Канон святому преподобному Иоасафу Каменскому Вологодскому чудотворцу

Припе́в: Преподо́бне о́тче Иоасáфе, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 23 сентября (10 сентября ст. ст.)

Глас 8.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся, све́тло торжеству́я, и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.

Ве́сь освяще́н ты́ Творцу́ возложи́в себе́, все́ душе́вное жела́ние излия́в к Нему́, сего́ ра́ди духо́вную благода́ть восприя́л еси́; све́том благода́ти озаря́яся, блаже́нне Иоаса́фе пресла́вне, ве́рою па́мять твою́ торжеству́ющия просвети́ и от тьмы́ грехо́вныя моли́твами свои́ми изба́ви.

Измла́да Христа́ возлюби́л еси́, всеблаже́нне Иоаса́фе, явле́ние чудотво́рче, и Пречи́стую Его́ Ма́терь; ны́не же просвеща́еши чудесы́, я́ко мо́лния, всю́ вселе́нную.

Ны́не, преблаже́нне Иоаса́фе, душа́ твоя́ почива́ет на Небесе́х со Христо́м во Ца́рствии Небе́снем, зде́ же честна́я благода́ть твоя́ да́рует исцеле́ние приходя́щим с ве́рою.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, Пречи́стая Богоро́дице, А́нгельское удивле́ние, проро́ческая про́поведь, апо́столов немо́лчная уста́, моли́ся Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, да сохрани́т ме́сто сие́ и люде́й правосла́вных блаже́ннаго Иоаса́фа моле́нием.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный исто́чниче, ли́к себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́, в Боже́ственней Твое́й сла́ве венце́в сла́вы сподо́би.

Я́ко златоза́рное со́лнце яви́лся еси́ Ипоста́снаго Божества́, Иоаса́фе блаже́нне, и омраче́нных ду́ши просвеща́еши моли́твами твои́ми.

Из мла́да во́зраста Бо́га возлюби́л еси́, преподо́бне блаже́нне, и ничто́же предпоче́л еси́ па́че любве́ Его́, и ны́не сия́еши, я́ко со́лнце Триипоста́снаго Божества́, преблаже́нне Иоаса́фе.

Креста́ Госпо́дня си́лою укрепля́емь, блаже́нне Иоаса́фе, поще́нием и моли́твою стремле́ния бесо́вская на земли́ победи́л еси́ Бо́жиею си́лою.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, Влады́чице Де́во, це́рквам бо еси́ красота́, святи́телем утвержде́ние, все́м лю́дем похвала́. Непреста́нно моли́ся Христу́ Бо́гу сохрани́ти ме́сто сие́ и лю́ди моли́твами всеблаже́ннаго Иоаса́фа.

Седа́лен, гла́с 4:

Тве́рдостию ра́зума украша́лся и плотски́я тяготы́ отве́рг, горды́ню попра́л еси́, оби́телище бы́в избра́нно Пресвято́му Ду́ху, неукло́нным ра́зумом простира́лся Христу́ Бо́гу, многоко́зненнаго стре́лы притупи́л еси́ и лу́к сокруши́л еси́, всеблаже́нне Иоаса́фе, моли́ Христа́ Бо́га оставле́ние пода́ти грехо́в чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́, во о́блаце ле́гце, прии́де Иису́с Пребоже́ственный, нетле́нною дла́нию, и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

На земли́ сте́пень име́л еси́, всеблаже́нне Иоаса́фе, но свои́ми моли́твами Го́рнее Ца́рство восприя́л еси́, и ны́не на Небесе́х со Христо́м ца́рствуеши.

Исцеле́ние соде́лывает боже́ственная благода́ть твоя́, Иоаса́фе блаже́нне, отгоня́еши бо ду́хи лука́выя от челове́к, и укрепля́еши, и премудря́еши мудрова́ния и́х, я́ко да восхва́лим труды́ твоя́, всече́стне.

Со враго́м кре́пко бра́вшися воздержа́нием, ны́не кре́постию одержа́л еси́ побе́ду, блаже́нне Иоаса́фе, пресла́вне новоя́вленне чудотво́рче, му́жески бра́нь претерпе́л еси́ и низложи́л еси́ бесо́вская ополче́ния.

Богоро́дичен: Христа́ на́м родила́ еси́, Пречи́стая Богора́дованная Де́во, спаси́ ме́сто сие́ и лю́ди, и́же на Тя́ упова́ющия, Богоро́дице Пренепоро́чная.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Ужасо́шася вся́ческая о Боже́ственней сла́ве Твое́й: Ты́ бо, Неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га и родила́ еси́ Безле́тнаго Сы́на, все́м воспева́ющим Тя́ ми́р подава́ющая.

Зако́нными моли́твами и посто́м подвиза́лся еси́, блаже́нне Иоаса́фе, и в безсме́ртие оде́ялся еси́, плотски́й ра́зум смири́в кре́постию Боже́ственнаго Ду́ха.

От ю́ности возжада́л еси́ мона́шескаго о́браза и от Христа́ восприя́л еси́ вене́ц златы́й и ри́зу нетле́нную, и ны́не, блаже́нне Иоаса́фе, со А́нгелы ра́дуется, преподо́бне, ду́х тво́й.

О́тче богому́дре Иоаса́фе, дае́ши ве́рным лю́дем душа́м очище́ние и просвеще́ние, и телесе́м исцеле́ние и от страсте́й избавле́ние от твоея́ благода́ти почерпа́ем.

Богоро́дичен: Всесве́тлым укра́шена еси́ Све́том, Богора́дованная, Ты́ бо породи́, Честне́йшая все́х, Христа́ Бо́га на́шего, Его́же моли́, да изба́вит ны́ от все́х напа́стей.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Боже́ственное сие́ и всечестно́е соверша́юще пра́зднество, Богому́дрии, Богома́тере, прииди́те, рука́ми воспле́щим, от Нея́ ро́ждшагося Бо́га сла́вим.

Удиви́ся, боже́ственный Иоаса́фе, чудесе́м твои́м ве́сь ми́р, и восприя́л еси́ от Христа́ вене́ц Небе́сный, его́же моли́ сподо́бити на́с причасти́тися твои́ми моли́твами, всече́стне.

Лу́к си́льных сокруши́л еси́ и бра́нь всю́ неприя́зненну потреби́л еси́, всеблаже́нне Иоаса́фе, веща́ния испусти́л еси́ во всю́ вселе́нную чуде́с твои́х.

Всеблаже́нне Иоаса́фе, уго́дниче Христо́в, на Небесе́х предста́л еси́, Христу́ моля́ся, зде́ же честна́я твоя́ благода́ть боля́щих исцеля́ет и греха́ изыма́ет.

Богоро́дичен: Изсуши́ла еси́ сады́ безбо́жных люде́й, Пренепоро́чная Де́во, Свои́м Прозябе́нием, прозя́бшу во мне́ зло́бу вся́кую искорени́, Богоневе́сто.

Конда́к, гла́с 4:

Яви́лся еси́ ве́лие со́лнце Христо́ве Це́ркви, просвеща́я все́х житие́м свои́м, всече́стне, я́ко черпа́лом златы́м от кла́дезя неиско́паннаго, чуде́с мно́жество поче́рпл еси́ от исто́чника неистощи́маго, на успе́ние свое́ прише́л еси́ ми́рно, всеблаже́нне Иоаса́фе, и ны́не все́м дае́ши грехо́м проще́ние.

И́кос:

На высоте́ Госпо́дь воздержа́нием и́стинным тя́ положи́, я́ко звезду́ небла́зненну, просвеща́ющу страны́, чудотво́рче, быстрина́ми слове́с твои́х. Источи́в боже́ственная чудеса́ ми́рови, ду́ши ве́рных напита́л еси́, ерети́ческия полки́ победи́л еси́, я́ко други́я еги́птяны, поклоне́ние Тро́ическое во Еди́ном Божестве́ чти́л еси́. Те́мже соблюди́ ны́ от вра́г ви́димых и неви́димых, всеблаже́нне Иоаса́фе, я́ко ны́не все́м дае́ши грехо́м проще́ние.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Не послужи́ша тва́ри Богому́дрии, па́че Созда́вшаго, но о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся, пою́ще: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г благослове́н еси́.

Блаже́нно житие́ твое́ и кончи́на безсме́ртна, блаже́нне Иоаса́фе, сего́ ра́ди тя́ Христо́с свы́ше венце́м украси́, и просвеща́еши ве́сь ми́р чудесы́ свои́ми, всече́стне.

Яви́лся еси́ ны́не, Иоаса́фе богоблаже́нне, сто́лп непоколеби́м, стена́ неруши́мая, вели́кое прибе́жище от тебе́ прие́млющим исцеле́ний благода́ть неоску́дну. Бо́же, благослове́н еси́!

Восхоте́л еси́, от мирски́х сла́достей отлучи́вся, стра́нно челове́ком я́вльшемуся Пло́тию присво́итися, бу́дущая и нетле́нная те́м стяжа́в, воспева́я: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Без Се́мене заче́нши Творца́ все́х, Христа́ Бо́га, неизрече́нно родила́ еси́, Его́же моли́, дерзнове́ние иму́щи к Нему́, да ны́ спасе́т, пою́щих: Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: О́троки благочести́выя в пещи́ Рождество́ Богоро́дично спасло́ е́сть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое, вселе́нную всю́ воздвиза́ет пе́ти Тебе́: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.

Лику́ют на Небесе́х чи́нове а́нгельстии, всеблаже́нне Иоаса́фе, ви́дяще чуде́с твои́х мно́жество, ве́рных же собе́ри на земли́, твою́ па́мять похваля́юще, Христа́ пое́м и превозно́сим во ве́ки.

Помоли́ся, всеблаже́нне Иоаса́фе, Христу́ Бо́гу о приходя́щих ти́ с ве́рою, хотя́щих от тебе́ почерпсти́ исцеле́ния неоску́дную благода́ть. Го́спода же пое́м и превозно́сим во ве́ки.

Всемо́щными, свя́те, твои́ми моли́твами душе́вныя ми́ боле́зни исцели́, Иоаса́фе сла́вне, прося́ отпу́ста зо́л мои́х, со безпло́тными бо Си́лами Христо́ви предстои́ши, с ни́миже пое́ши непреста́нно: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богоро́дичен: Из пречи́стаго Ти́ чре́ва, Богома́ти, Небе́снаго Дождя́ ка́пля на́м ука́ну на умове́ние скве́рнам, на здра́вие телеси́, на прогна́ние лука́ваго. Те́мже Тя́ блажи́м, Чи́стую, во ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Вся́к земноро́дный да взыгра́ется, Ду́хом просвеща́емь, да торжеству́ет же Безпло́тных умо́в естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопие́т: ра́дуйся, Всеблаже́нная, Богоро́дице Чи́стая Присноде́во.

Удиви́ся во все́м ми́ре, Иоаса́фе, твоя́ па́мять, чудесы́ сия́ющи, я́ко со́лнце, злы́я боле́зни исцеля́ющи все́м. Те́мже моя́ стра́сти разжени́, молю́тися, прося́ ны́не отпу́ста, чудотво́рче Христо́в Иоаса́фе, просвети́ на́с твои́ми моли́твами, тебе́ вси́ велича́ем.

Ны́не моли́ся Го́сподеви, всечу́дне Иоаса́фе блаже́нне, твоя́ бо честна́я благода́ть подае́т всегда́ слепы́м прозре́ние и хромы́м хожде́ние, больны́м все́м здра́вие и исцеле́ние, те́мже тя́ вси́ велича́ем.

Да вхо́дят ны́не во святы́й хра́м тво́й, блаже́нне Иоаса́фе, вси́ лю́дие правове́рнии и, припа́дающе, про́сят от тебе́ почерпсти́ исцеле́ние, здра́вие и спасе́ние, те́мже тя́ вси́ велича́ем.

Богоро́дичен: А́нгели, Арха́нгели, проро́цы и апо́столи и ве́сь ли́к преподо́бных оте́ц и свяще́нных му́ченик, с преблаже́нным Иоаса́фом ко Христу́ приле́жно моли́теся, и с Пречи́стою Ма́терию помоли́теся, да изба́вит ны́ от все́х бе́д, Его́же велича́ем вси́.

Свети́лен:

Госпо́дь тя́ просла́ви в чудесе́х твои́х, блаже́нне Иоаса́фе, я́ко Своего́ уго́дника, преста́вльшагося от сме́рти в живо́т, сего́ ра́ди чуде́с твои́х па́мять восхваля́ем.

Богоро́дичен: Из чре́ва Ти́ пречи́стаго, Богома́ти, Небе́снаго Дождя́ ка́пля на́м ука́ну, на омове́ние скве́рнам, на здра́вие телеси́, на прогна́ние лука́ваго. Те́мже Тя́ ублажа́ем, Чи́стая.

Краткое житие преподобного Иоасафа Каменского, Спасокубенского

Был сы­ном За­озер­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Ва­си­лье­ви­ча и кня­ги­ни Ма­рии. С ран­не­го дет­ства свя­той по­чув­ство­вал су­ет­ность мир­ской жиз­ни и 20-ти лет от ро­ду при­нял ино­че­ство с име­нем Иоаса­фа в Спа­со-Ка­мен­ной оби­те­ли, на Ку­бен­ском озе­ре. В мо­на­сты­ре пре­по­доб­ной все вре­мя по­свя­щал мо­лит­ве и раз­мыш­ле­ни­ям о веч­но­сти, со­блю­дал стро­гий пост.

В по­след­ние дни сво­ей зем­ной жиз­ни он толь­ко один раз в неде­лю вку­шал пи­щу и при­ча­щал­ся Свя­тых Тайн каж­дый вос­крес­ный день. Жи­вя та­кой бо­го­угод­ной жиз­нью, пре­по­доб­ный до­стиг выс­ших сте­пе­ней со­вер­шен­ства и спо­до­бил­ся ви­де­ния Са­мо­го Гос­по­да. По­сле 5-лет­них рев­ност­ных тру­дов он мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 10 сен­тяб­ря 1453 г. и был по­гре­бен в Спа­со-Ка­мен­ном мо­на­сты­ре. При гро­бе свя­то­го со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са и ис­це­ле­ния.

Полное житие преподобного Иоасафа Каменского, Спасокубенского

Пре­по­доб­ный Иоасаф про­ис­хо­дил из кня­же­ско­го ро­да. Ро­ди­те­ли его – вла­де­тель­ный князь Ди­мит­рий Ва­си­лье­вич За­озер­ский Мень­шой († 1299; па­мять 19 сен­тяб­ря/2 ок­тяб­ря) и кня­ги­ня Ма­рия. Удел кня­зя Ди­мит­рия, неболь­шой и очень бо­га­тый, За­озе­рье, на­хо­дил­ся на се­ве­ро-во­сточ­ном бе­ре­гу Ку­бен­ско­го озе­ра, близ устья ре­ки Ку­би­ны, впа­да­ю­щей в озе­ро. Сто­ли­ца За­озер­ско­го кня­же­ства пред­став­ля­ла со­бою усадь­бу кня­зя на ле­вом бе­ре­гу Ку­би­ны с цер­ко­вью во имя св. вмч. Ди­мит­рия Со­лун­ско­го, ко­то­рую по­стро­ил, ве­ро­ят­но, сам князь Ди­мит­рий Ва­си­лье­вич в честь сво­е­го небес­но­го по­кро­ви­те­ля, да де­рев­ню Чир­ко­во, ко­то­рая бы­ла при­хо­дом при этом хра­ме. Несколь­ко де­ре­вень со­став­ля­ли весь удел за­озер­ско­го кня­зя. И князь, и кня­ги­ня бы­ли очень бла­го­че­сти­вы. Осо­бен­но по­чи­та­ли они ино­че­ский чин. Об­ла­дая неболь­ши­ми сред­ства­ми, они тра­ти­ли их на устрой­ство мо­на­сты­рей. В со­сед­стве с их кня­же­ством на неболь­шом ост­ров­ке Ку­бен­ско­го озе­ра сто­ял древ­ний Спа­со-Ка­мен­ный мо­на­стырь. Ко­гда из это­го мо­на­сты­ря вы­шли два ос­но­ва­те­ля но­вых оби­те­лей в окрест­но­стях Ку­бен­ско­го озе­ра – пре­по­доб­ные Ди­о­ни­сий Глу­шиц­кий (па­мять 1/14 июня) и Алек­сандр Кушт­ский (па­мять 9/22 июня), князь Ди­мит­рий и его су­пру­га со­дей­ство­ва­ли и по­мо­га­ли по­движ­ни­кам в устро­е­нии их пу­стын­ных оби­те­лей. К прп. Ди­о­ни­сию на ре­ку Глу­ши­цу князь по­слал плот­ни­ков и обиль­ную ми­лос­ты­ню, по­жерт­во­вал мо­на­сты­рю се­ла и де­рев­ни. Кня­ги­ня Ма­рия так­же бла­го­тво­ри­ла прп. Алек­сан­дру, жерт­во­ва­ла в храм мо­на­сты­ря ико­ны и кни­ги, бра­тии по­сы­ла­ла при­па­сы, а по кон­чине кня­зя Ди­мит­рия да­ла оби­те­ли де­рев­ню на по­мин его ду­ши.

У кня­зя Ди­мит­рия Ва­си­лье­ви­ча бы­ло три сы­на – Си­ме­он, Фе­о­дор, Анд­рей – и од­на дочь – Со­фия. Кня­жич Ан­дрей, в ино­че­стве Иоасаф, был са­мым млад­шим в се­мье. Ко­гда он ро­дил­ся, точ­но неиз­вест­но.

В 1429 г. князь Ди­мит­рий Ва­си­лье­вич За­озер­ский был убит в Яро­слав­ле ка­зан­ски­ми та­та­ра­ми во вре­мя их на­бе­га на при­волж­ские го­ро­да. Кня­жич Ан­дрей был в то вре­мя, ве­ро­ят­но, груд­ным ре­бен­ком. Бла­го­че­сти­вая мать его кня­ги­ня Ма­рия за­ня­лась вос­пи­та­ни­ем сво­их де­тей. Се­ми лет Ан­дрея на­ча­ли обу­чать гра­мо­те. Учил­ся он охот­но, с лю­бо­вью по­гру­жал­ся в глу­би­ну Бо­жест­вен­ных Пи­са­ний, как до­ро­гой би­сер со­би­рал бо­го­от­кро­вен­ные сло­ва Пи­са­ния и сла­гал в сво­ем мла­ден­че­ском серд­це. Пер­вых де­тей сво­их кня­ги­ня Ма­рия ус­пе­ла устро­ить. Стар­ший ее сын Си­ме­он был же­нат, дочь Со­фия Ди­мит­ри­ев­на вы­да­на за­муж за кня­зя Зве­ни­го­род­ско­го Ди­мит­рия Ше­мя­ку. Фе­о­дор же и Ан­дрей же­на­ты не бы­ли.

Но вско­ре бла­го­че­сти­вая кня­ги­ня скон­ча­лась. Впав­ши в недуг, она по­сла­ла к прп. Алек­сан­дру Кушт­ско­му про­сить его мо­литв о вы­здо­ров­ле­нии. Но пре­по­доб­ный ска­зал, что кня­ги­ня скон­ча­ет­ся от этой бо­лез­ни, и со­ве­то­вал ей по-хри­сти­ан­ски при­го­то­вит­ся к смер­ти. По смер­ти ма­те­ри князь Ан­дрей остал­ся круг­лым си­ро­той. То­гда над оси­ро­те­лой се­мьей кня­зя за­озер­ско­го стряс­лась но­вая бе­да. Муж Со­фии Ди­мит­ри­ев­ны князь Ди­мит­рий Ге­ор­ги­е­вич Ше­мя­ка за­те­ял усо­би­цу с ве­ли­ким кня­зем Мос­ков­ским Ва­си­ли­ем Ва­си­лье­ви­чем Тем­ным. Ко­гда мос­ков­ский князь, ослеп­лен­ный Ше­мя­кой, вер­нул се­бе ве­ли­ко­кня­же­ский стол, он от­дал кня­же­ство За­озер­ское двум кня­зьям – Ми­ха­и­лу Ан­дре­еви­чу Ве­рей­ско­му и Ива­ну Ан­дре­еви­чу Мо­жай­ско­му. Та­ким об­ра­зом де­ти За­озер­ско­го кня­зя ли­ши­лись сво­е­го уде­ла и пе­ре­ста­ли быть вла­де­тель­ны­ми кня­зья­ми.

Ран­нее си­рот­ство, ли­ше­ние, хо­тя и неболь­шое, кня­же­ско­го уде­ла, бла­го­че­сти­вое вос­пи­та­ние в осо­бен­ном по­чте­нии к ино­че­ско­му зва­нию – все это при­ве­ло бо­го­бо­яз­нен­но­го юно­шу кня­зя Ан­дрея Ди­мит­ри­е­ви­ча к со­зна­нию тлен­но­сти и вре­мен­но­сти все­го зем­но­го – все­го то­го, к че­му стре­мят­ся, че­го ищут, чем жи­вут мир­ские лю­ди. Со­сед­ний Ка­мен­ный мо­на­стырь на уеди­нен­ном ма­лень­ком ост­ро­ве Ку­бен­ско­го озе­ра по­ка­зал­ся юно­ше-кня­зю ти­хой при­ста­нью, в ко­то­рой он мог от­дох­нуть от су­е­ты, невзгод и обид мир­ской жиз­ни. И вот, имея за 20 лет от ро­ду, князь Ан­дрей при­хо­дит в мо­на­стырь (в 1452 г.) и про­сит игу­ме­на Кас­си­а­на удо­сто­ить его ино­че­ско­го об­ра­за. Но игу­мен был не рад при­хо­ду мо­ло­до­го кня­зя. Его прось­ба о при­ня­тии в мо­на­стырь при­ве­ла игу­ме­на в страх и тре­пет, по­то­му что он бо­ял­ся гне­ва ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го, непри­яз­нен­но от­но­сив­ше­го­ся к кня­зьям За­озер­ским, род­ствен­ни­кам Ше­мя­ки. Од­на­ко уси­лен­ные мо­ле­ния кня­зя Ан­дрея скло­ни­ли Кас­си­а­на на со­гла­сие. Он изо­бра­зил кня­зю всю ску­дость мо­на­стыр­ско­го жи­тия, всю труд­ность ино­че­ско­го по­дви­га; лишь ко­гда эти ре­чи не раз­убе­ди­ли кня­зя в его на­ме­ре­нии, игу­мен по­стриг его в мо­на­ше­ство и на­рек Иоаса­фом, ве­ро­ят­но, в честь св. Иоаса­фа ца­ре­ви­ча, ко­то­рый так­же про­ис­хо­дил из вла­де­тель­но­го ро­да и оста­вил мир ра­ди Хри­ста, – по­че­му впо­след­ствии и пре­по­доб­ный Иоасаф в Спа­со-Ка­мен­ном мо­на­сты­ре име­но­вал­ся «Иоаса­фом-ца­ре­ви­чем». Но­во­по­стри­жен­но­го ино­ка игу­мен пе­ре­дал в по­слу­ша­ние и для ру­ко­вод­ства в мо­на­ше­ской жиз­ни опыт­но­му стар­цу Гри­го­рию.

Прп. Иоасаф от­ли­чал­ся пол­ным по­слу­ша­ни­ем не толь­ко игу­ме­ну и сво­е­му стар­цу, но и про­чим бра­ти­ям, сми­ре­ни­ем серд­ца, пост­ни­че­ством, ду­шев­ным уми­ле­ни­ем, усер­ди­ем в мо­лит­ве ке­лей­ной и бла­го­го­вей­ным сто­я­ни­ем в церк­ви во вре­мя бо­го­слу­же­ния; лю­бил чи­тать кни­ги, осо­бен­но о жи­ти­ях пре­по­доб­ных от­цов. Пре­по­доб­ный пре­успе­вал в доб­ро­де­те­лях: был укра­шен бла­гою кро­то­стью и ра­зум­ною про­сто­тою. Он оста­вил вся­кую пе­чаль о зем­ном, об од­ном толь­ко за­бо­тясь – об уго­жде­нии Бо­гу. С бра­ти­ей он встре­чал­ся лишь на мо­лит­ве. Все в мо­на­сты­ре удив­ля­лись его доб­ро­де­те­лям. Ме­стом сво­их по­дви­гов прп. Иоасаф был очень до­во­лен. Спа­со-Ка­мен­ный мо­на­стырь сто­ит на ост­ро­ве Ку­бен­ско­го озе­ра и во­дою, как сте­на­ми, ограж­ден от со­блаз­нов и пе­ча­лей ми­ра. Свя­той ра­до­вал­ся та­ко­му ме­сто­по­ло­же­нию оби­те­ли и вос­кли­цал: «Се по­кой! Зде все­лю­ся».

Ста­рец прп. Иоаса­фа, как доб­рый корм­чий, вел сво­е­го по­слуш­ни­ка впе­ред по пу­ти доб­ро­де­те­ли, но вско­ре пре­ста­вил­ся к веч­ной жиз­ни. Несмот­ря на юность свою, прп. Иоасаф до­стиг выс­ших сте­пе­ней со­вер­шен­ства, и Гос­подь удо­сто­ил его Сво­е­го яв­ле­ния. Си­дя раз в кел­лии, прп. Иоасаф пел псал­мы Да­ви­да; то­гда явил­ся ему Гос­подь наш Иисус Хри­стос и ска­зал: «Мир те­бе, воз­люб­лен­ный угод­ник Мой!». Пре­по­доб­ный ис­пол­нил­ся стра­ха и тре­пе­та и спро­сил: «Ка­кая при­чи­на яв­ле­нию Тво­е­му, Гос­по­ди Че­ло­ве­ко­люб­че?» – «Ви­дишь ли эту окрест­ную пу­сты­ню, – из­рек ему Гос­подь, – ра­ди те­бя всю ее на­пол­ню пу­стын­ни­ка­ми, сла­вя­щи­ми имя Мое». Пре­по­дроб­ный спро­сил Гос­по­да, ка­кое бо­лее дей­стви­тель­ное ору­жие про­тив вра­га на­ше­го спа­се­ния, и узнал, что дей­стви­тель­нее все­го ис­пол­не­ние за­по­ве­дей Бо­жи­их.

Но диа­вол не остав­ля­ет в по­кое ис­тин­ных угод­ни­ков Бо­жи­их. Мно­го раз ду­хи зло­бы во­ору­жа­лись на пре­по­доб­но­го Иоаса­фа, но мо­лит­вою он от­го­нял их, а игу­мен, по смер­ти стар­ца, по­сто­ян­но на­прав­лял и ру­ко­во­дил юно­го под­виж­ни­ка.

Од­на­жды при­е­хал в оби­тель род­ной дя­дя пре­по­доб­но­го, князь ржев­ский Бо­рис Ва­си­лье­вич, он при­вез прп. Иоаса­фу день­ги для раз­да­чи ино­кам. Но по­движ­ник от­ка­зал­ся при­нять их и ска­зал кня­зю: «Ино­кам нет нуж­ды в зо­ло­те и се­реб­ре. Мы жи­вем в пу­стыне и ни­кто из пу­стын­ни­ков не при­мет от те­бя да­же ма­ло­го. Но не скор­би, Бог при­мет твой дар, ес­ли при­не­сен­ные день­ги раз­дашь ни­щим и нуж­да­ю­щим­ся, си­ро­там и вдо­ви­цам, ко­то­рых так мно­го по го­ро­дам». Князь Бо­рис Ва­си­лье­вич по­сту­пил по со­ве­ту прп. Иоаса­фа.

Не до­воль­ству­ясь обыч­ны­ми ино­че­ски­ми по­дви­га­ми, пре­по­доб­ный ре­шил жить в без­мол­вии, то есть за­тво­рил­ся в сво­ей кел­лии, так что не ви­дел ли­ца че­ло­ве­че­ско­го и не вел бе­сед с людь­ми. Мысль его непре­стан­но устрем­ле­на бы­ла те­перь к гор­не­му. Став на мо­лит­ву, он как на кры­льях воз­но­сил­ся ду­хом сво­им на небо и спо­до­бил­ся пред­вку­ше­ния рай­ско­го бла­жен­ства. В по­след­нее вре­мя сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный до­стиг край­ней сте­пе­ни по­ста и воз­дер­жа­ния: по вос­крес­ным дням он при­ча­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин и по­сле по­стил­ся це­лую сед­ми­цу.

От ве­ли­ко­го воз­дер­жа­ния и тру­дов прп. Иоасаф, еще юный по­движ­ник, из­не­мог те­лес­ны­ми си­ла­ми и впал в бо­лезнь. Бла­го­да­ря Бо­га за по­слан­ную бо­лезнь, тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил он ее и, чуж­да­ясь об­ще­ния с людь­ми, пре­бы­вал в мо­лит­ве и бо­го­мыс­лии. Но ко­гда пре­по­доб­ный по­чув­ство­вал при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, он при­звал к се­бе игу­ме­на и всю бра­тию. Умо­ляя, он про­сил их о том, о чем по­сто­ян­но за­бо­тил­ся и рань­ше, чтобы об­ще­жи­тель­ный устав неру­ши­мо со­блю­дал­ся в оби­те­ли. По­сле то­го, по­лу­чив неко­то­рое об­лег­че­ние сво­ей бо­лез­ни, пре­по­доб­ный при­ни­мал уча­стие в об­щей мо­лит­ве бра­тии. В празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (8/21 сен­тяб­ря) он ве­лел ве­сти се­бя в цер­ковь к ли­тур­гии, при­ча­стил­ся за нею Свя­тых Та­ин, по­лу­чил бла­гос­ло­ве­ние и про­ще­ние от бра­тии, был опять от­ве­ден в кел­лию и по­ло­жен на одр. Сно­ва по­движ­ник впал в немощь, так что игу­мен и бра­тия, при­хо­дя у нему и ви­дя его стра­да­ния, очень скор­бе­ли. На смерт­ном од­ре сво­ем пре­по­доб­ный про­дол­жил уве­ще­вать и уте­шать скор­бя­щих об нем ино­ков, на­став­лял их из­бе­гать вся­ких спо­ров и несо­гла­сий. При­хо­див­шие к нему мо­на­хи це­ло­ва­ли его со сле­за­ми и про­си­ли у него по­след­не­го бла­го­сло­ве­ния, и свя­той сам всех ло­бы­зал и у всех про­сил бла­го­сло­ве­ния и мо­литв. На­сту­пи­ло 10 сен­тяб­ря – день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го. Ко­гда бра­тия со­бра­лись к нему, он ве­лел на­чать пра­ви­ло и по со­вер­ше­нии его встал с по­сте­ли, взял ка­диль­ни­цу с фимиа­мом и ве­лел игу­ме­ну по­ка­дить свя­тые ико­ны и всю бра­тию. За­тем он со­тво­рил мо­лит­ву Гос­по­ду и Бо­го­ма­те­ри, из­ли­вая в ней свои про­ше­ния не о се­бе толь­ко, но и о всей оби­те­ли, в ко­то­рой под­ви­зал­ся доб­рым по­дви­гом, о ее ду­хов­ном про­цве­та­нии. По окон­ча­нии мо­лит­вы пре­по­доб­ный опять воз­лег на одр и мо­лил­ся о сво­ем ис­хож­де­нии, ни­ма­ло не пе­ча­лясь, а бо­лее ра­ду­ясь в на­деж­де на бу­ду­щее бла­жен­ство, и с мо­лит­вой на устах ти­хо скон­чал­ся. Ли­цо его бы­ло свет­ло, как буд­то он не умер, но уснул. Игу­мен и вся бра­тия скор­бе­ли и ры­да­ли. По­ло­жив свя­тое те­ло по­движ­ни­ка на одр, они по­нес­ли его на сво­их гла­вах в цер­ковь, со­вер­ши­ли над­гроб­ное пе­ние и по­греб­ли его в Успен­ской (то­гда еще де­ре­вян­ной) церк­ви, на пра­вой сто­роне. Пять лет под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный в Спа­со-Ка­мен­ном мо­на­сты­ре. Он при­шел в оби­тель в 1452 г., сле­до­ва­тель­но, кон­чи­на его по­сле­до­ва­ла в 1457 г.

Вско­ре по пре­став­ле­нии прп. Иоаса­фа на­ча­лись чу­де­са при его гро­бе. Уже из пер­вых бо­го­моль­цев, сте­кав­ших­ся в оби­тель по пре­став­ле­нии пре­по­доб­но­го, мно­гие боль­ные вы­здо­ро­ве­ли. Ис­це­ле­ния неоскуд­но из­ли­ва­лись и по­сле. Осо­бен­но мно­го боль­ных ли­хо­рад­кой по­лу­чи­ли здесь ис­це­ле­ние. Мест­ное празд­но­ва­ние прп. Иоаса­фу уста­нов­ле­но бы­ло вско­ре по­сле его кон­чи­ны.