Канон святому мученику Уару Египетскому

Припев: Святы́й му́чениче Уа́ре, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 01 ноября (19 октября ст. ст.)

Глас 6.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

Яви́лся еси́ на высоте́ Христо́вы Це́ркве, Уа́ре, я́коже со́лнце све́тлое, блиста́ньми просвеща́я твои́х боре́ний, блаже́нне, земна́я исполне́ния.

Боже́ственныя любве́, всеблаже́нне, объя́т сла́дким раче́нием, отве́рглся еси́ себе́ и ко вся́кой му́це пло́тстей устреми́лся еси́, кре́пко подвиза́вся.

Смы́сленно боже́ственных подви́жник ю́зами связа́в себе́, страстоте́рпче, и ле́стныя разори́л еси́ у́зы кре́пким терпе́нием мно́гих му́к.

Богоро́дичен: Пресу́щественное Сло́во во Твое́м чре́ве па́че сло́ва всели́ся, и роди́вся боголе́пно, му́ченическия ли́ки, Чи́стая, приведе́, с ни́миже песносло́вим Тя́.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Вше́л еси́ ра́зумом кре́пким в му́жественныя по́двиги, утверди́вся наде́ждами бу́дущих благи́х и му́чеников Христо́вых всему́дрыми, блаже́нне, поуче́нии.

Во́инство святы́х страстоте́рпец, стра́ждущих зако́нне зря́, о́нех показа́л еси́ му́жескую кре́пость, примеша́яся многообра́зным, Уа́ре, му́кам.

В полце́ свяще́ннем, Уа́ре, я́ко до́блий во́ин, обре́лся еси́, и ссе́к мно́жество му́жества мече́м, му́дре, ра́тным, побе́дами сла́вимь.

Богоро́дичен: Де́во Ма́ти Бо́жия, моего́ уны́ния глубоча́йшую тму́ и о́блаки страсте́й просвеще́нием, е́же в Тебе́, молю́ Тя́, благода́ти, отжени́.

Седа́лен, гла́с 1.

Стра́сти честны́х ви́дев му́чеников и те́х лобза́в у́зы любо́вию, на высоту́ восте́кл еси́ свиде́тельства, всечу́дне, на дре́ве бо пове́шен, ра́ны претерпе́л еси́, до́ндеже в ру́ки Госпо́дни ду́ха пре́дал еси́.

Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Упова́ние христиа́н, Пресвята́я Де́во, Его́же родила́ еси́ Бо́га, па́че ума́ и сло́ва, непреста́нно моли́ о воспева́ющих Тя́, пода́ти оставле́ние грехо́в на́ших все́х и исправле́ние жития́, ве́рою и любо́вию при́сно сла́вящим Тя́.

Крестобогоро́дичен: Зря́щи Тя́, Христе́, Всенепоро́чная Ма́ти, ме́ртва на Кресте́ просте́рта, вопия́ше: Сы́не Мо́й, Собезнача́льне Отцу́ и Ду́ху, что́ неизрече́нное Твое́ сие́ смотре́ние, и́мже спа́сл еси́ пречи́стых ру́к Твои́х, Ще́дре, созда́ние?

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Святы́ми я́звами удобря́емь, красне́йший яви́лся еси́, и Бо́гу, Уа́ре, возлю́блен, Венча́вшему тво́й ве́рх, досточу́дне.

На кресте́, сла́вне, растяза́емь и на земли́ простира́емь, лю́тыя боле́зни претерпе́л еси́. Те́м неболе́зненную жи́знь насле́довал еси́, веселя́ся.

Зако́нно ви́дяще боже́ственнии му́ченицы стра́ждуща тя́, блаже́нне, терпе́ния словесы́ укрепля́ху, с ни́миже стра́сти до́лгия соверши́в, ублажи́лся еси́.

Хвала́ми венча́ем боже́ственныя му́ченики, я́же венча́ благода́ть Боже́ственная Боже́ственными увязе́нии, низло́жших вра́жия высо́кая мудрова́ния.

Богоро́дичен: От ти́ны страсте́й, Влады́чице, возведи́, и стра́стных помышле́ний, отчужда́ющих мя́ Бо́га Еди́наго Чи́стаго, да ве́рою ублажа́ю Тя́.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Укрепля́ешися манове́ньми Боже́ственными и неосла́бная терза́ния терпи́ши до́блим смы́слом, Уа́ре, растерза́я го́рдаго се́рдце, зло́бу соде́лавшаго.

Сла́вный му́ченик, ви́дя отпа́дающия на зе́млю своя́ пло́ти, ра́довашеся, ве́чнующая ума́ све́тлостию и Боже́ственная возда́ния предпрозира́я.

Пою́ Тя́, Го́споди Бо́же, и славосло́влю, и покланя́юся, благи́х сподобля́яся, угото́ванных Тебе́ возлю́бльшим, — му́ченик в страда́нии те́пле зовя́ше.

Богоро́дичен: Я́вльшися херуви́м и серафи́м я́ко вои́стинну святе́йши, Всенепоро́чная, вся́, ве́рно Тя́ ны́не освяща́ющия, освяти́ и спаси́ хода́тайством Твои́м.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Глаго́лов небре́гл еси́ пребеззако́ннаго врага́ и пла́мень претерпе́л еси́ нестерпи́мых боле́зней терпели́вно, многострада́льне Уа́ре, моле́бниче о хва́лящих тя́ ве́рою.

Не преста́ше мучи́тель пребезу́мный, ра́нами неми́лостивно сдробля́я тя́, до́ндеже в ру́ки Бо́жия свяще́нную твою́ ду́шу преда́л еси́, добро́тами просве́щшуся по́двиг твои́х.

Возвы́сился еси́, подо́бяся на дре́ве Христу́, и на то́м ви́ся, твою́ ду́шу пре́дал еси́ Бо́гу, тя́ венчава́ющу, страстоте́рпче, зако́нно до́блествовавша.

Богоро́дичен: Упра́ви, Влады́чице, в пучи́не лю́тых, обурева́емую всегда́ смире́нную ду́шу мою́, и к ти́хому приста́нищу напра́ви, несомне́нным ра́зумом Тя́ блажа́щую.

Конда́к, гла́с 4:

Христу́ после́дуя, му́чениче Уа́ре, Того́ испи́в ча́шу, и муче́ния венце́м увязе́ся, и со а́нгелы ликовству́еши: моли́ непреста́нно за ду́ши на́ша.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла А́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Просвеще́на тя́ подвиго́в приложе́ньми, предо́брая Клеопа́тра, Уа́ре, ску́тала е́сть, обре́тши сла́ву тобо́ю, ве́ры досто́йну я́ве, ю́же показа́ те́пле в твое́ сконча́ние.

Излива́ющи на тя́ сле́зы, и ми́ры тя́ честны́ми помазу́ющи, сокрыва́ет тя́ под земле́ю всечестна́я жена́, погре́бшаго пре́лесть лука́вую и из гро́ба блиста́ньми просвеща́юща на́с.

Не престая́ше, преподо́бне, угожда́ющи тебе́ Христо́ву уго́днику, приснопа́мятная, до́ндеже яви́лся еси́ хода́тай е́й, му́дре, Ца́рствия небе́снаго, его́же сподо́бися тобо́ю с любе́знейшим сы́ном.

Богоро́дичен: Сокруше́на мя́ безчи́сленными согреше́нии, Де́во, хода́тайством Твои́м обнови́, уврачу́ющи мою́ ду́шу и сло́во подаю́щи, вопи́ти: благослове́на, Я́же Бо́га пло́тию ро́ждшая.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.

Ма́терних послу́шав, му́чениче, моле́б, небе́сному во́инству све́тло во́инствуя, о́трока честна́го и твоего́ неотсту́пна показа́л еси́ благосла́вия неизрече́нным милосе́рдием.

От Еги́пта тя́ бога́тство я́коже многоце́нное принесе́, му́чениче, разбогатя́щи многоце́нными дарми́, Клеопа́тра, целе́нии всю́ Палести́ну, любо́вию тя́ почита́ющую.

Веселя́ся, по́двиги твоя́ соверши́л еси́, во́ине до́блий Вседержи́теля, и я́ко победи́тель от Него́ венча́лся еси́, Уа́ре всеблаже́нне, му́чеников вели́кая сла́во.

Богоро́дичен: Грехи́ прилага́ю ко грехо́м и бу́дущаго не бою́ся Стра́шнаго Суда́: победи́, Чи́стая, души́ моея́ ослепле́ние, и мольбо́ю Твое́ю обрати́вши, мя́ спаси́.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни а́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и, Тя́ ублажа́ем.

Кре́пость низложи́л еси́ ратобо́рца, Боже́ственною я́ве си́лою препоя́сався, страда́льче до́блий Уа́ре. Те́м тя́ хва́лим, врачева́ние оби́льное от твои́х моще́й, ве́рнии, почерпа́юще.

Я́ко све́т, я́ко у́тро, я́ко вели́кое со́лнце в земны́я простре́ся па́мять твоя́ концы́, светоно́сными просвеща́ющи сия́ньми твои́х честны́х по́двиг вся́, прехва́льне, и мра́к серде́ц отгоня́щи.

С тобо́ю сия́юща ви́девши сла́вою мно́гою своего́ сы́на чадолюби́вая, все́х Бо́га велича́ше; тебе́ же и́скреннейше, му́чениче, сла́вяще, велича́йшаго предста́теля, я́вственно обогати́вшися.

Земля́, на не́йже терпели́вейшее те́ло твое́, му́дре, лежи́т, боже́ственне освяти́ся, но да́ждь моли́твами твои́ми на́м разреше́ние грехо́в, жития́ исправле́ние, Уа́ре, и все́х неудо́бных избавле́ние.

Богоро́дичен: Я́влься, Де́во, из Тебе́ Госпо́дь, све́тлаго о́блака, еги́петския куми́ры вся́ческой па́губе предаде́; мно́жество же страстоте́рпцев Сего́ носи́ти сподо́би, Сего́ подража́тели честны́м Его́ страда́нием.

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ: Ꙗ҆́кѡ по сꙋ́хꙋ пѣшеше́ствовавъ і҆и҃ль, по бе́зднѣ стопа́ми, гони́телѧ фараѡ́на ви́дѧ потоплѧ́ема, бг҃ꙋ побѣ́днꙋю пѣ́снь, пои́мъ, вопїѧ́ше.

Ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ на высотѣ̀ хрⷭ҇то́вы цр҃кве, ᲂу҆а́ре, ꙗ҆́коже со́лнце свѣ́тлое, блиста́ньми просвѣща́ѧ твои́хъ боре́нїй, блаже́нне, земна̑ѧ и҆сполнє́нїѧ.

Бжⷭ҇твенныѧ любвѐ, всебл҃же́нне, ѡ҆б̾ѧ́тъ сла́дкимъ раче́нїемъ, ѿве́рглсѧ є҆сѝ себє̀, и҆ ко всѧ́кой мꙋ́цѣ пло́тстѣй ᲂу҆стреми́лсѧ є҆сѝ, крѣ́пкѡ подвиза́всѧ.

Смы́сленнѡ бжⷭ҇твенныхъ подви̑жникъ ю҆́зами свѧза́въ себѐ, страстоте́рпче, и҆ лє́стныѧ разори́лъ є҆сѝ ᲂу҆́зы, крѣ́пкимъ терпѣ́нїемъ мно́гихъ мꙋ́къ.

Бг҃оро́диченъ: Пресꙋ́щественное сло́во во твое́мъ чре́вѣ па́че сло́ва всели́сѧ, и҆ роди́всѧ бг҃олѣ́пнѡ, мꙋ́ченичєскїѧ ли́ки, чⷭ҇таѧ, приведѐ: съ ни́миже пѣсносло́вимъ тѧ̀.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ: Нѣ́сть свѧ́тъ, ꙗ҆́коже ты̀, гдⷭ҇и бж҃е мо́й, вознесы́й ро́гъ вѣ́рныхъ твои́хъ, бл҃же, и҆ ᲂу҆тверди́вый на́съ на ка́мени и҆сповѣ́данїѧ твоегѡ̀.

Вше́лъ є҆сѝ ра́зꙋмомъ крѣ́пкимъ въ мꙋ́жествєнныѧ по́двиги, ᲂу҆тверди́всѧ наде́ждами бꙋ́дꙋщихъ благи́хъ, и҆ мч҃никѡвъ хрⷭ҇то́выхъ всемꙋ́дрыми, бл҃же́нне, поꙋче́нїи.

Во́инство ст҃ы́хъ страстоте́рпєцъ, стра́ждꙋщихъ зако́ннѣ зрѧ̀, ѻ҆́нѣхъ показа́лъ є҆сѝ мꙋ́жескꙋю крѣ́пость, примѣша́ѧсѧ многоѻбра̑знымъ, ᲂу҆а́ре, мꙋ́камъ.

Въ полцѣ̀ свѧще́ннѣмъ, ᲂу҆а́ре, ꙗ҆́кѡ до́блїй во́инъ ѡ҆брѣ́лсѧ є҆сѝ, и҆ ссѣ́къ мно́жество мꙋ́жества мече́мъ, мꙋ́дре, ра́тнымъ, побѣ́дами сла́вимь.

Бг҃оро́диченъ: Дв҃о мт҃и бж҃їѧ, моегѡ̀ ᲂу҆ны́нїѧ глꙋбоча́йшꙋю тмꙋ̀, и҆ ѻ҆́блаки страсте́й, просвѣще́нїемъ є҆́же въ тебѣ̀, молю́ тѧ, бл҃года́ти, ѿженѝ.

Сѣда́ленъ, гла́съ а҃.

Стра̑сти честны́хъ ви́дѣвъ мꙋ́ченикѡвъ, и҆ тѣ́хъ лобза́въ ᲂу҆́зы любо́вїю, на высотꙋ̀ восте́клъ є҆сѝ свидѣ́тельства, всечꙋ́дне: на дре́вѣ бо повѣ́шенъ, ра̑ны претерпѣ́лъ є҆сѝ, до́ндеже въ рꙋ́ки гдⷭ҇ни дꙋ́ха пре́далъ є҆сѝ.

Сла́ва, и҆ ны́нѣ, бг҃оро́диченъ: Оу҆пова́нїе хрⷭ҇тїа́нъ, прест҃а́ѧ дв҃о, є҆го́же родила̀ є҆сѝ бг҃а, па́че ᲂу҆ма̀ и҆ сло́ва, непреста́ннѡ молѝ ѡ҆ воспѣва́ющихъ тѧ̀, пода́ти ѡ҆ставле́нїе грѣхѡ́въ на́шихъ всѣ́хъ, и҆ и҆справле́нїе житїѧ̀, вѣ́рою и҆ любо́вїю при́снѡ сла́вѧщымъ тѧ̀.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: Зрѧ́щи тѧ̀, хрⷭ҇тѐ, всенепоро́чнаѧ мт҃и, ме́ртва на крⷭ҇тѣ̀ просте́рта, вопїѧ́ше: сн҃е мо́й, собезнача́льне ѻ҆ц҃ꙋ̀ и҆ дх҃ꙋ, что̀ неизрече́нное твоѐ сїѐ смотре́нїе, и҆́мже спа́слъ є҆сѝ пречⷭ҇тыхъ рꙋ́къ твои́хъ, ще́дре, созда́нїе;

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Хрⷭ҇то́съ, моѧ̀ си́ла, бг҃ъ и҆ гдⷭ҇ь, честна́ѧ цр҃ковь бг҃олѣ́пнѡ пое́тъ, взыва́ющи ѿ смы́сла чи́ста, ѡ҆ гдⷭ҇ѣ пра́зднꙋющи.

Ст҃ы́ми ꙗ҆́звами ᲂу҆добрѧ́емь, краснѣ́йшїй ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, и҆ бг҃ꙋ, ᲂу҆а́ре, возлю́бленъ вѣнча́вшемꙋ тво́й ве́рхъ, досточꙋ́дне.

На крⷭ҇тѣ̀, сла́вне, растѧза́емь, и҆ на землѝ простира́емь, лю̑тыѧ болѣ̑зни претерпѣ́лъ є҆сѝ. тѣ́мъ неболѣ́зненнꙋю жи́знь наслѣ́довалъ є҆сѝ веселѧ́сѧ.

Зако́ннѡ ви́дѧще бжⷭ҇твеннїи мꙋ́чєницы стра́ждꙋща тѧ̀, блаже́нне, терпѣ́нїѧ словесы̀ ᲂу҆крѣплѧ́хꙋ: съ ни́миже стра̑сти дѡ́лгїѧ соверши́въ, ᲂу҆блажи́лсѧ є҆сѝ.

Хвала́ми вѣнча́емъ бжⷭ҇твєнныѧ мꙋ́ченики, ꙗ҆̀же вѣнча̀ бл҃года́ть бжⷭ҇твеннаѧ бжⷭ҇твенными ᲂу҆вѧзє́нїи, низло́жшихъ вра̑жїѧ высѡ́каѧ мꙋдрова̑нїѧ.

Бг҃оро́диченъ: Ѿ ти́ны страсте́й, влⷣчце, возведѝ, и҆ стра́стныхъ помышле́нїй, ѿчꙋжда́ющихъ мѧ̀ бг҃а є҆ди́нагѡ чⷭ҇тагѡ, да вѣ́рою ᲂу҆блажа́ю тѧ̀.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ: Бж҃їимъ свѣ́томъ твои́мъ, бл҃же, ᲂу҆́тренюющихъ тѝ дꙋ́шы любо́вїю ѡ҆зарѝ, молю́сѧ, тѧ̀ вѣ́дѣти, сло́ве бж҃їй, и҆́стиннаго бг҃а, ѿ мра́ка грѣхо́внагѡ взыва́юща.

Оу҆крѣплѧ́ешисѧ манове́ньми бжⷭ҇твенными, и҆ неѡсла̑бнаѧ терза̑нїѧ терпи́ши до́блимъ смы́сломъ, ᲂу҆а́ре, растерза́ѧ го́рдагѡ се́рдце ѕло́бꙋ содѣ́лавшагѡ.

Сла́вный мꙋ́ченикъ ви́дѧ ѿпа̑дающыѧ на зе́млю своѧ̑ плѡ́ти, ра́довашесѧ, вѣ̑чнꙋющаѧ ᲂу҆ма̀ свѣ́тлостїю, и҆ бжⷭ҇твєннаѧ возда̑нїѧ предпрозира́ѧ.

Пою̀ тѧ̀, гдⷭ҇и бж҃е, и҆ славосло́влю, и҆ покланѧ́юсѧ, благи́хъ сподоблѧ́ѧсѧ ᲂу҆гото́ванныхъ тебѐ возлю́бльшымъ, мч҃никъ въ страда́нїи те́плѣ зовѧ́ше.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́вльшисѧ херꙋві̑мъ и҆ серафі̑мъ ꙗ҆́кѡ вои́стиннꙋ свѧтѣ́йши, всенепоро́чнаѧ, всѧ̑ вѣ́рнѡ тѧ̀ ны́нѣ ѡ҆свѧща́ющыѧ ѡ҆свѧтѝ, и҆ спасѝ хода́тайствомъ твои́мъ.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ: Жите́йское мо́ре воздвиза́емое зрѧ̀ напа́стей бꙋ́рею, къ ти́хомꙋ приста́нищꙋ твоемꙋ̀ прите́къ, вопїю́ ти: возведѝ ѿ тлѝ живо́тъ мо́й, многоми́лостиве.

Глаго́лѡвъ небре́глъ є҆сѝ пребеззако́ннагѡ врага̀, и҆ пла́мень претерпѣ́лъ є҆сѝ нестерпи́мыхъ болѣ́зней терпѣли́внѡ, многострада́льне ᲂу҆а́ре, моле́бниче ѡ҆ хва́лѧщихъ тѧ̀ вѣ́рою.

Не преста́ше мꙋчи́тель пребезꙋ́мный, ра́нами неми́лостивнѡ сдроблѧ́ѧ тѧ̀, до́ндеже въ рꙋ́ки бж҃їѧ свѧще́ннꙋю твою̀ дꙋ́шꙋ преда́лъ є҆сѝ, добро́тами просвѣ́щшꙋсѧ пѡ́двигъ твои́хъ.

Возвы́силсѧ є҆сѝ подо́бѧсѧ на дре́вѣ хрⷭ҇тꙋ̀, и҆ на то́мъ ви́сѧ, твою̀ дꙋ́шꙋ пре́далъ є҆сѝ бг҃ꙋ, тѧ̀ вѣнчава́ющꙋ, страстоте́рпче, зако́ннѡ до́блествовавша.

Бг҃оро́диченъ: Оу҆пра́ви, влⷣчце, въ пꙋчи́нѣ лю́тыхъ, ѡ҆бꙋрева́емꙋю всегда̀ смире́ннꙋю дꙋ́шꙋ мою̀, и҆ къ ти́хомꙋ приста́нищꙋ напра́ви, несомнѣ́ннымъ ра́зꙋмомъ тѧ̀ блажа́щꙋю.

Конда́къ, гла́съ д҃:

Хрⷭ҇тꙋ̀ послѣ́дꙋѧ, мꙋ́чениче ᲂу҆а́ре, тогѡ̀ и҆спи́въ ча́шꙋ, и҆ мꙋче́нїѧ вѣнце́мъ ᲂу҆вѧзе́сѧ, и҆ со а҆́гг҃лы ликовствꙋ́еши: молѝ непреста́ннѡ за дꙋ́шы на́шѧ.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ: Росода́тельнꙋ ᲂу҆́бѡ пе́щь содѣ́ла а҆́гг҃лъ прпⷣбнымъ ѻ҆трокѡ́мъ, халдє́и же ѡ҆палѧ́ющее велѣ́нїе бж҃їе мꙋчи́телѧ ᲂу҆вѣща̀ вопи́ти: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Просвѣще́на тѧ̀ подвигѡ́въ приложе́ньми, предо́браѧ клеопа́тра, ᲂу҆а́ре, скꙋ́тала є҆́сть, ѡ҆брѣ́тши сла́вꙋ тобо́ю, вѣ́ры досто́йнꙋ ꙗ҆́вѣ, ю҆́же показа̀ те́плѣ въ твоѐ сконча́нїе.

И҆злива́ющи на тѧ̀ сле́зы, и҆ мѵ́ры тѧ̀ честны́ми помазꙋ́ющи, сокрыва́етъ тѧ̀ подъ земле́ю всечестна́ѧ жена̀, погре́бшаго пре́лесть лꙋка́вꙋю, и҆ и҆зъ гро́ба блиста́ньми просвѣща́юща на́съ.

Не престаѧ́ше, прпⷣбне, ᲂу҆гожда́ющи тебѣ̀ хрⷭ҇то́вꙋ ᲂу҆го́дникꙋ, приснопа́мѧтнаѧ, до́ндеже ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ хода́тай є҆́й, мꙋ́дре, црⷭ҇твїѧ нбⷭ҇нагѡ, є҆гѡ́же сподо́бисѧ тобо́ю съ любе́знѣйшимъ сы́номъ.

Бг҃оро́диченъ: Сокрꙋше́на мѧ̀ безчи́сленными согрѣшє́нїи, дв҃о, хода́тайствомъ твои́мъ ѡ҆бновѝ, ᲂу҆врачꙋ́ющи мою̀ дꙋ́шꙋ, и҆ сло́во подаю́щи вопи́ти: бл҃гослове́на ꙗ҆́же бг҃а пло́тїю ро́ждшаѧ.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ: И҆зъ пла́мене преподѡ́бнымъ ро́сꙋ и҆сточи́лъ є҆сѝ, и҆ пра́веднагѡ же́ртвꙋ водо́ю попали́лъ є҆сѝ: всѧ̑ бо твори́ши, хрⷭ҇тѐ, то́кмѡ є҆́же хотѣ́ти. тѧ̀ превозно́симъ во всѧ̑ вѣ́ки.

Мт҃рнихъ послꙋ́шавъ, мч҃ниче, моле́бъ, нбⷭ҇номꙋ во́инствꙋ свѣ́тлѡ во́инствꙋѧ, ѻ҆́трока честна́го, и҆ твоегѡ̀ неѿстꙋ́пна показа́лъ є҆сѝ благосла́вїѧ, неизрече́ннымъ милосе́рдїемъ.

Ѿ є҆гѵ́пта тѧ̀ бога́тство, ꙗ҆́коже многоцѣ́нное принесѐ, мч҃ниче, разбогатѧ́щи многоцѣ́нными дармѝ, клеопа́тра, цѣле́нїи всю̀ палесті́нꙋ, любо́вїю тѧ̀ почита́ющꙋю.

Веселѧ́сѧ по́двиги твоѧ̑ соверши́лъ є҆сѝ, во́ине до́блїй вседержи́телѧ, и҆ ꙗ҆́кѡ побѣди́тель ѿ негѡ̀ вѣнча́лсѧ є҆сѝ, ᲂу҆а́ре всебл҃же́нне, мч҃никѡвъ вели́каѧ сла́во.

Бг҃оро́диченъ: Грѣхѝ прилага́ю ко грѣхѡ́мъ, и҆ бꙋ́дꙋщагѡ не бою́сѧ стра́шнагѡ сꙋда̀: побѣдѝ, чⷭ҇таѧ, дꙋшѝ моеѧ̀ ѡ҆слѣпле́нїе, и҆ мольбо́ю твое́ю ѡ҆брати́вши мѧ̀ спасѝ.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Бг҃а человѣ́кѡмъ невозмо́жно ви́дѣти, на него́же не смѣ́ютъ чи́ни а҆́гг҃льстїи взира́ти: тобо́ю бо, всечⷭ҇таѧ, ꙗ҆ви́сѧ человѣ́кѡмъ сло́во воплоще́нно, є҆го́же велича́юще, съ нбⷭ҇ными вѡ́и тѧ̀ ᲂу҆блажа́емъ.

Крѣ́пость низложи́лъ є҆сѝ ратобо́рца, бжⷭ҇твенною ꙗ҆́вѣ си́лою препоѧ́савсѧ, страда́льче до́блїй ᲂу҆а́ре. тѣ́мъ тѧ̀ хва́лимъ, врачева́нїе ѻ҆би́льное ѿ твои́хъ моще́й, вѣ́рнїи, почерпа́юще.

Ꙗ҆́кѡ свѣ́тъ, ꙗ҆́кѡ ᲂу҆́тро, ꙗ҆́кѡ вели́кое со́лнце въ земны̑ѧ простре́сѧ па́мѧть твоѧ̀ концы̀, свѣтоно́сными просвѣща́ющи сїѧ́ньми твои́хъ честны́хъ пѡ́двигъ всѧ̑, прехва́льне, и҆ мра́къ серде́цъ ѿгонѧ́щи.

Съ тобо́ю сїѧ́юща ви́дѣвши сла́вою мно́гою своего̀ сы́на чадолюби́ваѧ, всѣ́хъ бг҃а велича́ше: тебе́ же и҆́скреннѣйше, мꙋ́чениче, сла́вѧще велича́йшаго предста́телѧ, ꙗ҆́вственнѡ ѡ҆богати́вшисѧ.

Землѧ̀, на не́йже терпѣли́вѣйшее тѣ́ло твоѐ, мꙋ́дре, лежи́тъ, бжⷭ҇твеннѣ ѡ҆свѧти́сѧ: но да́ждь моли́твами твои́ми на́мъ разрѣше́нїе грѣхѡ́въ, житїѧ̀ и҆справле́нїе, ᲂу҆а́ре, и҆ всѣ́хъ неꙋдо́бныхъ и҆збавле́нїе.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́вльсѧ, дв҃о, и҆зъ тебє̀ гдⷭ҇ь свѣ́тлагѡ ѻ҆́блака, є҆гѵ́пєтскїѧ кꙋмі́ры всѧ́ческой па́гꙋбѣ предадѐ: мно́жество же страстоте́рпцєвъ сего̀ носи́ти сподо́би, сегѡ̀ подража́тели честны̑мъ є҆гѡ̀ страда́нїємъ.

Крат­кие жи­тия му­че­ни­ков Уа­ра Еги­пет­ско­го и се­ми учи­те­лей хри­сти­ан­ских

Свя­той му­че­ник Уар и семь учи­те­лей хри­сти­ан­ских, жи­ли в Егип­те в пе­ри­од осо­бых го­не­ний на хри­сти­ан (ко­нец III – на­ча­ло IV ве­ка). Уар был во­е­на­чаль­ни­ком и тай­ным хри­сти­а­ни­ном. Он ока­зы­вал по­мощь мно­гим го­ни­мым и за­клю­чен­ным хри­сти­а­нам. По­се­щая но­чью тюрь­мы, он при­но­сил уз­ни­кам пи­щу, пе­ре­вя­зы­вал ра­ны, обод­рял.

Од­на­жды он це­лую ночь бе­се­до­вал с се­мью осуж­ден­ны­ми на смерть хри­сти­ан­ски­ми учи­те­ля­ми, ко­то­рых пе­ред тем из­би­ва­ли и дер­жа­ли го­лод­ны­ми. Утром, ко­гда осуж­ден­ных по­ве­ли на казнь, Уар по­шел вме­сте с ни­ми. Су­дья, ви­дя осо­бую твер­дость ве­ры Уа­ра, при­ка­зал пре­дать его же­сто­ким из­би­е­ни­ям, во вре­мя ко­то­рых свя­той му­че­ник скон­чал­ся. За­тем бы­ли усе­че­ны хри­сти­ан­ские учи­те­ли. Это бы­ло в 307 г.

Пол­ные жи­тия му­че­ни­ков Уа­ра Еги­пет­ско­го и се­ми учи­те­лей хри­сти­ан­ских

В цар­ство­ва­ние нече­сти­во­го рим­ско­го ца­ря Мак­си­ми­а­на в глав­ном го­ро­де Егип­та, Алек­сан­дрии, жил один во­ин по име­ни Уар, тай­но слу­жив­ший Ца­рю Небес­но­му: он, стра­шась без­за­кон­ных идо­ло­по­клон­ни­ков, скры­вал до вре­ме­ни свою ве­ру в ис­тин­но­го Бо­га, но об­на­ру­жил ее по­том для всей все­лен­ной, ко­гда за Хри­ста он "сде­лал­ся по­зо­ри­щем для Ан­ге­лов и че­ло­ве­ков" (1Кор.4:9)[1].

В то вре­мя Мак­си­ми­ан воз­двиг го­не­ние на хри­сти­ан и по­слал во все под­власт­ные ему стра­ны указ о том, чтобы умерщ­влять всех хри­сти­ан, ко­то­рые от­ка­жут­ся при­не­сти жерт­ву бо­гам. До­шло сие по­ве­ле­ние и до стран Еги­пет­ских, и здесь кровь хри­сти­ан­ская ста­ла про­ли­вать­ся нещад­но, ибо все, по­кло­ня­ю­щи­е­ся Твор­цу, а не тва­ри, бы­ли под­вер­га­е­мы раз­но­об­раз­ным му­че­ни­ям.

Уар в то вре­мя об­хо­дил по но­чам тем­ни­цы, в ко­то­рых ве­ру­ю­щие бы­ли со­дер­жи­мы за ис­по­ве­да­ние ими Хри­ста, и, по­ку­пая се­бе зо­ло­том у стра­жей вход к ним, ло­бы­зал узы свя­тых му­че­ни­ков, омы­вал кровь их, об­вя­зы­вал их ра­ны, при­но­сил им пи­щу и умо­лял их, чтобы они ис­хо­да­тай­ство­ва­ли ему ми­лость у Гос­по­да.

Од­на­жды бы­ли взя­ты скры­вав­ши­е­ся в пу­сты­нях се­ме­ро учи­те­лей хри­сти­ан­ских[2] и при­ве­де­ны к на­мест­ни­ку Егип­та. На­мест­ник, до­про­сив их и узнав, что они твер­ды в ве­ре, нема­ло му­чил их и по­том, свя­зав, бро­сил их в тем­ни­цу. Узнав о сем, Уар, по сво­е­му обык­но­ве­нию, по­спе­шил но­чью к той тем­ни­це, в ко­то­рую бы­ли ввер­же­ны свя­тые, и, дав сто­ро­жам зо­ло­та, во­шел к свя­тым. Раз­вя­зав узы на ру­ках их и осво­бо­див но­ги их из ко­ло­ды[3], он пред­ло­жил им пи­щу и умо­лил их, чтобы те вку­си­ли ее, ибо они уже це­лых во­семь дней ни­че­го не ели. В то же вре­мя, при­па­дая к но­гам их, он ло­бы­зал их и вос­хва­лял стра­да­ния их, го­во­ря:

– Бла­жен­ны вы, доб­рые и вер­ные ра­бы Гос­по­да, име­ю­щие вой­ти в ра­дость Гос­по­да сво­е­го, по­то­му что вы сто­я­ли за Него да­же до кро­ви (Евр.12:4)[4]. Бла­жен­ны вы, доб­рые по­движ­ни­ки, ко­им пле­тут­ся на небе ру­кою Выш­не­го вен­цы, по­то­му что "тер­пе­ни­ем про­хо­ди­те пред­ле­жа­щее нам по­при­ще" (Евр.12:1), и на­ут­ро, как я твер­до знаю, вы за­кон­чи­те свои стра­да­ния. Бла­жен­ны вы, стра­сто­терп­цы Хри­сто­вы, ко­им от­кры­то Небес­ное Цар­ство, ибо вы стра­да­е­те со Хри­стом, по­стра­дав­шим за нас; "с Ним стра­да­ем, чтобы с Ним и про­сла­вить­ся" (Рим.8:17). Про­шу вас, свя­тые угод­ни­ки Бо­жии, – по­мо­ли­тесь за ме­ня Вла­ды­ке Хри­сту, чтобы Он ока­зал мне ми­лость; ибо и я хо­тел бы по­стра­дать за Него, но не имею для се­го та­кой твер­до­сти: я бо­юсь тех му­че­ний, ко­то­рые, как ви­жу, ис­пы­ты­ва­е­те вы.

Свя­тые же от­ве­ча­ли:

– Ни­кто, воз­люб­лен­ный, не мо­жет до­стиг­нуть со­вер­шен­ства, имея в серд­це страх, ни­кто не по­жи­на­ет, ес­ли не по­се­ет, ни­кто не увен­ча­ва­ет­ся, ес­ли не по­стра­да­ет. Вспом­ни сло­во Еван­ге­лия: "кто от­ре­чет­ся от Ме­ня пред людь­ми, от­ре­кусь от то­го и Я пред От­цем Мо­им Небес­ным" (Мф.10:33); ес­ли ты бо­ишь­ся вре­мен­ной му­ки, то не из­бе­жишь веч­ной; ес­ли стра­шишь­ся ис­по­ве­дать Хри­ста на зем­ле, то не бу­дешь на­сы­щать­ся ви­де­ни­ем ли­ца Его на небе. Иди же, брат, и ше­ствуй с на­ми пу­тем му­че­ни­че­ства ко Вла­ды­ке, взи­ра­ю­ще­му на на­ши по­дви­ги; по­стра­дай вме­сте с на­ми, ибо дру­гую та­кую дру­жи­ну ты най­дешь не ско­ро.

Слы­ша та­кие ре­чи, Уар вос­пы­лал лю­бо­вью к Бо­гу и по­чув­ство­вав в се­бе си­лу пре­тер­пе­вать вся­кие стра­да­ния за имя Хри­сто­во. Всю ночь ту он про­вел в тем­ни­це со свя­ты­ми му­че­ни­ка­ми, вни­мая с на­сла­жде­ни­ем их на­став­ле­ни­ям.

Ко­гда на­сту­пи­ло утро, слу­ги на­мест­ни­ка при­шли в тем­ни­цу, чтобы взять свя­тых му­че­ни­ков на суд; здесь они на­шли Уа­ра, ко­то­рый си­дел вме­сте с уз­ни­ка­ми и с уми­ле­ни­ем слу­шал ре­чи их. С удив­ле­ни­ем они ска­за­ли ему:

– Что де­ла­ешь ты здесь, Уар? В се­бе ли ты, что поз­во­ля­ешь се­бя обо­льщать бас­ня­ми сих лу­ка­вых лю­дей? Раз­ве ты не бо­ишь­ся, что, ес­ли кто ска­жет о сем на­мест­ни­ку и вель­мо­жам, ты по­те­ря­ешь не толь­ко во­ен­ный чин, но да­же ли­шишь­ся и жиз­ни?

Уар от­ве­чал:

– Кто же из нас до­не­сет на ме­ня на­мест­ни­ку? Ведь вы мне дру­зья. А ес­ли и до­не­се­те на ме­ня, то я го­тов уме­реть за Хри­ста вме­сте с хри­сти­а­на­ми.

То­гда слу­ги за­мол­ча­ли и взя­ли ше­сте­рых му­че­ни­ков; седь­мой же, из­не­мог­ший от ран, остал­ся в тем­ни­це и, скон­чав­шись, ото­шел ко Хри­сту, усту­пая свое ме­сто Уа­ру, чтобы он, за­няв его ме­сто, за­кон­чил его стра­да­ния.

Ко­гда свя­зан­ные свя­тые при­ве­де­ны бы­ли к на­мест­ни­ку, си­дев­ше­му с тор­же­ством на су­дей­ском ме­сте, то их ста­ли при­нуж­дать к при­не­се­нию жерт­вы идо­лам и, так как они не по­ви­но­ва­лись, то бы­ли об­на­же­ны и би­ты без ми­ло­сер­дия по тем ме­стам, ко­то­рые бы­ли уже из­ра­не­ны преж­де. На­ло­же­ние но­вых ран на ста­рые уси­ли­ва­ло их стра­да­ния, но они тер­пе­ли, го­во­ря толь­ко:

– Мы – хри­сти­ане.

По­сле се­го на­мест­ник, взгля­нув на них, ска­зал:

– Не се­ме­ро ли их бы­ло? А те­перь их толь­ко шесть; где же седь­мой?

Толь­ко что на­мест­ник ска­зал это, как свя­той Уар, при­шед­ший ту­да, ис­пол­нил­ся Бо­же­ствен­ной рев­но­сти, стал по­сре­дине и ска­зал:

– Седь­мой – я; ибо один уже скон­чал те­че­ние – пред­стал Хри­сту, ме­ня же оста­вил по­сле се­бя на­след­ни­ком сво­их стра­да­ний. По­се­му, что он был те­бе дол­жен, то я го­тов от­дать за него; я хо­чу вме­сто него по­стра­дать с ни­ми доб­ры­ми стра­даль­ца­ми за Хри­ста, ибо я – хри­сти­а­нин.

На­мест­ник же, услы­шав сии сло­ва, спро­сил у сто­яв­ших пред ним:

– Кто это та­кой?

Те ска­за­ли:

– Во­ин Уар, на­чаль­ник Хи­а­нин­ской спи­ры[5].

На­мест­ник уди­вил­ся и ска­зал Уа­ру:

– Ка­кой де­мон на­учил те­бя ид­ти на вер­ную по­ги­бель? Ведь ты утра­тишь во­ин­скую честь, ли­шишь­ся при­над­ле­жа­щих те­бе пре­иму­ществ и под­верг­нешь жизнь свою ве­ли­ким бед­стви­ям.

Бла­жен­ный Уар от­ве­чал:

– Хлеб, сшед­ший с неба, и Бо­же­ствен­ную ча­шу дра­го­цен­ней­шей Кро­ви Гос­по­да мо­е­го я пред­по­чи­таю тво­им по­че­стям и до­хо­дам; для ме­ня нет ни­че­го лю­без­нее Хри­ста мо­е­го. Без Него мне не до­ро­ги ни честь ва­ша, ни мой сан, ни боль­шие до­хо­ды, да­же са­ма жизнь. Ибо честь свою я ви­жу в том, чтобы стра­дать за Хри­ста: при­об­ре­те­ние свое – в том, чтобы все­го ли­шить­ся ра­ди Хри­ста; жизнь на­хо­жу в том, чтобы уме­реть за Хри­ста.

На­мест­ник же, бро­сив ярост­ный взгляд на ше­сте­рых му­че­ни­ков, ска­зал:

– Это ва­ше де­ло, нече­сти­вые об­ман­щи­ки. Это вы пре­льсти­ли се­го цар­ско­го во­и­на, вы све­ли его с ума сво­им вол­шеб­ством. По­се­му – кля­нусь мо­и­ми ве­ли­ки­ми бо­га­ми! – я по­губ­лю преж­де вас, чем его, и от­пла­чу вам за то бес­че­стие, ка­кое вы на­нес­ли бо­гам на­шим; вы недо­стой­ны оста­вать­ся в жи­вых, по­то­му что ху­ли­те бес­смерт­ных бо­гов и дру­гих ка­ким-то обо­льще­ни­ем за­став­ля­е­те де­лать это злое де­ло.

Свя­тые от­ве­ча­ли:

– Мы не пре­льща­ли Уа­ра, но из­ба­ви­ли его от пре­льще­ния; мы не сво­ди­ли его с ума, а, на­про­тив, вра­зу­ми­ли его. Бог же нис­по­слал ему кре­пость и му­же­ство для со­вер­ше­ния по­дви­га, чтобы вме­сте с ни­ми по­бе­дить ва­шу и бо­гов ва­ших ни­чтож­ную си­лу; по­до­жди немно­го, и ты уви­дишь му­же­ство его в слу­же­нии Хри­сту, ибо мы при­чис­ли­ли его к Ан­гель­ско­му во­ин­ству. Ты хва­лишь­ся тем, что мо­жешь по­гу­бить нас? А мы то­го имен­но и же­ла­ем, чтобы по­ло­жить свои го­ло­вы за Гос­по­да всех лю­дей.

На­мест­ник ска­зал то­гда:

– Тот­час же раз­дроб­лю на ча­сти те­ла ва­ши, ес­ли не по­кло­ни­тесь бо­гам еги­пет­ским!

Свя­тые от­ве­ча­ли:

– Мы от­ре­ка­ем­ся от бо­гов, ко­то­рые не со­тво­ри­ли неба и зем­ли (Иер.10:11).

Бла­жен­ный же Уар, же­лая еще бо­лее про­гне­вать на­мест­ни­ка, ска­зал ему:

"Невеж­да го­во­рит глу­пое", – го­во­рит Ис­а­ия про­рок (Ис.32:6)[6]. Вот, те­ла их ле­жат про­стер­ты­ми пред то­бою – де­лай же с ни­ми, что хо­чешь!

На­мест­ник, раз­гне­вав­шись, по­ве­лел Уа­ра об­на­жить и по­ве­сить на де­ре­ве, чтобы на­чать его му­че­ние, свя­тым же ска­зал:

– По­смот­рим, кто ко­го по­бе­дит – вы нас, при­ни­мая му­че­ния, или мы вас, при­чи­няя их вам. Кля­нусь, что ес­ли вы по­бе­ди­те нас сво­им тер­пе­ни­ем, то я от­ре­кусь от бо­гов мо­их и ста­ну ве­ро­вать в ва­ше­го Хри­ста.

Свя­тые от­ве­ча­ли:

– Ис­пы­тай твою си­лу на од­ном из нас: ес­ли по­бе­дишь од­но­го, то и от­но­си­тель­но про­чих мо­жешь иметь та­кую же на­деж­ду.

Уар же, ко­то­ро­го на­ча­ли уже му­чить, ска­зал свя­тым му­че­ни­кам:

– Свя­тые стра­сто­терп­цы! Бла­го­сло­ви­те ме­ня, ра­ба ва­ше­го, чтобы я спо­до­бил­ся ва­шей уча­сти. По­мо­ли­тесь за ме­ня Вла­ды­ке Хри­сту, чтобы Он по­дал мне тер­пе­ние, ибо Он ве­да­ет на­шу при­ро­ду, что дух наш бодр, плоть же немощ­на (Мф.24:41).

Свя­тые, воз­ве­дя очи свои на небо, усерд­но мо­ли­лись за него, а Уа­ра в то вре­мя слу­ги на­ча­ли бить по все­му те­лу пал­ка­ми. Ко­гда Уар тер­пел эти по­бои, на­мест­ник ска­зал:

– Ска­жи те­перь, Уар, ка­кая те­бе поль­за от тво­е­го Хри­ста?

Уар му­же­ствен­но от­ве­чал:

– Несрав­нен­но боль­шая, чем те­бе от тво­их бе­сов.

Свя­тые же в это вре­мя обод­ря­ли Уа­ра, взы­вая к нему:

– Му­жай­ся, Уар, и будь тверд, ибо Хри­стос сто­ит пред то­бою, неви­ди­мо те­бя укреп­ляя.

Уар от­ве­чал:

– Во­ис­ти­ну я ощу­тил по­мощь мо­е­го Вла­ды­ки, ибо счи­таю му­ки за ни­что.

Му­чи­те­ли то­гда ста­ли стро­гать его те­ло же­лез­ны­ми но­жа­ми и скреб­ка­ми, а по­том, при­бив его гвоз­дя­ми к де­ре­ву вниз го­ло­вою, сди­ра­ли со спи­ны его ко­жу, а по чре­ву его до тех пор би­ли су­ко­ва­тою пал­кою, по­ка оно не рас­торг­лось и все внут­рен­но­сти не вы­па­ли на зем­лю. Свя­тые му­че­ни­ки, уви­дев, как вы­па­ли у него внут­рен­но­сти, за­пла­ка­ли, и му­чи­тель при ви­де пла­чу­щих му­че­ни­ков вос­клик­нул гром­ко:

– Вот вы по­беж­де­ны, вот вы из­не­мог­ли; вы пла­че­те, бо­ясь му­че­ний. Че­го же еще на­доб­но вам, для то­го чтобы узнать, что Хри­стос не мо­жет из­ба­вить вас из рук на­ших? Вам оста­ет­ся те­перь толь­ко по­кло­нить­ся бо­гам на­шим.

Свя­тые же от­ве­ча­ли:

– Зверь, а не че­ло­век! Мы не по­беж­де­ны, а, на­про­тив, са­ми по­беж­да­ем при по­мо­щи укреп­ля­ю­ще­го нас Иису­са; ес­ли же мы за­пла­ка­ли, то не по­то­му, что бо­им­ся му­че­ний, но от есте­ствен­ной люб­ви к на­ше­му бра­ту, ко­то­ро­го ты бес­че­ло­веч­но му­ча­ешь; в ду­ше же мы ра­ду­ем­ся, ви­дя, что доб­ро­му стра­сто­терп­цу уже уго­то­ван ве­нец.

На­мест­ник по­ве­лел то­гда ве­сти их в тем­ни­цу, и ко­гда Уар, ви­сев­ший на де­ре­ве и тер­пев­ший му­че­ния, уви­дел, что свя­тых в це­пях вле­кут в тем­ни­цу, то возо­пил:

– Учи­те­ли мои! По­мо­ли­тесь за ме­ня в по­след­ний раз Хри­сту, ибо я уже раз­лу­ча­юсь от те­ла; вас же бла­го­да­рю за то, что вы при­ве­ли ме­ня к веч­ной жиз­ни.

Пре­быв в му­че­ни­ях око­ло пя­ти ча­сов, свя­той Уар пре­дал чест­ную и свя­тую ду­шу свою в ру­ки Гос­по­да[7]. Му­чи­те­ли же, счи­тая его еще жи­вым, би­ли и му­чи­ли его охла­дев­шее те­ло, а по­том, за­ме­тив, что он уже умер, сня­ли его с дре­ва и по по­ве­ле­нию му­чи­те­ля, вы­та­щив его вон из го­ро­да, бро­си­ли его на съе­де­ние псам, на то ме­сто, ку­да бро­са­ли тру­пы жи­вот­ных.

Од­на бла­го­че­сти­вая вдо­ва, по име­ни Клео­пат­ра, ро­дом из Па­ле­сти­ны, – муж ко­то­рой был во­е­на­чаль­ни­ком в Егип­те, и ко­то­рая име­ла сы­на, еще ма­ло­го от­ро­ка, по име­ни Иоан­на, – со скор­бью смот­ре­ла из­да­ле­ка на стра­да­ния Уа­ра. Ко­гда те­ло свя­то­го бы­ло бро­ше­но вне го­ро­да, она но­чью взя­ла с со­бою несколь­ко ра­бов сво­их и тай­но унес­ла мно­го­стра­даль­ное те­ло свя­то­го Уа­ра; при­нес­ши его в дом свой, она вы­ко­па­ла мо­ги­лу для него в сво­ей спальне, пред по­сте­лью сво­ею, и там по­ло­жи­ла его.

На сле­ду­ю­щее утро на­мест­ник вы­вел из тем­ни­цы про­чих стра­даль­цев и, дол­го му­чив их, усек ме­чем и бро­сил за го­ро­дом непо­гре­бен­ны­ми; те­ла их, так­же но­чью, неко­то­рые тай­ные ис­по­вед­ни­ки Хри­сто­вой ве­ры пре­да­ли по­гре­бе­нию. Клео­пат­ра же все вре­мя воз­жи­га­ла над гро­бом свя­то­го Уа­ра све­чи и со­вер­ша­ла каж­де­ние, по­чи­тая его сво­им ве­ли­ким за­ступ­ни­ком и хо­да­та­ем пред Бо­гом.

Ко­гда про­шло несколь­ко лет и го­не­ние утих­ло, Клео­пат­ра по­же­ла­ла во­ро­тить­ся в свое оте­че­ство и дол­го раз­мыш­ля­ла о том, как бы ей уне­сти с со­бою мо­щи свя­то­го Уа­ра. На­ко­нец, при­го­то­вив цен­ный по­да­рок, она об­ра­ти­лась к на­мест­ни­ку чрез од­но­го хо­да­тая с та­кою прось­бою:

– Муж мой был во­е­на­чаль­ни­ком и умер здесь на цар­ской служ­бе; окон­ча­тель­но­му по­гре­бе­нию он еще не пре­дан, ибо в чу­жой стране нель­зя его по­хо­ро­нить так, как при­лич­но хо­ро­нить важ­но­го во­е­на­чаль­ни­ка; я же, остав­шись вдо­вою в чу­жой сто­роне, хо­чу воз­вра­тить­ся в свое оте­че­ство к сво­им род­ным. По­се­му поз­воль мне, гос­по­дин мой, взять с со­бою остан­ки лю­би­мо­го му­жа мо­е­го и пре­дать их с по­че­том по­гре­бе­нию в мо­ем оте­че­стве, в гроб­ни­це мо­их пред­ков, ибо я не хо­чу и по смер­ти с ни­ми раз­лу­чать­ся.

Так по­сту­пи­ла эта жен­щи­на вви­ду то­го, что хри­сти­ане, узнав, что она вы­но­сит из их го­ро­да мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка, мог­ли бы вос­пре­пят­ство­вать ей в том и от­нять у нее сие дра­го­цен­ное со­кро­ви­ще. На­мест­ник же, при­няв по­да­рок, раз­ре­шил ей увез­ти те­ло ее му­жа, и она, взяв вме­сто него мо­щи свя­то­го Уа­ра, при­нес­ла их, как некую дра­го­цен­ность из Егип­та в Па­ле­сти­ну и в сво­ем се­ле­нии, на­зы­ва­е­мом Эд­ра, ко­то­рое на­хо­ди­лось око­ло Фа­во­ра, по­ло­жи­ла с сво­и­ми пред­ка­ми. Вся­кий день она хо­ди­ла на гроб­ни­цу свя­то­го, со­вер­ша­ла там каж­де­ние и ста­ви­ла све­чи, а по ее при­ме­ру и дру­гие хри­сти­ане, жив­шие там, на­ча­ли с нею при­хо­дить к гроб­ни­це свя­то­го и при­но­сить ту­да сво­их недуж­ных, ко­то­рые по мо­лит­вам свя­то­го Уа­ра по­лу­ча­ли при гро­бе его ис­це­ле­ния. И рас­про­стра­ни­лась сла­ва о свя­том Уа­ре по всем окрест­ным ме­стах, и все с ве­рою при­те­ка­ли к гроб­ни­це его.

Клео­пат­ра, ви­дя, что хри­сти­ане со­би­ра­ют­ся для мо­лит­вы ко гро­бу свя­то­го, ре­ши­ла по­стро­ить храм во имя его и на­ча­ла при­во­дить свое ре­ше­ние в ис­пол­не­ние. К это­му вре­ме­ни сын ее, Иоанн, до­стиг 17-ти­лет­не­го воз­рас­та, и Клео­пат­ра ста­ра­лась до­стать ему ме­сто в цар­ском вой­ске[8]; при по­мо­щи неко­то­рых хо­да­та­ев она ис­про­си­ла у ца­ря по­чет­ную долж­ность в вой­ске для сво­е­го сы­на; он был за­чис­лен в во­ен­ную служ­бу и по­лу­чил зна­ки сво­е­го до­сто­ин­ства в то са­мое вре­мя, ко­гда на­ча­то бы­ло стро­е­ние церк­ви во имя свя­то­го Уа­ра. Клео­пат­ра ска­за­ла то­гда:

– Сын мой до тех пор не бу­дет слу­жить в цар­ском вой­ске, до­ко­ле не окон­чит­ся по­стро­е­ние до­ма Бо­жия; ибо я хо­чу, чтобы он вме­сте со мною по­нес одр свя­то­го му­че­ни­ка, а по­том уже ис­пол­нил цар­ское по­ве­ле­ние.

Ко­гда за­кон­чи­лось по­стро­е­ние хра­ма, Клео­пат­ра при­зва­ла епи­ско­пов, свя­щен­ни­ков и ино­ков и, взяв из гро­ба чест­ные мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка, по­ло­жи­ла их на дра­го­цен­ном од­ре, ввер­ху же мо­щей – по­яс и одеж­ду во­ин­скую, в ко­то­рую дол­жен был об­лечь­ся ее сын, чтобы они освя­ти­лись от при­кос­но­ве­ния к мо­щам свя­то­го; в то же вре­мя она усерд­но мо­ли­ла свя­то­го, чтобы он был по­мощ­ни­ком ее сы­ну, ко­то­ро­го бла­го­сло­ви­ли все со­брав­ши­е­ся свя­ти­те­ли и свя­щен­ни­ки. Со­бра­лось тут и бес­чис­лен­ное мно­же­ство хри­сти­ан, и одр с мо­ща­ми по­нес­ли в цер­ковь, – нес­ла мо­щи и Клео­пат­ра с сы­ном. По освя­ще­нии хра­ма мо­щи свя­то­го по­ло­жи­ли под пре­сто­лом, на ко­то­ром ста­ли со­вер­шать Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию[9]. Клео­пат­ра же, при­пав к мо­щам свя­то­го Уа­ра, мо­ли­лась та­ки­ми сло­ва­ми:

– Мо­люсь те­бе, стра­сто­терп­че Хри­стов, ис­про­си для ме­ня у Бо­га то, что бу­дет угод­но Ему и по­лез­но мне, а так­же и един­ствен­но­му сы­ну мо­е­му; я не имею про­сить бо­лее то­го, что хо­чет Сам Гос­подь; Он Сам зна­ет, что нам по­лез­но, и пусть со­вер­ша­ет­ся над на­ми Его бла­гая и со­вер­шен­ная во­ля!

По окон­ча­нии свя­той служ­бы Клео­пат­ра устро­и­ла бо­га­тое уго­ще­ние для всех со­брав­ших­ся и са­ма вме­сте с сы­ном слу­жи­ла сво­им го­стям. В это вре­мя сын ее, слу­жа го­стям, вне­зап­но за­бо­лел и по­шел лечь на одр свой. Ко­гда все го­сти вста­ли из-за обе­да, Клео­пат­ра ста­ла звать сво­е­го сы­на, чтобы он вку­сил от остат­ков тра­пезы, но Иоанн не мог ска­зать ни сло­ва, сжи­га­е­мый ог­нем го­ряч­ки. Уви­дев, что сын ее за­бо­лел, мать ска­за­ла:

– Кля­нусь Гос­по­дом, что я не вло­жу кус­ка хле­ба в уста свои, до­ко­ле не уви­жу, чем кон­чит­ся бо­лезнь мо­е­го сы­на!

Она се­ла око­ло него, охла­ждая, чем воз­мож­но, со­жи­гав­ший его жар бо­лез­ни и скор­бя о сво­ем един­ствен­ном сыне. В пол­ночь от­рок умер, оста­вив свою мать в без­утеш­ном го­ре. С пла­чем устре­ми­лась она то­гда в храм свя­то­го Уа­ра и, при­пад­ши к его гроб­ни­це, во­пи­я­ла:

– Так-то от­пла­тил ты мне, угод­ник Бо­жий, за то, что я столь­ко по­тру­ди­лась для те­бя? Та­кую-то по­мощь ты ока­зал мне то­гда как я для те­бя пре­зре­ла сво­е­го му­жа и воз­ла­га­ла на те­бя всю свою на­деж­ду? Ты до­пу­стил уме­реть мо­е­му един­ствен­но­му сы­ну, по­гу­бил мою на­деж­ду, от­нял у ме­ня свет очей мо­их. Кто те­перь про­пи­та­ет ме­ня в ста­ро­сти? Кто за­кро­ет мне очи по смер­ти? Кто по­гре­бет мое те­ло? Луч­ше бы мне уме­реть са­мой, чем ви­деть мерт­вым мо­е­го сы­на, как цве­ток, увяд­ший преж­де вре­ме­ни. От­дай же мне мо­е­го сы­на, как неко­гда Ели­сей со­ма­ни­тян­ке (4Цар.4), или же и ме­ня тот­час возь­ми от­сю­да, ибо мне от горь­кой мо­ей пе­ча­ли жизнь ста­ла в тя­гость.

Пре­бы­вая с пла­чем у гро­ба свя­то­го, она на крат­кое вре­мя от край­ней уста­ло­сти и ве­ли­кой скор­би по­гру­зи­лась в сон. В сно­ви­де­нии пред нею явил­ся свя­той Уар, дер­жа за ру­ку ее сы­на; оба они бы­ли свет­лы как солн­це и одеж­ды их бы­ли бе­лее чем снег; на них бы­ли зо­ло­тые по­я­са и вен­цы на го­ло­вах, кра­со­ты неска­зан­ной. Уви­дев их, бла­жен­ная Клео­пат­ра бро­си­лась к но­гам их, но свя­той Уар под­нял ее, го­во­ря:

– О жен­щи­на, что ты жа­лу­ешь­ся на ме­ня? Уже­ли я за­был твои услу­ги, ка­кие ты ока­за­ла мне в Егип­те и во вре­мя пу­те­ше­ствия? Или ты ду­ма­ешь, что я не чув­ство­вал ни­че­го, ко­гда ты взя­ла мое те­ло из гру­ды тру­пов ско­та и по­ло­жи­ла ме­ня в сво­ей ком­на­те? Раз­ве я не вни­маю все­гда тво­им мо­лит­вам и не мо­люсь за те­бя Бо­гу? И преж­де все­го я умо­лил Бо­га о срод­ни­ках тво­их, с ко­то­ры­ми ты по­ло­жи­ла ме­ня в гроб­ни­це, чтобы им бы­ли от­пу­ще­ны гре­хи их. По­том я взял на слу­же­ние Небес­но­му Ца­рю тво­е­го сы­на. Не ты ли са­ма про­си­ла ме­ня здесь, чтобы я ис­про­сил для те­бя у Бо­га то, что Ему угод­но и по­лез­но те­бе и тво­е­му сы­ну? Итак я про­сил Все­бла­го­го Бо­га, и Он со­бла­го­во­лил по неиз­ре­чен­ной Сво­ей бла­го­сти на то, чтобы твой сын был при­нят в Небес­ное Его во­ин­ство; и вот сын твой, как ты ви­дишь, те­перь стал од­ним из пред­сто­я­щих пре­сто­лу Бо­жию. Ес­ли же хо­чешь, возь­ми его об­рат­но и по­шли его на служ­бу к ца­рю зем­но­му и вре­мен­но­му; ви­жу, что ты не хо­чешь, чтобы он слу­жил Ца­рю Небес­но­му и Веч­но­му.

От­рок же, си­дев­ший на ру­ках Уа­ра, об­нял его и ска­зал:

– Нет, гос­по­дин мой! Не слу­шай ма­те­ри мо­ей – не от­да­вай ме­ня в мир, пол­ный неправ­ды и вся­ко­го без­за­ко­ния, от­ку­да я спас­ся бла­го­да­ря тво­е­му за­ступ­ни­че­ству; не ли­шай ме­ня, от­че, об­ще­ния с то­бою и со свя­ты­ми.

По­том, об­ра­ща­ясь к ма­те­ри сво­ей, он ска­зал:

– Что ты так пла­чешь, мать моя? Я при­чис­лен к во­ин­ству Ца­ря – Хри­ста и мне да­но пра­во пред­сто­ять Ему на небе вме­сте с Ан­ге­ла­ми, а ты те­перь про­сишь о том, чтобы взять ме­ня из цар­ства в уни­чи­же­ние.

Бла­жен­ная Клео­пат­ра, ви­дя, что сын ее об­ле­чен в чин Ан­гель­ский, ска­за­ла:

– Возь­ми­те же и ме­ня с со­бою, чтобы и мне быть с ва­ми.

Но свя­той Уар от­ве­чал:

– И здесь, на зем­ле, оста­ва­ясь, ты все-та­ки – с на­ми; иди же с ми­ром, а по­том, ко­гда по­ве­лит Гос­подь, при­дем взять те­бя.

По­сле сих слов оба ста­ли неви­ди­мы. Она же, при­дя в се­бя, по­чув­ство­ва­ла в сво­ем серд­це неска­зан­ную ра­дость и ве­се­лие и по­ве­да­ла о сво­ем ви­де­нии свя­щен­ни­кам; вме­сте с ни­ми она с че­стью по­греб­ла при гро­бе свя­то­го Уа­ра и сво­е­го сы­на, уже не пла­ча, а ве­се­лясь о Гос­по­де. По­сле се­го она раз­да­ла свое име­ние нуж­да­ю­щим­ся, са­ма же, от­рек­шись от ми­ра, жи­ла при церк­ви свя­то­го Уа­ра, слу­жа Бо­гу день и ночь в по­сте и мо­лит­вах. Вся­кую неде­лю по вос­крес­ным дням ей яв­лял­ся во вре­мя мо­лит­вы свя­той Уар с ее сы­ном в бле­стя­щем си­я­нии. Про­ве­дя семь лет в та­ко­вых по­дви­гах, бла­жен­ная Клео­пат­ра пре­ста­ви­лась, бла­го­уго­див Бо­гу. Те­ло ее бы­ло по­ло­же­но в церк­ви свя­то­го Уа­ра, близ сы­на те­ла ее, Иоан­на, ду­ша же ее свя­тая вме­сте с свя­тым Уа­ром и Иоан­ном в ве­се­лии пред­сто­ит на небе­сах Бо­гу, Ему же сла­ва во ве­ки ве­ков, аминь.


При­ме­ча­ния

[1] По­зор был – ко­гда сде­лал­ся пред­ме­том вни­ма­ния.

[2] Т.е. от­шель­ни­ков, у ко­то­рых при­хо­ди­ли ис­кать на­став­ле­ний хри­сти­ане-ми­ряне.

[3] Дос­ка де­ре­вян­ная, в ко­то­рой бы­ли сде­ла­ны от­вер­стия для рук, ног и да­же го­ло­вы и ко­то­рая на­де­ва­лась на за­клю­чен­ных в тем­ни­це, чтобы вос­пре­пят­ство­вать их по­бе­гу.

[4] Т.е. про­ли­ли за Хри­ста кровь свою.

[5] Точ­нее (с гре­че­ско­го): из Ти­а­н­ской ко­гор­ты (часть пол­ка). Ти­а­на – го­род в Егип­те (Tyanis). Ко­гор­ты рим­ские но­си­ли име­на го­ро­дов, из жи­те­лей ко­то­рых они на­би­ра­лись.

[6] Т.е. от глу­по­го мож­но услы­шать толь­ко глу­пые ре­чи.

[7] Кон­чи­на св. Уа­ра по­сле­до­ва­ла в 307 го­ду.

[8] В этом воз­расте юно­ши обык­но­вен­но за­чис­ля­лись в во­ен­ную служ­бу.

[9] И в на­сто­я­щее вре­мя, при устро­е­нии пра­во­слав­ных хра­мов, со­блю­да­ет­ся этот древ­ней­ший обы­чай – воз­дви­гать пре­сто­лы на ко­стях му­че­ни­ков.