва­ли его свя­тым и, ко­гда слу­ча­лось ему объ­ез­жать епар­хию, вы­хо­ди­ли на­встре­чу на до­ро­гу и ста­но­ви­лись на ко­ле­ни пе­ред бла­го­слов­ляв­шим свя­ти­те­лем.

18 июня 1831 го­да прео­свя­щен­ный Ме­ле­тий был пе­ре­ве­ден в Ир­кутск. Че­ты­ре го­да жиз­ни в Ир­кут­ске ста­ли для него по­ис­ти­не крест­ным пу­тем. Са­мо­от­вер­жен­ная борь­ба про­тив пол­но­го вла­ды­че­ства ла­ма­из­ма чуть не сто­и­ла ему жиз­ни. По­до­слан­ный ла­ма­ми убий­ца был схва­чен в то са­мое вре­мя, ко­гда он уже во­рвал­ся в ке­ллию прео­свя­щен­но­го.

Во вре­мя прав­ле­ния в Ир­кут­ской епар­хии свя­ти­те­ля Ме­ле­тия про­изо­шли зна­ме­на­тель­ные со­бы­тия в ис­то­рии пра­во­сла­вия в Си­би­ри. Бы­ла ос­но­ва­на Ал­тай­ская ду­хов­ная мис­сия. Не без уча­стия свя­ти­те­ля Ме­ле­тия по­лу­чи­ли са­мо­сто­я­тель­ность Том­ская, Ени­сей­ская и Кам­чат­ская епар­хии. Боль­шое вни­ма­ние уде­лял свя­ти­тель про­све­ще­нию ма­лых на­ро­дов. Он ча­сто объ­ез­жал свою об­шир­ную епар­хию, по­се­тил жи­те­лей по­бе­ре­жий Охот­ско­го мо­ря и Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на.

Без­мер­ные тру­ды по­до­рва­ли здо­ро­вье свя­ти­те­ля, и в 1835 го­ду он был пе­ре­ве­ден в Харь­ков, где, как и в Ир­кут­ске, он управ­лял епар­хи­ей че­ты­ре го­да. И в Харь­ко­ве уде­лял он боль­шое вни­ма­ние ду­хов­ным учеб­ным за­ве­де­ни­ям. Он со­дей­ство­вал вос­ста­нов­ле­нию тех мо­на­сты­рей и ду­хов­ных учи­лищ, ко­то­рые упразд­ни­ла им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II. В его ли­це пра­во­сла­вие име­ло силь­но­го по­бор­ни­ка в де­ле об­ли­че­ния рас­ко­ла. Прео­свя­щен­ный Ме­ле­тий вел по­ис­ти­не по­движ­ни­че­скую жизнь. В де­вять ча­сов ве­че­ра он ста­но­вил­ся на мо­лит­ву и про­дол­жал ее до че­ты­рех ча­сов утра, а спу­стя час, по­сле ко­рот­ко­го от­ды­ха, шел на ран­нюю ли­тур­гию. Свя­ти­тель усерд­но мо­лил­ся и до­ма, и в до­ро­ге, и да­же си­дя в эки­па­же. Од­на­жды его ви­де­ли сто­я­щим всю ночь на ко­ле­нях с воз­де­ты­ми ру­ка­ми, и толь­ко к утру он при­лег на по­лу, при­мяв преж­де по­стель, чтобы не по­ду­ма­ли, что он да­же не ло­жил­ся от­ды­хать.

Бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля по­сле­до­ва­ла в ночь на 29 фев­ра­ля 1840 го­да. По­сле при­ня­тия Свя­тых Та­ин и слов «Ныне от­пу­ща­е­ши...» свя­ти­тель осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем и со сло­ва­ми «Про­сти­те ме­ня» ото­шел ко Гос­по­ду.

Прео­свя­щен­ный Ар­се­ний в «Ле­то­пи­си цер­ков­ных со­бы­тий» пи­шет, что па­мять свя­ти­те­ля Ме­ле­тия как ар­хи­пас­ты­ря зна­ме­ни­то­го бла­го­че­сти­ем, необык­но­вен­ной кро­то­стью, ве­ли­ко­ду­ши­ем и сми­ре­ни­ем бла­го­го­вей­но чтит­ся жи­те­ля­ми Харь­ко­ва. Он же со­об­ща­ет, что пе­ред ико­ной у гро­ба свя­ти­те­ля теп­лит­ся неуга­си­мая лам­па­да – жерт­ва усерд­ных его по­чи­та­те­лей. По­чив­ше­му по­движ­ни­ку мно­гие слу­жат за­упо­кой­ные ли­тур­гии и па­ни­хи­ды.

В 1948 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сия гроб­ни­ца с мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ме­ле­тия бы­ла пе­ре­не­се­на из усы­паль­ни­цы По­кров­ско­го мо­на­сты­ря в Бла­го­ве­щен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, где на­хо­дит­ся по на­сто­я­щее вре­мя, яв­ля­ясь ду­хов­ным при­бе­жи­щем и мо­лит­вен­ным уте­ше­ни­ем ве­ру­ю­щих пра­во­слав­ных хри­сти­ан.

21 фев­ра­ля 1978 го­да Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­ста­но­вил служ­бу и ака­фист свя­ти­те­лю Ме­ле­тию, ар­хи­епи­ско­пу Харь­ков­ско­му, «утвер­дить и бла­го­сло­вить к упо­треб­ле­нию во всех церк­вах Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та».

Служ­бу и ака­фист свя­то­му ар­хи­пас­ты­рю со­ста­вил ар­хи­епи­скоп Харь­ков­ский Ни­ко­дим, ныне мит­ро­по­лит, а от­ре­дак­ти­ро­вал ныне по­кой­ный Ни­ко­дим (Ро­тов), мит­ро­по­лит Ле­нин­град­ский.

Ра­ка с мо­ща­ми свя­ти­те­ля, от ко­то­рых по­лу­ча­ют ве­ру­ю­щие бла­го­дат­ную по­мощь, ис­це­ле­ние ду­шев­ных и те­лес­ных неду­гов, на­хо­дит­ся в ле­вом (се­вер­ном) при­де­ле со­бо­ра.

Полное житие святителя Мелетия, архиепископа Харьковского

Свя­ти­тель Ме­ле­тий, ар­хи­епи­скоп Харь­ков­ский и Ах­тыр­ский (в ми­ру Ми­ха­ил Ива­но­вич Леон­то­вич), ро­дил­ся 6 но­яб­ря 1784 го­да в се­ле Ста­рые Сан­жа­ры Пол­тав­ской об­ла­сти.

В 1808 го­ду Ми­ха­ил Леон­то­вич успеш­но окон­чил Ека­те­ри­но­слав­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. Как луч­ший уче­ник он был на­прав­лен ар­хи­епи­ско­пом Ека­те­ри­но­слав­ским Пла­то­ном в Пе­тер­бург, в Алек­сан­дро-Нев­скую ака­де­мию. Окон­чив ака­де­мию в 1814 го­ду со сте­пе­нью ма­ги­стра, он был опре­де­лен адъ­юнкт-про­фес­со­ром гре­че­ско­го язы­ка.

С 11 мар­та 1817 го­да Ми­ха­и­ла Леон­то­ви­ча на­зна­чи­ли сек­ре­та­рем учре­жден­но­го при ака­де­мии Стро­и­тель­но­го ко­ми­те­та.

30 июля 1817 го­да его пе­ре­ве­ли в Ки­ев­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию на долж­ность ин­спек­то­ра, где он был про­фес­со­ром цер­ков­ной ис­то­рии и гре­че­ско­го язы­ка. Ко­гда 28 сен­тяб­ря 1819 го­да бы­ла от­кры­та Ки­ев­ская ду­хов­ная ака­де­мия, Ми­ха­ил Леон­то­вич стал ее пер­вым ин­спек­то­ром.

11 фев­ра­ля 1820 го­да, на­ка­нуне дня па­мя­ти свя­ти­те­ля Ме­ле­тия Ан­тио­хий­ско­го, в со­бор­ном хра­ме Ки­е­во-Брат­ско­го мо­на­сты­ря он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ме­ле­тий. По­стриг со­вер­шил Ки­ев­ский мит­ро­по­лит Ев­ге­ний (Бол­хо­ви­ти­нов). 22 фев­ра­ля 1820 го­да инок Ме­ле­тий был по­свя­щен мит­ро­по­ли­том Ев­ге­ни­ем в сан иеро­ди­а­ко­на, 25 фев­ра­ля – во иеро­мо­на­ха.

9 ав­гу­ста 1821 го­да иеро­мо­нах Ме­ле­тий был на­зна­чен рек­то­ром Мо­гилев­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии и на­сто­я­те­лем Ку­те­ин­ско­го Ор­шан­ско­го мо­на­сты­ря с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. В ав­гу­сте 1823 го­да его пе­ре­ве­ли на долж­ность рек­то­ра Псков­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, а 24-го ян­ва­ря 1824 го­да ар­хи­манд­рит Ме­ле­тий на­зна­чен рек­то­ром Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии.

В ок­тяб­ре 1826 го­да по­сле­до­ва­ло опре­де­ле­ние Свя­тей­ше­го Си­но­да о на­зна­че­нии ар­хи­манд­ри­та Ме­ле­тия епи­ско­пом Чи­ги­рин­ским, ви­ка­ри­ем Ки­ев­ской епар­хии и на­сто­я­те­лем Ки­ев­ско­го Зла­то­вер­хо­го Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря. 19 ок­тяб­ря 1826 го­да со­сто­я­лось его на­ре­че­ние во епи­ско­па, а 21 ок­тяб­ря в Ки­е­во-Со­фий­ском со­бо­ре бы­ла со­вер­ше­на ар­хи­ерей­ская хи­ро­то­ния.

С оте­че­ской лю­бо­вью за­бо­тил­ся свя­ти­тель о юных пи­том­цах, вос­пи­ты­вая их в ду­хе пре­дан­но­сти Церк­ви Хри­сто­вой. Осо­бой за­бо­той свя­ти­те­ля бы­ло по­пе­че­ние о бед­ных, вдо­вах и си­ро­тах. Ча­сто по­се­щал он за­клю­чен­ных и для их уте­ше­ния со­вер­шал Бо­го­слу­же­ния в тю­рем­ных церк­вах. Не мень­ше за­бо­тил­ся свя­ти­тель и о ду­хов­ном окорм­ле­нии бра­тии Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря. Уст­ны­ми на­зи­да­ни­я­ми и лич­ным при­ме­ром он вос­пи­ты­вал в ино­ках оби­те­ли дух ис­тин­но­го по­движ­ни­че­ства. Свя­ти­тель Ме­ле­тий го­во­рил: "Сми­ре­ние – охра­ни­тель­ный меч, с ним без­опас­но прой­дешь зем­лю, ад и до­стиг­нешь Неба".

В ап­ре­ле 1828 го­да свя­ти­тель Ме­ле­тий по­лу­чил на­зна­че­ние на Перм­скую ка­фед­ру.

Стро­гий к са­мо­му се­бе, свя­ти­тель был строг и к дру­гим. Для под­го­тов­ки из­бран­ных кан­ди­да­тов к при­ня­тию са­на свя­ти­тель Ме­ле­тий сам на­пи­сал для них так на­зы­ва­е­мый "Став­лен­ни­че­ский ка­те­хи­зис". В ав­гу­сте 1831 го­да свя­ти­тель Ме­ле­тий был пе­ре­ве­ден на Ир­кут­скую ка­фед­ру, с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­епи­ско­па.

Боль­шое вни­ма­ние уде­лял свя­ти­тель про­све­ще­нию ма­лых на­ро­дов Рос­сии све­том Еван­гель­ско­го уче­ния. Свя­ти­тель ос­но­вал церк­ви на се­ве­ре Кам­чат­ки, в се­ве­ро-во­сточ­ной ча­сти Ир­кут­ской епар­хии и вдоль ре­ки Ал­дан, на трак­те от Якут­ска до Охот­ска. Он ча­сто обо­зре­вал об­шир­ную епар­хию, был на по­бе­ре­жье Охот­ско­го и Ле­до­ви­то­го мо­рей, в пре­де­лах Се­вер­ной Аме­ри­ки, где то­гда тру­дил­ся зна­ме­ни­тый апо­стол Си­би­ри, свя­щен­ник Иоанн Ве­ни­а­ми­нов, впо­след­ствии свя­ти­тель Ин­но­кен­тий (па­мять 23 сен­тяб­ря и 31 мар­та). Пу­те­ше­ствуя по Си­би­ри и бе­ре­гам Ти­хо­го оке­а­на, свя­ти­тель Ме­ле­тий неред­ко об­щал­ся с на­се­ле­ни­ем, ис­по­ве­до­вав­шим ла­ма­изм. Свя­ти­тель с кро­то­стью убеж­дал оста­вить за­блуж­де­ния и объ­яс­нял еван­гель­ские ис­ти­ны языч­ни­кам: тун­гу­сам, бу­ря­там, кам­ча­да­лам, а так­же жи­те­лям Ку­риль­ских и Але­ут­ских ост­ро­вов.

По­сле неуто­ми­мых тру­дов здо­ро­вье свя­ти­те­ля ухуд­ши­лось, и его пе­ре­ве­ли в 1835 го­ду на Сло­бод­ско-Укра­ин­скую ка­фед­ру (впо­след­ствии Харь­ков­ская и Ах­тыр­ская).

И здесь свя­ти­тель Ме­ле­тий уде­лял боль­шое вни­ма­ние ду­хов­ным учеб­ным за­ве­де­ни­ям, мно­го за­бо­тил­ся о бы­те и об­ра­зо­ва­нии ду­хо­вен­ства.

Он под­нял во­прос о вос­ста­нов­ле­нии тех мо­на­сты­рей и ду­хов­ных учи­лищ, ко­то­рые упразд­ни­ла им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II. Боль­шое вни­ма­ние уде­лял свя­ти­тель борь­бе с рас­ко­лом.

2 июля 1839 го­да свя­ти­тель Ме­ле­тий воз­гла­вил тор­же­ство в г. Ах­тыр­ке по слу­чаю 100-ле­тия со дня яв­ле­ния чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой Ах­тыр­ской.

Бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля по­сле­до­ва­ла в ночь на 29 фев­ра­ля 1840 го­да. По­сле При­ча­стия со сло­ва­ми "Ныне от­пу­ща­е­ши" свя­ти­тель осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем и, об­ра­ща­ясь ко всем со сло­ва­ми "Про­сти­те ме­ня", ото­шел ко Гос­по­ду.

4 мар­та 1840 го­да свя­ти­тель Ме­ле­тий был пре­дан зем­ле епи­ско­пом Кур­ским Или­о­до­ром в усы­паль­ни­це под Кре­сто­вой цер­ко­вью По­кров­ско­го мо­на­сты­ря.

С пер­вых дней кон­чи­ны свя­ти­те­ля ве­ру­ю­щие лю­ди твер­до упо­ва­ли на пред­ста­тель­ство свя­то­го Ме­ле­тия пред Бо­гом и по­лу­ча­ли бла­го­дат­ную по­мощь: ис­це­ле­ние в бо­лез­нях, уте­ше­ние в скор­бях и из­бав­ле­ние от злых об­сто­я­ний. Осо­бую на­деж­ду воз­ла­га­ли ве­ру­ю­щие харь­ков­чане на свя­то­го Ме­ле­тия в бед­ствен­ные дни Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Чу­дес­ным из­ве­ще­ни­ем свя­той пред­ска­зал ско­рое из­бав­ле­ние го­ро­да от вра­гов.

В 1948 го­ду с бла­го­сло­ве­ния свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сия гроб­ни­ца с мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ме­ле­тия бы­ла пе­ре­не­се­на в Бла­го­ве­щен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, где на­хо­дит­ся и по сей день, яв­ля­ясь ду­хов­ным при­бе­жи­щем и мо­лит­вен­ным уте­ше­ни­ем ве­ру­ю­щих лю­дей.

Со дня утвер­жде­ния в 1977 го­ду свя­тей­шим пат­ри­ар­хом Пиме­ном и Свя­щен­ным Си­но­дом служ­бы с ака­фи­стом свя­ти­те­лю Ме­ле­тию ве­ру­ю­щие харь­ков­чане с ра­до­стью спе­шат по сре­дам ве­че­ром в со­бор, про­ся здесь мо­лит­вен­но­го хо­да­тай­ства свя­ти­те­ля о бла­го­сто­я­нии Свя­той Церк­ви, о ми­ре и бла­го­ден­ствии Оте­че­ства.