Канон собору святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна

Припев: Святы́й вели́кий Иоа́нне, Предте́че и Крести́телю Госпо́день, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 20 января (07 января ст. ст.); 07 июня (25 мая ст. ст.); 06 октября (23 сентября ст. ст.)

Глас 2.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Непроходи́мое волня́щееся мо́ре Бо́жиим Свои́м веле́нием изсуши́вшему и пешеше́ствовати сквозе́ е́ изра́ильтеския лю́ди наста́вльшему, Го́сподеви пои́м: сла́вно бо просла́вися.

Погружа́ема мя́ страсте́й бу́рею, Предте́че, моли́твами твои́ми предвари́в, спаси́: безстра́стия бо са́м бы́л еси́ прия́телище честно́е и чисте́йшее, Го́споду свы́ше от младе́нства возложе́н.

Ра́дуяся, Бо́гу предстоя́й а́нгел равноа́нгельнаго благовести́ Заха́рии честно́му, твоему́ свяще́нствующу отцу́, тя́, всеблаже́нне, Госпо́дня Предте́чу и дру́га бы́вша.

Испо́лнен бы́л еси́ Всесвята́го Ду́ха, еще́ во чре́ве твоея́ ма́тере вну́трь носи́мь, и взыгра́нием кра́сным Де́вственный Пло́д, ра́дуяся, возвести́л еси́, и поклони́лся еси́, проро́че всече́стне.

Непрохо́дный все́м челове́ком пе́рвее стра́нный пу́ть жития́ просе́кшаго и крести́вшаго Христа́ во Иорда́нских струя́х, восхва́лим Госпо́дня Предте́чу, боже́ственнаго и богому́драго.

Богоро́дичен: Всеосвяще́нный Де́вства хра́м, во чре́ве Бо́га Сло́ва чревоноси́вшая, притека́ющия к Тебе́ и призыва́ющия, Чи́стая, спаси́ моли́твами Твои́ми, бе́д разруша́ющи нахожде́ние, Всенепоро́чная.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: На ка́мени мя́ ве́ры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́, возвесели́бося ду́х мо́й, внегда́ пе́ти: не́сть свя́т, я́коже Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Непло́дствия поноше́ние разреши́л еси́, позна́в Де́вы Боже́ственное Рождество́, взыгра́л еси́, ра́дуяся во чре́ве ма́терни, всехва́льне, а́нгелов сожи́телю, Госпо́день Предте́че блаже́ннейший.

Стези́ предугото́вив Госпо́дни, ше́ствовал еси́ пред лице́м Его́, проро́че, я́ко свети́льник бо, все́м явля́яй сла́вы О́тчее сия́ние, я́вльшееся пло́тию на́с ра́ди, показа́лся еси́ все́х изя́щнейший.

Возсия́л еси́, я́ко у́тро, пра́вды Со́лнце возвеща́я су́щим во тме́: все́х бо спасе́ния ты́ бы́л еси́ пропове́дник и Предте́ча и все́м глаго́лал еси́: ко Христу́ приступи́те ве́рою и спасе́теся.

Богоро́дичен: Ра́дость неизглаго́ланную прие́мши, зачала́ еси́ безсе́менно Твоего́ Влады́ку, всю́, Богома́ти, вселе́нную призва́вшаго. Ему́же и взыва́ем: я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Го́споди.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Пою́ Тя́, слу́хом бо, Го́споди, услы́шах и ужасо́хся: до мене́ бо и́деши, мене́ ища́, заблу́ждшаго. Те́м мно́гое Твое́ снизхожде́ние, е́же на мя́, прославля́ю, Многоми́лостиве.

Оскверне́нныя омы́ти водо́ю посла́лся еси́, от Влады́ки уготовля́я прия́ти взе́млющаго гре́х Христа́ и ле́сть отгоня́ща богоразу́мия заре́ю, всече́стне.

Я́да мя́ змии́на угрызе́ния исцели́ти, блаже́нне, моли́, и́же Христа́ вода́ми крести́в Иорда́нскими, в ни́хже змие́в вогнезди́вшуюся зло́бу Спа́с сокруши́.

Му́дростию Бо́жиею укра́шен, прише́л еси́ христопропове́дник: Вопию́щаго бо бы́л еси́ зову́щий, — пока́йтеся! — гла́с, я́ко проро́к, провозгласи́, Су́щаго па́че все́х челове́к Тя́ показу́я на́м.

Стра́нное и челове́ки нетре́нное живы́й житие́, предста́л еси́ вода́м, всеизря́днейше, Иорда́нским, гла́с О́тчий слы́шав и прише́ствие Ду́ха узре́в.

Богоро́дичен: И́же вся́ созда́вый Госпо́дь, по на́м Са́м зи́ждется, всели́вся, Всечи́стая, во утро́бу Твою́ всесвяту́ю, во о́браз челове́чь оде́яся и Сво́й о́браз спасе́.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Просвеще́ние во тме́ лежа́щих, спасе́ние отча́янных, Христе́ Спа́се мо́й, к Тебе́ у́тренюю, Царю́ ми́ра, просвети́ мя́ сия́нием Твои́м, ино́го бо ра́зве Тебе́ Бо́га не зна́ю.

Преесте́ственныя доброде́тели светлостьми́ озаре́н, я́ко от небе́снаго тайновожде́ния вода́м предста́л еси́ Иорда́нским, креща́я и очища́я водо́ю, Предте́че, ве́рою душе́вною приступа́ющия тебе́.

Чи́стый и Нетле́нный Све́т хотя́ крести́ти, сосу́д чисте́йший показа́лся еси́, Иоа́нне: бо́лий бо все́х от Него́ предъизбра́лся еси́, проро́ков же честне́йший, Проро́чествованнаго бо сподо́бился еси́ ви́дети.

По́слан бы́в пред лице́м Госпо́дним, всего́ все́м стези́ челове́ком показу́я, прикаса́ется, трепе́ща, верху́ Влады́чню и креща́ет, глаго́ля, Предте́ча: ино́го, ра́зве Тебе́, Бо́га не ве́м.

Кто́ ви́де, или́ кто́ слы́ша, когда́ Безскве́рнаго созда́нию ве́рх преклоня́юща, руко́ю вся́ Содержа́щаго? Те́м тре́петно Крести́тель вопия́ше: ино́го, па́че Тебе́, Бо́га не ве́м.

Богоро́дичен: Сы́н Бо́жий, Сы́н Тво́й, Де́во, я́ве показа́ся, дела́ я́ко Бо́г соверша́я во́лею еди́ною. Те́мже Тя́ вси́, и́стинно Богоро́дицу, и госпо́дьственно имену́ем: ины́я бо Ма́тере Бо́жия не ве́мы.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же мя́ возведи́.

Ты́ Сло́ва гла́с предше́ствовал еси́ и, я́ко светоно́сная звезда́, возсия́л еси́, провозвеща́я, Предте́че, ты́ пра́вды Со́лнца.

Земны́х попече́ний не уве́дел еси́ и небе́сными наде́ждами обогати́лся еси́: на земли́, я́ко а́нгел, жи́знь соверши́л еси́, всеблаже́нне.

Проро́ков тя́ печа́ть зна́ем, я́ко ве́тхаго и но́ваго хода́тая, и Крести́теля, и Предте́чу Спа́са Христа́ предвозвеща́ем.

Богоро́дичен: Несказа́нно вои́стинну зача́тие, неизрече́нно Рождество́ Твое́ и непостижи́мо все́м ве́рным познава́ется и ве́руется, Еди́на Богоневе́сто.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Купина́ в горе́ огненеопа́льная и росоно́сная пе́щь халде́йская, я́ве предписа́ Тя́, Богоневе́сто, Боже́ственный бо невеще́ственный в веще́ственнем чре́ве, О́гнь неопа́льно прия́ла еси́. Те́мже из Тебе́ Ро́ждшемуся пое́м: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Священноде́йствовав креще́ние и соверши́в, Предте́че, я́же от Бо́га я́ве да́нныя тебе́ та́йны, я́ко а́гнец незло́бив священноде́йствуемый, прине́слся еси́ же́ртва. Те́мже с тобо́ю согла́сно пое́м: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Но́вый Илия́ ты́ бы́л еси́, со дерзнове́нием, Предте́че, и царя́ облича́я беззако́нновавша, и житие́ невеще́ственно показу́я на́м, я́коже о́н, треблаже́нне. Те́мже с тобо́ю, проро́че, пое́м: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

И́же проро́ков бо́льший и апо́столов, Предте́че, Христо́вых боже́ственную че́сть насле́довав, ты́ зако́на исполне́ние и нача́ло я́ве но́выя благода́ти яви́лся еси́. Те́мже с тобо́ю, треблаже́нне, пое́м: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Песнослове́ньми Всечи́стую и Богоприя́тную Влады́чицу, благочести́вии, досто́йно вси́ воспои́м, я́ко Бо́га ро́ждшую Единоро́днаго, на́м челове́ком я́вльшася. К Нему́же, ве́рнии, согла́сно пое́м: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Тя́, и́же на земли́ равноа́нгельна я́вльшася премене́нным житие́м и все́х вы́шша, Иоа́нне всеблаже́нне, ра́достно почита́ем, зову́ще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Еди́но в Тре́х Божества́ Существо́ Единосу́щными Ипоста́сьми, проро́че, научи́л еси́: гла́сом бо Роди́теля и прише́ствием Ду́ха позна́л еси́ Креща́емаго, Сло́ва Бо́жия Присносу́щнаго.

У́тро мы́сленное, Со́лнце возвеща́я, е́же из Де́вы возсия́вшее, из непло́дныя предте́кл еси́, Иоа́нне всече́стне, и А́гнца пропове́дал еси́, ми́ра гре́х человеколю́бием взе́млющаго.

Свы́ше на́с ны́не назира́я, блаже́нне, твои́ми моли́твами сохрани́, боже́ственному пропове́данию после́дующия твоему́, всеблаже́нне, и во уче́ниих пребыва́юще, Предте́че, боже́ственных и спаси́тельных твои́х догма́тов.

Богоро́дичен: Сла́вы О́тчия зачала́ еси́ несказа́нно Преве́чное Осия́ние и Сло́во Безнача́льное, в нача́ле су́щее разумева́емое, и ны́не из Тебе́ перворожде́нна, Всечи́стая, бы́вша неизме́нно тва́ри.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Я́же пре́жде со́лнца Свети́льника Бо́га возсия́вшаго, пло́тски к на́м прише́дшаго, из боку́ Деви́чу неизрече́нно воплоти́вшая, Благослове́нная Всечи́стая, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Припе́в: Велича́й, душе́ моя́, [и́же] во проро́цех вели́каго Предте́чу.

Из пусты́ни Предте́ча гла́с Сло́во показу́ет, пло́тски к на́м прише́дшее, и прису́щее прера́достно крести́ти гото́вится, ду́ши очища́ющее от греха́ ве́ры ра́ди.

Припе́в: Велича́й, душе́ моя́, [и́же] во проро́цех вели́каго Предте́чу.

Благода́ть же и зако́н хода́тая тя́ че́стна я́ве предлага́ют: о́в у́бо запеча́тствующаго, о́вая же начина́ющаго, все́х проро́ков Сло́вом предпочте́ннаго, па́че ви́димых пожи́вша, всече́стне.

Припе́в: Велича́й, душе́ моя́, [и́же] во проро́цех вели́каго Предте́чу.

Безтеле́сным подо́бное житие́ показа́в, со а́нгельскими ли́ки весели́тся и, престо́лу предстоя́ Влады́чню, ра́дуется, восхваля́ющим оставле́ние и спасе́ние испроша́я.

Припе́в: Велича́й, душе́ моя́, Честне́йшую го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу.

Богоро́дичен: За благоутро́бие все́х Изба́витель Челове́к быва́ет и плотско́е рожде́ние прие́млет, человеколю́бно па́че челове́ков сы́й Человеколю́бец, из де́вственнаго ложесна́ Твоего́, Богороди́тельнице Всеблаже́нная.

Свети́лен.

Стези́ предугото́вал еси́ чу́дно Го́сподеви: гла́с бо бы́л еси́ Того́ прише́ствия и пропове́дник и́стиннейший, проро́ков превы́шший, блаже́нне Иоа́нне: ты́ Све́т ви́дел еси́, я́ко неизглаго́ланное Его́ сконча́в смотре́ние.

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ: Непроходи́мое волнѧ́щеесѧ мо́ре, бж҃їимъ свои́мъ велѣ́нїемъ и҆зсꙋши́вшемꙋ, и҆ пѣшеше́ствовати сквозѣ̀ є҆̀ і҆и҃льтєскїѧ лю́ди наста́вльшемꙋ, гдⷭ҇еви пои́мъ: сла́внѡ бо просла́висѧ.

Погрꙋжа́ема мѧ̀ страсте́й бꙋ́рею, предте́че, мл҃твами твои́ми предвари́въ спасѝ: безстра́стїѧ бо са́мъ бы́лъ є҆сѝ прїѧ́телище чⷭ҇тно́е и҆ чистѣ́йшее, гдⷭ҇ꙋ свы́ше ѿ младе́нства возложе́нъ.

Ра́дꙋѧсѧ бг҃ꙋ предстоѧ́й а҆́гг҃лъ, равноа́гг҃льнаго бл҃говѣстѝ заха́рїи честно́мꙋ, твоемꙋ̀ свѧще́нствꙋющꙋ ѻ҆тцꙋ̀, тѧ̀, всебл҃же́нне, гдⷭ҇нѧ предте́чꙋ, и҆ дрꙋ́га бы́вша.

И҆спо́лненъ бы́лъ є҆сѝ всест҃а́гѡ дх҃а, є҆щѐ во чре́вѣ твоеѧ̀ ма́тере внꙋ́трь носи́мь, и҆ взыгра́нїемъ кра́снымъ дѣ́вственный пло́дъ ра́дꙋѧсѧ возвѣсти́лъ є҆сѝ, и҆ поклони́лсѧ є҆сѝ, прⷪ҇ро́че всече́стне.

Непрохо́дный всѣ̑мъ человѣ́кѡмъ пе́рвѣе, стра́нный пꙋ́ть житїѧ̀ просѣ́кшаго, и҆ крести́вшаго хрⷭ҇та̀ во і҆ѻрда́нскихъ стрꙋѧ́хъ, восхва́лимъ гдⷭ҇нѧ прⷣте́чꙋ, бж҃е́ственнаго и҆ бг҃омꙋ́драго.

Бг҃оро́диченъ: Всеѡсщ҃е́нный двⷭ҇тва хра́мъ, во чре́вѣ бг҃а сло́ва чревоноси́вшаѧ, притека́ющыѧ къ тебѣ̀ и҆ призыва́ющыѧ, чⷭ҇таѧ, спасѝ моли́твами твои́ми, бѣ́дъ разрꙋша́ющи нахожде́нїе, всенепоро́чнаѧ.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ: На ка́мени мѧ̀ вѣ́ры ᲂу҆тверди́въ, разшири́лъ є҆сѝ ᲂу҆ста̀ моѧ̑ на врагѝ моѧ̑. Возвесели́босѧ дꙋ́хъ мо́й, внегда̀ пѣ́ти: нѣ́сть ст҃ъ, ꙗ҆́коже бг҃ъ на́шъ, и҆ нѣ́сть пра́веденъ, па́че тебє̀, гдⷭ҇и.

Непло́дствїѧ поноше́нїе разрѣши́лъ є҆сѝ, позна́въ дв҃ы бжⷭ҇твенное ржⷭ҇тво̀, взыгра́лъ є҆сѝ ра́дꙋѧсѧ во чре́вѣ ма́терни, всехва́льне, а҆́гг҃лѡвъ сожи́телю, гдⷭ҇ень предте́че блаже́ннѣйшїй.

Стези̑ пред̾ꙋгото́вивъ гдⷭ҇ни, ше́ствовалъ є҆сѝ предъ лице́мъ є҆гѡ̀, прⷪ҇ро́че: ꙗ҆́кѡ свѣти́льникъ бо всѣ̑мъ ꙗ҆влѧ́ѧй сла́вы ѻ҆́ч҃ее сїѧ́нїе, ꙗ҆́вльшеесѧ пло́тїю на́съ ра́ди, показа́лсѧ є҆сѝ всѣ́хъ и҆зѧ́щнѣйшїй.

Возсїѧ́лъ є҆сѝ, ꙗ҆́кѡ ᲂу҆́тро, пра́вды сл҃нце возвѣща́ѧ сꙋ́щымъ во тмѣ̀: всѣ́хъ бо спасе́нїѧ ты̀ бы́лъ є҆сѝ проповѣ́дникъ и҆ предте́ча, и҆ всѣ̑мъ глаго́лалъ є҆сѝ: ко хрⷭ҇тꙋ̀ пристꙋпи́те вѣ́рою, и҆ спасе́тесѧ.

Бг҃оро́диченъ: Ра́дость неизглаго́ланнꙋю прїе́мши, зачала̀ є҆сѝ безсѣ́меннѡ твоего̀ влⷣкꙋ, всю̀, бг҃ома́ти, вселе́ннꙋю призва́вшаго. Є҆мꙋ́же и҆ взыва́емъ: ꙗ҆́кѡ нѣ́сть ст҃ъ па́че тебє̀, гдⷭ҇и.

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Пою̀ тѧ̀, слꙋ́хомъ бо, гдⷭ҇и, ᲂу҆слы́шахъ и҆ ᲂу҆жасо́хсѧ, до менє̀ бо и҆́деши, менѐ и҆щѧ̀ заблꙋ́ждшаго. Тѣ́мъ мно́гое твоѐ снизхожде́нїе, є҆́же на мѧ̀, прославлѧ́ю, многоми́лостиве.

Ѡ҆сквернє́нныѧ ѡ҆мы́ти водо́ю посла́лсѧ є҆сѝ, ѿ влⷣки ᲂу҆готовлѧ́ѧ прїѧ́ти, взе́млющагѡ грѣ́хъ хрⷭ҇та̀, и҆ ле́сть ѿгонѧ́ща бг҃оразꙋ́мїѧ заре́ю, всече́стне.

Ꙗ҆́да мѧ̀ ѕмїи́на ᲂу҆грызе́нїѧ и҆сцѣли́ти, бл҃же́нне, молѝ, и҆́же хрⷭ҇та̀ вода́ми крести́въ і҆ѻрда́нскими, въ ни́хже ѕмїє́въ возгнѣзди́вшꙋюсѧ ѕло́бꙋ сп҃съ сокрꙋшѝ.

Мꙋ́дростїю бж҃їею ᲂу҆кра́шенъ, прише́лъ є҆сѝ хрⷭ҇топроповѣ́дникъ: вопїю́щагѡ бо бы́лъ є҆сѝ зовꙋ́щїй, пока́йтесѧ, гла́съ, ꙗ҆́кѡ прⷪ҇ро́къ провозгласѝ, сꙋ́щаго па́че всѣ́хъ человѣ̑къ тѧ̀ показꙋ́ѧ на́мъ.

Стра́нное и҆ человѣ́ки нетре́нное живы́й житїѐ, предста́лъ є҆сѝ вода́мъ, всеизрѧ́днѣйше, і҆ѻрда̑нскимъ, гла́съ ѻ҆́ч҃їй слы́шавъ, и҆ прише́ствїе дх҃а ᲂу҆зрѣ́въ.

Бг҃оро́диченъ: И҆́же всѧ̑ созда́вый гдⷭ҇ь, по на́мъ са́мъ зи́ждетсѧ, всели́всѧ, всечⷭ҇таѧ, во ᲂу҆тро́бꙋ твою̀ всест҃ꙋ́ю, во ѻ҆́бразъ человѣ́чь ѡ҆дѣ́ѧсѧ, и҆ сво́й ѻ҆́бразъ спасѐ.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ: Просвѣще́нїе во тмѣ̀ лежа́щихъ, спасе́нїе ѿча́ѧнныхъ, хрⷭ҇тѐ сп҃се мо́й, къ тебѣ̀ ᲂу҆́тренюю цр҃ю̀ ми́ра, просвѣтѝ мѧ̀ сїѧ́нїемъ твои́мъ: и҆но́гѡ бо, ра́звѣ тебє̀, бо́га не зна́ю.

Преесте́ственныѧ добродѣ́тели свѣтлостьмѝ ѡ҆заре́нъ, ꙗ҆́кѡ ѿ нбⷭ҇нагѡ тайновожде́нїѧ вода́мъ предста́лъ є҆сѝ і҆ѻрда̑нскимъ, креща́ѧ и҆ ѡ҆чища́ѧ водо́ю, предте́че, вѣ́рою дꙋше́вною пристꙋпа́ющыѧ тебѣ̀.

Чи́стый и҆ нетлѣ́нный свѣ́тъ хотѧ̀ крести́ти, сосꙋ́дъ чистѣ́йшїй показа́лсѧ є҆сѝ, і҆ѡа́нне: бо́лїй бо всѣ́хъ ѿ негѡ̀ пред̾избра́лсѧ є҆сѝ, прⷪ҇ро́кѡвъ же честнѣ́йшїй, прⷪ҇ро́чествованнаго бо сподо́билсѧ є҆сѝ ви́дѣти.

По́сланъ бы́въ пред̾ лице́мъ гдⷭ҇нимъ, всегѡ̀ всѣ̑мъ стєзѝ человѣ́кѡмъ показꙋ́ѧ, прикаса́етсѧ трепе́щѧ верхꙋ̀ влⷣчню, и҆ кр҃ща́етъ глаго́лѧ предте́ча: и҆но́гѡ ра́звѣ тебє̀ бо́га не вѣ́мъ.

Кто̀ ви́дѣ, и҆лѝ кто̀ слы́ша когда̀ безскве́рнаго созда́нїю ве́рхъ преклонѧ́юща, рꙋко́ю всѧ̑ содержа́щаго, тѣ́мъ тре́петнѡ крести́тель вопїѧ́ше: и҆но́гѡ па́че тебє̀ бо́га не вѣ́мъ.

Бг҃оро́диченъ: Сн҃ъ бж҃їй, сн҃ъ тво́й, дв҃о, ꙗ҆́вѣ показа́сѧ, дѣла̀ ꙗ҆́кѡ бг҃ъ соверша́ѧ во́лею є҆ди́ною. Тѣ́мже тѧ̀ всѝ и҆́стиннѡ бцⷣꙋ и҆ гдⷭ҇ственнѡ и҆менꙋ́емъ: и҆ны́ѧ бо мт҃ре бж҃їѧ не вѣ́мы.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ: Въ бе́зднѣ грѣхо́внѣй валѧ́ѧсѧ, неизслѣ́днꙋю милосе́рдїѧ твоегѡ̀ призыва́ю бе́зднꙋ: ѿ тлѝ, бж҃е, мѧ̀ возведѝ.

Ты̀ сло́ва гла́съ предше́ствовалъ є҆сѝ, и҆ ꙗ҆́кѡ свѣтоно́снаѧ ѕвѣзда̀ возсїѧ́лъ є҆сѝ, провозвѣща́ѧ, предте́че, ты̀ пра́вды сл҃нца.

Земны́хъ попече́нїй не ᲂу҆вѣ́дѣлъ є҆сѝ, и҆ нбⷭ҇ными наде́ждами ѡ҆богати́лсѧ є҆сѝ: на землѝ ꙗ҆́кѡ а҆́гг҃лъ жи́знь соверши́лъ є҆сѝ, всебл҃же́нне.

Прⷪ҇ро́кѡвъ тѧ̀ печа́ть зна́емъ, ꙗ҆́кѡ ве́тхаго и҆ но́ваго хода́таѧ, и҆ крести́телѧ и҆ прⷣте́чꙋ, сп҃са хрⷭ҇та̀ предвозвѣща́емъ.

Бг҃оро́диченъ: Несказа́нно вои́стиннꙋ зача́тїе, неизрече́нно ржⷭ҇тво̀ твоѐ и҆ непостижи́мо всѣ̑мъ вѣ̑рнымъ познава́етсѧ и҆ вѣ́рꙋетсѧ, є҆ди́на бг҃оневѣ́сто.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ: Кꙋпина̀ въ горѣ̀ ѻ҆гнеѡпа́льнаѧ, и҆ росоно́снаѧ пе́щь халде́йскаѧ, ꙗ҆́вѣ предписа̀ тѧ̀, бг҃оневѣ́сто: бжⷭ҇твенный бо невеще́ственный въ веще́ственнѣмъ чре́вѣ ѻ҆́гнь неѡпа́льнѡ прїѧ́ла є҆сѝ. Тѣ́мже и҆зъ тебє̀ ро́ждшемꙋсѧ пое́мъ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆ц҃ъ на́шихъ.

Сщ҃еннодѣ́йствовавъ креще́нїе, и҆ соверши́въ, прⷣте́че, ꙗ҆̀же ѿ бг҃а ꙗ҆́вѣ да̑нныѧ тебѣ̀ та̑йны, ꙗ҆́кѡ а҆́гнецъ неѕло́бивъ, сщ҃еннодѣ́йствꙋемый прине́слсѧ є҆сѝ же́ртва. Тѣ́мже съ тобо́ю согла́снѡ пое́мъ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆ц҃ъ на́шихъ.

Но́вый и҆лїа̀ ты̀ бы́лъ є҆сѝ, со дерзнове́нїемъ, прⷣте́че, и҆ царѧ̀ ѡ҆блича́ѧ беззако́нновавша, и҆ житїѐ невеще́ственно показꙋ́ѧ на́мъ, ꙗ҆́коже ѻ҆́нъ, требл҃же́нне. Тѣ́мже съ тобо́ю, прⷪ҇ро́че, пое́мъ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆ц҃ъ на́шихъ.

И҆́же прⷪ҇ро́кѡвъ бо́льшїй, и҆ а҆пⷭ҇лѡвъ, прⷣте́че, хрⷭ҇то́выхъ бжⷭ҇твеннꙋю че́сть наслѣ́довавъ, ты̀ зако́на и҆сполне́нїе, и҆ нача́ло ꙗ҆́вѣ но́выѧ бл҃года́ти ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ. Тѣ́мже съ тобо́ю, требл҃же́нне, пое́мъ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆ц҃ъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ: Пѣснослове́ньми всечⷭ҇тꙋю и҆ бг҃опрїѧ́тнꙋю влⷣчцꙋ, бл҃гочести́вїи досто́йнѡ всѝ воспои́мъ, ꙗ҆́кѡ бг҃а ро́ждшꙋю є҆диноро́днаго на́мъ человѣ́кѡмъ ꙗ҆́вльшасѧ. Къ немꙋ́же, вѣ́рнїи, согла́снѡ пое́мъ, бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆ц҃ъ на́шихъ.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ: Пе́щь и҆ногда̀ ѻ҆́гненнаѧ въ вавѷлѡ́нѣ дѣ̑йства раздѣлѧ́ше, бж҃їимъ велѣ́нїемъ халдє́и ѡ҆палѧ́ющаѧ, вѣ̑рныѧ же ѡ҆роша́ющаѧ, пою́щыѧ: бл҃гослови́те, всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.

Тѧ̀ и҆́же на землѝ равноа́гг҃льна ꙗ҆́вльшасѧ премѣне́ннымъ житїе́мъ, и҆ всѣ́хъ вы́шша, і҆ѡа́нне всебл҃же́нне, ра́достнѡ почита́емъ, зовꙋ́ще: бл҃гослови́те, всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.

Є҆ди́но въ тре́хъ бжⷭ҇тва̀ сꙋщество̀, є҆диносꙋ́щными ѵ҆поста́сьми, прⷪ҇ро́че, наꙋчи́лъ є҆сѝ: гла́сомъ бо роди́телѧ, и҆ прише́ствїемъ дх҃а позна́лъ є҆сѝ креща́емаго, сло́ва бж҃їѧ присносꙋ́щнаго.

Оу҆́тро мы́сленное, сл҃нце возвѣща́ѧ, є҆́же и҆з̾ дв҃ы возсїѧ́вшее, и҆з̾ непло́дныѧ предте́клъ є҆сѝ, і҆ѡа́нне всече́стне, и҆ а҆́гнца проповѣ́далъ є҆сѝ, мі́ра грѣ́хъ человѣколю́бїемъ взе́млющаго.

Свы́ше на́съ ны́нѣ назира́ѧ, бл҃же́нне, твои́ми моли́твами сохранѝ, бжⷭ҇твенномꙋ проповѣ́данїю послѣ́дꙋющыѧ твоемꙋ̀, всебл҃же́нне, и҆ во ᲂу҆че́нїихъ пребыва́юще, предте́че, бжⷭ҇твенныхъ и҆ спаси́тельныхъ твои́хъ догма́тѡвъ.

Бг҃оро́диченъ: Сла́вы ѻ҆́ч҃їѧ зачала̀ є҆сѝ несказа́ннѡ превѣ́чное ѡ҆сїѧ́нїе, и҆ сло́во безнача́льное, въ нача́лѣ сꙋ́щее разꙋмѣва́емое: и҆ ны́нѣ и҆з̾ тебє̀ перворожде́нна, всечⷭ҇таѧ, бы́вша неизмѣ́ннѡ тва́ри.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Ꙗ҆̀же пре́жде со́лнца свѣти́льника бг҃а возсїѧ́вшаго, пло́тски къ на́мъ прише́дшаго, и҆з̾ бокꙋ̀ дв҃и́чꙋ, неизрече́ннѡ воплоти́вшаѧ, бл҃гослове́ннаѧ всечⷭ҇таѧ, тѧ̀, бцⷣе, велича́емъ.

Припѣ́въ: Велича́й, дꙋшѐ моѧ̀, (и҆́же) во прⷪ҇ро́цѣхъ вели́каго предте́чꙋ.

И҆зъ пꙋсты́ни прⷣте́ча гла́съ, сло́во показꙋ́етъ пло́тски къ на́мъ прише́дшее: и҆ присꙋ́щее прера́достнѡ крести́ти гото́витсѧ, дꙋ́шы ѡ҆чища́ющее ѿ грѣха̀, вѣ́ры ра́ди.

Припѣ́въ: Велича́й, дꙋшѐ моѧ̀, (и҆́же) во прⷪ҇ро́цѣхъ вели́каго предте́чꙋ.

Благода́ть же и҆ зако́нъ хода́таѧ тѧ̀ че́стна ꙗ҆́вѣ предлага́ютъ, ѻ҆́въ ᲂу҆́бѡ запеча́тствꙋющаго, ѻ҆́ваѧ же начина́ющаго, всѣ́хъ прⷪ҇ро́кѡвъ сло́вомъ предпочте́ннаго, па́че ви́димыхъ пожи́вша, всече́стне.

Припѣ́въ: Велича́й, дꙋшѐ моѧ̀, (и҆́же) во прⷪ҇ро́цѣхъ вели́каго предте́чꙋ.

Безтѣлє́снымъ подо́бное житїѐ показа́въ, со а҆́гг҃льскими ли́ки весели́тсѧ, и҆ прⷭ҇то́лꙋ предстоѧ̀ влⷣчню ра́дꙋетсѧ, восхвалѧ́ющымъ ѡ҆ставле́нїе и҆ спасе́нїе и҆спроша́ѧ.

Припѣ́въ: Велича́й, дꙋшѐ моѧ̀, честнѣ́йшꙋю го́рнихъ во́инствъ, дв҃ꙋ пречⷭ҇тꙋю, бцⷣꙋ.

Бг҃оро́диченъ: За бл҃гоꙋтро́бїе всѣ́хъ и҆зба́витель человѣ́къ быва́етъ, и҆ плотско́е рожде́нїе прїе́млетъ, человѣколю́бнѡ па́че человѣ́кѡвъ сы́й чл҃вѣколю́бецъ, и҆з̾ дѣ́вственнагѡ ложесна̀ твоегѡ̀, бг҃ороди́тельнице всеблаже́ннаѧ.

Свѣти́ленъ.

Стези̑ пред̾ꙋгото́валъ є҆сѝ чꙋ́днѡ гдⷭ҇еви: гла́съ бо бы́лъ є҆сѝ тогѡ̀ прише́ствїѧ, и҆ проповѣ́дникъ и҆́стиннѣйшїй, прⷪ҇ро́кѡвъ превы́шшїй, бл҃же́нне і҆ѡа́нне: ты̀ свѣ́тъ ви́дѣлъ є҆сѝ, ꙗ҆́кѡ неизглаго́ланное є҆гѡ̀ сконча́въ смотре́нїе.

 Про­рок Иоанн Кре­сти­тель – по­сле Де­вы Ма­рии са­мый чти­мый свя­той. С именем Иоанна Предтечи связано семь праздников (по новому стилю):

Про­рок Иоанн Кре­сти­тель был сы­ном свя­щен­ни­ка За­ха­рии (из ро­да Ааро­на) и пра­вед­ной Ели­за­ве­ты (из ро­да ца­ря Да­ви­да). Жи­ли его ро­ди­те­ли око­ло Хев­ро­на (в На­гор­ной стране), на юг от Иеру­са­ли­ма. Он при­хо­дил­ся по ма­те­рин­ской ли­нии род­ствен­ни­ком Гос­по­да Иису­са Хри­ста и ро­дил­ся на шесть ме­ся­цев рань­ше Гос­по­да. Как по­вест­ву­ет еван­ге­лист Лу­ка, Ар­хан­гел Гав­ри­ил, явив­шись его от­цу За­ха­рии в хра­ме, воз­ве­стил о рож­де­нии у него сы­на. И вот у бла­го­че­сти­вых су­пру­гов, до пре­клон­ной ста­ро­сти ли­шен­ных уте­ше­ния иметь де­тей, на­ко­нец рож­да­ет­ся сын, ко­то­ро­го они ис­про­си­ли в мо­лит­вах.

По ми­ло­сти Бо­жи­ей он из­бе­жал смер­ти сре­ди ты­сяч уби­тых мла­ден­цев в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях. Свя­той Иоанн вы­рос в ди­кой пу­стыне, го­то­вя се­бя к ве­ли­ко­му слу­же­нию стро­гой жиз­нью – по­стом и мо­лит­вой. Он но­сил гру­бую одеж­ду, при­хва­чен­ную ко­жа­ным по­я­сом, и пи­тал­ся ди­ким ме­дом и ак­ри­да­ми (род са­ран­чи). Он остал­ся пу­стын­но­жи­те­лем до тех пор, по­ка Гос­подь не при­звал его в трид­ца­ти­лет­нем воз­расте к про­по­ве­ди ев­рей­ско­му на­ро­ду.

По­ви­ну­ясь это­му при­зва­нию, про­рок Иоанн явил­ся на бе­ре­гах Иор­да­на, чтобы при­го­то­вить на­род к при­ня­тию ожи­да­е­мо­го Мес­сии (Хри­ста). К ре­ке пе­ред празд­ни­ком очи­ще­ния в боль­шом ко­ли­че­стве схо­дил­ся на­род для ре­ли­ги­оз­ных омо­ве­ний. Здесь и об­ра­тил­ся к ним Иоанн, про­по­ве­дуя по­ка­я­ние и кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов. Сущ­ность его про­по­ве­ди за­клю­ча­лась в том, что преж­де, чем по­лу­чить внеш­нее омо­ве­ние, лю­ди долж­ны нрав­ствен­но очи­стить­ся, и та­ким об­ра­зом при­го­то­вить се­бя к при­ня­тию Еван­ге­лия. Ко­неч­но, кре­ще­ние Иоан­на не бы­ло еще бла­го­дат­ным та­ин­ством хри­сти­ан­ско­го Кре­ще­ния. Смысл его за­клю­чал­ся в ду­хов­ном при­го­тов­ле­нии к при­ня­тию бу­ду­ще­го Кре­ще­ния во­дой и Свя­тым Ду­хом.

По вы­ра­же­нию од­ной цер­ков­ной мо­лит­вы, про­рок Иоанн был свет­лой утрен­ней звез­дой, ко­то­рая сво­им блес­ком пре­вос­хо­ди­ла си­я­ние всех дру­гих звезд и пред­ве­ща­ла утро бла­го­дат­но­го дня, осве­ща­е­мо­го ду­хов­ным Солн­цем Хри­стом (Мал.4:2). Ко­гда ожи­да­ние Мес­сии до­стиг­ло выс­шей сте­пе­ни, при­шел к Иоан­ну на Иор­дан кре­стить­ся и Сам Спа­си­тель ми­ра, Гос­подь Иисус Хри­стос. Кре­ще­ние Хри­ста со­про­вож­да­лось чу­дес­ны­ми яв­ле­ни­я­ми – схож­де­ни­ем Свя­то­го Ду­ха в ви­де го­лу­бя и го­ло­сом Бо­га От­ца с неба: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный... »

По­лу­чив от­кро­ве­ние о Иису­се Хри­сте, про­рок Иоанн го­во­рил на­ро­ду о Нем: «Вот Аг­нец Бо­жий, ко­то­рый бе­рет на Се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, двое из уче­ни­ков Иоан­на при­со­еди­ни­лись к Иису­су Хри­сту. То бы­ли апо­сто­лы Иоанн (Бо­го­слов) и Ан­дрей (Пер­во­зван­ный, брат Си­мо­на Пет­ра).

Кре­ще­ни­ем Спа­си­те­ля про­рок Иоанн за­вер­шил и как бы за­пе­чат­лел свое про­ро­че­ское слу­же­ние. Он без­бо­яз­нен­но и стро­го об­ли­чал по­ро­ки как про­стых лю­дей, так и силь­ных ми­ра се­го. За это он ско­ро по­стра­дал.

Царь Ирод Ан­ти­па (сы­на ца­ря Иро­да Ве­ли­ко­го) при­ка­зал по­са­дить про­ро­ка Иоан­на в тем­ни­цу за об­ли­че­ние его в остав­ле­нии сво­ей за­кон­ной же­ны (до­че­ри ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы) и за неза­кон­ное со­жи­тель­ство с Иро­ди­а­дой. Иро­ди­а­да до это­го бы­ла за­му­жем за род­ным бра­том Иро­да Филип­пом.

В день сво­е­го рож­де­ния Ирод устро­ил пир, на ко­то­рый съе­ха­лось мно­го знат­ных го­стей. Са­ло­мия, дочь нече­сти­вой Иро­ди­а­ды, сво­ей нескром­ной пляс­кой во вре­мя пи­ра до то­го уго­ди­ла Иро­ду и воз­ле­жа­щим с ним го­стям, что царь с клят­вой обе­щал ей дать все, че­го ни по­про­сит она, да­же до по­ло­ви­ны сво­е­го цар­ства. Тан­цов­щи­ца, на­учен­ная ма­те­рью, про­си­ла дать ей то­гда же на блю­де го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля. Ирод ува­жал Иоан­на как про­ро­ка, по­это­му он опе­ча­лил­ся от та­кой прось­бы. Од­на­ко по­стес­нял­ся на­ру­шить дан­ную им клят­ву и по­слал стра­жа в тем­ни­цу, ко­то­рый от­сек Иоан­ну го­ло­ву и от­дал ее де­ви­це, а та от­нес­ла го­ло­ву сво­ей ма­те­ри. Иро­ди­а­да, над­ру­гав­шись над от­се­чен­ной свя­той гла­вой про­ро­ка, бро­си­ла ее в гряз­ное ме­сто. Уче­ни­ки Иоан­на Кре­сти­те­ля по­греб­ли его те­ло в са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. За свое зло­де­я­ние Ирод по­лу­чил воз­мез­дие в 38 го­ду по­сле Р. X.; его вой­ска бы­ли раз­би­ты Аре­фой, вы­сту­пив­шим про­тив него за бес­че­стье до­че­ри, ко­то­рую он по­ки­нул ра­ди Иро­ди­а­ды, а в сле­ду­ю­щем го­ду рим­ский им­пе­ра­тор Ка­ли­гу­ла со­слал Иро­да в за­то­че­ние.

Как по­вест­ву­ет пре­да­ние, еван­ге­лист Лу­ка, об­хо­дя с про­по­ве­дью Хри­сто­вой раз­ные го­ро­да и се­ле­ния, из Се­ва­стии взял в Ан­тио­хию ча­сти­цу мо­щей ве­ли­ко­го про­ро­ка – его пра­вую ру­ку. В 959 го­ду, ко­гда му­суль­мане овла­де­ли Ан­тио­хи­ей (при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Пор­фи­ро­род­ном), дья­кон пе­ре­нес ру­ку Пред­те­чи из Ан­тио­хии в Xал­ке­дон, от­ку­да она бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Кон­стан­ти­но­поль, где и хра­ни­лась до вре­ме­ни за­во­е­ва­ния это­го го­ро­да тур­ка­ми. По­том пра­вая ру­ка Иоан­на Кре­сти­те­ля хра­ни­лась в Пе­тер­бур­ге в церк­ви Неру­ко­твор­но­го Спа­са в Зим­нем Двор­це.

Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Свя­той про­рок Ма­ла­хия пред­ска­зы­вал, что рань­ше Мес­сии явит­ся Его Пред­те­ча, ко­то­рый ука­жет на Его при­ше­ствие. По­это­му иудеи, ожи­дав­шие Мес­сию, жда­ли и яв­ле­ния Его Пред­те­чи. В го­ро­де Иуди­ном На­гор­ной стра­ны Па­ле­сти­ны жи­ли пра­вед­ные свя­щен­ник За­ха­рия и же­на его Ели­са­ве­та, бес­по­роч­но со­блю­дав­шие за­по­ве­ди Гос­под­ни. Од­на­ко су­пру­ги бы­ли несчаст­ны: до­жив до пре­клон­ных лет, они бы­ли без­дет­ны и не пе­ре­ста­ва­ли мо­лить­ся Бо­гу, чтобы Он да­ро­вал им ди­тя. Од­на­жды, ко­гда свя­той За­ха­рия был оче­ред­ным свя­щен­ни­ком в хра­ме Иеру­са­лим­ском, он во­шел во вре­мя бо­го­слу­же­ния в Свя­ти­ли­ще для каж­де­ния фимиа­мом. Вой­дя за за­ве­су Свя­ти­ли­ща, он уви­дел Ан­ге­ла Бо­жия, сто­яв­ше­го по пра­вую сто­ро­ну ка­диль­но­го жерт­вен­ни­ка. Свя­той За­ха­рия сму­тил­ся и оста­но­вил­ся в стра­хе, но Ан­гел ска­зал ему: "Не бой­ся, За­ха­рия, твоя мо­лит­ва услы­ша­на, же­на твоя, Ели­са­ве­та, ро­дит те­бе сы­на, и на­ре­чешь ему имя Иоанн". Но пра­вед­ный За­ха­рия не по­ве­рил сло­вам Небес­но­го вест­ни­ка, и то­гда Ан­гел ска­зал ему: "Я – Гав­ри­ил, пред­сто­я­щий пред Бо­гом, и по­слан бла­го­ве­стить те­бе это. И вот, ты бу­дешь немым до дня рож­де­ния, по­то­му что не по­ве­рил сло­вам мо­им". Меж­ду тем на­род ждал За­ха­рию и удив­лял­ся, что он так дол­го не вы­хо­дит из Свя­ти­ли­ща. И ко­гда он вы­шел, то дол­жен был пре­по­дать на­ро­ду бла­го­сло­ве­ние, но не смог про­из­не­сти его, так как был по­ра­жен немо­той. Ко­гда За­ха­рия зна­ка­ми объ­яс­нил, что не мо­жет го­во­рить, то на­род по­нял, что ему бы­ло ви­де­ние. Про­ро­че­ство Ар­хан­ге­ла ис­пол­ни­лось, и пра­вед­ная Ели­са­ве­та раз­ре­ши­лась от уз непло­дия, ро­див ми­ру Пред­те­чу и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на.

***

Как по­вест­ву­ет Еван­ге­лие (Лк.1:57-80), пра­вед­ные ро­ди­те­ли свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля – свя­щен­ник За­ха­рия и Ели­са­ве­та, жив­шие в древ­нем го­ро­де Хев­роне, до­стиг­ли ста­ро­сти, но не име­ли де­тей, так как Ели­са­ве­та бы­ла неплод­на. Од­на­жды свя­той За­ха­рия со­вер­шал бо­го­слу­же­ние в Иеру­са­лим­ском хра­ме и уви­дел Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, сто­я­ще­го по пра­вую сто­ро­ну жерт­вен­ни­ка ка­диль­но­го. Он пред­ска­зал, что у За­ха­рии ро­дит­ся сын, ко­то­рый бу­дет про­воз­вест­ни­ком ожи­да­е­мо­го Вет­хо­за­вет­ной Цер­ко­вью Спа­си­те­ля – Мес­сии. За­ха­рия сму­тил­ся, на него на­пал страх. Он усо­мнил­ся, что в ста­ро­сти воз­мож­но иметь сы­на, и про­сил зна­ме­ния. Оно бы­ло да­но ему, яв­ля­ясь од­новре­мен­но и на­ка­за­ни­ем за неве­рие: За­ха­рия был по­ра­жен немо­той до вре­ме­ни ис­пол­не­ния слов Ар­хан­ге­ла.

Свя­тая Ели­са­ве­та за­ча­ла и, бо­ясь на­сме­шек над позд­ней бе­ре­мен­но­стью, та­и­лась пять ме­ся­цев, по­ка ее не по­се­ти­ла при­хо­див­ша­я­ся ей даль­ней род­ствен­ни­цей Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва Ма­рия, чтобы раз­де­лить Свою и ее ра­дость. Ели­са­ве­та, ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, пер­вая при­вет­ство­ва­ла Де­ву Ма­рию как Ма­терь Бо­жию. Вме­сте с ней Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию и во­пло­тив­ше­го­ся в Ней Сы­на Бо­жия при­вет­ство­вал "иг­ра­нь­ми, яко пес­нь­ми" и свя­той Иоанн, еще на­хо­див­ший­ся в утро­бе ма­те­ри сво­ей, пра­вед­ной Ели­са­ве­ты.

Рождество святого Иоанна Предтечи

На­ста­ло вре­мя, и свя­тая Ели­са­ве­та ро­ди­ла сы­на, все род­ствен­ни­ки и дру­зья ра­до­ва­лись вме­сте с ней. На вось­мой день по за­ко­ну Мо­и­се­е­ву со­вер­ши­лось его об­ре­за­ние. Мать на­зва­ла его Иоан­ном. Все бы­ли удив­ле­ны, так как ни­кто в их ро­де не но­сил это­го име­ни. Ко­гда спро­си­ли об этом свя­то­го За­ха­рию, он по­про­сил до­щеч­ку и на­пи­сал на ней: "Иоанн имя ему" – и тот­час свя­зы­вав­шие по пред­ска­за­нию Ар­хан­ге­ла его речь узы раз­ре­ши­лись, и свя­той За­ха­рия, ис­пол­нив­шись Ду­ха Свя­то­го, про­сла­вил Бо­га и про­из­нес про­ро­че­ские сло­ва о Явив­шем­ся в мир Мес­сии и о сво­ем сыне Иоанне – Пред­те­че Гос­по­да.

По­сле Рож­де­ства Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста и по­кло­не­ния пас­ты­рей и волх­вов нече­сти­вый царь Ирод по­ве­лел из­бить всех мла­ден­цев. Услы­шав об этом, свя­тая Ели­са­ве­та убе­жа­ла со сво­им сы­ном в пу­сты­ню и скры­ва­лась в пе­ще­ре. Свя­той За­ха­рия как свя­щен­ник на­хо­дил­ся в Иеру­са­ли­ме и ис­пол­нял свое свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние в хра­ме. Ирод по­слал к нему во­и­нов с при­ка­за­ни­ем от­крыть ме­сто­пре­бы­ва­ние мла­ден­ца Иоан­на и его ма­те­ри. За­ха­рия от­ве­тил, что это ему неиз­вест­но, и был убит пря­мо в хра­ме. Пра­вед­ная Ели­са­ве­та с сы­ном про­дол­жа­ла жить в пу­стыне и там умер­ла. От­рок Иоанн, охра­ня­е­мый Ан­ге­лом, на­хо­дил­ся в пу­стыне до то­го вре­ме­ни, как вы­шел на про­по­ведь о по­ка­я­нии и сам спо­до­бил­ся кре­стить при­шед­ше­го в мир Гос­по­да.

См. так­же: "Си­нак­сарь на Рож­де­ство свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня" свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: "Сло­во на за­ча­тие чест­но­го и слав­но­го про­ро­ка, пред­те­чи и кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на" свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Усекновение главы святого Иоанна Предтечи

О му­че­ни­че­ской кон­чине свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля в 32 го­ду по Рож­де­стве Хри­сто­вом по­вест­ву­ют еван­ге­ли­сты Мат­фей (Мф.14:1-12) и Марк (Мк.6:14-29).

По­сле Кре­ще­ния Гос­под­ня свя­той Иоанн Кре­сти­тель был за­клю­чен в тем­ни­цу Иро­дом Ан­ти­пой, чет­вер­то­власт­ни­ком, пра­ви­те­лем Га­ли­леи. (По­сле смер­ти Иро­да Ве­ли­ко­го рим­ляне раз­де­ли­ли тер­ри­то­рию Па­ле­сти­ны на че­ты­ре ча­сти и в каж­дой ча­сти по­ста­ви­ли пра­ви­те­лем сво­е­го став­лен­ни­ка. Ирод Ан­ти­па по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста в управ­ле­ние Га­ли­лею). Про­рок Бо­жий от­кры­то об­ли­чал Иро­да за то, что, оста­вив за­кон­ную же­ну, дочь ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы, он без­за­кон­но со­жи­тель­ство­вал с Иро­ди­а­дой, же­ной сво­е­го бра­та Филип­па (Лк.3:19-20). В день сво­е­го рож­де­ния Ирод устро­ил пир вель­мо­жам, ста­рей­ши­нам и ты­ся­че­на­чаль­ни­кам. Дочь Иро­ди­а­ды Са­ло­мия пля­са­ла пе­ред го­стя­ми и уго­ди­ла Иро­ду. В бла­го­дар­ность де­ви­це он по­клял­ся дать все, че­го она ни по­про­сит, да­же до по­ло­ви­ны сво­е­го цар­ства. Сквер­ная тан­цов­щи­ца по со­ве­ту сво­ей злоб­ной ма­те­ри Иро­ди­а­ды про­си­ла дать ей тот­час же на блю­де го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля. Ирод опе­ча­лил­ся. Он бо­ял­ся гне­ва Бо­жия за убий­ство про­ро­ка, ко­то­ро­го сам рань­ше слу­шал­ся. Бо­ял­ся он и на­ро­да, ко­то­рый лю­бил свя­то­го Пред­те­чу. Но из-за го­стей и неосто­рож­ной клят­вы он по­ве­лел от­ру­бить го­ло­ву свя­то­му Иоан­ну и от­дать Са­ло­мии. По пре­да­нию, уста мерт­вой гла­вы про­по­вед­ни­ка по­ка­я­ния еще раз от­кры­лись и про­из­нес­ли: "Ирод, не долж­но те­бе иметь же­ну Филип­па, бра­та тво­е­го". Са­ло­мия взя­ла блю­до с гла­вой свя­то­го Иоан­на и от­нес­ла сво­ей ма­те­ри. Неисто­вая Иро­ди­а­да ис­ко­ло­ла язык про­ро­ка иг­лой и за­ко­па­ла его свя­тую гла­ву в нечи­стом ме­сте. Но бла­го­че­сти­вая Иоан­на, же­на до­мо­пра­ви­те­ля Иро­до­ва Ху­зы, по­греб­ла свя­тую го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля в гли­ня­ном со­су­де на го­ре Еле­он­ской, где у Иро­да был соб­ствен­ный уча­сток зем­ли (об­ре­те­ние чест­ной гла­вы празд­ну­ет­ся 24 фев­ра­ля). Свя­тое те­ло Иоан­на Кре­сти­те­ля взя­ли в ту же ночь его уче­ни­ки и по­греб­ли в Се­ва­стии, там, где со­вер­ши­лось зло­де­я­ние. По­сле убий­ства свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля Ирод про­дол­жал пра­вить еще неко­то­рое вре­мя. Пон­тий Пи­лат, пра­ви­тель Иудеи, по­сы­лал к нему свя­зан­но­го Иису­са Хри­ста, над Ко­то­рым он на­сме­ял­ся (Лк.23:7-12).

Суд Бо­жий со­вер­шил­ся над Иро­дом, Иро­ди­а­дой и Са­ло­ми­ей еще при их зем­ной жиз­ни. Са­ло­мия, пе­ре­хо­дя зи­мой ре­ку Си­ко­рис, про­ва­ли­лась под лед. Лед сда­вил ее так, что она ви­се­ла те­лом в во­де, а го­ло­ва ее на­хо­ди­лась на­до льдом. По­доб­но то­му, как она неко­гда пля­са­ла но­га­ми по зем­ле, те­перь она, слов­но пля­шу­щая, про­из­во­ди­ла бес­по­мощ­ные дви­же­ния в ле­дя­ной во­де. Так она ви­се­ла до тех пор, по­ка ост­рый лед не пе­ре­ре­зал ее шеи. Труп ее не был най­ден, а го­ло­ву при­нес­ли Иро­ду с Иро­ди­а­дой, как неко­гда при­нес­ли им гла­ву свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи. Ара­вий­ский царь Аре­фа в от­мще­ние за бес­че­стие сво­ей до­че­ри дви­нул вой­ско про­тив Иро­да. По­тер­пев по­ра­же­ние, Ирод под­верг­ся гне­ву рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Гая Ка­ли­гу­лы (37–41) и был вме­сте с Иро­ди­а­дой со­слан в за­то­че­ние в Гал­лию, а по­том в Ис­па­нию. Там они бы­ли по­гло­ще­ны раз­верз­шей­ся зем­лей.

В па­мять усек­но­ве­ния гла­вы свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля Цер­ко­вью уста­нов­лен празд­ник и стро­гий пост как вы­ра­же­ние скор­би хри­сти­ан о на­силь­ствен­ной смер­ти ве­ли­ко­го Про­ро­ка.

См. так­же: "Ска­за­ние об усек­но­ве­нии гла­вы свя­то­го про­ро­ка, пред­те­чи и кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Первое и второе обре́тения главы святого Иоанна Предтечи

По­сле усек­но­ве­ния гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на те­ло его бы­ло по­гре­бе­но уче­ни­ка­ми в са­ма­рий­ском го­ро­де Се­ва­стии, а чест­ная гла­ва со­кры­та Иро­ди­а­дой в бес­чест­ном ме­сте. Бла­го­че­сти­вая Иоан­на, же­на цар­ско­го до­мо­пра­ви­те­ля Ху­зы (о ней упо­ми­на­ет свя­той еван­ге­лист Лу­ка – Лк.8:3), тай­но взя­ла свя­тую гла­ву, по­ло­жи­ла ее в со­суд и по­греб­ла на го­ре Еле­он­ской – в од­ном из по­ме­стий Иро­да. Через мно­го лет по­ме­стье это пе­ре­шло во вла­де­ние бла­го­че­сти­во­му вель­мо­же Ин­но­кен­тию, ко­то­рый стал стро­ить там цер­ковь. Ко­гда ко­па­ли ров для фун­да­мен­та, был об­ре­тен со­суд с чест­ной гла­вой Иоан­на Кре­сти­те­ля. Ин­но­кен­тий узнал о ве­ли­чии свя­ты­ни по быв­шим от нее бла­го­дат­ным зна­ме­ни­ям. Так про­изо­шло Пер­вое об­ре­те­ние гла­вы. Ин­но­кен­тий хра­нил ее с ве­ли­чай­шим бла­го­го­ве­ни­ем, но пе­ред сво­ей смер­тью, бо­ясь, как бы свя­ты­ня не бы­ла по­ру­га­на невер­ны­ми, он сно­ва скрыл ее в том са­мом ме­сте, где об­рел. По кон­чине его цер­ковь при­шла в за­пу­сте­ние и раз­ру­ши­лась.

В дни рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го († 337, па­мять 21 мая), ко­гда хри­сти­ан­ская ве­ра ста­ла про­цве­тать, двум ино­кам, при­шед­шим в Иеру­са­лим на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам, два­жды явил­ся сам свя­той Пред­те­ча и от­крыл ме­сто на­хож­де­ния сво­ей чест­ной гла­вы. Ино­ки от­ры­ли свя­ты­ню и, по­ло­жив ее в ме­шок из вер­блю­жьей шер­сти, по­шли к се­бе до­мой. По до­ро­ге они встре­ти­ли незна­ко­мо­го гор­шеч­ни­ка и да­ли ему нести дра­го­цен­ную но­шу. Не зная, что он несет, гор­шеч­ник спо­кой­но про­дол­жал путь. Но ему явил­ся сам свя­той Пред­те­ча и ве­лел бе­жать от нера­ди­вых и ле­ни­вых ино­ков вме­сте с тем, что бы­ло у него в ру­ках. Гор­шеч­ник скрыл­ся от ино­ков и до­ма с по­че­стью хра­нил чест­ную гла­ву. Пе­ред смер­тью он за­пе­ча­тал ее в во­до­нос­ный со­суд и пе­ре­дал сест­ре. С тех пор чест­ная гла­ва бы­ла пре­ем­ствен­но хра­ни­ма бла­го­го­вей­ны­ми хри­сти­а­на­ми, по­ка ее об­ла­да­те­лем не стал свя­щен­ник Ев­ста­фий, за­ра­жен­ный ари­ан­ской ере­сью. Он со­вра­тил мно­же­ство недуж­ных, ис­це­лив­ших­ся от свя­той гла­вы, при­пи­сы­вая бла­го­дать ере­ти­че­ству. Ко­гда его ко­щун­ство от­кры­лось, он был вы­нуж­ден бе­жать. За­ко­пав свя­ты­ню в пе­ще­ре близ Емес­сы, ере­тик рас­счи­ты­вал впо­след­ствии вер­нуть­ся и сно­ва овла­деть ею для рас­про­стра­не­ния лже­уче­ния. Но Бог не до­пу­стил это­го. В пе­ще­ре по­се­ли­лись бла­го­че­сти­вые ино­ки, а по­том на этом ме­сте воз­ник мо­на­стырь. В 452 г. ар­хи­манд­ри­ту этой оби­те­ли Мар­кел­лу свя­той Иоанн Кре­сти­тель в ви­де­нии ука­зал ме­сто со­кры­тия сво­ей гла­вы. Это об­ре­те­ние ста­ло празд­но­вать­ся как Вто­рое. Свя­ты­ня бы­ла пе­ре­не­се­на в Емес­су, а за­тем в Кон­стан­ти­но­поль.

О про­ро­ке Иоанне Кре­сти­те­ле Гос­подь Иисус Хри­стос ска­зал: «Из рож­ден­ных же­на­ми не вос­ста­вал (про­рок) боль­ший Иоан­на Кре­сти­те­ля». Иоанн Кре­сти­тель про­слав­ля­ет­ся Цер­ко­вью как «Ан­гел, и апо­стол, и му­че­ник, и про­рок, и свеч­ник, и друг Хри­стов, и про­ро­ков пе­чать, и хо­да­тай вет­хой и но­вой бла­го­да­ти, и в рож­ден­ных пре­чест­ней­ший, и свет­лый Сло­ва глас».

См. так­же: "Пер­вое и вто­рое об­ре­те­ние чест­ной гла­вы Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Тре­тье обре́тение чест­ной гла­вы свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи

Тре­тье об­ре­те­ние чест­ной гла­вы свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на бы­ло око­ло 850 го­да. Во вре­мя вол­не­ний в Кон­стан­ти­но­по­ле в свя­зи с ссыл­кой свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста (па­мять 13 но­яб­ря) гла­ва свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи бы­ла уне­се­на в го­род Еме­су. От­ту­да во вре­мя на­бе­гов са­ра­цин она бы­ла пе­ре­не­се­на (око­ло 810–820 гг.) в Ко­ма­ны и там в пе­ри­од ико­но­бор­че­ских го­не­ний бы­ла скры­та в зем­ле. Ко­гда ико­но­по­чи­та­ние бы­ло вос­ста­нов­ле­но, пат­ри­ар­ху Иг­на­тию (847–857) во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы бы­ло ука­за­но в ви­де­нии ме­сто, где скры­та гла­ва свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи. Пер­во­свя­ти­тель со­об­щил об этом им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый по­слал по­соль­ство в Ко­ма­ны, и там гла­ва бы­ла в тре­тий раз об­ре­те­на, в ука­зан­ном пат­ри­ар­хом ме­сте, око­ло 850 го­да. Поз­же гла­ва вновь бы­ла пе­ре­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль и здесь 25 мая по­ло­же­на в при­двор­ной церк­ви, часть свя­той гла­вы на­хо­дит­ся на Афоне.

Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя

Пе­ре­не­се­ние из Маль­ты в Гат­чи­ну ча­сти Дре­ва Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, Филерм­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и дес­ной ру­ки свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля со­вер­ши­лось в 1799 го­ду. Эти свя­ты­ни хра­ни­лись на ост­ро­ве Маль­та у ры­ца­рей ка­то­ли­че­ско­го ор­де­на свя­то­го Иоан­на Иеру­са­лим­ско­го. В 1798 го­ду, ко­гда фран­цу­зы за­хва­ти­ли ост­ров, маль­тий­ские ры­ца­ри об­ра­ти­лись к за­щи­те и по­кро­ви­тель­ству Рос­сии. 12 ок­тяб­ря 1799 го­да они пре­под­нес­ли эти древ­ние свя­ты­ни им­пе­ра­то­ру Пав­лу I, ко­то­рый в это вре­мя на­хо­дил­ся в Гат­чине. Осе­нью 1799 го­да свя­ты­ни пе­ре­ве­зе­ны в Пе­тер­бург и по­ме­ще­ны в Зим­нем двор­це в церк­ви в честь Неру­ко­тво­рен­но­го Об­ра­за Спа­си­те­ля. Празд­ник это­му со­бы­тию уста­нов­лен в 1800 го­ду.

По древ­не­му пре­да­нию, Филерм­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой. Из Иеру­са­ли­ма она бы­ла при­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль, где на­хо­ди­лась во Влахерн­ском хра­ме. В XIII ве­ке бы­ла взя­та от­ту­да кре­сто­нос­ца­ми и с тех пор хра­ни­лась у ры­ца­рей ор­де­на Иоан­ни­тов.

См. так­же: "Ска­за­ние о дес­ной ру­ке свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи, кре­стив­шей Гос­по­да" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: "Празд­но­ва­ние в па­мять пе­ре­не­се­ния Маль­тий­ских свя­тынь" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня

На следующий день великих Господских и Богородичных праздников в Церкви установлен обычай вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили этому священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета.

Возникает вопрос: почему праздник в честь одного святого называется Собором? Разве Собором не называется лишь день празднования памяти множества святых, как, например, собор 12 апостолов?

В данном случае слово «собор» имеет другое значение: не то, когда мы вспоминаем многих угодников Божиих, а то, что православный народ собирается в храме, чтобы соборно помолиться, совершить богослужение и похвалу в честь Иоанна Предтечи, послужившего делу Крещения Христова (празднование Крещения Господня совершается накануне, 19 января). Именно к Иоанну Крестителю, а не множеству угодников Божиих, в этот день мы обращаем свои молитвы, о чем наглядно свидетельствуют и молитвы праздника (тропарь, кондак, праздничный канон).

См. так­же: "Со­бор свя­то­го Иоан­на, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

***

О свя­том Иоанне Кре­сти­те­ле в Св. Писании: Мф.3:1-16; Мф.11:1-19; Мф.14:1-12; Мк.1:2-8; Мк.6:14-29: Лк.1:5-25, Лк.1:39-80; Лк.3:1-20; Лк.7:18-35; Лк.9:7-9; Ин.1:19-34; Ин.3:22-26.