Канон святителю Василию Рязанскому

Припев: Святи́телю о́тче Васи́лие, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 23 июня (10 июня ст. ст.); 16 июля (03 июля ст. ст.)

Глас 8.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.

Прииди́те, благоче́стия рачи́телие, согла́сно воспои́м вси́ свяще́ннаго иера́рха Васи́лия и похва́льными пе́сньми почти́м па́мять его́, я́ко моли́твенника о душа́х на́ших и храни́теля гра́ду Ряза́ни.

А́нгельски на земли́ пожи́в, Богому́дре Васи́лие, лико́м избра́нных рабо́в Бо́жиих вчини́лся еси́, те́мже мо́лим тя́: моли́ Христа́ Бо́га изба́витися на́м от бе́д и огня́ ве́чнующаго.

Моли́твами твои́ми, святи́телю Васи́лие, сохрани́ ста́до твое́ духо́вное от напа́стей чу́вственных и мы́сленных и да́же до конца́ неврежде́ны на́с соблюди́.

Богоро́дичен: Я́ко сте́ну и прибе́жище стяжа́хом Тя́, Богома́ти: спаси́ на́с от бе́д и скорбе́й и от му́к бу́дущих изба́ви моли́твами Твои́ми.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Треволне́ния жите́йскаго пучи́ну препла́вая и не име́я упра́вителя помышле́ний, к тебе́, святи́телю Васи́лие, прибега́ю и от тебе́ ожида́ю ско́рыя по́мощи.

В мо́ри мя́ пла́вающа и на пути́ ше́ствующа соблюди́, святи́телю, и наста́ви твори́ти во́лю Госпо́дню, я́ко да обря́щу в Де́нь су́дный соде́янных мно́ю согреше́ний разреше́ние.

А́з, любостра́стный, я́ко ладия́, обурева́юся от прегреше́ний мои́х, но во благоути́шное приста́нище покая́ния наста́ви мя́ моли́твами твои́ми, пречу́дне святи́телю.

Богоро́дичен: Стра́сти моего́ се́рдца исцели́, Ма́ти Всеблага́я, у́м мо́й умири́ и просвети́ и напра́ви мя́ ходи́ти непреткнове́нно путе́м спасе́ния, я́ко да при́сно Тя́ ублажа́ю.

Седа́лен, гла́с 2:

Окрили́в у́м ве́рою и любо́вию к Бо́гу, мирска́го смеше́ния возгнуша́лся еси́, святи́телю Васи́лие, и, кре́ст на ра́мена твоя́ взе́м, после́довал еси́ Влады́це Христу́, и бы́л еси́ хра́м Ду́ха Свята́го. Те́мже вопие́м ти́: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти пра́зднующим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Под кро́в Тво́й держа́вный с ве́рою прибега́ем, Богоро́дице: покры́й и соблюди́ на́с моли́твами Твои́ми и спаси́ от бе́д и от клеветы́ злы́х челове́к, да Тя́, Богома́ти, при́сно почита́ем.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

И́овли кре́пости во искуше́ниих не стяжа́х, и вра́г спасе́ния поглоти́ти мя́ тщи́тся, но ты́, святи́телю, помози́ мне́ се́ти лука́ваго сокруши́ти моли́твами твои́ми ко Влады́це Христу́, да зову́ Ему́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Любо́вию сочета́вся Христу́, святи́тель богоприя́тен и па́стырь и́стинен яви́лся еси́, о́тче Васи́лие. Те́мже тя́ благоче́стно ублажа́юще, мо́лим: моли́ся Христу́ Бо́гу, да яви́т на́м си́лу Свою́ во благовре́менную по́мощь.

Иера́рха тя́, яко́в на́м подоба́ше, стяжа́вше, тобо́ю хва́лимся и, в заступле́нии твое́м по́мощь обрета́юще на ви́димыя и неви́димыя враги́, вопие́м к Бо́гу Спаси́телю: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Богоро́дичен: А́нгельских чино́в превы́шшая, Ма́ти Бо́жия, бу́ди ми́ ско́рая в беда́х Помо́щница, кре́пость моя́ и утвержде́ние и от враго́в защище́ние, да не убою́ся вра́жия преще́ния, но при́сно пою́ Тя́ и сла́влю, Всепе́тая.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго? Но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Святоле́пным житие́м и уче́нием твои́м, Богому́дре Васи́лие, мно́гия ко Христу́ приве́л еси́; те́мже и мы́, ча́да твоя́, ны́не мо́лим тя́ по́мощь на́м дарова́ти, да хо́дим непреткнове́нно в путе́х за́поведей Госпо́дних.

Во стране́ прише́льствия тече́ние до́бре соверши́в, ко Све́ту невече́рнему восхожде́ние обре́л еси́, преблаже́нне, и вене́ц све́тел прия́л еси́ от Царя́ Сла́вы Христа́, к Нему́же ны́не моли́ся, от помраче́ния и уны́ния душе́внаго на́с свободи́ти и на стези́ спасе́ния стопы́ на́ша напра́вити.

Я́ко первопресто́льника и святи́теля на́шего чту́ще тя́, мо́лим, ча́да твоя́, блаже́нне: от тьмы́ грехо́вныя изба́ви и све́том благода́ти просвети́ ду́ши на́ша.

Богоро́дичен: Ты́ еси́ просвеще́ние и избавле́ние мое́, Ма́ти Незаходи́маго Све́та, на Тя́ по Бо́зе наде́жду спасе́ния моего́ возлага́ю и молю́ Тя́: изба́ви мя́ от належа́щих бе́д и скорбе́й, да сла́влю Тя́ во ве́ки.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.

Изба́витися на́м от бу́ри страсте́й и от потопле́ния в пучи́не зо́л моли́ся, святи́телю о́тче Васи́лие, да, моли́твами Твои́ми направля́еми, дости́гнем во приста́нища ти́хая Боже́ственныя во́ли.

Тя́, досточу́дне Васи́лие, от водна́го потопле́ния, я́коже Ио́ну во чре́ве ки́тове, Госпо́дь сохрани́л е́сть. О, чудесе́ но́ваго и пресла́внаго! Те́мже мо́лим тя́: твои́ми ко Христу́ моли́твами изба́ви на́с от потопле́ния в молве́ жите́йских попече́ний и тлетво́рных страсте́й.

Ежеча́сно волна́ми жите́йскими погружа́юся, и бу́ря искуше́ний потопля́ет мя́. К тебе́, о́тче Васи́лие, чу́дно по вода́м ше́ствовавшему, ны́не прибега́я, вопию́: моли́ся Христу́ Бо́гу, да изведе́т из глубины́ грехо́вныя жи́знь мою́, я́ко Человеколю́бец.

Богоро́дичен: Лю́тыми страстьми́ одержи́мым ско́рая Помо́щница и гото́вое обурева́емым приста́нище су́щи, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ мя́ от зло́бы и клеветы́ челове́ческия и не да́ждь ми́ разби́тися о ка́мень малове́рия и отча́яния, да не погублю́ вконе́ц ду́шу мою́.

Конда́к, гла́с 8:

Я́ко многосве́тлая звезда́, от гра́да Му́рома возсия́л еси́, святи́телю Васи́лие, по вода́м же доше́д до гра́да на́шего Ряза́ни, Це́рковь Бо́жию до́бре упа́сл еси́, просвеща́я лю́ди уче́нием и житие́м твои́м. Помина́й и ны́не ча́да твоя́, мо́лим тя́, наста́вниче на́ш до́брый, и за ны́ Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери моли́ся, да благода́рною душе́ю зове́м ти́: ра́дуйся, уго́дниче Христо́в и те́плый к Бо́гу о на́с моли́твенниче.

И́кос:

У́мная очеса́ всегда́ к Вы́шним возводя́, Небе́сных непреста́нно жела́л еси́, свята́го же ра́ди жития́ твоего́ архиере́йства са́ном украше́н бы́в, Це́рковь и лю́ди твои́ми уче́нии обогати́л еси́ и, тече́ние благоче́стно соверши́в, к Бо́гу пресла́вно ду́хом преше́л еси́, на́м святы́я мо́щи твоя́ в па́мять и освяще́ние оста́вив, и́мже ны́не со умиле́нием покланя́ющеся, мо́лимся от страсте́й треволне́ния на́с сохрани́ти, я́ко да в тишине́ богоуго́дно пожи́вше, тебе́ благода́рно вопие́м, глаго́люще: ра́дуйся, о́тче Васи́лие, ско́рый помо́щниче и те́плый к Бо́гу о на́с моли́твенниче.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: В нача́ле зе́млю основа́вый и Небеса́ сло́вом утверди́вый, благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Я́коже пресе́льник от гра́да Му́рома бы́в, к Богома́тери ру́це простира́я, спасе́ние обре́л еси́, святи́телю о́тче Васи́лие: вода́м бо, послужи́вшим тебе́ Бо́жиим манове́нием, гра́да Ряза́ни дости́гл еси́ и, та́мо Христу́ Бо́гу угоди́в, Тому́ ны́не ра́достно пое́ши: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Ряза́нския о́бласти благове́рнаго кня́зя и христоимени́тыя лю́ди ра́дости испо́лнил еси́ твои́м ди́вным по вода́м прише́ствием, сопу́тника и храни́теля Христа́ обре́т, к Нему́же ны́не ра́достно зове́ши: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Я́коже трие́ о́троцы в пещи́ Вавило́нстей о́гненную си́лу угаси́ша моли́твою, та́ко и ты́, святы́й о́тче, о́гнь зло́бы вра́жия и клеветы́ челове́ческия ве́рою и моли́твою угаси́л еси́, поя́ Бо́гу Спаси́телю: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Богоро́дичен: Земле́ свята́я, безсе́менно произрасти́вшая Спасе́ние ми́ра, Христа́ Бо́га на́шего, от бу́ри сопроти́вныя и искуше́ний изба́ви мя́ и из глубины́ зо́л возведи́, да пою́ непреста́нно ми́лости и щедро́ты Твоя́, Ма́ти Всеблага́я.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Покрыва́яй вода́ми превы́спренняя Своя́, полага́яй мо́рю преде́л песо́к и содержа́й вся́, Тя́ пое́т со́лнце, Тя́ сла́вит луна́, Тебе́ прино́сит пе́снь вся́ тва́рь, я́ко Соде́телю все́х во ве́ки.

Ангелоподо́бным житие́м возсия́л еси́, святи́телю о́тче Васи́лие, благоче́стия рачи́тель бы́в неусыпа́емь, те́мже со А́нгелы предстоя́ ны́не Престо́лу Влады́ки вся́ческих, моли́ изба́витися на́м от вся́каго прило́га вра́жия, пою́щим ве́рно: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

На земли́ пожи́в, я́ко А́нгел, с пло́тию, я́ко безпло́тен, безпло́тныя враги́ под но́ги покори́л еси́. Те́мже ны́не со А́нгелы на Небесе́х све́тло лику́я, Христу́ вопие́ши: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Исто́чник благода́тных дарова́ний стяжа́в, Богоблаже́нне, пода́ждь ми́ исто́чник умиле́ния и сле́з, да омы́ю душе́вныя моя́ стра́сти и све́том покая́ния убелю́ очерне́вшую мою́ ду́шу, ра́достно поя́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богоро́дичен: Христа́ на́м роди́вшая, ра́дость ве́чную, го́рестных сле́з мои́х не забу́ди и стена́ния души́ моея́ не пре́зри, Всеблага́я, но яви́ на мне́ ми́лость и человеколю́бие Сы́на и Бо́га Твоего́.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Вои́стинну Богоро́дицу, Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с Безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.

Ве́лие чу́до на тебе́ ви́дится, преблаже́нне Васи́лие, я́ко блаже́нное те́ло твое́ чрез мно́га ле́та соблюде́ся невреди́мо манове́нием Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Его́же моли́ грехо́в проще́ние на́м дарова́ти.

Адама́нт кре́пкий яви́лся еси́, святи́телю Васи́лие, ве́ру я́ко основа́ние непоколеби́мо в души́ твое́й име́я: мно́ги бо враги́ ви́димыя и неви́димыя победи́л еси́, я́ко до́бр во́ин Влады́ки Христа́, Ему́же моли́ся, да спасе́т тебе́ ра́ди ду́ши на́ша.

Любо́вию чту́ще твою́ па́мять, мо́лим тя́, святи́телю и предста́телю на́ш: моли́ приле́жно Христа́ Бо́га о гра́де твое́м и лю́дех, изба́вити на́с от вся́кия ско́рби и напа́сти, да тя́ се́рдцем и усты́ непреста́нно ублажа́ем.

Богоро́дичен: Ю́же пою́т а́нгельстии чи́ни и сла́вят патриа́рси со архиере́и я́ко Ма́терь Бо́жию, Тебе́, Де́во Богоро́дице, и мы́, гре́шнии, припа́дающе, мо́лим: приста́нище ти́хое бу́ди на́м, обурева́емым страстьми́, и от все́х бе́д сохрани́ на́с ма́терними Твои́ми моли́твами ко Христу́, Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему.

Свети́лен:

Ца́рственное и́мя нося́, Всецарю́ Христу́ житие́м твои́м после́довал еси́, Ему́же ны́не в черто́зе Небе́снем соца́рствуеши, преблаже́нне Васи́лие, Того́ моли́ и на́с облиста́ти сла́вою Его́ Боже́ственною.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен: Све́том Твои́м озари́ мя́, Всенепоро́чная, во тьме́ грехо́вней содержи́маго, и помози́ ми́ ходи́ти во дни́ Бо́жиих повеле́ний, я́ко да сла́влю Тя́, Всепе́тую, во ве́ки.

Краткое житие святителя Василия, епископа Рязанского

Свя­ти­тель Ва­си­лий I, Ря­зан­ский чу­до­тво­рец, упо­мя­нут в Лав­рен­тьев­ской ле­то­пи­си и в древ­нем спис­ке ря­зан­ских вла­дык чис­лит­ся чет­вер­тым. (Ва­си­лий II, † 1360, хи­ро­то­ни­сан в сан епи­ско­па в 1356 го­ду свя­ти­те­лем Алек­си­ем, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским, † 1378). Древ­нее пре­да­ние свя­зы­ва­ет со свя­тым епи­ско­пом Ва­си­ли­ем пе­ре­не­се­ние в Ря­зань чу­до­твор­но­го об­ра­за Му­ром­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (све­де­ния 12 ап­ре­ля). Свя­ти­тель Ва­си­лий был сна­ча­ла епи­ско­пом Му­ром­ским. По на­ве­там ду­ха зло­бы го­ро­жане вос­ста­ли про­тив него, неспра­вед­ли­во об­ви­нив в по­ступ­ках, непо­до­ба­ю­щих ар­хи­пас­ты­рю. То­гда свя­ти­тель по­сле про­дол­жи­тель­ной мо­лит­вы вы­шел к ре­ке Оке, рас­про­стер на во­де свою епи­скоп­скую ман­тию и стал на нее, дер­жа в ру­ках об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Му­ром­ской. Силь­ным вет­ром его по­нес­ло про­тив те­че­ния, и через несколь­ко ча­сов он до­плыл до Ря­за­ни, где был при­нят с по­че­том ря­зан­ским кня­зем и на­ро­дом.

Еще при жиз­ни свя­ти­те­ля Ва­си­лия счи­та­ли му­жем пра­вед­ным и бла­го­че­сти­вым. За­дол­го до то­го, как в на­ча­ле ХVII ве­ка бы­ли от­кры­ты его мо­щи, ря­зан­цы чти­ли его па­мять и на­зы­ва­ли "прис­ным сво­им за­ступ­ни­ком, в скор­бех и на­па­стех по­мощ­ни­ком". Ча­ще все­го об­ра­ща­ют­ся к нему от­прав­ля­ю­щи­е­ся в путь, осо­бен­но по во­дам, ве­руя, что он спа­са­ет в пу­ти: на су­ше – от на­па­сти, на во­дах – от по­топ­ле­ния.

Око­ло 1540 го­да бы­ла на­пи­са­на ино­ком Ераз­мом-Ер­мо­ла­ем "По­весть о Ва­си­лии, епи­ско­пе Ря­зан­ском и Му­ром­ском".

Об­ре­те­ние и пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля Ва­си­лия, епи­ско­па Ря­зан­ско­го, бы­ло со­вер­ше­но Ря­зан­ским ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­ри­том (1605–1617). В Смут­ное вре­мя Про­мыс­лу Бо­жию угод­но бы­ло про­сла­вить свя­ти­те­ля Ва­си­лия: 10 июня 1609 го­да со­сто­я­лось от­кры­тие его свя­тых мо­щей и пе­ре­не­се­ние их в Успен­ский (впо­след­ствии Рож­де­ствен­ский) со­бор в Крем­ле Пе­ре­я­с­ла­ва Ря­зан­ско­го, ко­то­рый со вре­ме­ни епи­ско­па Ря­зан­ско­го Ио­ны II (1522–1547) был ка­фед­раль­ным. Мо­щи свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом на ле­вом кли­ро­се, под­ле ико­но­ста­са. То­гда же бы­ли со­став­ле­ны тро­парь и кондак свя­ти­те­лю. С это­го вре­ме­ни имя свя­ти­те­ля Ва­си­лия "по­ми­на­ет­ся во всех церк­вах Ря­зан­ской епар­хии". К нему при­бе­га­ют как к "прис­но­му за­ступ­ни­ку сво­е­му, в скор­би и на­па­сти по­мощ­ни­ку". При ар­хи­епи­ско­пе Мо­и­сее (1638–1651), в 1638 го­ду над мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ла устро­е­на ка­мен­ная гроб­ни­ца, а над ней по­ме­щен му­ром­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – "Мо­ле­ние Ва­си­лия". Из­вест­но, что в это вре­мя в ря­зан­ских хра­мах со­вер­ша­лись мо­леб­ны свя­ти­те­лю Ва­си­лию. 10 июня 1645 го­да при ар­хи­епи­ско­пе Мо­и­сее впер­вые тор­же­ствен­но празд­но­ва­лось пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля. Осо­бен­но усерд­ным по­чи­та­те­лем ря­зан­ско­го рер­во­свя­ти­те­ля счи­та­ет­ся ар­хи­епи­скоп Ми­са­ил (1651–1655). По его по­ве­ле­нию в 1653 го­ду бы­ла сде­ла­на над­пись на боль­шой се­реб­ря­ной во­до­свят­ной ча­ше: "Сия ча­ша в Пе­ре­я­с­лав Ря­зан­ский, в со­бор­ную цер­ковь Успе­ния и свя­тых стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба, и иже во свя­тых от­ца на­ше­го Ва­си­лия, епи­ско­па Ря­зан­ско­го, чу­до­твор­ца". В 1655 го­ду свя­ти­тель Ва­си­лий был изо­бра­жен на се­реб­ря­ном кре­сте вме­сте со свя­тым Иоан­ном Пред­те­чей и свя­ти­те­лем Ионой, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским. В 1712 го­ду при мит­ро­по­ли­те Сте­фане Явор­ском над ме­стом пер­во­на­чаль­но­го по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля Ва­си­лия, у Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви, бы­ла устро­е­на ка­мен­ная ча­сов­ня усер­ди­ем подъ­яче­го Ни­ки­ты Ал­ту­хо­ва. В 1722–1723 го­дах при им­пе­ра­то­ре Пет­ре I со­сто­я­лось фор­маль­ное рас­сле­до­ва­ние о свя­ти­те­ле, по­сле ко­то­ро­го свя­ти­тель Ва­си­лий был изо­бра­жен на иконе вме­сте с дру­ги­ми рус­ски­ми свя­ты­ми. Мит­ро­по­лит Нов­го­род­ский Ди­мит­рий (Се­че­нов) в быт­ность епи­ско­пом Ря­зан­ским (1752–1757) со­ста­вил служ­бу свя­ти­те­лю Ва­си­лию, "взяв­ши во вни­ма­ние преж­де на­пи­сан­ные тро­парь, кондак и ка­нон". При нем же над мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ла сде­ла­на но­вая гроб­ни­ца на­по­до­бие ра­ки с ико­ной свя­ти­те­ля. В 1782 го­ду ра­ка над мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ла ве­ли­ко­леп­но укра­ше­на ар­хи­епи­ско­пом Ря­зан­ским и За­рай­ским Си­мо­ном (Ла­го­вым) (1778–1804). В 1810 го­ду при ар­хи­епи­ско­пе Ря­зан­ском и За­рай­ском Фе­о­фи­лак­те (Ру­са­но­ве) по­сле­до­вал Указ Свя­тей­ше­го Си­но­да о празд­но­ва­нии свя­ти­те­лю Ва­си­лию в Неде­лю Всех свя­тых. 4 ок­тяб­ря 1836 го­да был тор­же­ствен­но от­крыт но­вый па­мят­ник на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ва­си­лия, воз­двиг­ну­тый усер­ди­ем кти­то­ра Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви Си­мео­на Па­но­ва. В 1871 го­ду ар­хи­епи­скоп Алек­сий (Ржа­ни­цын, 1867–1876) пер­вый раз от­слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Ва­си­лия, 3 июля. При ар­хи­епи­ско­пе Пал­ла­дии (Ра­е­ве, 1876–1882) Ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да 1881 го­да утвер­жде­ны дни празд­но­ва­ния па­мя­ти свя­ти­те­ля Ва­си­лия: 3 июля – в день бла­жен­ной кон­чи­ны и 10 июня – в день пе­ре­не­се­ния его свя­тых мо­щей. В на­сто­я­щее вре­мя свя­ти­тель Ва­си­лий осо­бен­но по­чи­та­ет­ся на Ря­зан­ской зем­ле. В каж­дом хра­ме Ря­зан­ской епар­хии име­ет­ся его ико­на, а в боль­шин­стве хра­мов, кро­ме то­го, – на­стен­ное изо­бра­же­ние свя­ти­те­ля, плы­ву­ще­го по во­де на ман­тии с Му­ром­ской ико­ной Бо­го­ма­те­ри в ру­ках. В ка­фед­раль­ном со­бо­ре каж­дую сре­ду ве­че­ром ему со­вер­ша­ет­ся ака­фист­ное пе­ние.

Полное житие святителя Василия, епископа Рязанского

Угод­ник Бо­жий, свя­ти­тель Ва­си­лий, епи­скоп Ря­зан­ский жил во вто­рой по­ло­вине три­на­дца­то­го ве­ка. О про­ис­хож­де­нии его, – от ко­го и где ро­дил­ся, – ни­ка­ких сви­де­тельств не со­хра­ни­лось. Но со­хра­ни­лись в пес­но­пе­ни­ях цер­ков­ных ука­за­ния на то, что свя­ти­тель Ва­си­лий с мла­ден­че­ских лет был освя­щен­ным ра­бом Гос­под­ним, что с юно­ше­ско­го воз­рас­та он усо­вер­шен­ство­вал се­бя и нрав­ствен­но и ду­хов­но, по­беж­дая стра­хом Бо­жи­им в се­бе гре­хов­ное и на­саж­дая в ду­ше и серд­це сво­ем все свя­тое.

Пер­вые по­дви­ги бла­го­че­стия сво­е­го на­чал он в Му­ро­ме. Там он при­нял на се­бя свя­той об­раз мо­на­ше­ский, и, ко­гда Про­мыс­лу Бо­жию угод­но бы­ло по­ста­вить его свя­ти­те­лем паст­вы Му­ро­мо-Ря­зан­ской, он си­ял уже ве­ли­ки­ми по­дви­гам воз­дер­жа­ния, кро­то­сти и сми­ре­ния. Об из­бра­нии св. Ва­си­лия в сан епи­ско­па в жи­тии его го­во­рит­ся так: «По за­пу­сте­нии гра­да Му­ро­ма от невер­ных лю­дей при­был из Ки­е­ва в Му­ром бла­го­вер­ный князь Ге­ор­гий Яро­сла­вич. Сей князь об­но­вил та­мош­нюю цер­ковь Бла­го­ве­ще­ния и вто­рой храм св. стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба и по­ста­вил в церк­ви их, по-преж­не­му, епи­ско­па, име­нем Ва­си­лия, му­жа пра­вед­на и бла­го­че­сти­ва».

При­няв на се­бя вы­со­кий сан ар­хи­ерей­ства, свя­ти­тель Ва­си­лий со всей рев­но­стью ис­тин­но­го пас­ты­ря Церк­ви Хри­сто­вой на­чал тру­дить­ся в устро­е­нии сво­ей паст­вы: рас­се­ян­ных вар­вар­ским на­ше­стви­ем со­би­рал во еди­но ста­до, из­не­мо­га­ю­щих укреп­лял ве­рой, со­кру­шен­ных уте­шал твер­дой на­деж­дой на ми­лость Бо­жию, за­блуд­ших воз­вра­щал на путь пра­вый. В та­ких вы­со­ких по­дви­гах доб­ро­де­те­ли свя­ти­тель Ва­си­лий по­ка­зал се­бя пас­ты­рем доб­рым, муд­рым и неусып­ным, ми­ло­сти­вым и люб­ве­обиль­ным, незло­би­вым и сми­рен­ным, непо­ко­ле­би­мым стол­пом чи­сто­ты и це­ло­муд­рия, – при­ме­ром сво­е­му ста­ду в мо­лит­вах, и по­ще­ни­ях, и в по­дви­гах свя­то­оте­че­ских.

Та­кие вы­со­кие по­дви­ги и доб­ро­де­те­ли свя­ти­те­ля невы­но­си­мы ста­ли вра­гу все­го доб­ро­го – диа­во­лу. Он упо­треб­ля­ет все свои са­та­нин­ские хит­ро­сти, чтобы воз­бу­дить в лег­ко­мыс­лен­ном му­ром­ском на­ро­де по­до­зре­ние в чи­сто­те и це­ло­муд­рии жиз­ни свя­ти­те­ля Бо­жия. Он при­ни­ма­ет на се­бя вид блуд­ной де­ви­цы, ча­сто вхо­дит и вы­хо­дит из жи­ли­ща свя­ти­тель­ско­го, по­ка­зы­ва­ет­ся на­ро­ду из свя­ти­тель­ско­го ок­на и, по-ви­ди­мо­му, успе­ва­ет в сво­их коз­нях. Од­на­жды бо­яре и на­род со­бра­лись к свя­ти­те­лю Ва­си­лию в ве­чер­нюю по­ру и ви­дят де­ви­цу, бе­гу­щую вверх по сту­пе­ням к свя­ти­те­лю, в ру­ках у нее са­по­ги. Так сде­лал диа­вол. На­род, уви­дев это, возо­пил: «О, епи­ско­пе, недо­стой­но те­бе име­ти дев в хра­мине сво­ей на ло­же». На­прас­но свя­ти­тель Ва­си­лий уве­рял на­род: «Непо­ви­нен я де­лу се­му блуд­но­му, еже вы ре­че­те ми». На­род в са­мо­заб­ве­нии при­сту­пил к са­мо­су­ду над угод­ни­ком Бо­жи­им: не убо­ял­ся свя­ти­тель­ства его, не усты­дил­ся бла­го­ле­пия чест­ных се­дин его, обо­лгал, по­ру­гал­ся над ним и по­ло­жил из­гнать свя­ти­те­ля из Му­ро­ма. На­шлись да­же и та­кие, ко­то­рые в неистов­стве сво­ем кри­ча­ли: «За сие де­ло убьем его!» То­гда свя­ти­тель Ва­си­лий на­чал про­сить: «От­цы и бра­тия! Дай­те мне немно­го вре­ме­ни, до тре­тье­го ча­са дня». На­род, по­ра­жен­ный кро­то­стью свя­ти­те­ля, со­гла­сил­ся и разо­шел­ся по до­мам. Невин­ный пра­вед­ник всю ночь мо­лил­ся со сле­за­ми в со­бор­ном хра­ме Бо­ри­са и Гле­ба; со­вер­шил все­нощ­ную и утром – ли­тур­гию. За­тем от­пел мо­ле­бен пред чти­мой им ико­ной Бо­го­ма­те­ри в хра­ме Бла­го­ве­ще­ния, взял эту ико­ну с со­бой и, пре­дав се­бя во­ле Бо­жи­ей, с на­деж­дой на Бо­жию Ма­терь, по­шел к ре­ке Оке, чтобы на­все­гда оста­вить Му­ром. На­род при­го­то­вил ему лод­ку. Но свя­ти­тель Ва­си­лий снял с се­бя ман­тию, разо­стлал ее по во­де, взо­шел на нее с об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри и, чу­дес­но несо­мый си­лой Бо­жи­ей, как бур­ным вет­ром, быст­ро по­плыл по ре­ке про­тив те­че­ния ее во­ды. Ман­тия сде­ла­лась для него лег­ким ко­раб­лем, Про­мыш­ле­ние Бо­жие и за­ступ­ле­ние Бо­го­ма­те­ри – кор­ми­лом. По­ра­жен­ные чу­дом, му­ром­цы, все, от ста­ра до ма­ла, возо­пи­ли со сле­за­ми: «О свя­тый Вла­ды­ко Ва­си­лий! Про­сти нас, греш­ных ра­бов сво­их; со­гре­ши­хом пред то­бою, от­че, свя­тый Вла­ды­ко, не за­бу­ди нас, ра­бов тво­их». Но свя­ти­тель Ва­си­лий был взят от глаз му­ром­цев «в мгно­ве­ние ока». Так оправ­дал Бог невин­ность пра­вед­ни­ка Сво­е­го пред на­ро­дом. Так по­сра­мил Он коз­ни диа­во­ла, ис­кав­ше­го по­ги­бе­ли на­ро­да.

По­сле обед­ни, в 3-м ча­су дня, свя­ти­тель Ва­си­лий оста­вил Му­ром, а в 9-м ча­су то­го же дня (к ве­черне) при­не­сен был в Ря­зань (ста­рую), рас­сто­я­ни­ем бо­лее двух­сот по­прищ от Му­ро­ма. Див­ный Про­мысл Бо­жий чу­дес­ным об­ра­зом из­ве­стил жи­те­лей Ря­за­ни о при­бли­же­нии к их го­ро­ду свя­ти­те­ля Ва­си­лия. Пре­да­ние го­во­рит, что жи­те­ли Ря­за­ни пред са­мым при­бы­ти­ем свя­ти­те­ля со­бра­лись в храм к ве­чер­не­му бо­го­слу­же­нию, но диа­кон в об­ла­че­нии, вы­шед­ший на­чи­нать служ­бу, при всех уси­ли­ях не мог про­из­не­сти обыч­но­го на­ча­ла. На­род смот­рел на это с изум­ле­ни­ем. На­ко­нец диа­кон, как бы раз­ре­шен­ный от уз, свя­зы­вав­ших его уста, неволь­но про­воз­гла­сил: «Не мо­гу на­чи­нать, Вла­ды­ко при­был, Вла­ды­ку встре­чай­те!» И весь со­бор пас­ты­рей со свя­ты­ми кре­ста­ми, князь с бо­яра­ми и на­ро­дом по­спе­ши­ли вый­ти на бе­рег Оки в сре­те­ние бо­го­яв­лен­но­му свя­ти­те­лю и, ви­дя его плы­ву­щим на ман­тии с Пре­чи­стым Об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри, с ве­ли­кой ра­до­стью при­ня­ли к се­бе.

Но недол­го про­дол­жа­лась ра­дость свя­ти­те­ля Ва­си­лия и его паст­вы. То бы­ло вре­мя скор­бей, а не ра­до­сти. Во вре­мя од­но­го опу­сто­ши­тель­но­го на­бе­га вар­ва­ров Ря­зань со все­ми хра­ма­ми бы­ла раз­ру­ше­на, а свя­ти­те­лю Ва­си­лию Про­мысл Бо­жий на­зна­чил дру­гое ме­сто при­ста­ни­ща и упо­ко­е­ния – это ны­неш­няя Ря­зань. Пре­да­ние го­во­рит, что свт. Ва­си­лий и сю­да при­плыл по Оке и Тру­бе­жу на сво­ей чу­до­дей­ствен­ной ман­тии с тем же Му­ром­ским об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри к церкве Бо­ри­са и Гле­ба. Здесь ос­но­вал но­вую епи­ско­пию, и цер­ковь Бо­ри­са и Гле­ба с то­го вре­ме­ни ста­ла со­бо­ром.

Пас­тыр­ское слу­же­ние свя­ти­те­ля Ва­си­лия про­дол­жа­лось толь­ко де­сять лет. Пе­ре­не­сен­ные им огор­че­ния, тру­ды и за­бо­ты, скор­би и пе­ча­ли при ви­де страж­ду­щей под игом та­тар паст­вы со­кра­ти­ли мно­го­труд­ную жизнь свя­ти­те­ля, и 3 июля (ст. стиль) 1295 го­да свя­ти­тель Ва­си­лий пе­ре­се­лил­ся в веч­ные оби­те­ли. Свя­тое те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в Бо­ри­со-Глеб­ском со­бо­ре.

Не без бла­гих це­лей Про­мыс­ла Бо­жия со­вер­ша­лось пе­ре­се­ле­ние свя­ти­те­ля Ва­си­лия из од­но­го ме­ста в дру­гое. Му­ром­цев оно вра­зу­ми­ло, от­крыв им коз­ни диа­во­ла, а жи­те­лей Ря­за­ни и Пе­ре­я­с­лав­ля Ря­зан­ско­го – од­них уте­ши­ло и под­кре­пи­ло в са­мое скорб­ное для них вре­мя, дру­гим – да­ло при­мер ве­ры и тер­пе­ния.

Для под­креп­ле­ния же и уте­ше­ния ве­ру­ю­щих в страш­ное вре­мя для на­ше­го Оте­че­ства, вре­мя са­мо­зван­цев и поль­ско­го на­ше­ствия, Про­мыс­лу Бо­жию угод­но бы­ло про­сла­вить угод­ни­ка Сво­е­го нетле­ни­ем мо­щей его, бо­лее трех­сот лет по­чи­вав­ших в зем­ле. Свя­тые мо­щи свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ли от­кры­ты ар­хи­епи­ско­пом Ря­зан­ским Фе­о­до­ри­том и с по­до­ба­ю­щей че­стью пе­ре­не­се­ны в Успен­ский (ныне Хри­сто­рож­де­ствен­ский) со­бор. Это про­изо­шло 10 июня 1609 го­да. По при­чине Смут­но­го вре­ме­ни они бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом, на ле­вом кли­ро­се.

В 1636 го­ду над мо­ща­ми свя­ти­те­ля бы­ла устро­е­на ка­мен­ная гроб­ни­ца, и над нею по­став­ле­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мо­ле­ние Ва­си­лия». В 1753 го­ду эта гроб­ни­ца бы­ла пе­ре­де­ла­на на­по­до­бие ра­ки с об­ра­зом свт. Ва­си­лия, а в 1783 го­ду укра­ше­на прео­свя­щен­ным Си­мо­ном.

На ме­сте об­ре­те­ния св. мо­щей свт. Ва­си­лия, у Бо­ри­со-Глеб­ско­го со­бо­ра, в 1712 го­ду вме­сто древ­ней по­лот­ня­ной па­лат­ки бы­ла устро­е­на ка­мен­ная, а в 1834 го­ду кти­то­ром Бо­ри­со-Глеб­ско­го со­бо­ра Се­ме­ном Па­но­вым – «по тай­но­му вну­ше­нию ему свы­ше» – воз­двиг­нут чу­гун­ный па­мят­ник.

Па­мять его празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью 10 июня и 3 июля (день кон­чи­ны – 1295 г.). 10 июня 1609 го­да в Ря­за­ни бы­ли об­ре­те­ны и пе­ре­не­се­ны в ка­фед­раль­ный Успен­ский со­бор свя­тые мо­щи епи­ско­па Ва­си­лия.