Канон святому преподобному Савватию Соловецкому (иной)

Припев: Преподóбне о́тче Савва́тие, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 21 августа (08 августа ст. ст.); 10 октября (27 сентября ст. ст.)

Глас 4.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зныма Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Препе́тая Соесте́ственная Тро́ице, Преблаги́й Бо́же, И́же па́че ума́ да́ры рабо́м Свои́м дая́, и моему́ мра́чному уму́ све́тлую посли́ благода́ть, все́х страсте́й очища́ющую, пе́снь ны́не начина́ющу ми́.

Твоя́ похвалы́ нача́ти хотя́щу ми́, Савва́тие, моли́твами твои́ми посли́ благода́ть, стра́сти души́ и телесе́ очища́ющу ми́ и у́м просвеща́ющу, да воспою́ твоя́ по́двиги, преподо́бне.

Жела́ние боже́ственно в се́рдцы прие́м, усе́рдно мирска́го многово́лненнаго смуще́ния отбе́г, к ти́хому приста́нищу безмо́лвия прии́де. Те́мже и Христо́с изволе́ние твое́ прия́т, о́тче.

Богоро́дичен: Без се́мене О́тчею во́лею от Боже́ственнаго Ду́ха Бо́жия зачала́ еси́ Сы́на и пло́тию родила́ еси́, Пречи́стая, И́же из Отца́ без ма́тере и на́с ра́ди из Тебе́ без отца́.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.

Возвесели́л еси́, о́тче, над все́ми Су́щаго Бо́га терпе́нием свои́м, те́мже тя́ досто́йно просла́ви.

Показа́ тя́ Христо́с, Савва́тие, звезду́ пресве́тлу, кры́ющася, я́ко во о́блаце, в пусты́ни, чудесы́ озаря́юща на́с.

Доброде́телей труды́ и по́ты, Савва́тие, поко́й со все́ми святы́ми прия́л еси́, и́хже и возвесели́л еси́ свои́м житие́м.

Богоро́дичен: Ты́ еди́на су́щим на земли́ и́же па́че естества́ благи́х Хода́таица, Ма́ти Бо́жия, яви́ся, те́мже Ти́, ра́дуйся, вопие́м.

Седа́лен, гла́с 8:

По́стничеством вооружи́вся, блаже́нне, стра́сти победи́в и пло́ть покори́в ду́хови, бесово́м прогони́тель показа́ся, и неду́ги целя́. Те́мже, любо́вию па́мять твоего́ успе́ния почита́юще, про́сим восприя́ти исправле́ние житию́ и ми́ру умире́ние, вопию́ще ти́: преподо́бне Савва́тие, о́тче на́ш, моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Я́ко Всенепоро́чная Неве́сто Творцу́, я́ко Неискусому́жная Ма́ти Изба́вителя, я́ко прия́телище су́щи Уте́шителя, Всепе́тая, беззако́ния мя́ су́ща скве́рно жили́ще и де́монов игра́лище в ра́зуме бы́вша, потщи́ся и си́х злоде́йствия мя́ изба́вити, све́тло жили́ще доброде́тельми соде́лавши, Светопода́тельная и Нетле́нная, разжени́ о́блак страсте́й и вы́шняго прича́стия сподо́би и Све́та Невече́рняго моли́твами Твои́ми.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце Пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Вме́сто от ме́ста преходя́, бе́гая сла́вы челове́ческия, Небе́сныя сла́вы рачи́тель бы́л еси́, о́тче преподо́бне.

Терпели́вно тру́д проходи́л еси́ в кино́вии, томя́ пло́ть и порабоща́я разу́мне, до́брыми утвержда́яся.

Боле́знь боле́зньми отража́ти разсуди́в, во́лею в рабо́ту вдава́яся Христа́ ра́ди, страсте́й рабо́ты избежа́л еси́.

Богоро́дичен: Неискусобра́чно родила́ еси́, о Де́во, и по Рождестве́ па́ки яви́лася еси́ де́вствующи, те́мже немо́лчными гла́сы, е́же ра́дуйся, Тебе́, Влады́чице, ве́рою несумне́нною вопие́м.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

Разгна́в страсте́й мра́к, о́тче, к све́ту доброде́телей доше́д и све́тел бы́в, мра́чныя ду́хи лука́вствия отгоня́еши от челове́к, Савва́тие.

Тьму́ бесо́в потребля́я, Савва́тие, чи́стыми ти́ моли́твами, тьму́ грехо́в мои́х потреби́, о́тче, чистоту́ доброде́телей наставля́я мя́ твори́ти.

Страстьми́ очерне́на мя́, о́тче, прило́ги чужда́го всего́ бы́вша, предста́тель те́плый бу́ди ми́, вся́каго зла́ избавля́я и исцеля́я стру́пы я́зв мои́х.

Богоро́дичен: Тя́ ору́жие непобеди́мое на враги́ предлага́ем, Тя́ утвержде́ние и наде́жду на́шему спасе́нию, Богоневе́сто, и́мамы.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Пожру́ Ти́ со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею Кро́вию.

Преше́д мо́ре, в пусте́м ото́це вселя́ешися, страсте́й мо́ре изсуша́я и то́ немо́кренно проходя́, крестови́дным поще́нием разделя́я, в тве́рдости доброде́телей вселя́яся, о́тче, бесо́в кре́пость разруши́л еси́.

Во успе́нии твое́м, о́тче, бу́ри ве́лии бы́вшей, Иоа́ннови стремле́ние уставля́ет и твоему́ погребе́нию слу́жит, Фео́дор же от истопле́ния в мо́ри предста́тельством твои́м пресла́вно спаса́ется, Го́споду тя́ прославля́ющу.

Вси́ и́же в мо́ри обурева́емии к твоему́ предста́тельству прибега́ют, и, тя́ призыва́юще, беду́ющии спаса́ются, и на́с, бе́дствующих лю́те и напа́стьми одержи́мых, ми́лостивно, о́тче, предста́в, спаси́.

Богоро́дичен: О, чу́до, е́же все́х чуде́с нове́йшее! Я́ко Де́ва во утро́бе И́же вся́ческая Содержа́щаго сло́вом, неискусому́жно прие́мши, нете́сно вмести́.

Конда́к, гла́с 3:

Я́ко звезда́ всесве́тлая, доброде́тельми сия́ющи, чуде́с лучи́ испуща́ющи, обою́ду богатя́ приходя́щих, ду́ши исцеля́еши и телеса́, благода́ть име́я, Савва́тие, прославля́ет бо Своя́ Си́ Вели́кий Дарода́тель.

И́кос:

Простри́ ми́ ру́ку Твою́, благода́ть подаю́щу, Бла́же, Еди́не Го́споди Бо́же, да восхвалю́ Твоего́ раба́, я́ко, ми́ра вся́ презре́в, усе́рдно Тебе́ после́дова, Твоему́ неизрече́нному, е́же в на́ше спасе́ние, стра́нствию, Влады́ко: стра́нен быва́я, служа́ па́че, а не слугу́емь, обходя́ же и ра́туя врага́, его́же и низложи́, са́м себе́ озе́мствуя во ото́це мо́ря, жела́я прилепи́тися Бо́гу. Те́мже, и уме́р, я́ко жи́в, бли́з все́м беду́ющим обрета́ется, бе́сы отгоня́я, цельбы́ точа́, прославля́ет бо Своя́ Си́ Вели́кий Дарода́тель.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Просла́вити восхоте́в Влады́ка и яви́ти тя́, тая́щася Своего́ раба́, гро́б тво́й зна́меньми и си́лами обогати́ и в мо́ри беду́ющих и тя́ призыва́ющих спаса́ет, вопию́щих: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Свяще́нный Зоси́ма свяще́нныя твоя́ мо́щи, о́тче, нетле́нны обре́т во гро́бе, усе́рдно подъе́млет, я́ко многоце́нное бога́тство нося́, неистощи́мо сокро́вище свое́й кино́вии сокры́в, вопия́ше: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Ни гро́б, хода́тай забве́ния, возмо́же твоя́ доброде́тели, о́тче, утаи́ти: трубы́ бо ясне́йше зна́меньми пропове́да твоя́ боле́зни по́стническия, и́миже Бо́гови прибли́жился еси́, я́же зря́, чу́дный Зоси́ма со ученики́ вопия́ше: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Богоро́дичен: Вы́шняго освяще́нное Боже́ственное Селе́ние, ра́дуйся, Тебе́ бо ра́ди дае́тся ра́дость, Богоро́дице, вопию́щим Ти́: благослове́нна Ты́ в жена́х, Всенепоро́чная Влады́чице.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Ру́це распросте́р, Дании́л льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Прилепи́ся любо́вию ти́, о́тче Савва́тие, блаже́нный Зоси́ма, бде́ния при́сно но́щию в гробни́це ти́ творя́, твою́ по́мощь на враги́ прие́мля и ча́дом свои́м засту́пника тя́ име́я, с ни́миже поя́ше: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Насле́дник ото́ка, насле́дник и доброде́телем ти́, о́тче, блаже́нный Зоси́ма снасле́дник и ве́чнаго ти́ блаже́нства бы́сть, отню́дуже и беду́ющим ку́пно предстае́те, те́мже спаса́еми вопию́т: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

О дво́ице присноблаже́нная, я́ко еди́но блаже́нство иму́щая от Бо́га, версто́ предо́брая, Савва́тие и Зоси́мо, на́с, призыва́ющих вы́, те́плым предста́тельством ва́шим от все́х лю́тых спаса́йте, пою́щих: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богоро́дичен: Ты́, еди́на во все́х ро́дех, Де́во Пречи́стая, Ма́ти яви́лася еси́ Бо́гу, Ты́ Божеству́ бы́сть пребыва́ние, Всенепоро́чная, не опали́вшися огне́м Непристу́пнаго Све́та. Те́мже вси́ Тя́ благослови́м, Мари́е Богоневе́стная.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся, Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Восприе́м я́ко ны́не трудо́в свои́х и по́тов, преподо́бне, че́сть и сла́ву неистле́нну от Христа́ Бо́га, свы́ше на́с назира́й, твоя́ по́двиги почита́ющих, бога́тныя ти́ да́ры бога́тно на́м источа́я.

Ны́не на Небесе́х пра́ведным свеселя́ся, Савва́тие, с ни́миже Христо́ви предстоя́, моли́ ми́р ми́рови пода́ти, и Це́рквам еди́нство, стране́ на́шей побе́дная, и все́м скорбя́щим предста́тельство и спасе́ние, о́тче.

Приими́ пе́снь твоего́ раба́, о́тче, бога́тными благода́тьми возда́ждь грехо́в оставле́ние, жития́ исправле́ние, и лю́тых избавле́ние, на Суде́ ми́лость, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дие, иде́же ты́ пребыва́еши, о́тче.

Тро́ичен: Еди́но у́бо Боже́ственное Существо́, но Соста́вми Тро́ицу, вси́ ве́рнии, восхва́лим, в неслия́нных Соста́вех Отца́ Пребезнача́льна, Сы́на и Ду́ха Всесвята́го.

Свети́лен:

Свети́льника, свы́ше просвеща́емаго, озаре́ние де́тельми прие́млюща, ны́не па́мятию свое́ю ду́ши на́ша освеща́ющаго, достодо́лжно почти́м.

Сла́ва, и ны́не: По Бо́зе упова́ние иму́ще на Тя́, Пречи́стая Де́во, мо́лим Ти́ ся́: ко И́же из Тебе́ Ро́ждшемуся мольба́ми невреди́мы до конца́ на́с сохрани́.

Краткое житие преподобного Савватия Соловецкого

Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий был ино­ком Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря. Сми­ре­ние, крот­кая лю­бовь к бра­тии и стро­гая жизнь снис­ка­ли ему ува­же­ние не толь­ко у мо­на­хов, но и у ми­рян. Тя­го­тясь та­ким вни­ма­ни­ем, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий ушел на Ва­ла­ам, по­том, узнав о пу­стын­ных ост­ро­вах, на­хо­див­ших­ся в двух днях пла­ва­ния от бе­ре­га Бе­ло­го мо­ря, от­плыл ту­да с пре­по­доб­ным Гер­ма­ном. По­движ­ни­ки по­се­ли­лись око­ло Се­кир­ной го­ры Со­ло­вец­ко­го ост­ро­ва, где во­дру­зи­ли крест и по­ста­ви­ли ке­лью. По­движ­ни­ки про­жи­ли вме­сте шесть лет. 27 сен­тяб­ря 1435 го­да пре­по­доб­ный Сав­ва­тий ото­шел в веч­ность.

Полное житие преподобного Савватия Соловецкого

Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий Со­ло­вец­кий при­шел в Ки­рил­ло-Бе­ло­е­зер­ский мо­на­стырь в 1396 го­ду, где при­нял ино­че­ский по­стриг. Там он под­ви­зал­ся дол­гое вре­мя, бес­пре­ко­слов­но ис­пол­няя все по­слу­ша­ния. Сми­ре­ние, крот­кая лю­бовь к бра­тии и стро­гая жизнь от­ли­ча­ли пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия сре­ди дру­гих по­движ­ни­ков. Вско­ре он стал тя­го­тить­ся вни­ма­ни­ем и ува­же­ни­ем бра­тии и при­хо­див­ших ми­рян и, узнав, что на Ла­дож­ском озе­ре есть ка­ме­ни­стый ост­ров Ва­ла­ам, ре­шил пе­ре­се­лить­ся ту­да. Тяж­ко скор­бя, про­сти­лась бра­тия Ки­рил­ло-Бе­ло­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря со свя­тым стар­цем. На Ва­ла­а­ме мир­ская сла­ва так­же ста­ла бес­по­ко­ить сми­рен­но­го стар­ца. Меж­ду тем пре­по­доб­ный узнал, что на се­ве­ре есть необи­та­е­мый Со­ло­вец­кий ост­ров; он стал про­сить у игу­ме­на бла­го­сло­ве­ния по­се­лить­ся там в уеди­не­нии. Од­на­ко игу­мен и бра­тия не по­же­ла­ли рас­ста­вать­ся со свя­тым стар­цем. По ука­за­нию Бо­жию пре­по­доб­ный Сав­ва­тий но­чью оста­вил Ва­ла­ам­скую оби­тель и на­пра­вил­ся к бе­ре­гам Бе­ло­го мо­ря. Ко­гда он узнал от мест­ных жи­те­лей, что ост­ров на­хо­дит­ся в двух днях пла­ва­ния, что на нем мно­го озер и что на ост­ро­ве ни­кто не жи­вет, он еще боль­ше воз­го­рел­ся же­ла­ни­ем там по­се­лить­ся. Удив­лен­ные жи­те­ли спра­ши­ва­ли убе­лен­но­го се­ди­на­ми по­движ­ни­ка, как он бу­дет там жить и чем пи­тать­ся. "У ме­ня та­кой Вла­ды­ка, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – Ко­то­рый и дрях­ло­сти да­ет си­лы све­жей юно­сти, и го­лод­ных пи­та­ет до­сы­та".

Неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Сав­ва­тий оста­вал­ся в ча­совне, сто­яв­шей вбли­зи устья ре­ки Вы­ги, в ме­стеч­ке Со­ро­ки. Там он встре­тил­ся с под­ви­зав­шим­ся в от­шель­ни­че­стве пре­по­доб­ным Гер­ма­ном, и они вме­сте ре­ши­ли пе­ре­се­лить­ся на ост­ров. На ут­лой ла­дье, по­мо­лив­шись Бо­гу, стар­цы от­пра­ви­лись по су­ро­во­му мо­рю и через три дня до­стиг­ли Со­ло­вец­ко­го ост­ро­ва. По­движ­ни­ки по­се­ли­лись око­ло Се­кир­ной го­ры, где во­дру­зи­ли крест и по­ста­ви­ли кел­лию. В су­ро­вых усло­ви­ях Се­ве­ра под­ви­за­лись стар­цы в те­че­ние несколь­ких лет и сво­и­ми по­дви­га­ми освя­ти­ли без­люд­ный ост­ров. И здесь по­рой враг че­ло­ве­че­ства – диа­вол ис­ку­шал свя­тых стар­цев. Некий ры­бак с же­ной, дви­жи­мый чув­ством за­ви­сти, при­был как-то на ост­ров и по­се­лил­ся непо­да­ле­ку от по­движ­ни­ков. Но Гос­подь не до­пу­стил утвер­дить­ся ми­ря­нам ря­дом со стар­ца­ми. Жене ры­ба­ка яви­лись два юно­ши со свет­лы­ми ли­ца­ми и вы­сек­ли ее пру­тья­ми. Ры­бак ис­пу­гал­ся, быст­ро со­брал ве­щи и по­спе­шил вер­нуть­ся на преж­нее ме­сто жи­тель­ства. Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный Гер­ман от­пра­вил­ся по ке­лей­ным нуж­дам на ре­ку Оне­гу, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий, остав­шись один, по­чув­ство­вал при­бли­же­ние кон­чи­ны и об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, чтобы Он спо­до­бил его при­ча­стить­ся Свя­тых Та­ин. За два дня пре­по­доб­ный до­плыл до ма­те­ри­ка и в де­ся­ти вер­стах от ре­ки Вы­ги встре­тил игу­ме­на На­фа­наи­ла, шед­ше­го в да­ле­кое се­ле­ние при­ча­щать боль­но­го кре­стья­ни­на. Игу­мен На­фа­наил об­ра­до­вал­ся встре­че с пре­по­доб­ным, ис­пол­нил его же­ла­ние и вы­слу­шал при этом рас­сказ о по­дви­гах на ост­ро­ве. Про­стив­шись, они усло­ви­лись встре­тить­ся в хра­ме на ре­ке Вы­ге.

При­дя в храм, свя­той ста­рец мо­лит­вен­но бла­го­да­рил Бо­га за При­ча­ще­ние; он за­тво­рил­ся в кел­лии, на­хо­див­шей­ся при хра­ме, и стал го­то­вить­ся к от­ше­ствию в веч­ные се­ле­ния. В то вре­мя к бе­ре­гу при­стал нов­го­род­ский ку­пец Иоанн и, по­кло­нив­шись свя­тым ико­нам в хра­ме, при­шел к свя­то­му стар­цу. По­лу­чив бла­го­сло­ве­ние и на­став­ле­ние, он пред­ло­жил пре­по­доб­но­му часть сво­е­го бо­гат­ства и был опе­ча­лен, ко­гда услы­шал от­каз. Же­лая уте­шить куп­ца, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий пред­ло­жил ему остать­ся до утра и обе­щал бла­го­по­лу­чие в даль­ней­шем пу­ти. Но Иоанн спе­шил от­плыть. Вне­зап­но на­ча­лось зем­ле­тря­се­ние и на мо­ре под­нял­ся шторм. Ис­пу­гав­шись, ку­пец остал­ся, а утром, вой­дя в кел­лию для бла­го­сло­ве­ния, уви­дел, что ста­рец уже пре­ста­вил­ся. Вме­сте с по­до­шед­шим игу­ме­ном На­фа­наи­лом они по­греб­ли пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия в ча­совне и со­ста­ви­ли опи­са­ние его жи­тия. Это со­вер­ши­лось 27 сен­тяб­ря 1435 го­да. Через 30 лет свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия бы­ли пе­ре­не­се­ны пре­по­доб­ным Зо­си­мой († 1478; па­мять 17 ап­ре­ля) и бра­ти­ей на Со­ло­вец­кий ост­ров и по­ло­же­ны в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме. В 1566 го­ду мо­щи пре­по­доб­ных Сав­ва­тия и Зо­си­мы бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь, на­зван­ную в их честь (сов­мест­ная па­мять 8 ав­гу­ста).

См. так­же: "Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Сав­ва­тия Со­ло­вец­ко­го, чу­до­твор­ца" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Жизнеописание преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

Пре­по­доб­ные Сав­ва­тий и Гер­ман от­плы­ли на необи­та­е­мые Со­ло­вец­кие ост­ро­ва в 1429 го­ду. Про­жив в уеди­не­нии шесть лет, пре­по­доб­ный Гер­ман вер­нул­ся на по­бе­ре­жье для по­пол­не­ния на­сущ­ных при­па­сов, а пре­по­доб­ный Сав­ва­тий про­дол­жил свой по­двиг в оди­но­че­стве.

Пред­ви­дя при­бли­же­ние кон­чи­ны, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий в по­ис­ках свя­щен­ни­ка уплыл с ост­ро­ва на по­бе­ре­жье. Там, у ре­ки Выг, в мест­но­сти, на­зы­ва­е­мой Со­ро­ка, он встре­тил об­хо­див­ше­го этот край игу­ме­на На­фа­наи­ла. Ис­по­ве­дав­шись, по­лу­чив при­ча­стие Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 27 сен­тяб­ря 1435 го­да. Игу­ме­ном На­фа­наи­лом и куп­цом Иоан­ном пре­по­доб­ный Сав­ва­тий был по­гре­бен при ча­совне на ре­ке Выг.

Го­дом поз­же уро­же­нец Обо­не­жья, мо­ло­дой инок Па­ле­ост­ров­ско­го мо­на­сты­ря Зо­си­ма по­сле зна­ком­ства с ино­ком Гер­ма­ном, спут­ни­ком пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия, от­пра­вил­ся с ним для уеди­нен­но­го жи­тель­ства на Со­ло­вец­кие ост­ро­ва. По при­бы­тии, в первую же ночь, пре­по­доб­ный Зо­си­ма был удо­сто­ен про­ро­че­ско­го ви­де­ния, вдох­но­вив­ше­го двух ино­ков на ос­но­ва­ние Со­ло­вец­кой оби­те­ли.

По про­ше­ствии несколь­ких лет пре­по­доб­ный Зо­си­ма, вы­зван­ный ар­хи­епи­ско­пом в Нов­го­род, был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан и удо­сто­ен воз­ве­де­ния в сан игу­ме­на. В оби­те­ли не за­бы­ли пер­во­на­чаль­ни­ка этих мест пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия. По со­ве­ту стар­цев Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря пе­ре­не­сти мо­щи пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия (что со­от­вет­ство­ва­ло же­ла­нию бра­тии Со­ло­вец­кой оби­те­ли) пре­по­доб­ный Зо­си­ма пе­ре­вез свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го на ме­сто поcлед­них его по­дви­гов. Здесь, за ал­та­рем но­во­по­стро­ен­но­го хра­ма в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, они бы­ли по­ло­же­ны в зем­лю, где по­ко­и­лись до 1566 го­да.

Пре­по­доб­ный Зо­си­ма пре­ста­вил­ся к Бо­гу, до­стиг­нув ма­сти­той ста­ро­сти, 17 ап­ре­ля 1478 го­да. Бра­тия по­греб­ли сво­е­го игу­ме­на за ал­та­рем Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма.

Через несколь­ко де­ся­ти­ле­тий цер­ков­ный Со­бор при мит­ро­по­ли­те Мос­ков­ском Ма­ка­рии 26 фев­ра­ля 1547 го­да опре­де­лил со­вер­шать все­цер­ков­ную па­мять Со­ло­вец­ким пре­по­доб­ным каж­до­му в день его кон­чи­ны: Сав­ва­тию – 27 сен­тяб­ря/10 ок­тяб­ря, Зо­си­ме – 17/30 ап­ре­ля.

Из­вест­ны све­де­ния, со­глас­но ко­то­рым пер­вое об­ре­те­ние мо­щей пре­по­доб­ных от­цов бы­ло 2 сен­тяб­ря 1545 го­да. Ве­ро­ят­но, это свя­за­но с под­го­тов­кой к ка­но­ни­за­ции этих по­движ­ни­ков на Со­бо­ре 1547 го­да.

Про­слав­лен­ный игу­мен Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря свя­щен­но­му­че­ник Филипп (Ко­лы­чев; †1569), став­ший на­сто­я­те­лем в 1548 го­ду, мно­го по­тру­дил­ся во сла­ву оби­те­ли. Свя­тым игу­ме­ном Филип­пом был об­на­ру­жен чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии, при­не­сен­ный на ост­ров пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем, а так­же его ка­мен­ный крест. Эти свя­тые ре­лик­вии бы­ли уста­нов­ле­ны у мо­щей пре­по­доб­ных: ико­на – у гроб­ни­цы свя­то­го Сав­ва­тия, а крест – в ча­совне свя­то­го Гер­ма­на. Бы­ло так­же по­пол­не­но жи­тие пре­по­доб­ных опи­са­ни­ем чу­дес, со­вер­шив­ших­ся при их гроб­ни­цах.

Тор­же­ство пе­ре­не­се­ния мо­щей пре­по­доб­ных Зо­си­мы и Сав­ва­тия, Со­ло­вец­ких чу­до­твор­цев, со­сто­я­лось на тре­тий день празд­ни­ка Пре­об­ра­же­ния, по­сле освя­ще­ния Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра 8 ав­гу­ста 1566 го­да. Под­го­тов­ле­но и вдох­нов­ле­но оно бы­ло свя­ти­те­лем Филип­пом, бу­ду­щим мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским († 1569; па­мять 9/22 ян­ва­ря, 3/16 июля и 5/18 ок­тяб­ря). Мо­щи пре­по­доб­ных Зо­си­мы и Сав­ва­тия бы­ли пе­ре­не­се­ны в при­дел Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра, устро­ен­ный в их честь.

Рус­ский на­род свя­то чтит па­мять Со­ло­вец­ких чу­до­твор­цев; они осо­бо по­чи­та­ют­ся как по­кро­ви­те­ли пче­ло­вод­ства. Во мно­гих мест­но­стях Рос­сии к дню па­мя­ти пре­по­доб­но­го Зо­си­мы «Пчель­ни­ка» (17/30 ап­ре­ля) при­уро­чи­ва­лась вы­став­ка пчел. В день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия (27 сен­тяб­ря/10 ок­тяб­ря) обыч­но за­вер­ша­ет­ся убор­ка пчел в ом­шаник на зи­мов­ку.